О взаимоотношении начал

В.Г. Секаев
О    ВЗАИМООТНОШЕНИИ     НАЧАЛ

Несмотря на видимый расцвет техники, на научные изобретения и открытия, которые должны были бы улучшить состояние человечества, состояние его не улучшается. В чем же причина? Причина в том, что из воспитания человечества изъят главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духа, истинной сущности человека. Человечество переживает небывалый кризис именно из-за утери своих духовных ценностей. Причины, свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь: падение нравов, деморализация общества и деморализация главного устоя государственности – семьи. С падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

В середине третьей расы нашего цикла человек из цельной сущности превратился в душу половинчатую, произошло разобщение мужского и женского начала.
Книга Бытия. « Господь навел на Адама крепкий сон, и когда он спал, Господь взял одно из ребер Адама и создал из него Еву».
Человек первых рас недостаток разума восполнял духовным знанием, духовным зрением и слухом. Он обладал совершенным  душевным равновесием, так как был цельной, еще не разделенной сущностью. Он обладал двумя началами: положительным и отрицательным, мужским и женским, был андрогином.
Примечание.
На настоящей ступени развития человек обладает тремя видами ума: низшим умом, или инстинктом (подсознание), средним умом, или рассудком, и высшим умом, или способностью прозрения. Эти три вида ума тесно связаны между собой, между ними нет резкой границы, они переходят один в другой. Инстинктивный ум у человека современного развития – это ум прошлого, рассудок – ум настоящего, способность прозрения – ум будущего.

Инстинктивным умом пользуются животные, дикари, дети. В настоящее время инстинкты продолжают исполнять те же функции человеческого теле, что и раньше, которые не требуют участия сознания: пищеварение, кровообращение, дыхание, восстановление поврежденных тканей и т.д. Все потребности тела: голод, жажда, сон, половое влечение; все страсти, как: ненависть, зависть, злоба, ревность… - находятся под управлением инстинктов. ( Работа, которую мы делали под управление сознания, когда выполняется автоматически, то переходит из области интеллектуальной в область инстинктов).

Наука считает интеллект самой высшей частью человеческой сущности. Он имеет заслуги в развитии цивилизации, прикладного знания и всех областей человеческого знания, где требовалось кропотливое исследование, вычисление и наблюдение, логическое рассуждение и мышление. Все технические совершенствования жизни человека есть результат этой части ума. Но его развитие полезно до тех пор, пока он прислушивается к голосу своего высшего начала, которое есть мудрость. К сожалению, по мере своего развития, интеллект начинает считать себя самым высшим началом. Интеллект есть в человеке начало разъединяющее, он отличает «я» от «не я». Он осознает только себя одного, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающее. Это вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека. Преобладание рассудочности в ущерб духовности губит современный мир. Если интеллект направляется не в сторону совершенствования, не на борьбу со своей низшей природой, а на утонченное удовлетворение ее нужд, то человек может пасть ниже животного.

Обладание чувствознанием или способностью прозрения в настоящее время доступно лишь ограниченному числу людей. Все, что человечество имеет самого возвышенного, самого благородного и прекрасного, все высшие ценности культуры – все исходит из этой области человеческого ума. Все, что ведет  к состраданию, любви и справедливости, к самопожертвованию и благородству, к единству и красоте – все имеет источником  это высшее начало человека. Когда бодрствущее сознание человека спит, подсознание рисует нам картины прошлого, сверхсознание – возможности будущего.
Все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство и слияние двух Начал  заложены в Первичном Законе. При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдаленные сферы; и магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений и трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое завершение или Венец Космоса.   Слияние с разобщенной половиной своей сущности служит главным мотивом всех решений и действий человека последующих рас.
Разобщение Начал по церковным учениям называется грехопадением и изгнанием из рая, по оккультным учениям – разделением духовно совершенного человека на двух несовершенных и началом создания человеком своей кармы.
Лишившись уравновешивающего его начала, человек вынужден был искать в другом то, чего ему не хватало в нем самом. Он лишился гармоничности своей внутренней сути, половины своей жизнеспособности, утерял свою цельность, свою могучую сопротивляемость, которые являлись результатом согласованной деятельности двух начал в одном теле.
Взамен того он приобрел: неуравновешенность, неустойчивость, неудовлетворенность, сознание своей неполноты и своего несовершенства, а поэтому – вечное стремление к утерянному началу.
Сделавшись из цельного человека половинчатым, человек стал еще более деятельным и активным, что было необходимо для его дальнейшей эволюции, но его деятельность и активность, не сдерживаемые противоположным началом, направляемые исключительно на удовлетворение нужд новой  его природы и появившихся новых желаний и страстей, породили в нем эгоизм. Человек  познал зло и стал творить свою карму. Это будет продолжаться до тех пор, пока человек не поймет, что полного душевного равновесия, которое он ищет в противоположном начале, он может достигнуть лишь тогда, когда снова сольется с разделенной частью своей сущности.
При разобщении Начал полного разделения положительного (мужского) Начала от отрицательного не было, в каждом Начале осталась часть противоположного *. Таким образом, разобщением начал основной закон жизни нарушен не был, и став из цельного существа половинчатым, человек остался при двух Началах, но так, что одно Начало в нем всегда преобладает – или мужское, или женское.

Дух и Материя, мужское и женское Начало. Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента. Дух есть утонченная или разреженная Материя, а Материя есть уплотненный или кристаллизованный Дух. Бесконечное разнообразие всевозможных форм жизни заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающих разными вибрациями. (* ).  Без Материи не было бы формы, а без Духа не было бы жизни. Дух есть Отец всего существующего, а Материя есть Мать всего существующего. Результат их слияния является Вселенная – Сын.
Основной закон мироздания – слияние Духа с Материей. Это залог бесконечности и непрерывности жизни.
Космическое стремление к единению Духа и Материи направлено к бесконечной жизни, на равенстве и гармоничности их сотрудничества.
На земном плане из глубокой ( с начала Кали- юги) древности идет открытая или замаскированная борьба  ( и соревнование) между мужским и женским Началами. Всякая нация и государство достигали большего или меньшего развития в зависимости от того, насколько было сохранено равновесие Начал. Лишь равновесие Начал дает великие цивилизации.
Восток.
Чем ниже культурный уровень, тем более тяжелое положение женщины. Всегда раба, вьючное животное, наложница. Положение зависит от привлекательности и молодости. Влияние на мужчин в силу потребности в ней.
Запад.
Юридическое бесправие, беззащитность, физическое и моральное унижение и оскорбление. Улучшение положения в эпоху Возрождения.
Результат (для женщин).
Отрицательный.
Прибегает к уловкам. Притворяется и заискивает. Нет возможности получить образование. Появление отрицательных черт в связи с этим.
Положительный.
Изыскивает возможности воздействия на мужчин: призыв к состраданию, справедливости, благородству мужчин. Развитие в ней чуткости к чужому горю.

(Христос в своем учении ни одним словом на унизил женщины. Апостол Павел в своих проповедях постарался низвести женщину в приниженное положение.
Иудеи и мусульмане, католики.)

Мужское и женское Начала есть два пола одной сущности, которые не только не могут быть враждебны друг другу, но не могут существовать одно без другого, ибо являются дополнением друг друга, и образуют целое лишь в слиянии друг с другом.
Все, чего мужчина хочет достигнуть и чего достиг, он складывает к ногам избранницы своего сердца. Всякая женщина преследует цель – понравиться своему избраннику. В этом главный фактор совершенствования человечества.
Влечение Начал друг к другу и их стремление друг другу нравиться  есть закон жизни. Стремление человека искать счастья в соединении с объектом своего желания есть основная задача жизни.
Любовь между Началами есть единственная и самая великая творческая сила. «В пробуждении в нас всех высших творческих стремлений и эмоций и в развитии творческих способностей заключается главный смысл и высокая цель любви.» Любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна.
«Много погрешили религии против величайшего Таинства Космоса умалением брака и унижением женщины, своим презрением к любви и провозглашением обета безбрачия или монашества- этого духовного нищенства. Это страшное изуверство сказалось тяжкими последствиями. Вспомним все преступное лицемерие, все страшные половые извращения и преступления, которые были порождены этими запретами и осуждениями, идущими против Космического Закона». 
Вследствие унижения женщины притяжение Начал у современного человека опошлено, проявляется в грубых формах чувственного удовлетворения и ведет к отрицательным явлениям современности (нарушение верности, свободная любовь, проституция, моральное разложение). Брак превращен в простую сделку.
Вопрос взаимоотношения полов – наиболее трудноразрешимый, решается каждым человеком самостоятельно. Человек строит свою судьбу и решает свою участь в вечности.
Любовь – это индивидуализированное чувство, направленное на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут заменить любимого.
Половое чувство – это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина или женщина.
Любовь – орудие отбора.
Половое чувство – орудие физического и нравственного вырождения.
Наука, философия и религия согласно твердили, что женщина – это низшее создание, что любовь к ней  - это физиологическая функция, необходимая для продолжения человеческого рода, что влечение к женщине – это слабость, это необходимое зло, которое приходится терпеть. Из женщины, равноценной и равнозначащей половины человеческого рода сделали орудие для наслаждения, машину для производства потомства.

