Стр. 65 - 100 - ДиЖ

ДЕНЬГИ

Ожидание томило. Другой что-то долго не шёл с работы. Дождь, надоедливо моросивший весь день, утихал. Тусклый свет навевал неспешные невесёлые мысли. Одна из них свернулась клубком в одном краю дивана, предоставив остальную его часть мыслителю с его любимым бездельем - сонетами Шекспира. В сумеречном безделье затянувшегося ожидания не возникало ни одной приличной темы для беседы.
Мыслитель читал наплывами: принимался декламировать вслух, и затихал, читая про себя или хаотично перебирая страницы книги. Но сонет номер сто семнадцать побудил-таки одну из них начать беседу с мыслителем. Когда тот прочёл:
Скажи, что я уплатой  пренебрёг
За всё добро, каким тебе обязан,
Что я забыл заветный твой порог,
С которым всеми узами я связан,
Что я не знал цены твоим часам,
Безжалостно чужим их отдавая,
Что позволял безвестным парусам
Себя нести от милого мне края.
Одна из них, не дав докончить чтение сонета, произнесла:
- Почему ты говоришь, что читаешь сонеты Шекспира, если это - совершенно русские стихи? Дай мне книгу. На, смотри: в переводе Маршака - значит, русские стихи. Темы Шекспира, а стихи - наши, Маршаком написанные.
- Не темы, а стихи - Шекспира, так как при переводе сохраняют размер стихов, последовательность изложения и даже ритм. Если, конечно, переводчик хороший.
- Ты ведь читал стихи другого? У него есть одинаковые по структуре и содержанию стихотворения, написанные в чуть иных ритмах - читающие не замечают, что это по сути вариации одного и того же стихотворения, а воспринимают как разные произведения. Различия в ритмах потребовал и найти иные слова для выражения тех же самых мыслей.
Одна из них победительно смотрела на мыслителя.

- Помню: есть у другого два совершенно разных стихотворения, написанных им в один день об одном и том же - и удивительно, но никто не сказал ему о их фактической идентичности. Так что, пожалуй, что ты и права - эти сонеты являются стихами Маршака на темы Шекспира.
- А объясни, пожалуйста, зачем хорошему поэту браться за чужие стихи и переделывать их в свои? Времени уйдёт гораздо больше, чем написать какие-нибудь свои, а потом и имени твоего не вспомнят даже при чтении - так вот и будут "сонеты Шекспира"; и только уж очень старательные читатели поинтересуются - в чьём переводе.
- Пушкин переписал очень много произведений других авторов. Даже совсем русская сказка "О рыбаке и рыбке" является переводом сказки братьев Гримм про камбалу. Да и многие другие его произведения являются заимствованиями или переводами. Но сделаны эти "переводы" настолько хорошо и талантом  такого уровня, что никто и никогда не упрекнёт Пушкина в плагиате - потому что из довольно серых текстов родились шедевры русской поэзии. И только сюжетные линии роднят их с первоисточниками, а собственно ткань пушкинских произведений полностью оригинальна. Дело в том, что очень это трудно - найти интересную тему; ещё сложнее составить хороший сюжет. А зарифмовать или литературно обработать - дело техники. Уровень техники у всех, конечно, разный. Потому порой перевод посредственного произведения в одном случае ведёт к созданию шедевра, а в другом случае - из шедевра делает весьма серый текстик.- Другой почему-то замолк, стал, не читая, перелистывать страницы Шекспира.
- Ну, хорошо, нет своей литературной идеи в данный момент, так зачем сразу хвататься за переделку чужих произведений. Ладно бы перевод, а то и нередки случаи компиляции или плагиата в чистом виде. У этих людей, вероятно, какая-то болезнь типа "литературной чесотки".-  Одна из  них почему-то не по делу сильно разошлась.

- Да брось ты: болезнь... Просто человеку для жизни нужны средства, большие или меньшие,  а литература является одним из способов занятия с целью получения дохода. Правда, настоящая литература - занятие разорительное и, если и приносит доход, то наследникам автора. Для скорого и более лёгкого заработка имеются и лёгкие формы литературного труда. Не скажу, что литературный перевод - лёгкий труд, но если это перевод произведений, о которых уже достаточно много слухов в обществе, то можно и заработать.
Идея - самый дорогой и редкий товар. Вот в ожидании идеи чаще всего и берётся хороший поэт за перевод чужих стихов - нужно чем-то на жизнь зарабатывать. Ради денег и переводит. В такой работе, конечно, присутствуют не только меркантильные интересы, но и желание приобщить к лучшим достижениям мировой литературы народ. И всё же деньги при таком заимствовании играют ведущую роль.
Длинный звонок прервал беседу, заставив одну из них пулей лететь открывать дверь. На пороге стоял другой. В руках  у него было по сумке, на кнопку звонка он нажимал лбом.
- Извини, не смог воспользоваться ключом.
- Это где же тебя столько времени носило?- весело защебетала одна из них.- Да ещё столько всего притащил. Зарплату дали? Вот здорово.
- Половина получки как раз и поместилась в две сумки. Не уверен в том, что то, что получаю, является зарплатой,- в армии это называется очень правильно: содержание денежного довольствия. Там, правда, ещё присутствуют и вещевое и продовольственное довольствия. Видишь ли, понятие "зарплата" означает плату за работу. Мне платят не за работу, а за факт присутствия на работе, так как никто и никогда не сможет объективно измерить величину проделанной конструктором работы - нечем измерять. Вот и получается, что деньги мои - не "зарплата", а "содержание".- Другой очень устал и не был склонен шутить, как это бывает обычно.

Весёлая процедура раскладки принесённого по надлежащим местам, дружный пересчёт "сухого остатка" денег и его распределение заняли время до ужина. За столом пересмеивались и беззлобно поддевали друг друга. Включили и телевизор. Его нудное перечисление трагедий, катастроф и иных негативных "новостей" никак не вязалось с тем бодрым весенним настроем, который царил в этот вечер в аудитории и потому "вещуна" выключили.
Одна из них не дала мыслителю вновь взять в руки книгу, а предложила тему для беседы:
- Давайте поговорим о деньгах. Я сегодня вряд ли смогу поддерживать иную тему - ожидание вольной их траты вдохновляет меня.
- Это что же ты собралась вольно тратить?- мыслитель с большим подозрением посмотрел на самую радостную мордашку в квартире.
- Деньги. Завтра я буду тратить деньги! Ты и не смотри на меня так строго. Другой, ты же обещал мне дать волю на один день,- обратилась одна из них с надеждой во взоре.
- Будешь. Ещё ни разу ты не была лишена права "вольной траты" на следующий за получкой день, и в этот раз нет нужды обижать тебя. Да не гипнотизируй ты её, мыслитель,- без таких маленьких праздников она может утратить свою способность переносить невзгоды. Пусть тратит. Не много тех денег у нас и осталось. Не разорит же она нас парой-тройкой подарков. Хорошее настроение тоже стоит денег. А вот деньги не стоят хорошего настроения.
Мыслитель принял строгий вид, так как и в этот раз его не приняли всерьёз. Ну и пусть. В конце концов, раз другой приносит деньги, то у него больше прав распоряжаться ими. Пусть. Он совершенно твёрдо решил не поддерживать беседу, но какой-то бес уже подложил ему партитуру, раскрыв её на нужной странице, дал указание с какой цифры начинать и отбил вступительный такт дирижёрской палочкой. Мыслитель, открыв рот, чтобы послать беса к чёрту, произнёс:
- Деньги - универсальный товар. Это очень древний и всегда самый спрашиваемый товар. Всё, что предлагается цивилизацией, обменивается на деньги. Деньги являются весьма своеобразным предметом сами по себе - они универсальны, но разделены по государственным суверенитетам; они ощущают себя очень независимыми, но постоянно стремятся слипаться в большие комки и мгновенно разлетаться из тонких пачек. Только ради денег создаются крупнейшие корпорации и самые мелкие фирмочки. Деньги - конечная цель любой работы и большинства заключаемых союзов. Деньги - самый универсальный регулятор отношений между людьми.
- Деньги - универсальное средство для измерения и обмена того, что можно ими измерить. А вот того, что деньгами не измеряется, не стоит пытаться добыть за деньги, и уж тем более не следует пытаться получить за это деньги. К таким, не подлежащим обмену на деньги, вещам относятся честь, совесть, долг перед родителями и перед детьми, дружба и любовь.- Одна из них очень строго взглянула на мыслителя.
Другой решил смягчить тон разговора и как бы объединить оба изложенных мнения в единое:
- Деньги - вещь, имеющая конкретное цифровое измерение, служащая средством измерения других вещей. И деньги - очень древняя вещь. Но вот странность - большинство измеряемых вещей имеют свои эталоны ( масса, линейные величины, время, колебания, электрические и магнитные величины), но нет эталона денег. Получается, что их самих не с чем сравнивать, нечем измерять.
- Как это - нечем измерить,- возразил ему мыслитель.- Ещё Адам Смит и Рикардо додумались измерять стоимость производимого товара количеством затраченного рабочего времени, а Маркс уточнил: общественно необходимые затраты рабочего времени определяют стоимость. Так что если стоимость товара измеряется рабочим временем и деньгами одновременно, значит, деньги измеряются также рабочим временем.
- Да, по Марксу, деньги являются измерителем труда, но он не сказал, что может быть обратное отношение между ними,- возразил другой.
Одна из них не выдержала "бессилия науки перед тайною Бермуд" и решила внести посильную лепту в совершенно гиблое дело:
- Может быть, стоит создать эталон денег в виде некой единицы труда - этакого человеко-часа или трудоминуты. Будет эталон - и тогда деньги станут действительно измерителем, утратят такое свойство как инфляционность (аршины у купцов укорачивались неудержимо, пока не появился стандартный хранимый эталон длины), отпадёт нужда в сложной системе валют - метр прекрасно устранил в архаику и футы с аршинами, и вёрсты с кабельтовыми.
- Душа моя, были уже "трудодни" в период колхозного строительства. Правда, обменивались они не на деньги, а на натуральный продукт, производимый в хозяйстве. Сложно сказать какой вклад внесли бы "трудодни" в разрешение судьбы денег, если бы не активные действия государства по изъятию товарной продукции в виде различных налогов и развёрсток.- Мыслитель задумался и уж совсем неуверенно продолжал,- Правда, время нельзя давать в рост под проценты. А именно на ростовщичестве держатся вся банковская система и биржа. Но не век же им быть в таком средневековом положении. Всё равно, эти структуры, являясь лишь посредниками в любом деле, будут видоизменяться и деградировать, поэтому стоит уже сейчас проанализировать возможные пути и исходы их эволюции. Не смогут же чьи-то личные, даже очень хорошо подкреплённые всевозможными средствами, интересы долго противостоять интересам всего человечества. Не могу дать пока прогноз.
Другой твёрдо завершил тупиковую беседу:
- Деньги стоят подробного разговора о них. Но деньги не стоят жизни. Деньги всего лишь - универсальное средство товарного обмена, никак не более того, хотя их и пытаются превратить в товар. Но не стоит посвящать им жизнь.


