О положении дел в Тибете, или несколько вопросов к

Что мы знаем о Далай-ламе XIV? Невысокий, интеллигентного вида старичок, облаченный в монашеские одеяния, мотается по всему миру, встречается с политическими лидерами, рассказывает о просветлении и источает вселенскую мудрость. В то же время этот «живой святой» не стесняется порой открыто выражать свои неоднозначные политические взгляды, особенно когда речь заходит о Тибете, что сразу убивает весь его монашеский флер.

Почему Далай-лама отказывается признавать Тибет частью Китая?
В различных интервью и лекциях Далай-лама XIV неоднократно заявлял, что исторически Тибет никогда не являлся частью Китая. Такому абсурдному утверждению противоречит сама история: Китай с XIII века непрерывно осуществлял свои суверенные права в Тибете, что подтверждают императорские указы, династийные истории и множество других материальных свидетельств. Кроме того, сам Далай-лама XIV 22 апреля 1956 года, будучи председателем Подготовительного комитета Тибетского автономного региона, однажды сделал следующее заявление: «С тех пор тибетцы навсегда освободились от порабощения и пут империализма и вернулись к себе на родину в большую семью народов». Признавая Тибет частью Китая, Далай-лама радовался освобождению автономного региона от британских колонистов. Сегодня он, видимо, забыл о своих словах.

Что было в 1959 году: «мирное сопротивление насилию» или попытка переворота?
В 1959 году представители тибетских религиозных элит во главе с Далай-ламой подняли вооруженное восстание в Лхасе накануне грядущих демократических реформ в регионе, инициированных КПК. Это восстание быстро потерпело неудачу, и Далай-лама бежал в Индию, где вскоре сформировал так называемое «временное правительство». Впоследствии он назвал попытку переворота «мирным сопротивлением насилию» – это выражение быстро вошло в лексикон западных историков и СМИ. Однако насколько корректно подобное определение событий 1959-го? И вновь лучшим критиком Далай-ламы оказывается он сам. После неудачного восстания в Лхасе он написал три занимательных письма начальнику гарнизона Народно-освободительной армии в Тибете, которые раскрывают реальную суть «мирного сопротивления насилию». В первых двух письмах Далай-лама пытается оправдать себя и перебросить всю вину на своих сообщников: «Реакционные элементы под предлогом защиты моей персоны только навредили мне, я приму меры для их успокоения». А в третьем письме Далай-лама и вовсе отчаялся, опять же пытаясь обелить себя в этой ситуации: «Противозаконные действия реакционной группы наполнили мое сердце бесконечной грустью… Я делаю все возможное, чтобы справиться с серьезным разладом между центральной и местной властью во имя моей безопасности».

Старый Тибет был Шамбалой или «адом на земле»?
Далай-лама любит утверждать, что Тибет до демократических реформ КНР был «свободным», там соблюдались права человека и царило всеобщее равенство. Многие впечатлительные поклонники Далай-ламы охотно ему верят и грезят о просветленном средневековом тибетском обществе, лишенном любых противоречий и не искушенном цивилизацией. Последнее, наверное, лучше всего характеризует старый Тибет.
До середины ХХ в. Тибет представлял собой отсталое феодальное общество, 95% которого было представлено крепостными крестьянами. Согласно исследованию Восточного Тибета 1940-ых гг. известного американского тибетолога Тома Грюнфельда, 38% тибетских домашних хозяйств никогда не пили чай, 51% семей не потребляли топленое масло, а 75% хозяйств порой были вынуждены есть траву, приготовленную с говяжьими костями и смешанную с овсянкой или фасолевой лапшой. В то же время до демократических реформ 1959 года казну Далай-ламы XIV распирало от 160 тыс. лянов золота, 95 млн лянов серебра, более 20 000 ювелирных изделий и более 10 000 предметов одежды из различных шелковых тканей и драгоценного меха. Его семья владела 27 поместьями, 30 пастбищами и более 6000 крестьянами.

Действительно, для Далай-ламы старый Тибет был Шамбалой, но для подавляющего числа тибетцев он оставался «адом на земле», как его точно охарактеризовал бывший председатель Народного правительства Тибетского автономного района Сянба Пинцо, выходец из бедной тибетской семьи. Он сказал, что при Далай-ламе Тибет был более темным и отсталым, чем даже европейское средневековье. За последние полвека благодаря помощи Китая Тибет претерпел колоссальные изменения, а экономическое и социальное развитие региона было достигнуто семимильными шагами.

Находятся ли религия, культура и язык Тибета на грани исчезновения?
Самая главная претензия Далай-ламы XIV по отношению к Китаю заключается в «намеренном уничтожении китайцами тибетского языка, религии, культуры и идентичности». Нагляднее всего опровергают такие обвинения огромные вложения китайского правительства в Тибет.
Начнем с религии. Только с 1980-х гг. КПК выделила более 700 млн юаней на проведение мероприятий в тибетских храмах и пагодах. В частности, с 1989 по 1994 гг. Китай потратил более 55 млн юаней на ремонт дворца Потала. В 2001 г. в Тибете был создан специальный фонд дворца Потала, Норбулинки и монастыря Сакья, насчитывающий 330 млн юаней. А в 2007 г. центральное правительство снова выделило 570 млн юаней на 22 специальных отряда по защите культурных реликвий Тибета – это беспрецедентный случай в истории защиты китайской культуры.
Образование в старом Тибете было доступно только религиозной элите – простые крестьяне даже не могли надеяться на знание тибетского письма. Со второй половины прошлого века Китай активно поддерживает сохранение тибетского языка на законодательном уровне. Можно с уверенностью сказать, что сегодня тибетский язык наиболее массово распространен, чем когда-либо: на нем издаются газеты и книги, его преподают в школах и вузах, которыми китайские коммунисты застроили весь регион.
Центральное правительство КНР и все китайские провинции оказывают Тибету огромную экономическую помощь. В 2006 г. в Тибете заработала Цинхай-Тибетская железная дорога – самая высокогорная и самая длинная на нагорье железная дорога в мире. Статистика показывает, что 94,9% бюджетных расходов с момента создания Тибетского автономного района приходятся на центральные субсидии региона. Сегодня в Тибете применяют льготную налоговую политику, которая на 3 процентных пункта ниже, чем во всей стране. Тибетские фермеры и пастухи также освобождаются от различных налогов и сборов. Кроме того, в Тибете всегда проводилась политика льготных процентных ставок по кредитам, которые на 2 процентных пункта ниже, чем в остальном Китае.
Если кому-нибудь из вас вдруг «посчастливится» увидеть живым Далай-ламу XIV, не поленитесь ему задать хотя бы один из этих вопросов, интересно будет понаблюдать за его реакцией. А в качестве завершения хотелось бы вспомнить меткие слова знаменитого российского китаиста и япониста Всеволода Овчинникова, который в своей статье, опубликованной в «Российской газете», писал, что «изображать Далай-ламу радетелем прав человека – полный абсурд и верх цинизма».


Рецензии