Кармен Елены Образцовой

 

Ниже- моя большая статья "Елена Образцова. Великая и земная"-с анализом ее творчества и портретом ее личности.

 
http://www.stihi.ru/2015/01/14/6782
Высказывания Елены Образцовой

С фотографией, где она запечатлена с орденом За заслуги перед Отечеством и с неизменной своей искрометной улыбкой.
Ее высказывания стоят того, чтобы читать и запоминать.
---------------------------------

В партии Кармен Елена Образцова признана лучшей Кармен мира в 1975г. Правда, на тот же статус претендует и Кармен Ирины Архиповой. Но все же это очень разные меццо:Архиповой и Образцовой, и каждая по своему спела эту вечную партию.Образ Кармен в исполнении Образцовой во всем мире признан эталонным. Об опере Жоржа Бизе "Кармен" по новелле Проспера Мериме Петр Ильич Чайковский пророчески сказал после освистанной премьеры: "Придет время, когда Кармен станет самой популярной оперой мира". Так и есть уже продолжительное время. Хотя в авторский  версии Кармен-сопрано. Однако как-то так получилось, что меццо-сопрано полюбилась эта партия и они буквально вырвали эту драгоценность у сопрано и, транспонировав ниже, сделали Кармен бриллиантом в короне меццового репертуара. Так что сопрано с тех пор только в порядке исключения и по большой дерзости поют иногда Кармен(Мария Каллас, Рената Тебальди и т.д.)в оригинальной авторской версии. Кстати, знаменитую Хабанеру Кармен Жорж Бизе услышал в испанской таверне, вернее, тему, прообраз будущей Хабанеры "Любовь дитя свободы". Яркий пример проникновения народного, фольклорного в профессиональное классическое искусство.

Своя фишка была у Е. Образцовой:она пела Кармен по всему миру исключительно босой!
В опере Бизе "Кармен" по одноименной новелле Проспера Мериме. "Кармен – это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все, что вздумает. Сняла туфли, босиком запела и стала... зверюшкой"(Е.О.в интервью).
Спорила с режиссерами, отстаивая свое видение роли, и утверждая, что вольнолюбивой цыганке Кармен не пристало ходить в туфельках на каблучках, она должна была быть только босоногой.
Есть великолепная, ставшая классической, постановка реж.Франко Дзефирелли оперы Бизе "Кармен" в Ла Скала, в котором блистают молодые Елена Образцова-Кармен и Пласидо Доминго-Хосе.
Сама Образцова говорила: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес“. Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен".

«Слушая советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова, объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и интересно воплощали в основном какую-то одну сторону характера героини. У Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине. Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем художественной концепции Бизе».

Здесь совмещенная фотка в разные моменты спектакля. См. еще вот это:
http://www.stihi.ru/2015/01/14/3342
О да, любовь вольна, как птица. Елена Образцова
С очаровательной ч/б фоткой Е.Образцовой - босоногой Кармен в кокетливой позе.
В статье также-стихи А.Блока из цикла "Крмен" и фильмография по сюжету Кармен.

Телеканал "Культура" демонстрировал эту запись "Кармен" в постановке Дзеффирели, знаменитого итальянского режиссера кино и оперных спектаклей, в цикле "Шедевры мирового оперного искусства", который вел недавно ушедший Святослав Бэлза.
В ю туб есть запись постановки.

Телеканал "Культура"в цикле С.Бэлзы показывал некогда эту истрическую постановку. Она замечательна прежде всего яркой зрелищностью, способной поспорить с кино. Режиссер Дзеффирели много ставил и кино, и опер и говорил, что "опера-это не только то, что слушается, но и то, что смотрится".

Е. Образцова и В.Атлантов записали телеверсию оперы на Лен ТВ.-"Моя Кармен",
Это не очень вышло удачно, как мне представляется, по драматургии. Просто ряд кусочков оперы, плохо скрепленных. Но все восполняется голосами солистов. Есть и кинематографические воплощения сюжета Кармен-см. список в эссе "О да, любовь вольна, как птица".