ДЕТИ

Субботнее утро удалось на славу. Наша дружная троица вышла на прогулку по весеннему городу. Солнце над головой и солнце под ногами, отражающееся в лужицах, лужах и лужищах. Улицы города радостно раскрывались перед идущими по ним. Почки на деревьях готовы были взорваться листьями. Чудесный аромат пьянил так, что даже хотелось петь. Одна из них настроила компанию на лирический светлый лад, открывая проявления возрождающейся жизни.
- Вчера в половине восьмого - примерно за полчаса до захода солнца – на развилке за мостом видел такое…Низко так клин гусей летит в направлении Цигломени - тянет к морю. А луга-то в Заостровье почти сплошь залиты. Вдруг второй гусь в клине пошёл на снижение  - решил заночевать здесь. Часть стаи пошла за ним. Остальные летят за вожаком. Гусь умище проявил огромный: своим клином пересёк путь "раскольников" – только перья полетели. Кучу малу сделал в воздухе!
- Опять сон рассказываешь?.
- Да серьёзно говорю: настоящая политическая борьба.
- Ага, ещё про плакаты с лозунгами расскажи.
- Первый гусь повёл всех за собой, снова клин построил. А соображает, что теперь не увести их к морю – закат вот-вот будет. И стал ходить над лугом параллельно дороге – три раза туда-обратно провёл, выбирая место для посадки.
- Вот видишь, лапушка: птица безмозглая, а понял, что единство стаи дороже личных амбиций - ты бы хоть раз согласилась с нашим мнением…
- Да, один ты умный на свете…
- Ну что вы опять схватились?...  Ну, лапушка, улыбнись…
- Да не лебези ты перед!..  Ты, душа моя, уж совсем ни критики, ни юмора не принимаешь…
Одна из них вдруг весело рассмеялась и указала на занятную сцену, разыгрывавшуюся около соседнего дома:
- Смотрите, что вытворяет сорванец!

Мальчик лет пяти уверенно зашёл в большую лужу, а мама уговаривала его сейчас же выйти и бегала вокруг, пытаясь достать рукой сына, очень весело проводящего время в центре лужи.
Поняв бесплодность своих усилий и оценив готовность сына надолго посвятить себя весёлому занятию, мать взревела зычным голосом, призывая мужа на помощь. Отец игруна мгновенно оказался около лужи и стал уговаривать отпрыска выйти "в люди". Видя упрямство сына, он прямо в домашних тапочках вошёл в лужу и вывел остолбеневшего от неожиданности сына за руку. Игра была окончена.
Свидетели сцены оживлённо и весело ещё раз обсудили детали события, уже направляясь домой.
Дома одна из них оказалась грустно-задумчивой и вяло реагировала на попытки друзей разговорить её. Мыслитель решил, что она вдруг почему-то разочаровалась в сделанных покупках, а другой занялся хозяйственными делами и как-то не обратил особого внимания на эту перемену настроения одной из них.
- Как плохо не иметь детей.
Тихие слова одной из них не были расслышаны сразу.
- Что плохо?- переспросил другой.
Она промолчала в ответ и подошла к окну. Мыслитель встревожился и отложил книгу. Другой  позвал всех к столу. Собирались медленно и без обычного оживления. Мыслитель наконец-то понял, в чём суть происходящего с одной из них, и взял инициативу в свои руки:
- Другой, ты сегодня рассказал хорошую байку про гусей. Только ведь по сути-то не за свои амбиции вожак бился, а за будущее благополучие потомства - летят они ведь для того, чтобы детей вывести и на крыло поставить. А в большой дружной стае это надёжнее получится, чем в раздробленных небольших стайках. Давайте, поговорим сегодня о детях. Только предлагаю: чтобы разговор не был слишком узким, поговорить на тему "Дети", подразумевая под этим словом любые плоды усилий по воспроизведению как биологических  существ, так и идей, эмоциональных ощущений, и любое другое воспроизведение чего-либо, подобного тому субъекту, который и занят непосредственно воспроизведением. То есть, пусть слово "дети" в нашей беседе обозначает любую форму потомства любых субъектов.
- Согласен,- сказал другой.- Садитесь за стол, а я для затравки беседы начну с истории про кошку. Белочка была очень заботливой и любящей мамой для своих детей. Каждые семь месяцев она приносила от шести до восьми котят. При этом очень важно отметить, что Белочка имела полную свободу прогулок, но котят рожала только от одного и того же кота в течение всех пяти лет своей жизни. Была масса других претендентов на продолжение своего рода с Белочкиным посредством, но оказывается: кошачий хвост является очень эффективным противозачаточным средством.
Не хотела Белочка деток от других котов. А тот единственный был красив, но косоглаз, и всегда очень ласково и терпеливо уговаривал кошечку. Так вот соль истории о Белочке. Однажды я стал свидетелем ужасающей сцены. Чудо материнской ласки и заботливости в очередной раз котилась. Всего было восемь котят, но ни один из них не встретился на воле с другим - каждого новорожденного кошка облизывала и съедала. Я уж потом догадался, что это были дети от какого-то нелюбимого насильника. Вот вам и бессловесное животное.- Другой посмотрел на немного кислое выражение лица одной из них и продолжил, - Простите, что за столом рассказываю столь неподходящие вещи, но была ещё одна такая история. В другой раз котятам было уже почти по месяцу, когда Белочка съела одного из них - выбраковала по каким-то известным ей признакам. Причём, перед этим он был ею накормлен, ласково облизан. Укус в шею даже не потревожил счастливого котёнка. Думаю, Гоголь имел основания поступить подобным же образом с выпестованным им вторым томом "Мёртвых душ".
- Как-то странно ты начал такую важную для понимания смысла жизни тему,- одна из них была расстроена  и  не могла  отыскать в своей памяти ни одной подходящей истории для противостояния необъяснимой жестокости другого.- Дети - смысл и цель жизни организмов, начиная от каких-то простейших амёб до человека. Радость видеть, как растёт и развивается твоё собственное подобие, является высшим наслаждением. А ты - "съела"...
- Продолжение биологического существования своего вида - основная задача живущих.- Смеясь над тем, как строго отчитала одна из них другого, поддержал разговор мыслитель.- Вы помните, как шутили в Одессе: "А что ты сделал для появления миллионного жителя города?"
Давайте, не будем мы всё-таки ограничивать круг тем только биологическими формами потомства. Кроме формы тела и простейших форм поведения есть ещё очень важные вещи, подлежащие воспроизведению. Весьма существенна доля участия в этом деле и далёких от биологии материй. Люди - существа не только мыслящие, но и действующие иногда под управлением сознания. И чем выше уровень сознательного в действиях, тем более существо - человек.
Другой придержал руку одной из них, не дав ей высказать своё мнение о словах мыслителя, и повернул тему в своё любимое русло:
- Накормить, одеть, сохранить и укрепить здоровье, даже обучить ребёнка - важные дела, но не главные. Главное - воспитание. Делать это главное дело в решении основной задачи - самое трудное и самое непредсказуемое по результатам действие. Нет более мощного способа воспитания детей, чем личный пример родителей. Природа наделила всех животных свойством запечатления образа родителей и стремлением им подражать во всём. Пример только должен быть положительным. Учёные уверяют, что волки - самые заботливые родители из всех животных. Мы, возможно, просто не хотим ничего знать об их положительных качествах.