К концу 6 и началу 7 расы человек вернется к состоянию уплотненного астрального тела. (Циолковский – лучевое человечество). Улучшению форм и росту духовности очень помогут правильные сочетания или браки по стихиям.
(Хотя каждый человек состоит из всех четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли, - но одна стихия в нем преобладает, соответственно которой образуется характер человека. Преобладание в человеке элемента огня создает характер, который в общежитии называют холерическим, преобладание элемента воздуха создает характер сангвинический, элемента воды – флегматический и элемента земли – меланхолический. Недопустимо сочетание огня с водой или земли с воздухом. Допустимы сочетания смежных стихий, но не противоположных).

Об умеренности и воздержании.
«Лингам есть сосуд мудрости», но со временем это знание превратилось в фаллические культы. Между тем следовало бы сказать: факт зарождения настолько чудесен, что нельзя обойти его обычными мерами. Необыкновенная субстанция должна быть очень ценной. Если сравнить двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее. Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие. Дать жизнь не значит выбросить весь запас жизненной субстанции. Все незаменимое должно быть самое сохраняемое. Природа требует умеренности и воздержания, наказывая тех, кто нарушил ее законы. Истративший весь запас своей жизненной субстанции не способен к творчеству ни на физическом, ни на духовном плане.
Стремление к достижению высших возможностей и высших сил, требующее воздержания, приносит прилив высших духовных сил, которые не все идут на развитие духовности, но большая часть которых поглощается физической природой человека, и в частности повышает те возможности, от которых человек должен воздерживаться.   ( Энергия изменяется проводником в форму, к которой проводник имеет большую склонность). Всякий, стремящийся к совершенствованию, неизбежно должен побороть свою низшую природу и низшую творческую силу трансмутировать в высшую.

«Накопленная энергия  не может быть уничтожена, она должна быть переведена в другие формы или преобразована в другие виды движения; она не может остаться навеки бездействующей и все же продолжать существовать. Бесполезно пытаться заглушить страсть, которой мы не в силах управлять. Если ее накапливающаяся энергия не вводится в другие каналы, она будет расти, пока не станет сильнее чем воля и сильнее чем рассудок. Чтобы контролировать ее, вы должны ввести ее в другой, высший канал. Так, любовь к чему-то пошлому может быть заменена превращением ее в любовь к чему-то возвышенному, и порок может быть превращен в добродетель изменением его цели. Мы не можем уничтожить или упразднить страсть. Если ее отогнать, другое стихийное воздействие займет ее место. Поэтому не следует пытаться уничтожить низкое, не ставя ничего взамен, но следует заменить низкое высоким, порок добродетелью, суеверие знанием.»
«Наша  натура настолько низка, горда, тщеславна, настолько полна собственными прихотями, суждениями и воззрениями, что если бы не сдерживалась искушением, она погибла бы безнадежно; потому мы бываем искушаемы до конца с той целью, чтобы познать себя. Знай, что наибольшее искушение – это пребывание без искушений, и потому радуйся, когда оно преследует тебя и со смирением, спокойствием и постоянством противостой ему.»   

Не свободная, вне брака, или покупная за деньги любовь, не обеты безбрачия или аскетизм, но брак, основанный на сердечном влечении Начал друг к другу, есть панацея от всех современных зол и всех искажений  великого закона.
Начала есть сильнейшие магниты, поэтому любовь между мужским и женским  Началами есть действие притяжения разноименных и противоположных полюсов одного и того же когда-то разделенного магнита. Любовь к Высшим Существам есть притяжение Большими Магнитами малых магнитов. Любовь к своим детям есть то же явление, но меньшей силы и меньшего значения. Любовь к своему ближнему есть притяжение однородных магнитов, но обладающих разными индивидуальными свойствами притяжения или отталкивания.

январь 2001г.         В. Секаев
Литература: А. Клизовский, Е. Блаватская, Е. Рерих

 


В.Г. Секаев
СОВРЕМЕННАЯ РАСА И НОВАЯ РАСА

Современная
 Новая
 
1
 Главное – ИМЕТЬ
(захватить)
 1
 Главное – ДАВАТЬ.
(общее выражение неэгоистичности)
 
2
 Лозунг – СОРЕВНОВАНИЕ
(задача  – развить конкретный ум)
 2
 Лозунг – КООПЕРАЦИЯ.
(совместное творчество)
 
3
 РАЗРУШИТЕЛЬНА
(даже дети наслаждаются разрушением)
 3
 СОЗИДАТЕЛЬНА
4
 ПОЛОВОЕ НЕРАВЕНСТВО
(щепетильность и невежество, подчеркивание полового различия в одежде, воспитании, манерах – разжигает чувственность)
 4
 РАВЕНСТВО ПОЛОВ
(тело имеет второстепенное различие, разница в одежде и выражении незначительна)
 
5
 ЗНАНИЕ – слава современной расы. (Наука имеет дело с внешней стороной). Из внешнего – внутрь.
 5
 МУДРОСТЬ
(путь мудрости – из внутреннего наружу)
 
6
 УПРАВЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТОМ Интеллектуальность – способность внешнего постижения реальности мира вокруг себя, т.к. может быть охвачена с помощью несовершенных инструментов и органов познания.
 6
 УПРАВЛЯЕТСЯ ИНТУИЦИЕЙ
(Действует изнутри. Приносит неограниченное истинное познание себя).
 
7
 ИМЕЕТ РЕЛИГИИ
(Так как глаза душ различны, то Божественность проявляется в различных облачениях)
 7
 ИМЕЕТ РЕЛИГИЮ
(понять истинное значение религии как соединение человека с Богом. Нет нужды в догмах, доктринах, обрядах, верованиях)
 
8
 ОКРУЖЕНА НЕКРАСИВОСТЬЮ Оценка красоты зависит от редкости и цены. Ищется красота чувств.
 8
 ОКРУЖЕНА КРАСОТОЙ
Искусство и красота – результат внутренней чистоты, а не внешнего превосходства.
 
9
 Сгибается под тяжестью СТРАДАНИЯ
Причина несчастья поддерживается самоутверждением своей личности, личного «я».
 9
 Отражает РАДОСТЬ
 
10
 Характеризуется РАЗЪЕДИНЕННОСТЬЮ
Каждый гордится тем, что у него есть и чего другие не имеют: одежда, способности, убеждения, религии…
 10
 Характеризуется ЕДИНСТВОМ, ЕДИНОДУШИЕМ
Искать объединяющее, т.к. все живущее является им же самим, потому что оно то же самое Я, та же самая Жизнь, тот же самый Бог.
 
11
 ПРИВЯЗАНА
(связана физическими и материальными формами даже в делах любви и дружбы)
 11
 СВОБОДНА
(знает духовную сторону всех явлений, не боится что-то потерять).
 
12
 ЛИЧНОСТНА
(ваша личность единственно важное: ее желания, стремления, мнение, интересы, благополучие – вся жизнь ими заполнена)
 12
 БЕЗЛИЧНАЯ
Освобождена от деспотизма эгоистического личного «Я».
 