Последняя новость:Михайловский театр посвятит предстоящую премьеру оперы Жоржа Бизе памяти лучшей Кармен всех времен — Елене Образцовой. Спектакль увидит свет рампы в ноябре. Над постановкой работают дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Андрий Жолдак. Об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе театра.

"Для меня опера не была сложностью, я в опере прожила такие эмоции, каких в жизни никогда не проживала. Поэтому очень рано стала мудрой — я очень много разных жизней прожила на сцене"(Елена Образцова).   

------------------

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА. ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ.



-ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ. К ЭМИГРАЦИИ.
 ЛЕНИНГРАДКА НАВСЕГДА.

-ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ

-ДВЕ ЕЛЕНЫ.

-ВИШНЕВСКАЯ И ОБРАЗЦОВА. ДВЕ ЗВЕЗДЫ.
 ВОКАЛ Е.ОБРАЗЦОВОЙ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ.

-ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ. Рояль Steinway и бриллианты. 114 рублей от Госконцерта для мировой звезды.

-"ОТСТАНЬТЕ ОТ ОБРАЗЦОВОЙ! ЭТО ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕВИЦА!"

-СЕКРЕТ СТРОЙНОСТИ ОТ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ.

-СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ

-О ДРАМАТИЧЕСКОМ РАЗЛАДЕ МЕЖДУ СЛУЖЕНИЕМ СЦЕНЕ И СЕМЬЕЙ

-О РАБОТЕ В ЯПОНИИ И СТРЕМЛЕНИИ ОТДАТЬ ВСЕ РОССИИ

-"ГОСПОДЬ ЭКЗАМЕНУЕТ НАС, И ЕСЛИ МЫ СТОЙКИ В ИСПЫТАНИЯХ-ИСПРАВЛЯЕТ СИТУАЦИЮ"

-ЕЩЕ И ЕЩЕ О ПЛАНЕТЕ ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА(И ВСЕ РАВНО БУДЕТ МАЛО!)
 -------------
 
-ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ. К ЭМИГРАЦИИ.

 ЛЕНИНГРАДКА НАВСЕГДА.

 - Сейчас вы живете даже не на два города - на весь мир. Кем себя ощущаете?
-  Ленинградкой. Раз и навсегда. Я блокадница и я выжила! Знаю цену жизни, помню жажду выжить. До сих пор это дает мне такую силу.

- Город изменился за последние годы?
- Изменился к лучшему. Фасады привели в порядок, дороги ремонтируют.
- Не было соблазна уехать за границу?
- Когда была «холодная война» между Америкой и СССР, меня уговаривали остаться, чего только ни обещали. Но я не могла на это пойти.
- Но ведь в советские времена там артистам платили больше…
- И соблазна даже не было. У нас же тогда отбирали все деньги и вместо тысяч долларов давали 115 рублей за выступление, но я не возмущалась. Как-то так думала, что эти деньги идут на детей, на больницы. Что я просто отрабатываю Боженьке талант, который мне дали бесплатно.
И потом я люблю Ленинград, его архитектуру, эти линии, стройность города. Это вошло в меня, воспитав, как художника.

Но в другом интервью, к 70-летию:

 Часто вспоминаете о том, как отдавали свои гонорары Госконцерту?

о: Я всегда отдавала деньги с большим воодушевлением. Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики. Но было ужасное разочарование, когда узнала, что на мои деньги чиновники, например, ездили на африканское сафари или погулять по Парижу. В итоге я отдала государству несколько миллионов долларов. Сейчас у меня нет никаких финансовых запасов, а надо и лечиться, и квартиру содержать. Вот я и вынуждена не спать в своей кровати, а ездить по миру и зарабатывать.
 

 

 

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА БЫЛА УМНЕЙШИМ И МУДРЕЙШИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ПОЧИТАЕМ ЕЕ МЫСЛИ.

- Какие вещи вас легко могут вывести из себя?

- Я сразу теряюсь, начинаю плакать, когда сталкиваюсь с хамством. А вранье вообще за версту чувствую. Люди врут только от собственной несостоятельности, слабости характера и глупости.




-ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ

Елена Образцова основала Академию, которая вероятнее всего будет теперь носить ее имя. По словам мин.культуры она будут открыта в этом году. Хотелось бы, чтобы принципы Елены Образцовой при этом не изменились. Хотя ее дочь и училась в Испании у Кабалье, что очевидно очень дорого, но Образцова училась в СССР и Академия, которую она основала, по ее замыслам должна учить достойных бесплатно:
- Вы открываете в Петербурге академию. Хотите возродить традиции вокальной школы?
- Возрождать нужно со школы. Почему отменили уроки хорового пения, вокальные отделения в детских музыкальных школах? Так могли сделать только люди, не любящие отечественную культуру. Я занималась в Ленинграде во Дворце пионеров. Когда получала двойки в школе, мама меня оттуда забирала и говорила: «Все, больше петь не будешь». И я старалась учиться, чтобы обязательно опять ходить в кружок.
- Учить в академии будут бесплатно?
- Конечно, мы будем отбирать талантливых детей. В Академии обязательно будут преподавать и носители языка. Для оперной сцены нужно знать три-четыре языка - итальянский, французский, немецкий, испанский. Одно дело говорить, другое - петь. Этому не учат. Это надо делать.

Из поздних интервью. Е.О. была Председателем и членом жюри самых престижных международных конкурсов, один-Конкурс молодых певцов своего имени сама организовала.

– Вы не сталкивались с «финансовыми» предложениями на конкурсах?

– Ко мне никто не подойдет с таким предложением. Не посмеют.

Невозможно не улыбнуться этому:"не посмеют"! А Конкурс она свой создала по ее утверждению ради того, чтобы находить истинных самородков, так как больших вокальных и артистических дарований становится все меньше.
Вспомним и ее мастер-классы по ТВ, и меткие и ценные замечания в жюри ТВ конкурса "Большая опера", недавно организованном проекте телеканала "Культура". Она каждый раз деловито подходила к каждому участнику, обращаясь к ним по педагогически строго и неизменно на "ты". И фаворитов, и  выбывающих из туров равно щедро одаривая своими наставлениями. Можно легко отнестись хоть к последнему месту-ради одного напутственного слова Елены Образцовой!
Она рано начала педагогическую деятельность, еще в расцвете своей артистичсекой каръеры, ко всему подходя на максимуме, а не так как принято:постаревшие солисты нехотя переходят в педагогику и учат расчетливо и строго-дозированно, не особо стремясь воспитать равных себе и тем более потенциально способных превзойти их. Но не Образцова с ее деятельной  и увлеченной натурой. Профессор вокала Е.В.Образцова учила и детей советской элиты по ее признанию. Написала книгу о тайнах вокала, говорила, что для нее секретов в вокале не существует. Она могла себе позволить и "крамолу"-утверждая, что идет от индивидуальности ученика, а не от общих правил, неизвестно кем написанных. И то что считается "дефектом"-она способна превратить в изюминку. А не бороться с этим.  Рассказывая про ученицу-японку с смешной "неправильностью" в голосе, не сочла стыдным рассказать, что ее саму(да-да, Образцову!) собирались отчислить из Лен. консерватории за профнепригодность!! Слишком открытые низы, и коррекции не подлежит, а в опере  это нельзя. Но Образцова, рассказывая сама это, добавила:а потом именно мои открытые грудные низы стали считаться шикарной изюминкой!
Все это материал для изучения и осмысления не одного поколения. Собиралась писать и мемуары на основе ведшихся ею всю жизнь дневников. Да за такой кипучей деятельностью не успела. Но о ней еще будуть писать много...

ДВЕ ЕЛЕНЫ.