Одна из них органически не могла принять столь вольных аналогий, как дети-волчата и  тем более - родители-волки:
- Пожалуйста, не проводи таких сравнений! Ребёнок - существо мыслящее, и ему предстоит продолжить во времени то светлое, духовное, красивое и разумное, что есть в его родителях. Ребёнок призван воплотить в себе все лучшие чаяния и мечты, родивших его людей.
- Знаешь,- задумчиво произнёс мыслитель,- по-моему, у Владимира Набокова высказана мысль, что с рождением каждого нового ребёнка мир мало что обретает, но мир очень много теряет с уходом из жизни человека, даже имевшего всего лишь своеобразную походку.
Другой потёр ладонью подбородок и тихо нараспев произнёс:
- Да, смерть жившего - вещь серьёзная. Все мы чьи-то дети, и потому наша смерть явится для родителей, прежде всего, тяжёлой потерей. Все дети, в любом толковании этого понятия, не бессмертны. Они могут быть либо добрыми, либо злыми, здоровыми или слабенькими. Они умные или не очень, счастливые или неудачники, бойкие или пассивные. Но все они смертны. Даже произведения Гомера со временем умрут, оставив светлую память по себе.
Никто не решился перебивать другого и он продолжил более уверенным тоном:
- Придёт время, когда дети человеческие забудут обо всём, связывавшем их с Землёй. Это будут совсем другие существа, ничуть не похожие на нас не только внешне, но и по способу своего мышления, по своему восприятию мира. Но они ведь будут нашими потомками, и нам уже сегодня хочется надеяться, что они будут помнить о нас. Но и мы не слишком-то стремимся к могилам предков и порой не знаем даже имён прадедов, а не то что какие-то факты из их жизни. Так что нам следует быть готовыми к такому же отношению к нам самим наших правнуков.

- Что ж ты аж до правнуков размахнулся, что и не вспомнят мол, а у самого и детей нет.
- Зачем ты так, мыслитель,- полушёпотом произнесла одна из них.- Он ведь в общем смысле говорит о правнуках...
- Да, дети не бессмертны,- совершенно не реагируя на услышанное, продолжил другой.- Но им предстоит жизнь. И детей следует очень хорошо подготовить к этой жизни. Главное - у детей будут свои дети. И нам хочется быть уверенными в том, что дети детей будут достойным продолжением всего того, что досталось нам от наших родителей. Нет, не повторением, не копией, а именно – продолжением; лучше нас, добрее и сильнее. Наш долг - дать им шанс на бессмертие, не призрачную надежду, а реальный шанс - для этого надо пересмотреть наше сегодняшнее отношение к себе и к устройству нашего мира.
Мыслитель погасил взмахом руки порыв одной из них к высказыванию и заговорил сам.
- Динозавры, вероятно, очень любили своих детей, кормили их и оберегали от забот и тревог. Но сами не могли и не желали думать о том, что дети смертны, и детей не научили думать. Незначительные изменения внешних условий погубили вчистую весь прекрасно устроенный мир рептилий. А незаметные крысоподобные существа, ввиду своей малости и изворотливости, сумели приспособиться и расплодились во множестве видов и произвели даже мыслящее потомство. Но нет гарантии, что потомство потомков тех крысоподобных существ способно выжить при дальнейших незначительных изменениях внешних условий - ведь и они не думают о том, что дети не бессмертны, и не учат их думать об этом. Конечно, крушение мира рептилий не сделало Землю ни лучше, ни хуже. Возможно, проживи динозавры подольше, разум поселился бы в их головах (или спинах), и они уже достигли бы существенного прогресса во всех отношениях. Но не повезло им - ввиду крупных размеров и малой изворотливости. Нет, не следовало динозаврам так полагаться на незыблемость мирового порядка.

- Ты, мыслитель, хочешь сказать, что нет проявления неизбежной закономерности в том, что на Земле появилось человечество?- удивление его тупоумием  переполняло  одну из них.- А в чём же, по-твоему, должно было проявиться стремление природы к прогрессу и к самосовершенствованию? Уж, не в цивилизации ли трёхпалых горбунов с глазами на длинной шее?.. Ты соображаешь?..
- Может быть, для Земли это было бы лучшим исходом по сравнению с тем обретением, кое она выносила и вскормила своей грудью. Может, цивилизация травоядных гигантов была бы более миролюбивой и менее "рукосуйной" - не испортила бы так необратимо всё вокруг себя, и её история не была бы кровавым топким болотом.
Мыслитель  говорил резко и отнюдь не миролюбиво. Одна из них притихла и испуганно глядела на него, не понимая причины гнева.
- Да, суть разума не зависит от внешних форм его носителя,- примиряюще произнёс другой и погладил легонько по голове одну из них.- Но поведение носителей разума определяется их морфологией - от этого никуда не денешься. А так я могу согласиться с мыслителем, что разум должен был неизбежно развиться на Земле, раз уж на ней так бурно развилась жизнь. Но то, что носителем разума стал человек - проявление случайности. Тем более, что мы здесь - не первые.
- Вот именно,- воспрял духом, почувствовав поддержку, мыслитель.- Разум не есть принадлежность какой-либо одной формы биологических существ. Это качество развивается в ходе эволюции в той или иной степени у всех видов. Качественный скачок в уровне разумности существ происходит с обретением ими надёжного способа обмена получаемой информацией и передачи своих умозаключений от одного существа другому. Язык и письменность являются главным, что определяет уровень разумности существ.
- По твоему, если я не смогу сообщить тебе о своих чувствах или мыслях в данной ситуации, то и мой уровень разума не слишком высок?
На этот выпад одной из них среагировал не мыслитель, а другой.
- Не сообщить ты можешь по разным причинам: или язык у нас разный, или нет средств для передачи сообщения, или ты не можешь сформулировать и выразить свои чувства и мысли, либо я не в состоянии понять, что ты мне сообщаешь. Речь идёт об уровне разумности вида в целом, а не данной конкретной особи.
Мыслитель, чувствуя поддержку, решился продолжить:
- Дети мыслящих существ, являясь биологическим проявлением вида, одновременно способны оставлять небиологическое потомство - мысли, идеи, открытия, произведения искусства. То есть, речь идёт уже о таких формах потомства, какие могут очень существенно влиять на судьбу всего биологического вида. И Белочкины методы оценки качества потомства не подходят для мыслящего потомства. Состояние здоровья и степень его физического совершенства играют гораздо меньшую роль по сравнению с уровнем его интеллекта и совокупностью качеств характера, позволяющих реализовать в большей или меньшей степени их небиологические качества. И вот это-то направление в оценке качества детей и позволяет надеяться, что небиологические формы потомства прогрессивны и ведут к продлению жизни всего  человечества, как совокупности мыслящих особей.
- А по какой причине вы сегодня решили организовать тут свою "совокупность мыслящих особей" против меня? Почему вы постоянно одёргиваете меня и не даёте высказаться?- Одна из них чуть не плакала от обиды.- Что такого плохого я вам сделала, что вы сразу поставили меня на ступень ниже вас?.. Ну трудно мне даже дышать, когда вы начинаете свои рассуждения про Вселенную и микромир. Но это не повод, чтобы уж совсем ни во что меня не ставить.
- Извини нас за сегодняшнее хамство...
Другой был потрясён таким оборотом беседы и замолк в растерянности.  Он  ясно  сознавал  свою  вину  за  то,  что  так испортил настроение одной из них за пару часов беседы. А ведь как хорошо начинался день. Да, даже разговор о детях может не только занять весь день, но и испортить всем настроение, что же тогда говорить об общении с детьми непосредственно...
- Общение с детьми приносит всем не только заботы и огорчения,- мыслитель так уверенно дал своё возражение, что другой не смог бы уже сам наверняка сказать, подумал ли он о детях, или уже говорил вслух.- Дети приносят и радость и такие яркие и сильные чувства, которые и в словах не всякий раз можно выразить.
Но если время нам грозит осадой,
То почему в расцвете сил своих
Не защитить нам молодость оградой
Надёжнее, чем мой бесплотный стих?
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке.
- По-моему, так сказано Шекспиром, если я чего не переврал.- Мыслитель даже разволновался.
- Мальчики, а как вы думаете, почему он не пожелал выйти из лужи?
- Кто не пожелал?- переспросил другой.
- Да тот мальчик. Утром...
- Наверное, настроение у него было очень хорошее, хотелось поиграть,- нехотя отозвался мыслитель на взволнованный вопрос одной из них.
- А, может, это была форма его протеста на какую-то несправедливость по отношению к нему со стороны матери,- твёрдо заявил другой.- Дети часто наказывают родителей ухудшением своего положения. Готовы подцепить любую болезнь или получить травму, чтобы доказать родителям, что те были несправедливы по отношению к нему.
- А он вырастет счастливым человеком? Ведь что ни говори, а к нему было применено насилие. Пусть для его пользы, пусть во благо... А?
Другой и мыслитель пожали плечами.