 
 А. Безант.
Теософия

Группа  духовных Учителей,  которых  в Индии называют Махатмами, рассматривают Космос как целостную и одушевленную энергетическую систему,  в которой именно энергия и была первопричиной всего.  Энергетические процессы  подчинялись  Великим законам Космоса,  по которым развивалось все мироздание, начиная от человека и кончая природными космическими явлениями.  Человек,  по мысли Учителей, будучи частью этой грандиозной энергетической системы,  находится в тесном взаимодействии с ней и проходит вместе  с ней свой эволюционный путь. Главной движущей силой этой эволюции является космический энерго- информационный обмен, в ходе которого происходит изменение энергетического потенциала разумной материи. Это изменение и заставляет материю двигаться в своем развитии или вверх по  спирали эволюции или низвергаться вниз, в инволюцию. Человек же, как часть этой разумной материи,  может быть объектом  или  субъектом  эволюции. Расстояние между этими двумя понятиями включает весь спектр того явления,  которое мы называем культурно -духовным совершенствованием человека. Каждое космическое или планетарное явление имеет свою энергетику, каждый виток эволюции несет свой энергетический потенциал.  Например, Е. И .Рерих  обращает внимание  на  необходимость  изучения  тонких энергий,  роль  которых  в эволюции человечества увеличивается по мере приближения к новому витку космической эволюции.  Психическая энергия, носителем  которой является сам человек,  есть одно из проявлений этих тончайших,  но в то же время и сильнейших энергий. Она содержит в себе энергетику миров иных измерений. Последние определяют и нашу интуицию, и наше чувствознание и,  в конце концов, нашу духовность, которая синтетически  объединяет наши накопления и придает им иное энергетическое качество. По сути наш плотный трехмерный мир пронизан тонким многомерным  миром,  находящимся  с нами в постоянном энергетическом контакте, который много больше, чем мы предполагаем,  влияет  на  нас.  Объяснить что-либо  происходящее  на планете,  в человеческом обществе или в нас самих невозможно,  не беря в расчет этот мир.»  «Ведь не только  каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и, именно, эти вибрации являются энергиями,  входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно, эти энергии, порожденные человеком,  и являются его неотъемлемым достижением (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни» - писала Е. И. Рерих.

                Общие черты в мировой религии говорят о существовании единого первоначального учения. Братство великих духовных Учителей передавало различным расам и народам поочередно основные религиозные истины в форме, наиболее подходящей для них. Когда мы находим, что священные книги содержат в себе учения о Боге, о человеке и о вселенной, которые все тождественны по существу, хотя и разнятся по внешним формам, неизбежным выводом является происхождение всех этих учений из единого источника – Теософии.
Главные духовные истины.

Единое Вечное, Непознаваемое, Реальное Бытие.
Из него (ТО) – проявленный Бог, раскрывающийся из единства в двойственность, из двойственности в троицу.
Из проявленной  Троицы происходят духовные разумные Сущности, руководящие порядком Космоса.
Человек есть отражение проявленного Бога  и потому в основе своей троичен; его истинное  реальное я вечно и едино  с Я вселенной.
Эволюция человека совершается путем многочисленных воплощений; к воплощению его тянут желания; освобождается же он от необходимости воплощения  путем знания и самопожертвования, становясь божественным в деятельном проявлении, как он всегда был божественен в скрытом состоянии.
 

Китай (Даосизм)
 Израиль (Каббала)
 Индия (Брахманизм)
 Египет
 Греция (Орфизм)
 Христианство
 
Даосизм признает в человеке дух, разум, тело. Об уничтожении желания. Учение о перевоплощении.
 Учение об Одном, Трех, Семи. Учение о перевоплощении.
 Брахманизм, Буддизм (северный). Упанишады.
Высочайший Логос, Брахман, троекратен: Бытие, Сознание, Блаженство. Человек троичен: физическое тело, тонкое тело, ментальное тело. Учение о перевоплощении.
 Книга мертвых  (о перевоплощении).
 Орфическое учение говорит о Первичной Триаде: Мировое Добро, Мировая Душа, Мировой Разум. Перевоплощение. (Платон, Пифагор, Анаксагор…)
 Троица: Первый Логос, источник всякого бытия – Бог Отец, Второй Логос, двойственный по своей природе – Сын (бого-человек); Третий Логос, творческий разум – Дух Святой. Семь Духов Божиих. Небесное воинство Ангелов и Архангелов. Человек сотворен по образу Божию- троичен: Дух, Душа, Тело и представляет собой Храм Бога. О перевоплощении – слепота слепорожденного.
 

Физическая сфера (план)

Первый луч Логоса

Появление первичного атома: Логос вихревым движением просверливает дыры в первичной материи. Появился вихрь жизни в оболочке из недифференцированной  материи. Эти первичные атомы образуют 7 сферу.
Первичные атомы образуют вихри в грубейших агрегатах своей собственной сферы. Первичный атом, заключенный в спиральную окружность из грубейших комбинаций 7 сферы – есть первичный атом 6 сферы.
Аналогично образуются атомы 5 сферы – Атма,
атомы 4 сферы – Атма в Буддхи,
атомы 3 сферы  (ментальной) – Атма в Буддхи и в Манас,
атомы 2 сферы (астральной) – Атма в Буддхи в Манас в Кама,
атомы 1 сферы (физической)  -  Атма в Буддхи в Манас в Кама в Стхула.

Первая сфера (как и каждая) состоит из семи подуровней: твердые, жидкие, газообразные, эфир, 5 уровень, 6 и 7.

Второй луч Логоса (эволюции формы)

Дает импульс эволюции формы, скрытой в Монаде (Атма  в Буддхи).

Появление минералов – достижение устойчивости формы.
Появление растительного царства – вырабатывается большая пластичность с ранее приобретенной устойчивостью.
Появление животного царства – гармоническое выражение пластичности и устойчивости.
Появление человечества – высшая точка равновесия: тело построено из частей крайне неустойчивого равновесия, что необходимо для достижения наивысшей степени приспособляемости, в то же время держится так прочно благодаря соединяющей центральной силе.
Тело человека состоит из семи уровней физического плана:
Твердое тело (твердые, жидкие, газообразные части) – входит в соприкосновение с физическим миром. Можно перестроить, чтобы отвечало высшим вибрациям.
Эфирное тело – проводник жизненных токов (Праны), исходящих из Солнца. Принимает эфирные вибрации (магнетические и электрические явления). Может извлекаться из физического тела ( транс и потеря сознания) при анестезии, нервном возбуждении, слабом здоровье. При рождении по нему строится физическое тело. При смерти извлекается из плотного тела.

Астральная сфера

Астральная сфера ближайшая к физической. Необходимо рассматривать сферы как концентрически взаимопроникающие одна другую, разделенные между собой не расстоянием, а разницей в построении атомов. Так же, как воздух проникает воду, как эфир проникает самую твердую материю, так же астральная материя проникает все физическое.
Дух – материя астральной сферы существует в семи  подразделениях. Астральные тела прозрачны и быстро меняют форму, так как астральная материя принимает форму под влиянием каждого воздействия мысли, чувств и желаний. Продолжительность формы зависит от силы импульса, ясность очертаний зависит от отчетливости мысли, окраска зависит от качества мысли (духовного, интеллектуального, страстного).
Искусственные элементали
Материя астральной сферы – элементальная эссенция.  Мысль, достигая астральной сферы, собирает вокруг себя «элементальную эссенцию» как форму – это искусственный элементал (мыслеобраз).Четко очерченные искусственные элементали более продолжительны и оказывают более сильное влияние на астральные тела и через них на сознание тех, к кому они притягиваются. Они производят в этих последних вибрации подобные своим и, таким образом, мысли переходят от одного ума к другому без всякого физического проводника. Они могут быть направлены к любому лицу, причем сила воздействия зависит от силы воли пославшего и от сосредоточенности его умственной энергии.
Взрыв злобы создает сильную молнию красного цвета.
Сосредоточенная злоба вызывает элементаль багрового цвета.
Любовь – нежно розовых оттенков.
Молитва матери охраняет сына своими элементалями от влияний, которые притягиваются собственными мыслями сына. Искусственный элементаль выполняет волю создавшего их. Но никакой элементаль не произведет своего впечатления, если астральное тело объекта не имеет ничего общего с ними, чего- либо, что могло бы отвечать гармонически на их вибрации. Они отпрянут от человека и по своему следу (магнетическому) возвращаются и обрушиваются на своего создателя.  Чувствительные к астральным влияниям испытывают иногда непонятный страх, или ощущение чьего- то присутствия и т.д. Мысли ненависти, ревности, мести, горечи, недовольства населяют астральную сферу искусственными элементалями и вызывают страхи, которые мы чувствуем, но не понимаем.
Естественные элементали
Существуют в астральной сфере и естественные элементали, подразделяемые на 5 отделов: элементали эфира, огня, воздуха, воды, земли. Они являются проводниками энергии в каждой области природы. С ними связаны различные чудеса, так как элементы природы входят в состав человеческого тела и какой-то из них преобладает.
Духи природы
Духи природы занимаются строением форм в минеральном, растительном, животном и человеческом царстве.
Астральные тела

Астральное тело минерала зачаточное,  растения более организовано, реагирует на свет, влагу, добро. У животных астральное тело развито хорошо и может существовать после смерти физического тела. Астральное тело структурируется в концентрические оболочки  7 слоев (снаружи самое плотное).