"У нас говорят, что природа отдыхает на детях"-из интервью с Еленой Макаровой-Образцовой. "Но я давно преодолела этот комплекс чьей-то дочери".
Да, не раз встречалось в интервью самой Елены Образцовой, что она категорически не желала видеть дочь певицей. "Голос маленький, не для оперы". "Все время будут сравнивать мать и дочь, и не в пользу дочки" - из высказываний Елены Образцовой. Но дочь, перепробовав несколько профессий(медсестры, закончив с красным дипломом фельдшерские курсы и даже поработав в детской реанимации, три года переводчиком, три курса журналистского факультета), - все равно стала тем, кем мечтала:классической певицей. Вопреки всему!Но и полученные знания в разных сферах-это, разумеется, богатство, об этом не нужно никогда сожалеть, а напротив-радоваться, что судьба дала такую разносторонность.

Правда, ее возможности не чета обычным, однако профессор Московской консерватории Елена Васильевна Образцова отчего-то в свой класс не взяла, но отправила учиться в Испанию, к Монтсеррат Кабалье. Вам не жаль, что ваша дочь не повторила вашего успеха? - О: Лена поет в меру своих сил и возможностей. Она занята делом, которое ей нравится. Пускай занимается.
Две Елены. Мать и дочь. Неблагодарное это дело:сравнивать, но от сравений не уйти. Елена Макарова из элитарной семьи. Дочь великой женщины. И это само собой разумеется, что открыло перед ней сразу без проблем все двери и все возможности. Недостало только одной:такой мощи таланта, как у матери. Тут нужно сказать, что сама Елена Образцова(о чем почти нигде нет упоминаний)-совсем не из пролетарской советской семьи. И узнав недавно, что отец Образцовой был не просто советский инженер, а зам. министра тяжелой промышленности СССР и Леночка выросла в 10-комнатной квартире-я сразу подумала:ах вот где истинная причина необъяснимой благосклонности и протекции Галины Вишневской, совсем в отличие от Образцовой не страдавшей излишней склонностью бесплатно благотворительствовать, ибо жадность Вишневской давно стала притчей, как и склочный характер(но обе великие!).
И все-таки: хотя старт несмотря на скептицизм родителей поначалу был у Е.Образцовой удачным, но она всей жизнью подтвердила, что действительно осенена печатью Избранности. Ее трудолюбие колоссально, она сделала столько, что нам всем должно быть стыдно за свою активность далеко не в полную силу.

Итак, я бы хотела отрешиться от темы мать-дочь и послушать вокал ученицы Монтсеррат Кабалье. Прежде всего, меня удивила суровость, с какой подошли к оценке ее голоса. Да ведь это же голос самой Елены Образцовой в юности! Да и внешне обе Елены-мать и дочь чем-то похожи, в глазах, пожалуй. Только Образцова экспрессивна, а Макарова более, как мне показалось, интровертивна. И тот же сопрановый тембр. Вот и в комментах было замечено, несмотря на язвительность комментариев(что обычное дело), что в верхах слышится образцовский тембр.
Я даже больше скажу:раскритикованная Елена Макарова обладает более ярким тембром, чем Анна Нетребко. Елена Макарова, дочь Елены Образцовой и ученица Монтсеррат Кабалье, исполнительница барочной музыки. Барокко расчитанно  на небольшие по силе, но подвижные и гибкие голоса, и сама Елена Макарова признается, что не поет не только Верди и прочих итальянцев, но и русскую музыку, так как "она тоже рассчитана на большие голоса". Ну не вся, я бы сказала...Обязательно следовать букве успеха Чечилии Бартоли? Можно искать и свой эксклюзив. Вспомните Зару Долуханову - небольшой, но  красивейший голос и огромное трудолюбие, она спела все что только можно было и даже больше, музыку всех веков. Елена Макарова-она поет хорошо... Не Образцова. Но и не худшее. Найти свою стезю-как находили те, кто не мог похвастать исключительными данными, но сделал исключительные каръеры и стяжал любовь публики благодаря умению работать и подчеркивать лучшее.


ВИШНЕВСКАЯ И ОБРАЗЦОВА. ДВЕ ЗВЕЗДЫ. ВОКАЛ Е.ОБРАЗЦОВОЙ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ.


