Записки путешественницы

Записки путешественницы или Оренбург глазами приезжей

Ну вот, я и в поезде. Позади месяц ожидания, волнения: «поеду - не поеду», «быть или не быть», устройство под опеку любимого кота, вызов такси…
Оказывается, всё обычно: и поезд (такой же, как и двадцать лет назад, только ремни появились на второй полке), и кипяток такой же горячий! Люди только кажутся неразговорчивыми смурыми, а как только  заговоришь с ними, и их прорывает: говорят, говорят, не заткнуть…
На перроне так же целуются после долгого ожидания на тридцатиградусном морозе с тоненькой розочкой в руках. Поезд пришёл чуть опоздав. Я и не заметила, разговорившись с девушкой: оказывается, отдохнуть можно и у нас в лесу, надышаться лесным воздухом в бору, напарившись в бане и накатавшись на квадрациклах. Новый год! И всё по-новому.
Улыбчивая проводница в вагоне, а за окошком – «степь да степь кругом», зима-зимушка. А я как всегда забыла курицу. Ехать почти сутки, а «кушать хоца»… Да и ладно, поголодаю, приеду стройной и подтянутой. И сын не узнает, а его женушка Катюша снова не поверит, что мне уже за…
А ещё меня ждёт ожидание в Челябинске и … прямая дорожка в Оренбург, к сыночку. Класс! Сразу появились мысли: надо иногда менять свою жизнь, пусть на время, пусть на недельку. Тогда и жизнь хороша и жить хорошо!
Станции, станции… Юргамыш, Мишкино, Шумиха… Погодите-погодите, Мишкино? Любимый посёлок, родные улицы, уютный вокзал. Сколько здесь пережито – и смех, и слёзы, родные, милые сердцу люди! Быстро нахожу в телефоне её номер: уже полгода, а этот номер всё там же, я просто не могу его убрать, не в состоянии… Наденька, любимая моя, ты со мной, всегда рядом, пусть и смотришь на меня с высоты. Не удержалась и набрала знакомые цифры. Гудки, гудки, гудки. Но такое впечатление, что она просто отошла  и вот-вот подойдёт…
В вагоне тепло, пьют чай, едят яблоки. Я (ну что поделать, ну не могу я просто в окно смотреть) начинаю всем гадать, всё-таки рождество скоро… И что вы думаете: выстраивается очередь. Не удивительно - рождественские дни, волшебные и сказочные ночи. Радостно приносить людям подарки, пусть и в качестве доброго гадания.
Продолжаем? Продолжаем. Второй раз в жизни я в Челябинске, столице Южного Урала. Одни трубы, трубы, дым, дым, спальные районы высоток и… граффити, граффити. Они украшают разрушенные цеха и стены, оставленные после лихих 90-ых. Ничего, впечатляет! Вокзал огромный, стеклянный с фонтанами (естественно летними) и большой ёлкой! Хотела погулять, но… таскать тяжёлую сумку нелегко. Вот такие дела. Всего два часа – ещё два часа и долгожданная встреча с сыном и его жёнушкой. Как они там устроились? Скоро узнаю. Огромные ели кланяются мне, будто здороваются со мной, и замело, замело, замело… Метель и здесь со мной не расстаётся.
Посадка. Поезд до Адлера. Устроилась в купе, все до Оренбурга. Молодой юноша, студент Томского университета (томич), немолодая семейная пара из Омска (омичи) и я (курганка). Все сибиряки! Юноша сам предложил мне поменяться местами, и мне не пришлось карабкаться на верхнюю полку. И имя у него, как у меня, только мужское: Олег – светлый.
Ночь перед Оренбургом не забуду никогда! Дети. Оказывается их теперь воспитывать не обязательно, только: «не упади», «не лезь», и «тише-тише-тише». Уважать свою маму, но и чужих взрослых людей не обязательно. Поздняя ночь, а дети пяти лет играют, бегают, скачут и кричат. А родители в это время… спят. Вы бы слышали, как двое парнишек играют в «машинки». И это только так называется игра, а на самом деле игра в менеджеров: один продаёт, другой покупает. Главное: что в первую очередь надо проверить у машины, ведь «не кусок хлеба покупаешь, а машину» (слова бабушки одного из парнишки). Хлеб-то можно выбросить, а машину – нет. Вот это сравнение! Я в шоке! Едем дальше. До утра спали, как убитые. «Поднимаемся. Через полчаса Оренбург». Оказывается, все едут в гости. Никто никогда не был в городе.
Катюша встретила на вокзале. Метёт метель. Снег падает большими хлопьями. Вокзал старый с новым пристроем. Оренбург старинный город, основанный в 1743 году. Курган моложе аж на 26 лет! В автобусе смотрю в окошко: в центре города немало старинных зданий одно-двух-трёх-этажных. Завораживает!