 
Астральное тело является мостом между сознанием и физическим мозгом.

 Камалока (чистилище)

Камалока – место желаний, часть астральной сферы. В религиях представлено как ад, чистилище, временное пребывание человека после того, как он покинет свое тело.
Условия Камалоки повторяются в каждом подразделении астральной сферы, в 7 областях. Области отличаются по плотности, а степень плотности  формы обитателя определяет границу области.
Существа одной области не могут приходить в соприкосновение с существами другой области.
Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной природе человека.
Человек находится в сознании в той области, которая отвечает в основном его вибрациям.

 Первое (низшее подразделение чистилища)
 Второе
 Третье
 Четвертое
 Пятое
  Шестое
 Седьмое
 
Пребывание здесь зависит  от присутствия в теле желаний (Кама-рупа) материи, принадлежащей этой области. Это область злых страстей, тяжелых вибраций. Так как внутренний характер здесь выражается формой (видимой), то наблюдаются звериные облики (подонки, убийцы, отбросы человечества. Страдания временны. Является уроком.
 Сознание сохраняется у  тривиальных и мелочных людей.
 Более  утонченная  копия второго подразделения. Большинство образованных и мыслящих людей в этой области в полном сознании.
 Появляются  новые черты – светящиеся области. Люди бессознательно создают здесь силой своего воображения то, о чем грезили на земле. Существует различие языков.
 Более  утонченное, чем  пятая. Населяют души высшего типа. Задержка в этой области наблюдается из-за себялюбия в артистической или интеллектуальной  деятельности.   
 Населено умственно развитыми людьми.
 
Для всех (за исключением тех, кто никогда не испытал  чувства бескорыстной любви или духовного стремления) приходит время, когда связь с астральным миром прерывается и через короткую бессознательность душа пробуждается от ощущения блаженства, невообразимого для земного сознания. Распавшиеся оболочки возвращаются в общий резервуар астральной материи. Оставшиеся «скорлупы» могут быть временно оживлены магнетизмом воплощенных душ, повторяя те вибрации, к которым они привыкли в жизни  (молитвы об усопших ускоряют распад астрального тела).
 

 

Ментальная сфера.

                Сфера сознания, работающего как мысль (но не того, который проявляется через мозг). Разум – это определенная сущность, жизнь которой проявляется в вибрациях. Вибрации есть мысли, а мысли есть образы.
Индивидуальность есть Манас, Эго, заключенное в материю высших подразделений ментальной сферы.  Присутствие его в физической сфере выражается вибрациями, которое оно (Эго) вызывает в мозгу и в нервной системе. Мозг и нервная система отвечают на вибрации, но в силу грубости своих материалов воспроизводят лишь небольшую часть всех вибраций ( как, например, из эфирных вибраций только видимый спектр воспринимается глазом). 
Развитый мозг отвечает на вибрации до точки «большой интеллектуальной силы».
Исключительно восприимчивый мозг  отвечает на вибрации до точки «гений».
Исключительно невосприимчивый мозг отвечает на вибрации до точки «идиот».
Дух-материя ментальной сферы более утончена, чем астральная, и находится в беспрерывном движении. Принимает определенную форму под влиянием самого легкого дрожания жизни.
В ментальной сфере также 7 подразделений духа-материи; разновидности материи  вступают в бесчисленные соединения различной сложности, образуя твердые, жидкие, газообразные, эфирные части ментальной сферы. Седьмое –высшее подразделение, состоит из первичных ментальных атомов. С седьмого по пятое подразделения ментальной сферы не имеют формы, вибрации существуют как жизненные энергии; с четвертого по первое – имеют форму, т.е. вибрации сознания творят форму, образы, мысль появляется в виде живого образа (аналог: абстрактные мысли и конкретные мысли – например, конкретный треугольник и понятие абстрактного треугольника).
Ментальная сфера служит отражением Мирового Сознания в природе (Махат, Третий Логос, Святой Дух). Ментальная материя под воздействием вибраций мысли вызывает к жизни любое сочетание , которое мысль способна создать. Вибрирующая жизнь Мыслителя формует вокруг него ментальные материалы, мыслеобразы, но в отличие от мыслеобразов астральной сферы, эти мыслеобразы гораздо ярче, сильнее, существуют дольше, в них больше жизненной энергии.
Мыслеобразы строятся из элементальной эссенции ментальной сферы, вибрации мысли придают ей форму, в которую мысль воплощается, пребывая в ней как одушевляющая ее жизнь. Это искусственные элементалы ментальной сферы: первое элементальное царство  без формы (для 5-7 подразделения), второе элементальное царство с формой (1-4 подразделения).
В ментальной сфере существует множество Духов (архангелы и ангелы у христиан) – управляют элементалями астральной сферы, а также Мыслителей и Учителей.
Каждая душа имеет свою ментальную атмосферу, поэтому впечатления, проходя через нее, искажаются и окрашиваются ее свойствами. Поднятие по ступеням эволюции означает все более утончающуюся способность воспринимать впечатления.
Все сферы окружают нас, но наша грубая невосприимчивость отдаляет и скрывает их от нас. Мы сознаем лишь то, что на нас действует, что вызывает в нас ответные вибрации. По мере того, как мы становимся все более и более восприимчивыми и вбираем в себя все более тонкую материю, мы приходим в соприкосновение с мирами все более утонченными.
Тело мысли (ментальное тело), обуславливающее сознание в 1-4 подразделениях строится из материи 1-4 подразделений. В полном соответствии с вибрациями, посылаемыми Мыслителем (Я человека), будет и природа ментального тела, которым он окружает себя, и это ментальное тело и есть то, что мы называем низшим разумом или низшим манасом. Мыслитель не есть ментальное тело, он пользуется им для проявления себя настолько, насколько это возможно в низшей ментальной области. Оба тела, ментальное и астральное, беспрестанно  вибрируя вместе, под конец становятся переплетенными между собою (эмоции и ощущения).
Тип ментального тела, которое человек образует на своем пути к новому воплощению, вполне соответствует достигнутой человеком ступени эволюции: неразвитого, среднего, духовно пробужденного.

 
Эго человека  (Мыслителя) состоит из материи пятого, шестого и седьмого подразделений  ментальной сферы. В пребывающем теле человека, которое вместе с божественным сознанием образует Мыслителя, копятся результаты жизней человека, причем только тонкие вибрации ментальной области – высокоинтеллектуальные или высоконравственные по своему характеру.
Человеческая  эволюция есть эволюция Мыслителя; он облекается в низшей ментальной, в астральной и физической сферах в свои тела; изнашивает их в продолжении земной, астральной и низшей ментальной жизней, сбрасывает их последовательно на каждой ступени жизненного цикла, но все время сохраняет внутри себя результаты.

Менее тонкие вибрации выходят за пределы пребывающего тела, привлекая материю низшей ментальной области, и эти вибрации являются тем, что известно как низший Манас, малый разум. Эти вибрации мы называем интеллектом, в который входят умственные способности: суждение, умозаключение, воображение, сопоставление и т.д.
Мысли его конкретные, метод познания – логика (доказывает, рассуждает, делает выводы).

вибрации –астральная материя – эфирный мозг- физический мозг

Вибрации физического мозга медленные, т.к. теряется энергия. Это наше сознание.

 
Наиболее тонкие вибрации находят свое выражение в высшем, пребывающем теле (оно может отвечать на них), они-то образуют то, что мы называем Чистым Разумом. 
                Мысли Чистого Разума абстрактны, метод познания – интуиция, природа его есть знание.


   
По мере того, как Мыслитель развивается, он все более сознает присущие ему силы и работу своих энергий в низших мирах, а также тела, которыми эти энергии окружили его. Он начинает пробовать свое влияние над ними, руководствуясь для направления своей воли памятью прошлого. Эти его воздействия мы называем 
совестью, когда дело касается нравственности, и
вспышками интуиции, когда они просветляют интеллект.

Желающие сознательно помогать своей эволюции могут достигнуть этого посредством:

тщательной культуры своих мыслей и своего нравственного характера
выдержанных и хорошо направленных усилий.
Привычка к спокойной, выдержанной и последовательной мысли, направленной к сверхличным предметам, привычка медитации и серьезного изучения развивают тело мысли и делают его более совершенным орудием.
усилия развивать абстрактное мышление также полезны, ибо они поднимают низший ум к высшему.