Еще Галина Вишневская желчно писала в своих нашумевших мемуарах "Галина. История жизни", что молодая Образцова пела даже в Большом первые годы как сопрано, хотя протекция Вишневской обеспечила ей первые партии меццо-сопранового репертуара.
Послушайте на ю туб ч/б запись концерта Елены Образцовой из БЗ Московской Консерватории 1970г. в цикле "Игры классиков" с предисловием театр. реж. Р.Виктюка. Концерт, в котором она, как и верно подмечено глазастой публикой в комментах, до смешного подражает еще своей наставнице-Г.Вишневской:и в драматическом сцеплении рук перед собой по-вишневски, и в прочем. Вы будет поражены, как и я, тем скачкОм, какой сделала она от недо-меццо-полусопрано-к меццо-сопрано Елены Образцовой, каковой узнал ее мир и с каким она вошла в  историю. Ведь Образцова не сразу запела тем оргАнным звуком, который вошел в историю. Не сразу стала Еленой Великой, как ее справедливо, по царски, нарекли потом. Она и была царицей оперы. И все же замечу, что та запись с ее обаянием ч/б пленки покоряет совершенно. Это ранняя Образцова. Слушать одно наслаждение. Смотреть тоже. Она сама поет с той радостью, что светится в глазах, в устах-когда поют свободно и страстно. И в ее дивной красоты меццо-сопрано несмотря на еще некоторую промежуточность между меццо и драм-сопрано по регистрам и тембру - еще нет "гулкости", "трубного звука", и недостаточной вследствие этого дикции-особенности зрелой Образцовой, которые иных раздражают в ее голосе, какой более всего известен. А ведь Образцова за 50 лет вокала была разная. В концерте 1972г.с исполнением западной и русской камерной музыки она поет свежо, молодо, и роскошно! Если кому нужно поучиться-послушайте и посмотрите этот концерт, так аналогичный концерту Вишневской 1964г.(Романсы Чайковского. С аккомпанементом М.Ростроповича_. Сравните. Которая лучше? Об этом спорят, соглашаясь чаще с тем, что ученица все же превзошла и дарованием, и славой своего учителя. Ну так и должно бы быть. Не станем заново обсасывать давний конфликт, на том свете они сами разберутся между собой, как и обещала Образцова...

НО ЭТОТ КОНЦЕРТ НЕЧТО! Нельзя не заметить, что даже у великих артистов творчество не равновелико по годам, периодам, даже по концертам в течение одного периода. В творчестве каждого артиста есть пиковые концерты и выступления. На мой взгляд, концерт Е.О. 1972 в БЗ Московской консерватории это Елена Образцова, античная богиня, сошедшая с Олимпа! Молодость, красота, свежесть и блеск глаз, полнота роскошного меццо-сопрано, полного чувственных низов и сияющих верхов, без малейшей примеси более позднего "трубного призвука", голос, сводящий с ума, неподдельная увлеченность пения, свобода - всё в этом концерте на скромной ч/б пленке! Даже ее простое атласное платье куда лучше помпезных нарядов очерчивает ее стройный стан и создает романтический облик.
А как поет! Послушайте и старинные арии, и арии Керубино из Моцарта, и как задорно спела "Туча со громом", и чувственно-романс "Ночь" Рубинштейна на стихи Пушкина.
Начав с того, что ученица-Образцова поет, кажется, "в платье Вишневской"(здесь:метафора), наделавшем шуму спустя много лет, лишь с одним неброским колечком в отличие от сверкания бриллиантов на красивых пальцах Вишневской(в концерте 1964г. из романсов Чайковского), нескромно выставляемых в сцеплении рук на груди перед аскетичной советской публикой. А это вам были не парижские Олимпия или Карнеги-холл:Большой Зал Московской консерватории в 60-е гг.20в.
https://www.youtube.com/watch?v=5b9Zo5JmLdY
Контрастен образцовской улыбчивости и доступности - несколько надменный, но и царственный стиль Вишневской на сцене. Зато бриллиантами светятся глаза  Образцовой, а губы едва могут скрыть радость, ей хочется смеяться от счастья, что она поет! Лучший голос Е.Образцовой - это 70-е до середины 80-х. Но при этом вызывает уважение тот факт, что вопреки расхожему:лучше вовремя уйти со сцены Образцова пела до последних дней! Любым голосом. И совершенно жалким, увы. Такова была ее любовь к пению и сцене, в конце она пела даже джаз с Мацуевым, эстрадные песни своей молодости, арии из оперетт. И в последнем гала-концерте-бенефисе в ее честь в октябре 2014, за два месяца до ухода, она спела вначале "Исходила младешенька"(ария Марфы), а в конце-увы и ах! - Романс Графини, который она пела с 25 лет, хотя это и партия старой графини-бывшей Венеры Московской, певицы. Мистическая Пиковая дама - та, которой рукоплескал мир, короли. И - Занавес...Как символично, как мистически был замкнут круг ее судьбы.