ДОМ

Другой буквально ввалился в квартиру, неся в обеих руках по сумке. Рабочий день завершён - добрался до дома. Да ещё этот гололёд вымотал все остатки сил. Дома, слава богу, я - дома!
- Знаете, сейчас в магазине наблюдал одну сцену, простую по форме, но очень многослойную по сути. Подвыпивший покупатель очень вольно общался с продавщицей. И было видно, что они знакомы, так как она называла его по имени. Когда этот буян ей совсем надоел, продавщица дала ему совет идти домой. Гуляка радостно принял совет, повернулся к выходу и слегка стукнул по плечу паренька лет двадцати и сказал, обращаясь к нему: "Иди домой!" И реакция этого паренька очень меня поразила: он нахмурился и пробурчал: "У меня нет дома".
- Неужели совсем нет?- поразилась одна из них.- Ведь где-то он должен жить. И если ты говоришь, что это молодой человек, значит, должны где-то быть его родители, родственники...
- Дом - самое важное, определяющее понятие для человека,- уверенно сформулировал мыслитель своё определение, как будто он только и думал о доме, как философской категории.- Человек, не имеющий дома, утрачивает стержень жизни начисто и всё его мировосприятие становится отличным от чувств других людей. Любая борьба за жизнь не имеет смысла, если у человека нет дома и нет даже перспективы его обретения.
- Как ты сухо это говоришь - "нет дома". Это ведь трагедия, если человек лишён нормальной крыши над головой.- Одна из них была расстроена не на шутку.
- Дом - настолько широкое понятие, что его невозможно вместить в конкретные четыре стены. - Другой решил немного поправить свою оплошность и приободрить одну из них.- Вот от Москвы до моего дома 1200 километров, а я всякий раз,  возвращаясь  из дальней  поездки,  не преодолев и половины этого расстояния, а попадая только в пределы родной области, говорю себе - я дома. Так должен чувствовать себя космонавт в момент вхождения корабля в атмосферу - ещё масса всяких "приключений" впереди, но он уже говорит себе: я - дома.
- Если рассматривать дом в таком расширенном толковании, то тогда можно чувствовать себя намного уверенней и с плохой крышей над головой и даже в любом временном пристанище. Когда тебя понимают, когда тебя поддерживают, когда всё вокруг тебе родное и с детства знакомое, тогда ты действительно ощущаешь себя дома.- Одна из них во время своей речи обернулась к окну и как бы приглашала собеседников осмотреть открывающийся пейзаж с целью отыскания в нём родных и знакомых примет.
Другой ласково за плечи повернул её лицом в комнату и жестом указал на принесённые сумки:
- Дом - гавань, где человек скрывается от всех жизненных бурь и невзгод. Дома ни в коем случае не следует выяснять отношения между его обитателями, как бы сложны они ни были - иначе гавань превратиться в линию фронта и все обитатели этой зоны лишатся дома и вынуждены будут стать беженцами. Отношения следует выяснять вне пределов дома - хотя бы сесть в сквере или ином тихом месте на скамеечку и поговорить.
Одна из них с большим энтузиазмом занялась раскладкой содержимого сумок по местам. Казалось, что она совсем отвлеклась от беседы.
- Да, ты прав,- сказала она,- не стоит делать из дома место для препирательств и ссор, но "сидеть на скамеечке" - нереальный совет, так как необходимость разобраться наступает так внезапно и остро...
- А ты умей предвидеть вероятность всех возможных исходов из той ситуации, которая есть в данный момент в твоём доме, и веди в сторону наиболее благоприятного исхода, а не стремись к обострению. Хранить и копить обиду подолгу не следует, но и тем более  не стоит  всё обострять до предела и
мгновенно затевать ссору по каждому поводу. Вот и следует терпеть до "скамеечки".- Мыслитель необычно мягким тоном дал своё разъяснение.- Ты находишься у себя дома, и потому стремись всегда держать вокруг себя атмосферу добра и домашнего тепла и уюта. И не только со своими домашними, но и с любым человеком, вошедшим в твой дом. Каждый, зашедший в дом, - гость. Гостя нужно принять с улыбкой, дать отдохнуть с дороги, накормить и в последующей беседе выяснить его проблемы. Даже, если гость - соседская кошка.
- Ты как другой - тоже очень полюбил животных?- съехидничала одна из них.- Или у тебя имеются основания упрекнуть меня в плохом обращении с гостями или соседями? Так я скажу тебе, что знаю закон: дом соседа - самый уважаемый из всех домов после собственного.
- Вот это правильно! Даже волк не охотится ближе трёх километров от логова - его дети не должны жить в пустынной фронтовой полосе.- Другой улыбался одними уголками глаз, наблюдая за препирательствами одной из них с мыслителем.- Я удивлён той  лёгкости, с какой вы поддержали тему беседы о доме. Ведь я не имел далеко идущих намерений, рассказывая вам виденную мною сцену в магазине. Есть, конечно, в жизни вещи и не менее важные, чем дом, но дом - исток всех жизненных дорог и гавань для восстановления сил после всех бурь и трудов. Внутреннее устройство и содержание дома - дело сугубо индивидуальное, а вот мир в доме и гостеприимство обитателей дома - правила всеобщего характера. И не стоит ими пренебрегать.
- Что-то очень высокопарно ты заговорил,- произнёс мыслитель.- Тема вполне приземлённая и обыденная. Практически каждый имеет в том или ином виде то, что принято называть домом.
 - Не скажи... А ты помнишь прошлой зимой в лесу видели человека, жившего в снежном окопе около костра?- опять   разволновалась   одна   из   них   почти   без   повода. - Там даже было особое дерево, на которое цепляли "гостинцы" для него катавшиеся на лыжах женщины. Трудно такое убежище назвать домом, даже если вокруг всё родное и знакомое.
- Человек достоин человеческих условий жизни всегда – несомненно.- Сказал  мыслитель.- Но и сам человек должен же определять для себя уровень допустимого и бороться в меру своих сил за осуществление своих прав. Дом того стоит.
- Трудно сказать, мыслитель, прав ли ты в данном случае абсолютно... Должны, вероятно, быть и такие люди, заботой которых по долгу их службы должна быть помощь тем, кто не может уже бороться за осуществление своих прав. Должны...
Другой отвернулся к окну и стал рассматривать знакомый во всех деталях пейзаж. Одна из них решила заняться приготовлением ужина - эта сегодняшняя беседа почему-то привела всех в элегическое состояние и даже заставила забыть о приготовлении еды. Мыслитель взял в руки том Шекспира, но не раскрыл его, а встал к окну рядом с другим. После довольно продолжительной паузы он отвернулся от окна и сказал:
- А хорошо, что мы так поговорили сегодня. Я думаю, если мы не забудем к завтрашнему дню хотя бы половину сказанного сегодня, то атмосфера в нашем доме станет ещё теплее и мягче.
Другой по-прежнему смотрел в освещённый окнами двор и молчал. Он думал о своём: "Возможно, придёт время, когда наш потомок, пересекая границу Галактики, скажет себе: ну вот я и дома. И находясь в этом своём Доме, будет думать о том, что, возможно, его потомок когда-нибудь также облегчённо вздохнёт, возвращаясь из дальней дороги, при пересечении границы Вселенной. Но это - мечты, а наш долг сегодня - уберечь свой дом от саморазрушения и сделать его добрым и открытым для всех. Ведь уже наши внуки будут своим домом считать всю Землю.
И возвращаться из дальних путешествий...