 

Девакхан (небеса)

Девакхан – это часть ментальной сферы, откуда действием духовных разумных сущностей исключено горе и всякое зло. Сюда переходят после пребывания в Камалоке. Продолжительность пребывания в Девакхане зависит от земных стремлений, стремления к высшей жизни увеличивают продолжительность пребывания в Девакхане. Жизнь в Девакхане протекает сначала в четырех низших подразделениях ментальной сферы (Мыслитель в ментальном теле), затем в трех высших подразделениях (Мыслитель без ментального тела). В низших подразделениях ментальной сферы Мыслитель претворяет собранные на земле материалы в постоянные свойства и качества. В высших подразделениях – Мыслитель переживает свою жизнь в той мере своего сознания, которой он успел достичь.
Суть душевной жизни , когда она заключена в теле, отличается от душевных переживаний вне тела.
Земное познание реального обманчиво. Знаем впечатления, которое производят на нас вещи и люди и те заключения (часто ошибочные), которые наш разум выводит из суммы впечатлений.
Ментальной жизни присуща большая интенсивность, живость и реальность, чем в жизни чувств. В Девакхане все, что человек думает, воспризводится немедленно в формы. Материя складывается немедленно при воздействии на нее мысли (относятся к одной среде). Все, над чем мы думаем на Земле, превращается в активную силу, все усилия становятся способностями; горести и душевные искания переплавляются в усилия воли. Силы и способности остаются в скрытом состоянии внутри пребывающего тела. 
Состояние сознания в Девакхане зависит от эволюционного развития человека:

если на низших ступенях развития – дремлет в полной бессознательности
если более развит -  самосознающ, видит причины и их последствия в последней жизни, видит вновь созданные причины, осознает законы духовного развития
Для каждого Мыслителя перед новым возвращением на Землю приходит момент ясновидения: общие очертания его ближайшего воплощения  развертываются перед ним.

Уровни ( подразделения) ментальной сферы

   

с формой
   
Первое (низшее подразделение )
 Второе Третье Четвертое Пятое Шестое
 Седьмое
Наименее подвинувшиеся души. Высшие эмоции на Земле – любовь к семье и друзьям. Искреннее восхищение кем-либо, кто лучше их. Желания вести более возвышенную жизнь.
 Люди всех верований, сердца которых во время земной жизни обращались с мольбой к Богу. Сердце их поднималось в своем стремлении к высшему.
 Благородные и искренние души, которые были преданными слугами человечества.
 Гении искусства и литературы. Здесь развиваются силы наиболее одаренных душ. Искатели тайн природы. Ученики Наставников.
 Поднявшиеся над властью плоти и страстей. познают истины непосредственным созерцанием. Видят лежащее в основе всего единство.
 Те, кто во время земного существования  не чувствовали влечения к его преходящим видимостям и посвящали всю свою энергию высшей умственной и нравственной жизни. Дурная жизнь невозможна.
 Обитель Учителей и Посвященных. Их воля вступает в большее и большее единство с волей, руководящей мирами.
 
Смерть есть величайшая из земных иллюзий: смерти нет, есть только перемена в условиях жизни.
Жизнь непрерывна; нерожденная, вечная, постоянная, она не погибает с уничтожением тел, которые облекают ее.
 

Душа, когда ее пребывание в высших областях Девакхана кончается, начинает свой новый жизненный период с проявления тех сил, которые в состоянии действовать в четырех низших подразделениях Девакхана. Силы эти, проявляясь наружу, собирают вокруг себя из материи четырех низших подразделений ментальной сферы такие материалы, которые подходят для их выражения, и благодаря этому образуется новое ментальное тело  для предстоящего рождения на Земле. Вибрации ментальных сил пробуждают энергии, принадлежащие природе желания, и эти последние начинают также вибрировать; по мере своего пробуждения они привлекают к себе подходящие материалы и материи астрального мира, из которых и образуется новое астральное тело.  Таким образом, Мыслитель облекается в ментальную и астральную оболочки, которые выражают с точностью все его способности, развитые в течение всех предыдущих ступеней его жизни.
Затем он увлекается силами в семью, способную снабдить его подходящим физическим телом.
Личность состоит из преходящих оболочек, посредством которых Мыслитель действует в физическом, астральном и низшем ментальном мирах. Личность с ее преходящими чувствами, желаниями и страстями образует из себя как бы независимое существо, хотя она и извлекает все свои силы из Мыслителя, которого облекает собой.
Индивидуальность заключает в себе самого Мыслителя, бессмертное дерево, которое выбрасывает из себя личности подобно листьям.
Таким образом, жизненная драма есть непрерывающаяся история одного и того же действующего лица, которое последовательно разыгрывает различные роли. 

 

Духовные  сферы ( Буддхи и Нирвана)

                Дух-луч, исходящий из Логоса, обладает троичной природой Логоса. Эволюция человека состоит в постепенном проявлении всех 3-х божественных аспектов из состояния скрытого в состояние активное. Путем этого проявления человек повторяет в малом виде эволюцию вселенной (отсюда название – микрокосм). Скрытая в человеке божественная сущность, его высшее бессмертное Я, носит наименование Монада. (Человеческая Монада – Атма-Буддхи-Манас или Дух, Духовная душа и Душа Человеческая). Монада есть излияние жизни самого Логоса, которая содержит в зародыше или в скрытом состоянии все божественные силы и свойства. Человеческая Монада обладает 3-мя божественными аспектами, которые представляют собой 3 атрибута Божественной жизни, проявленной во вселенной: божественное бытие, блаженство, разум.
Манас, человеческая душа, есть подобие Мирового Разума.
Буддхи (соответствует 4 сфере )  - Мудрость – тело блаженства ( развивается бескорыстной любовью, единением).
Атма (соответствует 5 сфере –Нирвана) – Высшее Я, сфера чистого бытия и божественных сил в их наиболее полном проявлении в нашей пятеричной вселенной.
Эволюция в условиях 4 и 5 сферы принадлежит будущему нашей расы.
Нирваническое сознание представляет бытие повышенной жизненности. Там пребывают Великие Сущности, которые закончили человеческую эволюцию  в исчезнувших мирах и являются исполнителями воли Логоса.
Братство всего живого имеет свою незыблемую основу в области духа (сферы Атмы и Буддхи). Само слово братство заключает идею одинаковой крови и неодинакового развития; поэтому оно и представляет истинное звено между всеми созданиями вселенной – единство сущности жизни и различие в ступенях, достигнутых проявлениями этой жизни. Братство существует как факт.   
Интеллект есть начало разъединяющее в человеке, он различает я от не-я, он сознает только одного себя, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. В человеке лишь его интеллект по природе своей наклонен к вражде, в нем заключается корень разъединения.

                Не имеет прочного будущего ни один народ, который допускает поругание братства, ни одна цивилизация, построенная на его противоположном начале, не может продолжаться.

 

Начала  человека
 Формы
 
Atma.  Дух
 
 
Buddhi. Духовная Душа
 
 
Высший Манас Человеческая душа
Низший Манас
 Пребывающее тело
Ментальное тело
 
Kama. Животная душа
 Астральное тело
 
Linga Sharira
 Эфирный двойник
 
Sthula Sharira
 Физическое тело
 


Перевоплощение

 

                Рассмотрим Монаду формы, Атма-Буддхи. В этой Монаде, частице жизни Логоса, кроются все божественные силы, но они находятся в скрытом состоянии, непроявленном и недействующем. Эволюция заключается в том, что:

окружающая среда действует на внешнюю форму живого существа и это действие передается через внешнюю оболочку Монаде, вызывая в ней ответные вибрации. Ответные вибрации излучаются из Монады (посредством оболочек) в окружающую среду. В этом состоит действие и противодействие между окружающей средой и организмом.
существует непрерывность  жизни и формы. Жизнь, заключенная в форму, при гибели формы сохраняет все переживания в тех силах, которые были пробуждены этими переживаниями. Унося с собой весь накопленный опыт, освободившаяся жизнь готова снова излиться в новые формы, происшедшие от старой формы.
Современная наука доказывает, что наследственность играет тем меньшую роль, чем выше развитие данного индивидуума. Умственные и нравственные качества не передаются от родителей к потомкам. Поэтому должен существовать непрерывающийся субстрат, в чем бы сохранялись приобретенные умственные и нравственные качества, иначе они не могли бы возрастать. Этот субстрат – Монада. Душа без всякого прошлого, внезапно возникающая из ничего и в то же время одаренная умственными и нравственными особенностями, - это такой же абсурд, как утверждение, что младенец может появиться без всякой связи с кем бы то ни было, обладая при этом всеми признаками национального и семейного типа. Без непрерывности физической плазмы мы были бы лишены средства для эволюции физических особенностей; без непрерывности сознания не было бы средства для эволюции умственных и нравственных качеств.
Овладев вполне обоими принципами: идеей Монады с ее потенциями, превращающимися  в деятельные силы, и идеей непрерывности жизни и формы, мы можем обратиться к изучению подробностей.
Начнем наши наблюдения над Монадой с того момента, когда она впервые подвергается воздействию со стороны трех высших подразделений ментальной сферы, т.е. с самого начала эволюции формы. Ее первые слабые ответные вибрации притягивают вокруг нее некоторое количество материи ментальной сферы, и таким образом возникает постепенная эволюция первого элементального царства.
Существует 7 основных типов Монады, каждый обладает своими отличительными характеристиками, и эти свойства сохраняются через все циклы их эволюции, отражаясь на всех рядах живых существ, одушевленных ими.
Токи, посылаемые силами Монады, обладают лишь краткой жизнью в форме; тем не менее весь опыт, истекающий из этих первых попыток, выражается в самой Монаде усиленными ответами на воздействие извне; а так как эта ответная жизнь состоит из вибраций, которые часто не соответствуют между собой, то внутри Монады возникает наклонность к разделению,  причем гармонически вибрирующие силы тесно группируются между собою, как бы для согласованной деятельности; и это длится до тех пор, пока не возникнут подразделения Монады, сходные в своих главных свойствах, но различающиеся в подробностях.
Они становятся благодаря воздействиям низших подразделений ментальной сферы (rupa) Монадами второго элементального царства.
Процесс продолжается и каждая Монада одушевляет жизнью бесчисленные формы, через которые она получает воздействие извне. Таким образом, каждая Монада воплощается непрестанно в новые формы и сохраняет внутри себя все силы, пробужденные разнообразными опытами, которым она подвергалась через посредство оживотворяемых ею форм. Мы можем рассматривать Монаду как душу целой группы родственных форм; а по мере того как эволюция продолжается, эти формы представляют все более и более различия в качествах. Бесчисленные подразделения Монады этого второго элементального царства достигают теперь той ступени эволюции, на которой они начинают отвечать на вибрации астральной материи; с этих пор они начинают действовать в астральной сфере и становятся Монадами третьего элементального царства, повторяя в этом более плотном мире все процессы, уже  выполненные в ментальной сфере.
(Непрестанный поток Жизни, истекающий из Логоса, доставляет на высших ступенях ментальной сферы новые Монады форм, таким образом эволюция продолжается не прерываясь.)
В астральном мире  эволюция их продолжается до тех пор, пока они не делаются способными отвечать на воздействия со стороны физической материи. Монады, спускаясь в своем воплощении, подвергаются воздействию всех сфер, через которые они последовательно проходят.
Таким образом, все эти монадические групповые души начинают воплощаться в тончайшие физические формы, представляющие собой эфирных двойников будущих плотных минералов физического мира. В эфирные формы духи природы вносят более плотные физические материалы.
Так строятся минералы всевозможных видов. Каждая монадическая групповая душа (минеральная Монада)  имеет свое собственное выражение, свою минеральную форму, в которой она и воплощается, достигая постепенно все большей дифференциации. Особенностью минерального царства является ясно выраженная наклонность к определенной организации формы, к проведению неизменных линий, вдоль которых происходит процесс роста минералов.
Когда деятельность Монады начинает проявляться слишком энергично для минеральной оболочки, тогда наступает время для возникновения более пластических форм растительного царства.
В царстве растительном монадические групповые души подвергаются все новым подразделениям вследствие увеличивающегося разнообразия воздействий , которым они подвергаются извне. Результатом этого невидимого для нас подразделения является развитие семейств, родов и видов растительного царства. У некоторых долговечных представителей растительного царства начинает ясно проявляться элемент личный – устойчивость их организма делает возможным это отдаленное подготовление к индивидуальности. Чередование условий (смена времен года, солнце, дождь…) повторяясь постоянно, запечатлевается внутри Монады, появление одного условия вызывает в ней смутное ожидание и последующего явления, неизменно его сопровождавшего. Здесь мы видим первое очертание того явления, которое со временем разовьется в память и предвидение. Появляется  также предвестник ощущения. Дождь и засуха, которые действуют на механическое построение формы и на ее способность передавать вибрации одушевляющей ее Монаде, представляют собой такую пару, воздействие которой вызывает в живом существе способность различать, ту способность, которая представляет собою корень всех ощущений, а позднее и каждой мысли.
Следующий переход ведет в царство животное. Здесь Монады начинают развивать в своих физических и астральных оболочках вполне определенные личные качества. Большее разнообразие воздействий чем у растений ускоряет дифференциацию. Монадическая групповая душа, которая оживляет известное число диких животных одного вида, хотя и получает большее разнообразие впечатлений, все же не может развиваться быстро, ввиду того, что впечатления эти постоянно повторяются и воспринимаются однообразно всеми представителями данного вида. Когда физическая форма представителя того или иного вида погибает, опыт, собранный посредством этой формы, сохраняется в групповой душе и как бы окрашивает ее новым оттенком; это новое свойство монадической групповой души, проникающее вместе с жизнью во всех новорожденных животных того же вида, передает им всем опыт погибшего животного. Таким образом, постоянно повторяющиеся опыты, накапливаемые в групповой душе, являются инстинктами, наследственными свойствами в новых представителях того же вида. По мере того, как животное подпадает под влияние человека, монадическая групповая душа начинает развиваться гораздо быстрее. Развиваются личные свойства. Монадическая групповая душа воплощается все в меньшее и меньшее число форм. под конец все уменьшающееся число форм доходит до единицы, и тогда душа начинает одушевлять ряд единичных животных форм; по сравнению с человеческим перевоплощением разница состоит в том, что в животной душе отсутствует манас с его высшими ментальными началами.
Со временем ментальная материя , вошедшая в состав групповой души, становится способной отвечать на вибрации ментальной сферы, и с этого времени животное готово к восприятию третьей большой волны Жизни Логоса для приема человеческой Монады.
Человеческая Монада (Дух, Духовная Душа, Человеческая Душа – Atma, Buddhi, Manas) тройственна по своей природе. Жизнь Атмы спускалась, облекая себя в Буддхи, а когда появлялся Манас на высших уровнях ментальной  сферы, зачаточный манас внутри  развивающейся формы оказался оплодотворенным, и результатом этого соединения  оказалось зачаточное пребывающее тело. Дух, заключенный в пребывающее тело и нсть душа, индивидуум, истинный человек.
Далее духовное излияние достигает развивающихся форм не прямым путем, но через посредничество. Когда человеческая раса достигла необходимой для того ступени, Высокие Сущности (Сыны Разума) погружали в человека Монадическую искру Atma- Buddhi- Manas, необходимую для образования зачаточной души.
Не следует представлять себе, что с этого момента в человеке действует 2 Монады – одна, построившая человеческую форму, и другая – сошедшая в эту форму и имевшая своим низшим аспектом человеческую душу. (Как два луча солнца составляют один луч, хотя их вначале было два. Второй луч, проникнув в человеческую форму, сливается в первым лучом, прибавив ему лишь свежую энергию и яркость, после чего человеческая Монада, как новая единица, начинает свою великую задачу). Некоторые из великих Сущностей воплощались в человеческие формы, чтобы стать руководителями младенческого человечества. Другие разумные существа менее высокого происхождения, человеческие существа, не окончившие своего развития в предшествующих циклах другого мира, воплощались среди третьей расы, отдельные индивидуумы которой получили свои младенческие души вышеупомянутым способом.  Таким образом возникли в нашем мире те огромные различия в нравственных и умственных способностях, которые отделяют наиболее развитые от менее развитых и которые в пределах одной и той же расы отделяют философа от полуживотного типа наиболее неразвитых представителей той же народности.
Зачаточная душа, Мыслитель, имела вначале своим зачаточным ментальным телом ту оболочку из ментальной субстанции, которую Монада формы принесла с собой, но которую она еще недостаточно организовала для возможной правильной деятельности. На душу действуют сильные контрасты, а чтобы вызвать в ней сознание различия этих контрастов- удар за ударом , то наслаждения, то страдания должны были падать на нее. Распознавание различия есть необходимое  предварительное условие для процесса мысли вообще. Копится некоторое количество понятий, занесенных в ментальное тело в виде мысленных образов и делается элементарный вывод  из сопоставления образов. Это является началом рассуждений, зачатком логических систем. В этот период младенчества человеческой души у нее не было понятия о добре и зле. Добром можно назвать все, что помогает прогрессу души и ведет к усилению высшей природы человека. Злом будет все, что замедляет развитие, что удерживает душу на низшей ступени. Для понимания этого человек познавал законы – каким образом приятное благодаря неумеренности переходит в неприятное, набирая соответствующий опыт. Климат, природа содействовали пробуждению тех или иных душевных свойств человека. Человеческая эволюция инидивидуальна. В группе живых существ, одушевляемых одной и той же групповой душой, встречаются одни и те же инстинкты потому, что вместилищем всех переживаемых опытов является единая  «монадическая групповая душа» и из нее изливается жизнь во все отдельные формы, зависящие от нее. Но каждый человек имеет свой собственный физический проводник, пребывающее тело. Отсюда различия между человеческими индивидуумами, несравненно более резкие, чем различия между родственными животными.

