Утешные истории. бавария-баварщина

УТЕШНЫЕ ИСТОРИИ. БАВАРИЯ-БАВАРЩИНА.
В 1993 году проводились Дни культуры Украины в Баварии, организованные Министерством культуры Украины и тогдашним его министром Иваном Дзюбой. Мне выпала честь работать на этом фестивале в качестве корреспондента Украинского телевидения. Это была "жирная" командировка, нам платили суточные и командировочные в марках. Группа состояла из трёх человек - Володя Лялько - оператор, Лёня Хмыров - инженер и я. По такому случаю нам выдали самую новую камеру из только что закупленных. Это была полупрофессиональная камера super vhs марки "Panasonic". Приключения начались уже в аэропорту Мюнхена. Володя долго не выходил из туалета, я волновалась, что мы задерживаем группу артистов, а с нами летели лучшие украинские певцы, танцоры, солисты и ансамбли. По моей просьбе Лёня побежал посмотреть, что там такое, вскоре вышел и шёпотом сказал:" А он не выйдет!"
- Как это - не выйдет!
- Он хочет там жить.
Заглянув в соседнюю комнату, на этот раз "дамскую", я рассмеялась. В туалетах Мюнхенского аэропорта действительно хочется остаться навсегда. Кто не видел, не поймёт. Одним словом - роскошь. Музыка, цветы, чистота и райская красота.
Нас поселили в общежитии с громким названием "Орли", где народные артисты и простые телевизионщики жили в одинаковых условиях. Обычные блоки с удобствами без излишеств. Да, это вам не "Шеротон", подумала я, где на изучение кнопочек и тумблеров могло уйти несколько дней. В "Орли" не было телевизоров с порно-программами, как в "Шеротоне", зато нашими соседями были замечательные украинские артисты - Гизелла Ципола, Ольга Басистюк, Роман Гринькив, общение с которыми несравнимо ни с какими телевизионными шоу. Гизелла Альбертовна варила супчики и каждый вечер приглашала нас к себе на посиделки. Почему-то она решила, что Лялько мой муж. Я объяснила, что это не так, на что последовал удивлённый вопрос:" А почему же вы всё время ругаетесь?" Оперная дива не знала, что оператор и режиссёр ( редактор) всегда в конфликте, разве не так? И это конфликт творческий, иногда плавно переходящий в человеческий.
Одним из мероприятий программы был концерт наших артистов, после которого пресс-конференция двух министров баварской и украинской культур и праздничный фуршет по поводу. Весь концерт мы не снимали, он проходил в тёмном зале и наша "крутая" камера не вытягивала сигнал. А вот площадку под интервью я приготовила на выходе из зала и мы заняли позицию, чтобы первыми записать интервью с министрами. И вот они идут. Одинаковые костюмы, очки, галстуки. Я с микрофоном бросаюсь наперерез ( действительно первая из папарацци) и тут...Помните, я говорила, что панически боюсь начальства? А тут их два. Два министра без портфелей - наш и не наш. Я забыла все слова. Что-то промямлила про возможность записать развёрнутое интервью в другой обстановке(?) и с позором отошла. Помню, как Дзюба на меня смотрел - что за дуру послали с УТ?!!! Тут подоспела остальная журналистская братия и Володя по моему знаку стал писать ответы министров на вопрос "Ваши впечатления?", который я почему-то так и не смогла вспомнить.
- Лёня, всё пропало! Меня больше никуда не пошлют. Это провал! - плакала я Хмырову.
- А ты выпей водки,успокойся! Подойди ещё раз.- Утешал меня друг.
Но министры уже кушали. Время ушло. Мы втроём тоже закусывали, когда в зале появился новый персонаж. Это было совершенно неземное существо лет семидесяти, в розовом парчовом колпачке с кисточкой, в таком же розовом парчовом костюме, сверкающем перламутром и жемчугом, небольшая седая борода ещё больше подчёркивала его схожесть со стариком Хоттабычем из старого советского фильма, да и весь он излучал какое-то сияние. Меня просто кинуло к нему какой-то неведомой силой.
- Кто это? - Спросила я у переводчицы.
- Художник сюрреалист. Фукс.
И я пошла на интервью. Володя снимал. Я спрашивала Фукса на английском, он мне отвечал. Мы были вдвоём - он и я. Ничего и никого вокруг я не видела, кроме этого дивного старика с насмешливыми глазами. Мы смеялись, шутили, подкалывали друг друга и всё это на английском, которого я не знала! Откуда появились слова, каким магнитом меня бросило к этому Фуксу - загадка. Но то, что я говорила с гением - несомненно. Мы красиво попрощались, старик поцеловал мне руку, а я пригласила его к нам, в Украину. Всё. Конец сюжета. Потом уже в Киеве я нашла репродукции Фукса (одного из близких друзей Сальвадора Дали), расшифровала свои вопросы и его ответы, удивляясь своему ниоткуда появившемуся английскому, и смонтировала сюжет об этом гении современного искусства. Буквально через неделю по Центральному телевидению ( Москва) прошёл похожий сюжет о нём же, но мы были первыми!
Сейчас я понимаю, почему у меня не получилось интервью с министрами. Не потому, что я испугалась начальства, нет. Мне было неинтересно. Я не знала, о чём с ними говорить, с этими пиджаками и галстуками. А Фукс меня ослепил, ошеломил, вдохновил на подвиг своей сумасшедшей харизмой, умом и талантом. Это была удача, как и несколько других сюжетов, снятых в той замечательной поездке прекрасным оператором Володей Лялько, с которым мы всё время ругались.
На выставке работ Казимра Малевича работала не только наша группа, но и местное телевидение, оснащённое действительно качественной профессиональной техников. Операторы дружненько обменялись впечатлениями о своих "рабочих инструментах" и мои мальчишки заметно приуныли, сравнивая камеру нашу и немецкую. Ничего, ребята, мы же талантливые! Но и мне было обидно и за технику, и за гостиницу, и за мизерные командировочные, потратить которые можно было только в магазинах уценённых товаров. Так не хочется чувствовать себя вторым сортом в другой стране, где люди просто хорошо живут!
А потом мы пили баварское пиво в Альпах за деньги от продажи бесплатных билетов в музей, снимали великолепных Циполу и Басистюк в немецкой кирхе, где под высокие расписные своды замка улетали ангельские ноты "Аве Марии" Каччини в сочетании с божественными аккордами местного органиста, плакали вместе с поляком-композитором, находящимся в заточении мрачного города Регенсбурга без друзей и родных и встретились с Юрой Врублевским, нашим Юрой, который уже давно живёт в Нюрнберге, но скучает за Киевом, а как за ним не скучать?
Я привезла Юре гречку, там её нет, блок сигарет "Мальборо" и водку, конечно. А Юра подарил мне бутылочку дорогущего ликёра "Адвокат", который мы с успехом выпили в самолёте на обратном пути, когда водка уже кончилась, а кофе ещё не начиналось. Там же я помирилась с оператором, всё-таки хороший он парень, хоть и брыкливый. Зато снял всё отлично, да и меня показал красиво на фоне альпийских гор.


Рецензии