ЕЖЕДНЕВНОСТЬ

За окном полыхнуло белым светом, и через пару секунд гром расколол весь мир вдребезги. Июнь только начался, и гроза была первой в этом году. Жизнь вновь заявляла о себе во весь голос, и ничто на свете не могло помешать ей поступать по-своему, не согласуя своих решений.
- Другой, скажи мне в чём всё-таки смысл человеческой жизни?- с большой тревогой в голосе обратилась одна из них.
- На этот вопрос нет корректного ответа. В юности я сам мучительно искал ответ на этот вопрос, доходя порой до грани отчаяния. Я готов был задать его любому человеку, казавшемуся мне более-менее умудрённым опытом. От "вывихов" я спасался спортом и работой над всевозможными учебными заданиями. А пришло время, и я сам себе дал ответ. И мой ответ на мой вопрос вполне устроил меня. Я его никому не говорю, но сам пользуюсь каждый раз этим своим ответом на свой вопрос. Сейчас попробую ответить для вас. Лет двадцать назад, когда я был бестолковым лейтенантом, на политзанятиях солдат спросил меня: что такое подвиг? А я не задумываясь ответил: подвиг - в течение хотя бы сорока лет ежедневно вставать по утрам и идти на работу. Реакция у всех ребят была одинаковая: остановились взгляды и вытянулись лица - они не ожидали, что подвиги даются так тяжело.
Да, смысл жизни состоит в ежедневной жизни и не более того. Ты ждала от меня какой-то глубокой сентенции? Ежедневность - основа и смысл человеческой жизни.
- Я слышала подобные высказывания раньше, но считаю, что за подобными фразами люди просто скрывают своё незнание истинного ответа на этот сложный вопрос. Должны же быть какие-то объективные условия, определяющие назначение и смысл жизни каждого человека.- Одна из них опять дала всем такую тему, что только руками разведи.

- Душа моя, это запчасть от механизма живёт в ожидании момента своего использования в действующем агрегате, выполняющем серьёзную работу. А человек - не  железка. Не может быть точного ответа на вопрос о смысле человеческой жизни.- Мыслитель как всегда был совершенно уверен в своей правоте и очень категоричен.- Рождённый живым от живого не имеет даже и права искать смысл своей жизни вне себя самого.
- Ты хочешь сказать, что каждый должен для себя самого быть целью и смыслом жизни? Тогда зачем вообще и жить?- Одна из них была ошеломлена таким поворотом дела.
- Да не цепляйся ты к его словам, а думай сама и чувствуй сама. И с другими делись плодами своих дум и чувств. То есть живи, как яблоня в саду - весь мир существует для тебя, но ты за здорово живёшь делишься своими плодами со всеми желающими. Поняла?- Другой смотрел на одну из них так умилённо и сосредоточенно, как смотрят на младенцев и на тяжело больных.
- Ты ещё дубом меня назови и заставь дать тебе желудей. Я так понимаю, что каждый человек призван совершить в жизни какое-то большое и важное дело, которое назначено ему судьбой. Вот исходя из этого и следует искать определение смысла жизни. Ну что вы дураками прикидываетесь передо мной - ведь лучше меня всё понимаете!
- Хорошо, уговорила. Слушай сюда. Вот тебе назначено судьбой: спасти от неминуемой гибели тысячи людей во время извержения вулкана на Калимантане. Но родилась ты вот здесь вот. И здесь вот и живёшь. А они там, на Калимантане, ждут-не дождутся твоего появления. Даже жерло вулкана пробкой специальной заткнули, чтобы он раньше времени не извергался. А ты не едешь, потому что только сейчас вот узнала о своём предназначении. Что делать-то теперь будешь?
- Слушай, другой, ты когда в последний раз был у психиатра? Чего ты городишь про вулкан? Я даже бояться тебя теперь буду... Ты чего это?

- Это он тебе про конкретный смысл твоей конкретной жизни рассказал, раз не желаешь быть дубом и одаривать плодами своими,- расхохотался мыслитель.- Слушай, а что ты раньше-то ей про вулкан не сказал... Давно бы уже съездили... Может, даже героиней Калимантана была бы уже...
- Да ну вас... Только бы посмеяться. Я то хочу сказать, что от каждого человека должна же быть какая-то польза...
- Упаси бог требовать от каждого пользы. Хорошо, если вреда нет. Ты помнишь ту пожилую литовку, которая частенько сидит на краю мостовой у круглого перекрёстка? Сидит себе женщина и думает свои думы. Она в тридцать пять лет переболела гриппом, и в результате почти ничего не видит и не слышит. Неужели ты будешь требовать от неё принесения некой конкретной пользы другим людям? Пусть просто живёт человек, думает свои думы и тихо молится за себя и за родных.
- Да, получается, что жизнь души и разума связаны с жизнью тела более тесно, чем я думала и даже, возможно, теснее, чем вообще можно себе представить,- задумчиво произнесла одна из них.
- До марксизма дошла своим умом - "бытиё определяет сознание" - так получается. Молодец ты у нас, умница.- Мыслитель то ли язвил, то ли всерьёз похвалил одну из них чуть не впервые в жизни.- Наше тело требует трудоёмкой заботы о себе: его нужно кормить, тренировать, содержать в чистоте, оберегать от зноя и холода, лечить от болезней, систематически предоставлять ему возможности отправлять естественные надобности во всех их видах, развлекать пейзажами и звуками, предоставлять длительные периоды абсолютного покоя.
- Получается, что человек посвящает всю свою жизнь, тратит почти все свои средства на поддержание жизни тела и ни для чего другого не находит ни сил ни времени? То есть, говоря вашим языком, коэффициент полезного действия человеческой жизни  близок  к  нулю? -  одна  из  них  всё  ещё находилась в растерянности от резкой смены своей позиции в ходе беседы.
Другой погладил её ласково по голове, взял пальцами за подбородок и заглянул в глаза, полные печали и задумчивости. И отошёл на шаг:
- Большие заботы - большие расходы. Непомерно много времени человек вынужден отдавать таким занятиям, которые не приносят ему никакой пользы, а зачастую их итогом является вред как отдельным людям, так и всему человечеству. Но за такие занятия платят деньги. И люди посвящают свои жизни тому, чтобы ценой вреда себе и другим добывать средства для удовлетворения запросов своего тела. И клянут при этом себя, и ненавидят свою работу, и презирают тех, кто платит им за это деньги. И каждое утро вскакивают с самыми мрачными мыслями, чтобы скорее заняться ненавистным делом. Вот - герои.
- Скажи, а если про вулкан -  правда, то как тогда я должна помочь спастись тем людям?- одна из них смотрела на него из своей недосягаемой глубины самопогружения с вопросом и надеждой.
Мыслитель старательно проглотил смех, отрыгнул его и снова проглотил, по слогам выдал:
- Теперь самое лучшее средство для их спасения состоит в том, что ты никогда к ним не приедешь - хоть не полезут тысячи добровольцев в жерло вулкана вынимать из него пробку. Такие революционные порывы возносят на вершины славы отдельных выскочек и губят понапрасну тысячи достойных лучшей участи людей.
- Лапушка, не сосредотачивайся ни на чём до полного отвлечения от реальности,- ласково погладил её другой.- Я сейчас говорил о людях, прилагающих героические усилия для ежедневного подавления в себе отвращения к работе. Так вот, счастливы те люди, которые живут иначе. Они порой готовы делать любимое дело не только без оплаты, но даже готовы и оплачивать своё право заниматься трудом. Но тело-то требует своего, да ещё есть обязательства перед семьёй - и счастье легко
может перерасти в трагедию нереализованного таланта. Выбор между интересами тела и души равнозначен гамлетовскому "быть иль не быть". Чаще вопрос разрешается в пользу тела. Понимаю и уважаю любой выбор в таком споре. Но достаточно порой урывать хотя бы полчаса в сутки для решения нетелесных проблем - и жизнь ваша обретёт цвет и аромат, а дети ваши будут видеть в вас человека, достойного уважения и почёта, а не только источник средств для удовлетворения потребностей их тела.