 

Ступени сознания

Первая ступень
(желание полный властелин )
 Все опыты чувственного порядка (удовольствие и боль) вызывают мыслеобразы, которые действуют как стимулы к отысканию таких объектов. Возникают зачатки памяти и умственной инициативы. Нравственные качества не превышают умственных понятий. (Дикари Дарвина). Нет различия между добром и злом. Учителя юного человечества. Вынужденное послушание элементарным правилам правильной жизни чрезвычайно ускорило развитие умственных и нравственных качеств в младенческих душах. Конфликты между памятью и желанием. Первые выводы.
 
Вторая ступень
( желание и воля находятся в конфликте и побеждают с переменным успехом)
 Появляется  зародыш воли. Желание и воля руководят инстинктами человека.
Желание - энергия Мыслителя, направление которой определяется привлекательностью внешних предметов.
Воля -  энергия Мыслителя, направляемая умозаключениями, выведенными разумом из прежних опытов или же непосредственной интуицией. ( Возможны ошибки, с увеличением запаса мыслеобразов появляется мудрость).
Борьба между повелениями чувств и повелениями разума. В области нравственной воля называется совестью. (Для проблем, относительно которых нет опыта, голос совести становится неопределенным, могут быть неправильные решения). Действия чужих мыслеобразов (друзей, семьи, общества, нации) могут привести к неверным заключениям. Нравственность впервые возникает чувством бескорыстной любви  (жена, дети, семья). Грешники ближе к царству небесному, чем книжники и фарисеи.
 
Третья ступень
(низший разум достигает абстрактной идеи, воля руководит всем)
 Развитие высших интеллектуальных сил. Различает единство среди мыслеобразов ( группировка предметов по признакам, различие их). Из общего свойства создает идею, строит мыслеобраз идеи, не имеющей проявленного существования в мире форм. Абстрактные идеи.  Приближаются к пониманию, что Единое лежит в основе всего разнообразия внешней природы.
 
Четвертая ступень
 Сознание объемлет весь мир, оно видит все сущее в себе как части себя. Мыслитель стал сознанием, сознает себя лучом Логоса.  Человек побеждает смерть.
 

 

Мыслитель обладает оболочками из ментальной, астральной и плотной физической материи. Все они составляют передаточную среду , через которую жизнь Мыслителя устремляется наружу, внушения Мыслителя достигают плотного физического тела, а также все импульсы от внешнего мира могут достигать Мыслителя.
Самый низший из проводников – плотное физическое тело, первым приводится в гармонический порядок. На самых первых ступенях развития тело состояло из грубых материалов и гамма доступных вибраций была ограничена. Пробуждение физического тела как проводника сознания состоит в усилении его отзывчивости на вибрации, возникающие внутри; быстрота пробуждения зависит от согласного сотрудничества низшей природы с высшей. Упражнение умственных сил влияет на мозг и нервную систему, и наиболее грубые материалы извлекаются постепенно для того, чтобы дать место более тонким, которые были бы в состоянии вибрировать в созвучии с вибрациями мысли, достигающими их. Мозг становится все утонченнее в своем строении и все более увеличивается благодаря заворачиваниям, все более сложным. Нервная система становится более уравновешенной, более чувствительной, живее отвечающей на каждое дрожание ментальных сил. Постепенно грубые вибрации перестают находить материалы, способные отвечать на них, и физическое тело становится  все более и более проводником сознания. (Грубая пища, мясо, кровь, алкоголь).
Астральное тело является вторым проводником сознания. Когда оно вполне организовано, сознание, заключенное в нем – во время сна, когда астральное тело покидает физическое и носится в астральном мире, - начинает не только получать через него впечатления об астральных объектах (что составляет сознание спящего человека),  но и познавать астральные объекты через  посредство астральных чувств, т.е. соединять полученные впечатления с объектами, вызвавшими эти впечатления. Постепенно новый проводник сознания поступает во власть Мыслителя, и тогда жизнь в астральной сфере является для него такой же естественной и знакомой, как в физической среде.
Третий проводник сознания – ментальное тело – никогда не пробуждается для независимой деятельности без непосредственных указаний Учителя.  На настоящей ступени человеческой эволюции независимая деятельность ментального тела доступна только для ученика.
Пробуждение пребывающего тела как проводника сознания следует за пробуждением ментального тела. Тогда Мыслитель не только овладевает воспоминанием прошлого, не только может следить за своим собственным развитием на протяжении всех своих жизней, воплощенных и развоплощенных, но он может также черпать по желанию из прошедшего нашей земли и приобретать могучие уроки мирового опыта. Сила, спокойствие и мудрость – удел тех, которые владеют пребывающим телом как проводником сознания.
Когда же и духовное тело (буддхическое) становится способным проводить сознание, тогда человек сознает свое единство со всем, что есть. Преобладающий  элемент сознания  духовного тела есть блаженство и любовь.
Главные подготовительные условия для воспринятия физическим проводником вибраций высшего сознания состоят в следующем:
он должен быть очищен от грубых составных частей посредством чистой пищи и чистой жизни;
все страсти должны быть побеждены  и человек должен выработать уравновешенный характер;
у него должна появиться привычка к спокойному размышлению о возвышенных предметах, отвращающих ум от чувственных объектов и сосредотачивающих его на высшем.
Следует бороться со всеми видами торопливости, в особенности с беспокойной, легко возбудимой, беспорядочной торопливостью мозга, которая заставляет его беспрерывно работать и переходить от предмета к предмету; необходимо развить истинную любовь к явлениям высшего порядка.

Таким образом, мы должны признать закон медленного развития человека, по которому грубый дикарь в будущем может развить все благородные качества святого и героя, и тогда мир предстанет перед нами как система эволюции, мудро задуманная и мудро направленная; или же мы будем принуждены видеть в нем хаос, в котором чувствующие и думающие существа подвергаются всевозможным несправедливостям, получая в удел счастье или страдание по чьей то воле, не имеющей никакой внутренней связи с их сутью. И подумать, что такой хаос является высшим проявлением Космоса, в низших областях которого проявляются изумительно правильные деятельности, регулируемые законом, который неустанно преобразует первичные и простые формы в формы более совершенные и более сложные и который видимо направляет все к совершенству, гармонии и красоте.  Поэтому наша мысль должна неизменно возвращаться к необходимости перевоплощения, если мы хотим, чтобы смысл жизни стал для нас понятен и чтобы она не казалась нам жестокой и несправедливой.