Город делится не как у нас на районы, а на округа. В Южном округе живёт мой сынок. Подъезжаем к девятитажке. Лифт, восьмой этаж. Здесь свил своё гнёздышко мой маленький-большой сын! Не смог он меня встретить (опять в наряде). Невезуха! А так хочется обнять его! Три года, как он отпущен в вольное плавание. И вроде всё хорошо, успешно. На пороге встречает кот Митяй-разгильдяй (два месяца прошлым летом он гостил у нас в Кургане).
Первый день в Оренбурге погуляла по улицам, подышала воздухом, одним словом, адаптировалась.  Говор здесь совсем другой: говорят, растягивая слова, а меня совсем не понимают, только с третьего раза, и то приходится специально растягивать слова: «Спа-а-си-и-бо-о». Смешно! Почему-то хочется говорить всем добрые слова.
Вместе с Катюшей готовим салат и второе блюдо «горячую шубу». Она командует, а я будто подчиняюсь… Поживём – увидим. Жду с нетерпением сына. Он придёт с работы через сутки. Воинская часть за городом, не найти самой… А так хочется! Вечером погадала Катюше (всё-таки новый год, рождество на носу), сделала ёлочку-оригами на память о себе.
Второй день начался с головной боли (сказываются перепады температуры), всё же уже не девочка… После горячего кофе полегчало. Сфотографировала  с балкона виды спального Оренбурга: с одной стороны высотки, с другой – частный сектор – коттеджи 1-2-3-х этажные.
Настойчивый стук в дверь. Это сынок вернулся! Открываю: входит небольшой сбитый мужичок в военной форме. И куда что делось! Совсем не узнать, только глаза и улыбка выдают принадлежность к нашей семье (похож на бабушку). Обнимашки, целовашки. После сытного завтрака уложили любимого сына и любимого мужа спать, а сами с Катюшей пошли знакомиться со старинным городом Оренбургом.
Путешествие началось с пешей прогулки до Никольской церкви на улице Чкалова (сюда частенько приезжал сам Николай II). Рядом поразил памятник Оренбургскому казачеству (казак-вояка с пикой на коне) и мемориал ушедшим и не вернувшимся с I мировой войны 1912-1914гг. Впечатляет! На автобусе проехали по центру города: высотные здания Нефтепрома, Газпрома, Администрации города. В Оренбурге 16-ти этажки – норма.   А у нас их только недавно стали строить…
И вот мы в старом городе: Советская и Пушкинская, Пролетарская и Ташкентская. Ой-ой-ой! Что я только не видела, где я только не побывала! Начнём с театров: рядом два театра, каждому больше 100 лет. Вот Драматический театр имени М.Горького (с него начинал актёр Броневой). Рядом, наискосок, Кукольный театр. Оказывается, мои дети постарались, и завтра они меня поведут в театр. Как заядлой театралке и любительнице своего Курганского театра драмы мне будет интересно сравнить наш театр и Оренбургский, игру актёров. Но это будет совсем другая история.
Четыре улицы старого Оренбурга превращены в Арбат, пешеходную зону. Много туристов, особенно летом. Да и сейчас, зимой, все с фотоаппаратами, гуляют. А посмотреть есть на что. Вот Думское собрание, которое неоднократно посещал в 19 веке император Николай I, в начале 20 века – Николай II. Ссыльный пункт, тюрьма, где был временно помещён Тарас Шевченко, сосланный в начале 19 века. Дом, где останавливался проездом писатель Фадеев. В этом доме  и сейчас живут. А вот домик, где жил Александр Сергеевич Пушкин, когда приезжал собирать материал для «Капитанской дочки» и «Восстания Пугачёва» (мамочка, тебя бы сюда, рядом постоять). Артист Иоффе тоже гостил в этом же доме. А вот краеведческий музей. Там – научная библиотека. И всем им больше 100 лет!
Оказывается, в Оренбурге существовал с 18 века кадетский корпус, а потом лётное училище, которое закончил Юрий Гагарин, наш первый в мире космонавт (5-ти этажное здание с мемориальной доской). А рядом на площади стоит огромной памятник Чкалову. Как тут летать не захочется?!
Старинные дома в отличном состоянии, отштукатуренные и покрашенные в разные цвета, в некоторых до сих пор живут люди. Чистота и порядок. Старинные фонари. А вот домик, где жил первый член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии им. Ломоносова Рычков (мы изучали по истории журналистики). Сады, скверы, парки со старыми фонтанами, скульптурами, беседками. В Парке имени Ленина стоит ротонда, которой больше 150 лет. Чудо!