Ежедневность состоит из ежечасности, а та - из еже-минутности. Отвлекайтесь от телесных проблем в каждом из этих периодов - многим другим людям станет жить легче и безопаснее, а вы найдёте пути от трудового мученичества к созидательному счастью. Только в минуты отвлечения от проблем своего тела человек становится человеком - он мыслит отвлечённо от своих потребностей и решает более глобальные задачи.
- Давай, отвлечёмся на глобальную тему - о микромире,- другой уже устал от пустых разглагольствований мыслителя и решил перевести тему к более отвлечённым предметам.- Ты, было дело, описывал устройство "своей" вселенной. Так у тебя там указаны три основных компонента: электрон, протон и "блинчик". Охотно принимаю твою гипотезу, но только опиши подробнее устройство электрона. Я понял так, что он по форме - почти шар. Но есть неоспоримые доказательства, что электрон одновременно и частица и волна.
- Знаешь, я не дал даже определения сути электрического заряда, а не то, что о волновых свойствах электрона распинаться... Но, раз пошла такая пьянка - режь последний огурец. Сразу договариваемся: истины в моих описаниях нет, так как я не знаю истины. Это - первое. И второе: все описания даю с чисто механистических позиций - для более лёгкого восприятия. Договорились?- мыслитель уже был   готов   дать   полное   описание   устройства   не   только
электрона, но всего, что ни подвернётся.
- Слушайте, пошли вы со своим микромиром...- Одна из них совершенно не выносила таких тем беседы - у неё начинало "сосать под ложечкой" и болела голова, так как она сразу же представляла себя какой-то малюсенькой пылинкой среди пустого огромного и вечного мироздания.- Эти ваши ежедневные занудствования об устройстве мира сведут с ума любого нормального человека. Не хочу слышать больше ни одного слова об устройстве мира!
- Лапушка, не переживай так,- ласково приобнял её другой.- Иди в комнату и займись чем-нибудь по хозяйству. Поштопай, или подмети. А мы сейчас быстренько закончим эту беседу и позовём тебя. Ну, не сердись.
- Электрон существует практически вечно. Есть факты наблюдения их возникновения спонтанно из пространства в паре с позитронами, и факты наблюдения их аннигиляции при взаимодействии с позитронами же - с образованием пары фотонов.- Начал мыслитель свои объяснения сразу с уходом из кухни одной из них.- Так вот, слушай об устройстве электрона. "Конструктивно" электрон является тоже "блинчиком", только большого размера по сравнению с истинным "блинчиком", ответственным за гравитацию. А так как он большой, то ведёт себя уже несколько иначе.
Представь себе плоский диск, быстро вращающийся в своей плоскости, - получается кольцо с мембраной. Так вот эта мембрана "выдувается" пузырём в одну сторону, достигает некоторого предельного размера и затем стремится занять исходное положение, но стремительно проскакивает через плоскость и "выдувается" пузырём в другую сторону. Вот тебе сразу: и частица и волна. Как электрон ведёт себя вблизи протона, мы как-нибудь в другой раз обсудим.
А сейчас видно такое следствие, как объяснение сверхпроводимости: электроны без подвода дополнительной энергии извне  существенно  замедляют частоту колебаний  и, оказываясь,  при  определённых  условиях,  рядом  в  большом количестве, вследствие некоторого внешнего воздействия синхронизируются и встают в позицию "пузырь в пузырь", постепенно выстраиваясь в длинные цепочки синхронно колеблющихся, вкладывающихся друг в друга "пузырей", как бы образуя одну очень длинную частицу диаметром с "диск" одинарного электрона. Такая частица колеблется синхронно по всей длине, не затрачивая энергии, - вот тебе и сверхпроводимость.
- Ну, картина, конечно, вполне яркая, но насколько справедливая... Раз пока вопрос о сути электрического заряда не обсуждаем, то соглашусь с предложенным устройством электрона. А протон устроен иначе?- другой задумчиво почесал подбородок.- Знаешь, описанный тобой вариант устройства электрона поразительно напоминает мне картину устройства нашей вселенной: момент проскока всего диска через плоскость - "Большой взрыв", а последующее сжатие "пузыря" вновь в диск - коллапс вселенной. Если принять эту аналогию, то, скорее всего, диаметр "пузыря", по меньшей мере, в сотни тысяч раз больше диаметра диска... Тогда можно представить и поведение электронов на своих орбитах вокруг ядра атома. Интересно. Слушай, а как насчёт сил притяжения между протоном и электроном?
- Запомни раз и навсегда: нет никаких сил притяжения в природе вообще!- мыслитель среагировал так резко, что другой вздрогнул.- Нет ни каких в природе верёвочек с крючочками, чтобы один предмет мог захватить и притягивать к себе другого. Да ещё ведь для такого действия нужно иметь глаза и аппарат для решения задач и отдачи команд типа: этого притягиваем, а этого отталкиваем. Признание наличия сил притяжения влечёт за собой необходимость признания изначального наличия волевых действий даже на уровне микромира. Нет никакого притяжения! Есть свободно движущиеся частицы, толкающие одна другую при встрече.
А эффекты, воспринимаемые наблюдателями, как действие сил притяжения, являются по сути всё тем же эффектом тени, о котором мы говорили при обсуждении гравитации. Давай, попробуем применить тот же принцип тени к электрическим зарядам и магнитным эффектам...
- Хватит на сегодня, напробовались. Я уже устала одна сидеть в комнате.- Одна из них была совершенно непреклонна в стремлении прервать болтовню этой сладкой парочки. И её осенило прямо на ходу:
- Да мы, по-моему, ещё не закончили обсуждение темы "ежедневность". Мыслитель выступил  насчёт "жизни разума", так что давайте для баланса обсудим и вопросы жизни тела.
Другой взглянул на одну из них вначале так строго и непонимающе, что она еле нашла в себе смелость на продолжение акции протеста, но вид этого распетушившегося "бойца" вернул другому ощущение реальности, и он дал мыслителю знак "давай послушаемся её" и проговорил:
- Действительно, крепко мы отвлеклись с тобой от темы. Хватит микромира на сегодня. Дай нашей лапушке философское толкование сути взаимоотношения жизни тела и жизни разума и души человека. У тебя иногда получается.
- Наше тело, требуя затрат времени и средств для продления своего бытия, отнимает время жизни у души и у разума и делает тем самым своё существование всё менее необходимым - отношение детей к своим родителям является ярким индикатором соотношения телесных и духовных интересов, культивируемого в данной семье.- Такое своё мнение мыслитель и не собирался ничем даже подкреплять. Он лихо завершил разговор:
- По существу, только жизнь человеческой души и разума есть собственно человеческая жизнь, а жизнь тела - лишь необходимое приложение к ней, призванное обеспечивать их  деятельность, и не более того. На сегодня - всё.