Карма

Закон кармы – великий закон причинности, закон причин и последствий. ( Карма  означает действие). В мире нет обособленной жизни. Случайности нет в мире. Все происходящее связано с предыдущей причиной  или с последующим результатом. Все мысли и поступки – в причинной связи с прошлым, и они необходимо повлияют на будущее.
Так как наше неведение затемняет наше зрение одинаково как относительно прошлого, так и относительно будущего, события кажутся нам как бы появляющимися из пустоты, как бы случайными, но это – такая же иллюзия, и происходит она от недостатка нашего ведения. Когда идея нерушимого и неизменного закона озаряет наш ум, в душе нашей появляется чувство беспомощности. Человеку кажется, что он захвачен в тиски железной необходимости, и мусульманский фатализм кажется единственным   возможным выражением этого миросозерцания.  Естественные законы устанавливают лишь условия для деятельности, самую же деятельность они не предписывают. Человек всегда остается свободным внутри себя, внешние же его деятельности бывают ограничены условиями той среды, в которой они происходят.  Например, каждое новое сведение относительно законов природы не будет новым ограничением, но новой силой, когда человек знает, как применять их. Знание есть сила. То, что верно относительно физических законов, так же верно и относительно законов нравственных и духовных.    
У каждого человека есть свое «поле влияния», внутри которого проявляются все его силы; и силы эти действуют по кривым, возвращаясь назад к своему отправителю, к центру, из которого они изошли.
Три вида энергии высылаются человеком в его обыденной жизни, и энергии эти принадлежат трем мирам, с которыми человек соприкасается:
его умственные энергии принадлежат ментальному миру и вызывают причины, которые мы называем мыслями;
его энергии страстей принадлежат астральной сфере и вызывают то, что мы называем желаниями;
его физические энергии, действуя в физической сфере, производят причины, которые мы называем поступками.
Изучая эти три вида энергии, мы должны различать их действия на самого человека, создающего их, и действия их на другие существа, соприкасающиеся с полем его влияния.
Необходимо помнить, что каждая сила действует в своей собственной сфере, отражаясь в следующей низшей сфере пропорционально своей напряженности. 
Необходимо различать:
созревшую карму, готовую проявиться как неизбежное событие в настоящей жизни; (Руководители кармы направляют душу в известную семью, нацию, местность, чтобы погасить ту совокупность причин, которая могла быть соединена вместе, с заданной продолжительностью жизни, с данным телом). Род зрелой кармы – неизбежный поступок (как насыщенный раствор).
скрытую карму (карму характера), проявляющуюся в наклонностях, которые не что иное, как накопленный запас опыта, способный быть измененным в настоящем воплощении той же самой силой, которая в прошлом создала его;
зарождающуюся карму, действующую в настоящем и создающую условия будущего существования и будущего характера.
Человек. как член различных групп (семейной, национальной, расовой) участвует в коллективной карме каждой из групп.
Мы все бываем господами нашего завтра, как бы мы ни были стеснены сегодня результатами нашего вчерашнего дня.
Три вида причин с их последствиями, действующими и на их создателя, и на тех, кто находится в сфере его влияния:

Мысль – наиболее могучий фактор в создании человеческой кармы. Вибрации, которые мы называем мыслями, создают из ментальной субстанции определенные формы или мыслеобразы, которые и дают соответствующие очертания его ментальному телу, как бы отливают его в определенную форму; каждая мысль видоизменяет ментальное тело, и умственные способности каждого последующего воплощения создаются мышлением предыдущих жизней. У человека нет силы мысли, нет умственных способностей, которые он не создал бы себе сам терпеливым повторением процесса мышления; с другой стороны, ни один созданный им мыслеобраз не теряется, но сохраняется как материал для созидающей способности, а совокупность однородных мыслеобразов вносится в умственные способности, которые и становятся все сильнее по мере создания новых мыслеобразов того же порядка. познав этот закон, человек может постепенно создавать свой умственный строй по своему желанию. Смерть облегчает процесс созидания из мыслеобразов определенного органа, который мы называем способностью.  Способность эту человек приносит с собой в свое ближайшее воплощение на Земле, причем мозг нового физического тела строится  так, чтобы служить проводником для этой новой способности.  (Человек – создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей). Мыслеобразы, смешиваясь с желаниями, создают астро-ментальные образы. Астро- ментальные образы, соприкасаясь с другими людьми, завязывают кармические связи между своим  создателем и другими, и так влияют на подбор его будущей среды (друзья, родственники, враги).
Желания – второй вид энергии, создающий нашу карму. Их действие на своего создателя состоит в том, что они дают определенные очертания его астральному телу, порождают его посмертную судьбу в Камалоке и определяют свойства его астрального тела в следующем рождении. ( Животные желания – причина  заразных болезней и нездорового мозга, дающего начало эпилепсии, физическому уродству). Желания являются исходящими энергиями, влекущими к определенным предметам, они притягивают человека неизбежно в ту среду, где желания его могут быть удовлетворены. Желания принадлежат к числу причин, определяющих место нового рождения. На настоящей ступени развития желания человека сильнее и упорнее, чем его мысли, поэтому они играют большую роль при определении человеческой среды его будущего воплощения, притягивают к нему участников  будущих жизней.
Поступки – третий вид энергии, проявляющихся в физической среде, вызывают большие кармические последствия благодаря их влиянию на других людей, но слабо влияющих на внутреннюю суть человека.  Поступки человека – последствия его прежних мыслей и желаний, и карма, которую они собою представляют, погашается по большей части уже во время их совершения. Влияние наших поступков на других людей, та доля счастья или несчастья, которую они приносят им, является третьим фактором, определяющим человеческую среду нашего будущего воплощения, особенно внешних условий жизни. Физическое влияние наших земных деятельностей на других людей проявляется кармически в том, что мы получаем  в будущем или хорошие, или дурные условия существования.
Когда знающий закон кармы приходит в смущение, сталкиваясь с двумя различными обстоятельствами, он должен тщательно взвесить свои мотивы, отделаться от всего эгоистического, очистить свое сердце и затем уже действовать без колебаний ( мотив важнее, чем сам поступок).
Зрелая карма включает:
неизбежные поступки (как конечное выражение целого ряда мыслей); если человек направляет свою волю все в одном и том же направлении, под конец воля его определяется непреложно, и тогда момент действия зависит от первой случайности. До тех пор, пока человек еще способен думать, свобода выбора остается за ним, ибо он может новую мысль противопоставить старой и постепенно изгладить последнюю, повторяя противоположные мысли, но когда внутри все созрело для действия, свободы выбора уже не может быть.
В этом заключается разрешение проблемы предопределения и свободной воли. Постепенно свободной волей человек создает для себя предопределение, и между этими двумя полюсами  заключены все комбинации свободной воли и необходимости, и из них –то и состоит внутренняя борьба. Мы постоянно создаем привычки, повторяя преднамеренные поступки, причем руководствуемся свободной волей; но затем привычка становится ограничением, и мы начинаем совершать те же действия уже автоматически.
появляется как кора дурных привычек ( придает жизни дурной отпечаток). при воплощении может не быть условий для проявления дурных привычек, душа движется вперед, в какой- то момент условия создались и кора прежних дурных привычек выйдет наружу. После истощения кармы внешнее обстоятельство (лекция, слово) могут пробудить душу.
Коллективная карма проявляется как равнодействующая приложенных сил индивидуумов. При массовых катастрофах  те, у кого в накопленной карме (скрытой) существует ответственность за внезапно прерванную человеческую жизнь, допускаются к участию.
Если возникает внезапная возможность погасить тот или иной долг, в интересах самого человека уплатить его и отделаться от него навсегда.
«Владыки Кармы» – великие разумные Духи, которые ведут кармические счета и согласуют сложные действия кармического закона . (Lipika).

Пока душа привязывается к какому- либо объекту, она неминуемо возвращается туда, где находится этот объект, т.е. побуждение к деятельности лежит в ее плодах, а не в самой работе.

 

 



Желание – связывающий элемент в карме. Когда душа перестает желать, прерывается зависимость. Но желание необходимо, т.к. побуждает к деятельности, при этом преодолевается лень, вялость, инерция. Когда человек перестает интересоваться результатами  своей деятельности и становится совершенным в исполнении своих обязанностей, перестает испытывать влечение к внешним объектам, он перестает творить новую карму.
Таким образом, знание закона кармы позволяет добиться терпимости, терпения, философского взгляда  на жизнь.

Закон Жертвы

Жертвой поддерживается вселенная, жертвой достигает человек совершенства. Суть жертвы есть добровольное и радостное излияние жизни, чтобы и другие могли разделить ее. Страдание появляется лишь там, где в природе жертвующего возникает разлад между высшим, которое находит радость в отдавании, и низшим, интерес которого состоит в захвате и удержании захваченного. Признак дух состоит в отдавании, ибо дух и есть деятельная божественная жизнь в каждой форме. признак материи заключается в восприятии. Принимая жизненные импульсы, материя организуется в формы. Пока импульсы жизни продолжаются, формы сохраняются; когда же они прекращаются- формы распадаются. Закон Жертвы есть закон эволюции Вселенной. (минералы, растения, животные). Человек имеет свободу выбора, его надо научить следовать закону Жертвы. (Организм избегает страдания, которое неизбежно при разрушении  чувствующей формы). Закон Жертвы вложен во все религии ( отдавание наиболее желаемых предметов, самого дорогого, обряды, почитание родителей и стариков…), чтобы человек мог подчинить тело своей воле и преодолеть инерцию.

   


Рецензии