 
Елена Образцова - это чудо веры в себя, она сотворила себя!

--------------
 
-ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ. Рояль Steinway и бриллианты. 114 рублей от Госконцерта для мировой звезды.

Елена Макарова сожалеет, что  Елена Образцова не пела Вагнера, из-за немецкого языка, а могла бы стать не менее сильной вагнеровской певицей, а не только вердиевской. Да, не дано объять необъятного...Однако, Елена Образцова спела, не считая камерной музыки(много), только оперных партий 80! Это очень много! Средняя цифра количества спетых партий в багаже современного успешного оперного певца-солиста ведущих театров обычно 20-25.

Так что труд, труд, труд. Ничего нового. Талант талантом, а трудоспособность, как залог успеха, никто не отменял. Кстати, вот штрих, который мне запомнился. Елена Макарова рассказывала в интервью историю рояля фирмы Steinway. Это очень известная марка большого концертного рояля. На него получен патент.
"Рояли Steinway & Sons с середины XX века стали фактическим стандартом в музыкальной индустрии, большая часть студийной звукозаписи осуществляется на роялях данной компании, и большинство крупных фортепианных концертов проводится с использованием роялей  & Sons. Рояли Steinway & Sons известны своим мягким и сочным звучанием, а также достаточно большим сопротивлением клавиш клавиатуры. Стоимость инструментов Steinway & Sons очень высока".
Так вот, в СССР завезли всего шесть роялей Steinway и распределили "среди больших людей страны". В их числе была Елена Образцова. Хотя она и не пианистка, но такой певице нужен и соответствующего качества рояль для репетиций.
Елена Васильевна была на седьмом небе от счастья, подходила, гладила рояль.
Но случились какие-то интриги, в Союзе остались обделённые, и однажды приехали и стали вывозить рояль. Образцова отчаянно сопротивлялась, ругалась, но ничего не помогло:приехавшие делали то, что им было поручено, они тех. работники. Рояль вывезли. И тогда "мама села на пол и ...зарыдала!"
Думаете, от жадности?
Я не думаю, и вот почему. Елена Образцова была достаточно богата, как и положено Примадоне мирового значения. Однажды она была ограблена. Из дачи вынесли много чего ценного, в том числе ее многолетнюю коллекцию драгоценностей. Столовое серебро, вся видеоаппаратура и прочее. Часть картин украдена, часть была подготовлена к вывозу:сняты из рам и свернуты в рулоны. Воры орудовали на ее даче несколько дней! Разворотили все, что возможно, вывернули все "150 полочек" для одежды. Испортили стены в поисках тайников. Но когда Образцовой сказали, что ее дачу ограбили, она, конечно, расстроилась, но стоически выдержала и произнесла, что значит так было суждено. "Я заработала это своими двумя связками, ничего не украла"(Е.О.), но что делать...Искали воров-не нашли. Но она не села на пол и не зарыдала, как по роялю  Steinway. Очевидно, она как-то очеловечила рояль, он стал ей другом, так другом нам становится персональный компьютер...

 "У нас же тогда отбирали все деньги и вместо тысяч долларов давали 115 рублей за выступление, но я не возмущалась.
И в другом интервью:
-Часто вспоминаете о том, как отдавали свои гонорары Госконцерту?