ЖИВОТНЫЕ

Сентябрьский лес прекрасен в любую погоду. Они шли почти не разговаривая, изредка обмениваясь разрозненными фразами на темы увиденного. Дорога, по которой они шли, перестала быть сама собой лет семь назад - она была проложена между болотцами, озерками, холмиками и очень петляла, поэтому провели новую почти прямую дорогу через этот пригородный лес. За это время часть участков дороги пропала совсем под огородами или уже довольно сильно заросла кустами. Эта старая заброшенная дорога превратилась в прекрасное место для прогулок - и от города достаточно уже далеко, и в любой момент можно пройти за несколько минут к большой дороге с рейсовыми автобусами. Они шли уже больше часа и готовы были идти ещё столько же в сторону от города.
За очередным поворотом из кустов на утрамбованный песок дороги стрелой вылетела пара существ и слилась в один клубок, катаясь в пыли. Раздался душераздирающий крик, похожий на плач ребёнка, и клубок разделился на два отдельных предмета, один из которых, рыже-коричневого цвета, отлетев по воздуху метра на три, затрусил в кусты, а другой кинулся серой тенью вдоль дороги и затем резко прыгнул на обочину и скрылся в лесу.
Одна из них находилась в полуобморочном состоянии он неожиданности сцены и вызванных ею переживаний. Другой восхищённо смотрел вслед умчавшемуся зайцу. Мыслитель подошёл к месту недавней схватки и подобрал в песке клочки бурой шерсти, рассмотрел их внимательно:
- Скорее всего, куница напала, да силёнок у неё не хватило. Зайчиха показала себя молодцом. Видел, как она задними лапами орудовала - шерсти сколько нарвала из вражины и откинула в кусты!
- А как кричал, - у меня душа в пятки ушла. А он жить будет?- вкрадчиво спросила другого одна из них.
- Заяц  только  напугался,  а  что  сталось  с  куницей – не знаю,- может, и не выживет, если у неё повреждён живот - вон как её лапами-то...
- А зайчик-то покрупнее твоего Серого, да и силы в нём побольше будет, хотя "Вискаса" не едал, наверное, ни разу,- пошутила одна из них.- Мальчики, давайте посидим немного, а то я что-то переволновалась - трудно идти.
- Давай посидим, но только отойдём за обочину на травку. - Предложил мыслитель.
Другой уже тащил сухую валежину на ровное место, чтобы сидеть не прямо на траве.
- Это была зайчиха, а не заяц,- строго и ничуть не сомневаясь в своей правоте, возразил ей мыслитель.- По пропорциям фигуры видно, что самка. Такие вещи я отмечаю как-то сразу...
Но одна из них уже совсем успокоилась и не дала мыслителю развивать свою мысль дальше:
- Я знаю сама, что если "побежала", то - зайчиха, а если "побежал" - заяц. Другой, ты у нас специалист по животным - расскажи, что думаешь об этом случае. Такое можно увидеть не часто, а некоторым ни разу в жизни не выпадет.
- Не такой уж я и специалист. Да и то лишь домашние животные знакомы мне более-менее. Был однажды воробей, но всего полдня. Его потрепала кошка и выдрала почни весь хвост. Я сумел легко поймать пострадавшего, но дома он очень быстро пришёл в себя, залетал по квартире в поисках еды, наделал нехороших дел - и я дал ему волю.
- Ну, расскажи про домашних. Мне интересно. Мыслитель, не корчи таких неестественных мин - в другой раз послушаем тебя, а сейчас я желаю знать про животных. Да и вся эта красота вокруг навевает думы только о живом. Рассказывай,- она подбадривающе улыбнулась другому.
- Первые мои контакты с животными происходили в раннем детстве - кошки, цыплята, куры и петухи, жившие в нашем городском дворе. Собак я в раннем своём детстве не помню, да и тогда они были не так распространены, как в теперешнее время, а те, что были, содержались на привязи.
- Да, странные вещи ты говоришь, но теперь и я сама вспоминаю то время, когда в городском дворе курицы встречались гораздо чаще собак, да и поросята содержались в загонах у сараев. Козы тоже были городскими жителями в моём детстве.
- Голодно жили люди, ещё последствия войны не были залечены, вот потому и был такой набор городских животных. А собака только ест и дело её - охранять добро от набегов лихих людей. Еды лишней не было, да и охранять ничего особенно не требовалось, так как жили очень бедно.- Всё проходит, и мыслитель уже забыл о своём недовольстве предложенной темой и вступил в беседу.
- Домашние животные в обыденной жизни - одно из сильнейших психотерапевтических средств. Человеку просто необходимо общение с животным миром для восстановления потери душевных сил, а также для того, чтобы осознавать, что всегда кто-то рядом гораздо слабее его и нуждается в помощи и поддержке.- Мыслитель разошёлся вовсю.
- Я видела "виртуальных рыбок",- взволновалась одна из них.- На экране дисплея плавают себе красивые такие рыбки. Ни в чём не нуждаются и не погибнут от неумелых действий человека. И не нужно кормить их. Это какое-то извращение, род забавы, а не средство воспитания души. Только чёрствые и жестокие души могут вырасти рядом с ними.
- Аквариумные рыбки,- оживился другой,- у меня были дважды по несколько лет. Это очень красиво, но хлопотно и недёшево. Рыбки - довольно редкая форма домашних животных в наши  дни. Мы всё спешим, сжигаем нервы (свои и тех, кто рядом), а тут – вода, полная жизни, неторопливые размеренные перемещения, зелень, свет, яркие раскраски и красивые формы. Чем больше аквариум, тем меньше с ним хлопот, но крупнее последствия в случае крушения этого хрупкого мира. Мне очень нравились занятия с аквариумными рыбками, но переезд вынудил подарить аквариум друзьям; а потом я ясно осознал, что без рыбок жить проще.

- А как прекрасно общаться с птицами, слушать их пение, любоваться раскраской и формами.
На это мечтательное заявление одной из них мыслитель среагировал довольно резко и сухо:
- Птицы - прожорливые, шумные существа, совершенно не приспособленные к жизни в городской квартире. В клетке, без полётов, они быстро дряхлеют и жиреют, а отпущенные "на  волю" повсюду гадят, сорят перьями и попадают в различные опасные приключения. Я считаю, что ума в этих прелестных созданиях практически нет.
- Да, с умом у большинства птиц туговато, но наблюдение за их деятельностью помогает легко восстанавливать своё душевное равновесие,- другой встал на защиту обиженной "лапушки" - И когда однажды на кухню пешком входит Кеша, почти разучившийся летать от лени, а за ним носом к хвосту идёт Муська, ещё в котячестве запуганная этим Кешей и не решающаяся  его  цапнуть, испытываешь такой фонтан чувств, что никаких других бед как и не бывало.
- А что, ты наблюдал такое?- рассмеялась одна из них.- Как это должно быть смешно!
- Видал. Но и натерпелся этот Кеша ростом с воробья в своей жизни всякого: и под горячую воду попадал, и в тарелке с манной кашей тонул, а умер от холода, когда отключили отопление - и температура-то была десять градусов.
- Да, с этой точки зрения собака в доме является более надёжным жителем,- высказался мыслитель, услышав о трагической судьбе Кеши.
Одна из них сосредоточенно молча  смотрела в сторону, обхватив руками поджатые к груди колени. Другой коснулся рукой её плеча и сказал:
- Собаки – животные, которых лучше в доме не держать, -  настолько сильно они изменяют нормальные условия жизни на приближённые к псарне. Эти преданные и умные существа ставят себя в такую зависимость от хозяина и настолько агрессивны  по  отношению  к  прочим  людям,  что  человек  с нормальной психикой должен чувствовать себя очень некомфортно во многих жизненных ситуациях. И, кроме того, содержание собаки является слишком хлопотным делом - не менее двух прогулок в сутки, обучение и тренировка, невозможность во многих ситуациях брать её с собой, приготовление специальной еды, вычёсывание и многое другое. Собака - животное для большой семьи, когда можно спокойно уехать в отпуск, зная, что есть кому заниматься с этим вепрем.
--У меня сложилось впечатление, что собак чаще всего заводят не те, кто любят собак и способны хорошо относиться к ним, а те, кому органически необходимо помыкать живой послушной душой, реализуя свои садистские наклонности. Поджатый хвост, подобострастная трусца и испуг при каждом жесте хозяина красноречиво свидетельствуют о характерах и наклонностях прогуливающейся пары.
- У тебя ведь жил Дружок, а ты так резко высказываешься против собак, - удивлённо обратилась одна из них к другому.
- Он пришёл ко мне взрослым, обученным и повидавшим в жизни всякое псом. Правая лапа неправильно срослась после перелома. Этот пёс пришёл с улицы и сутки вылежал на коврике перед квартирой, ничего не требуя и ни на что не претендуя. Придя из института и увидев, что этот несчастный пёс всё ещё лежит на коврике у двери, я сказал ему: "Заходи" – совсем как Верещагин Сухову в «Белом солнце пустыни». Отмыл его, накормил, постелил тряпку. Он сам выбрал себе кров и судьбу. Вольно гулял все дни, пока я был в институте. Ходил со мной на прогулки по лесу. И пропал как-то странно через три года. Наверное, не без участия людей пропал. А, может, и в стае как пострадал... Весна была...
- Нас разлучил апрель цветущий, бурный, - с пафосом начал декламировать мыслитель. Но одна из них резко оборвала его:
- Ты уж совсем сшалел! Чего лезешь тут со своим Шекспиром. Тема совсем серьёзная, а ты...