А рядом река Урал. И пусть он сейчас закован в лёд, но как же здорово стоять у его берегов: удобные фуникулёры (канатная дорога с вагончиками) увезёт туда и обратно, через реку Урал. Огромная лестница 18 века (не хуже Одесской). Пахнет стариной и тишиной. Русская провинция…
Единственный в стране памятник педагогам от благодарных воспитанников впечатляет! Побродишь по этим улочкам, посмотришь на людей и подумаешь: не зря оренбуржцы довольны своим благосостоянием.
А вот башня с часами 1815 года. Часы до сих пор идут и время отбивают. Памятник братьям нашим меньшим. Симпатичный пёсик с потёртым носом (потрёшь счастливым станешь). Хотела ещё сказать, что Оренбург – город кошек. Бездомных собак почти не увидишь, а кошек так много, что в каждом магазине по 2-3 кошки живут.
И ещё в городе все дорожные знаки для машин, для людей – только подземные переходы и редко – светофоры. Вот такие пироги!
Пешие прогулки у нас с Катюшей продолжались три дня: и где усталость? Ощущаю себя молодым фотокорреспондентом! Вот что значит «попасть в тему», вот что значит «командировка по интересам». А какие я подметила вывески в магазинах и бутиках старого города! Вот ресторан «Белая сметана». А разве сметана может быть другого цвета? А японский ресторан «Зелёная горчица»? Я всегда думала, что горчица жёлтого цвета и что это русская приправа, а разве нет? И при чём здесь Япония…
«Живые волосы ручной работы». Каково? Ого! Они шевелятся! Мне казалось, что это парики… Вот и набегалась, насмеялась!
Последний вечер. И надо же, меня ждало свидание с театром (да простит меня Курганский драматический театр за измену). Театр драмы им. Горького, солидный такой, седовласый. Ему в этом году исполнится 159 лет! 9 лет назад в театре провели реконструкцию, и засиял театр, засветился: белый пол блестит, люстры хрустальные радуют зрителей. Гардероб внизу с удобными диванчиками с мягкими подушечками красно-кофейного цвета. Новогодние ёлочки на каждом этаже, а их три. Театр состоит из 2-х зданий: одно старинное, а другое построено в прошлом десятилетии. Зрительный зал из трёх ярусов – партер, амфитеатр, балкон. Но есть ещё балкончики ближе к потолку, мягкие удобные кресла, современная аппаратура, софиты со всех сторон. Очень даже ничего!
Мне, как заядлой театралке очень хочется посмотреть не только театр, но и сравнить игру актёров. Сравнила. Ну что вам сказать… Конечно красиво, конечно да: и музыка, и танцы, и песни, и игра. Всё соответствует, но… Дом есть дом и своему театру я не изменю!
А самое главное, какие зрители! Женщины и девушки в длинных платьях, в туфельках (хотя вроде бы зима…). Мужчины-кавалеры все в костюмчиках, отлакированные такие! Спасибо за театр, дети!
Последний день. Снова потянуло сборами, появилось волнение… С утра побежала фотографировать то, что не успела: казака с пикой (памятник Оренбуржскому казачеству) и Никольскую церковь. И знаете – наступила снова зима: -20 градусов, а на ветру все -28! Но я – стойкий оловянный солдатик, что задумаю, то исполню. На всё про всё ушло 2 часа. Чай отогрел.
Всё ближе, ближе, ближе… Сын опять не провожает (в наряде). У всех военных такая доля – себе не принадлежат. Но я с Катюшей, как за каменной стеной, ничего не боюсь! Если бы вы видели, как мы ждали с работы сына: раз пять соскакивали и зажигали бенгальские огни. Рождество, как-никак! И только на шестой раз зажгли огни и… Как рождественский пирог зашёл в дверь наш сын и муж! Ему было очень приятно: «Запахло новым годом и детством!» А нам главное, чтобы ему было хорошо!
Такси подъехало не слышно и быстро. Если у нас заказывать такси надо самое меньшее за час, то в Оренбурге за 2-3 минуты…
Быстро приехали и… попрощавшись с Катюшей, я снова еду, но уже домой. Всё-таки дом родной – это что-то самое лучшее. Дома и стены помогают.
Поездка пролетела а один миг. Даже шесть часов на Челябинском вокзале не остались в памяти. Разговоры с педагогом из Барнаула скрасили однообразие за окном (одни степи, а уж потом наш сибирский лес). Вокзал кургана сиял огнями – меня встречал. И даже мороз не мешал мне идти ДОМОЙ. Любимый горд, я опять с тобой!


Рецензии