Сорок сороков ч4

Сорок сороков
Часть 4

Даниил Московский

Где зрелищ ждет из  рода в год
Опустошенный  ненарод,
Невидим, тих, идет на Вы
Хранитель города Москвы.
Всемирный огнь не жаждет он,
И не возвысить Вавилон,
Лишь отыскать за шторой лет
Московских улиц древний свет.

     Нынешнее время очень похоже на век заката Римской империи. То же служение нынешнему веку: эпикурейство и разочарование во всех идеальных концепциях. Бизнес вытесняет гуманитарные и культурные ценности на периферию жизни, и человек, живущий ими, становится смешон и непонятен для большинства. Если оглянуться на досоветскую Россию, то класс, именуемый купечеством, вряд ли можно сопоставить с деловыми людьми современности. Все, что связывалось в России с понятием «честь» (которым в нынешнее время оперируют только профессиональные военные), было доступно и дворянам, и купцам. От них, например, вошли в обиход словосочетание «долг чести», и  неписанный моральный кодекс. Вспомните  М. Ю. Лермонтова и его купца Калашникова, или хотя бы русскую сказку «Аленький цветочек». 
     С чем же была связана всеобщая негласная этика? Видимо, с неким подсознательным убеждением в ложности поговорки: «После нас хоть потоп». Последовательный материализм обязательно отбросит понятия «совесть» и «честь» как предрассудки, что и произошло в 1917 году.

***
Самодовольный пьет покой, толпы кумир – подхалимаж.
Не человеческий закон во дни войны – вериги Торы,
И коммунист, и демократ кричат на площади: «Не наш!».
Освенцим русским господам и метафизики просторы.
Но воды Фалеса – обман, ветра эстетики не те,
Огонь безжалостен вселенной Гераклита.
Права крылатая латынь в русскоязычной полноте:
В вине и хлебе жизни Истина сокрыта.

     Так называемая демократия не была перестройкой общества, а лишь последовательного материализма, зародившегося в 19 веке, посему современные олигархи мало похожи на купца Третьякова, сделавшего для будущей России не менее Петра 1. Даже если человек не религиозен подсознательное чувство бессмертия духа, то есть, ограничение эгоцентризма, присуще мало-мальски культурному человеку, знающему историю своих предков, и имеющему за душой не грубо корыстные цели.
       Вера, точнее православие (о иных религиях не знаю) не творит нового человека, а раскрывает невидимое зерно вечной жизни в душе - личной психологии, или в духе - общей психологии. Поэтому духовная жизнь не может быть эгоистичной, несмотря на то, что наибольший индивидуализм проявляется, как правило, в толпе (удобно и безопасно)


Град Москва

Не вечна земля под холодной луною,
и смерть - оправдание волчьему вою.
Но честь сохраняет, гордыни помимо,
двуглавый наследник державного Рима,
где имя святое творит человека,
и солнце креста с полумесяцем века.

      Время падения Рима совпало с культурным и политическим возвышением восточной области его владений – Византии, но без участия православия этого бы не случилось. Хочется думать что нынешнее шатание умов не создаст новых русских в стиле 90 годов, а возродит лучшее из православной России.

Дух, величающий Софию,
и ум не более велик,
И в бестелесную Россию
Святит Царицы горний Лик.


Рецензии