Да, это правда: где я ни бывал,
Пред кем шута ни корчил площадного,
Я дёшево богатство продавал
И оскорблял любовь любовью новой!
Да, это правда: правде не в упор
В глаза смотрел я, а куда-то мимо.

- О боже! Мыслитель, я же просила тебя...
- Я просто хотел сказать, что после собаки и рыбок наш друг со всей силой своей души полюбил кошек,- пожал плечами поруганный мыслитель.
- Если быть точным: до сего дня в моём доме побывало четыре собаки,- миролюбиво сказал другой.- Трижды я заводил аквариум. Но ты прав в том, что кошки покорили моё сердце.
- Расскажи, пожалуйста, про кошек,-  играя в ребёнка, попросила одна из них.
- Так я рассказывал тебе про них уже столько всякого, что вряд ли вспомню что-то новое и интересное для тебя. Давайте-ка, пойдём к дому. Третий час сидим уже. День провели чудесно, но уже и домой возвращаться пора.
- А ведь хорошо, что не испугались дождика и пошли на прогулку,- защебетала одна из них.- Вот если бы не пошли сегодня, то никогда бы не увидели такой сцены борьбы за жизнь, как на этом повороте заброшенной дороги. Страшно, но и здорово - настоящая борьба за право жить.
- Зайчиха во всяком случае смогла доказать свою жизнестойкость,- резюмировал мыслитель,- а вот почему куница на неё набросилась - вопрос. Она бы должна на мышек охотиться, а тут решила пойти на такого зверя. От избытка сил или от отчаянья какого набросилась.
- Обе остались при своих интересах. Эта стычка всего лишь пополнила их опыт ещё одним приключением, а не обернулась трагедией,- промолвил другой.
- Ну, рассказывай про своих кошек.- Приказала одна из них, когда они отошли от насиженной стоянки метров на сто.
- Ладно, давай про кошек. Я про них часами могу рассказывать. Нет на свете и пары совсем одинаковых кошек.
Кошки - интересные животные с индивидуальными внешними данными и своеобразными для каждой особи чертами характера. У меня эти дивные звери живали и по одному, и по несколько одновременно. Кошка – существо независимое и своенравное, требующее уважения и признания своих  территориальных и иных прав. Нормальная кошка не унизится перед человеком за еду, не спешит быть послушной даже за ласку. С ней приходится ежедневно перезаключать договор о дружбе и сотрудничестве. Кошка должна быть наделена в доме своим особым имуществом: принадлежащими исключительно данной особи постелью, игрушками, миской. При этом она может вовсе и не пользоваться данным предметом, спать, где вздумается, играть всем подряд, но она должна видеть свои предметы, иметь к ним доступ и знать, что никто кроме неё ими не пользуется. Я считаю необходимым условием содержания кошки в доме предоставление ей свободы прогулок и возможности воспитания котят до двухмесячного возраста. Моя Белка приносила до восьми котят каждые семь месяцев, и все они по достижении восьминедельного возраста были пристроены в надёжные руки. Удобнее всего содержать кошек парами - это более соответствует их душевному складу, да и человек интересует их только в той мере, в какой необходима прислуга. При этом пара котов ведёт себя более дружно и спокойно, чем кот с кошкой. Хороша и пара кошек в варианте мама с дочкой. У меня был даже вариант длительной совместной жизни трёх котов и одной кошки. Когда у неё были котята, то наблюдение за поведением котов давало мне пищу для размышлений и обобщений. Один стремился быть им мамой, другой делал вид, что не замечает этой мелюзги, а самый умный из котов лишь слегка облизывал тех, что подходили сами к нему.
- Это ты про Черныша говоришь, что "самый умный"?- весело спросила одна из них.
- Да, Чернышка был просто академиком среди котов. Предсказывал погоду, никогда не оставался голодным, сам соблюдал чистоту и порядок в доме и других мог приструнить за нарушения. Мне приходилось еженедельно уезжать на выходные дни в другой город. А в хозяйстве - четыре зверя.
Черныша я запирал в квартире, Белку и Серого выставлял на улицу, а Мурзика брал с собой. Он-то и помог мне понять, что Мир для кошки, прежде всего - звуки. Кошка хорошо различает некрупные горизонтально перемещающиеся предметы, пытается анализировать запахи, но обоняние у неё хуже человеческого. Звуковая картина мира является для кошки главной составной частью восприятия. По звукам кошки находят свой дом. Знаю случай, когда в селе умерла хозяйка кошки. И животное пришло в дом её родственников, хотя никогда в этом доме  не бывала - по знакомым голосам нашла. Зрение у кошек плохое; особенно если предмет не движется или очень крупный, она его не увидит.
- Да ведь есть поговорка, что видит в темноте, как кошка,- а ты говоришь, что не видит.
- Лапушка моя, спорить не берусь, но, как и что может увидеть существо в темноте, если днём в своей тарелке ничего толком не разглядит. Для действий вслепую у кошек есть вибрисы - брови и усы очень жёсткие, этакие датчики контакта, а цель охоты выдаёт себя звуками. Кошки в засаде сидят по многу часов кряду. Такой охотник должен вести себя бесшумно, не иметь никакого запаха, легко переносить жажду и голод, терпеть "нужду", уметь чутко спать и мгновенно приходить в бодрое состояние, поддерживать тонус мышц и быть в готовности молниеносных действий после длительной неподвижности.
- Просто чудо природы без единого изъяна, а не зверь,- съязвил мыслитель.
- Недостатков больше, чем достоинств. Нрав одинокого охотника - не лучший характер. Кроме того, кошки панически боятся открытого пространства, чистого неба, длинных и узких предметов, шипения и шороха - судя по всему, в генах у них заложены образы врагов в виде хищной птицы и змеи. Когти у кошек тоже не бывают без работы. Я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять всё совершенство и все "прелести" кошек.
- А ведь и змей дома держат, и даже пауков и крокодилов,- с ужасом в голосе тихо пропела одна из них. – Эти существа вовсе не отличаются умом и сообразительностью. Как можно жить с ними под одной крышей? Страшно...
- Есть любители домашних удавов, тигров, крокодилов, тарантулов и прочей экзотики. Вольному - воля. Но люди в таком доме - редкие гости. И каждый решает сам для себя эту проблему выбора: животные в твоём доме являются друзьями, товарищами, средством отдыха души, либо средством отпугивания других людей от твоего дома, страшилищами и убийцами.
- Ну, ты, мыслитель, сразу хватаешь через край,- пожурила одна из них.- Может, некоторых так устроено мировосприятие, что нужен тарантул в доме или крокодил в ванной.
- Это я так, для обострения темы, загнул. Чаще в жизни другой случай как раз бывает. Это когда люди содержат животных с целью убоя.
- Ну, мыслитель, не порти впечатление таким поворотом темы,- взмолилась одна из них.
- Другой, ты как "знаток животных" что мне скажешь на эту тему?- обратился мыслитель.
- Животные для убоя - отдельная статья. Всё промышленное животноводство на том стоит. Голуби или кролики - не частый случай на сегодняшний день, да и к душе не сильно прикипают. А коровы с телятами предоставляют целый океан возможностей развития всей гаммы чувств и переживаний. Телёнок, хватающий хозяйку из-за стенки загона своим полуметровым шершавым языком за руку, непрерывно играющий, ласково глядящий огромными глазами, так глубоко влезает в душу, что от одной мысли о необходимости его забоя леденеет  сердце. Но так устроена жизнь, что всякое иное развитие взаимоотношений человека с телёнком бессмысленно - только откорм и забой. Слышал, что голландские фермеры даже не дают личных имён коровам - только номера. Без имени не будет и дружбы, а, значит, не будет и предательства.
Вот и до дома дотопали, слава богу.

Папка 20 - 65-100


Рецензии