Е.О.: Я всегда отдавала деньги с большим воодушевлением. Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики.
 
А о драгоценностях Елена Образцова сказала в одном из последних интервью:

– Считается, что лучшие друзья примадонны – бриллианты. А что вам дарили поклонники?

– Цветы, цветы и еще раз цветы. А попытки сделать мне какой-нибудь обязывающий презент я всегда всячески избегала. И бриллианты я не люблю, и у меня их очень мало. Я люблю только уральские камни. К украшениям вообще я отношусь совершенно спокойно. У меня с головкой все в порядке. Мое сокровище – это музыка, а не драгоценности.
 
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ...

ОТСТАНЬТЕ ОТ ОБРАЗЦОВОЙ! ЭТО ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕВИЦА!
----------------

«Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!»

 — А сотрудники КГБ к вам были приставлены?
В своей московской квартире в районе Патриарших прудов певица проводит не так много времени

— Конечно, куда же без них? Со мной всё время ездила дама, которая внимательно следила за мной. Но так как она тоже получала подарки от моих поклонников, то помалкивала. И потом, у меня всегда были дружеские отношения с министром культуры Екатериной Фурцевой, которая старалась оградить меня от нападок излишне ретивых начальников. А проблемы могли бы быть. Дело в том, что я ещё в самом начале своей карьеры решила, что буду петь только на языке оригинала. Это не всегда нравилось чиновникам, случались скандалы. На очередном правительственном концерте я спела арию на французском языке, и мне устроили жуткий прессинг. Тогда я пришла к Екатерине Фурцевой, расплакалась и сказала, что больше так работать не могу. После этого она собрала чиновников и сказала: «Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!» Почему итальянская, я так и не поняла (смеётся), но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали.
------------
Очевидно, что Фурцева имела в виду "итальянскую школу"-какой в Союзе владели лишь немногие, главным образом, прошедшие стажировку La Scala. Мол, раз-два, и обчелся, а вы третируете.
--------
СЕКРЕТ СТРОЙНОСТИ ОТ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ
 
 Секрет вечного счастья

— Елена Васильевна, говорят, что оперные певицы должны быть «в теле», иначе теряют голос. Вы же никогда не были полной, а ваш голос по сей день великолепен.
«Виктюк — глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним». (В спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба»)

— Да это всё враньё по поводу того, что голос становится лучше от набираемых килограммов. До сорока лет я была такой тощей, что выделялись одни коленки. И я страшно переживала, что мой громадный голос пропадёт из-за моей худобы. Знаете, почему оперные певцы быстро набирают в весе? Потому что во время выступления тратится колоссальное количество энергии и просыпается волчий аппетит. Артист наедается и идёт спать. Что же вы хотите? Конечно, они полнеют.

А у меня всё по-другому происходило: я вместо еды выпивала много воды, желудок наполнялся, чувство голода притуплялось, и за счёт этого я очень долго держалась в форме. А сейчас, конечно, уже приходится к диетам прибегать, два раза в год езжу в Лондон, в институт по контролю веса, за счёт этого и держусь.

------------------
СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ

 — Что, на ваш взгляд, делает женщину притягательной для мужчин?

— Во-первых, врождённая харизма, во-вторых, желание самой женщины нравиться мужчинам. Когда такое желание есть, женщина следит за своей внешностью, манерами, у неё особый блеск в глазах, который показывает её желание любить и быть любимой.
 
Знаете, есть выражение: «Любовь приходит, когда её совсем не ждёшь». Я же считаю, что это неверно. Любовь приходит именно к тем, кто её жаждет, кто готов встретить её. Я, например, всегда нахожусь в состоянии ожидания любви — я жду и готова к этому величайшему чувству.

О ДРАМАТИЧЕСКОМ РАЗЛАДЕ МЕЖДУ СЛУЖЕНИЕМ СЦЕНЕ И СЕМЬЕЙ

«Искусство — это ужасающий каннибал, и тебе, чтобы не погибнуть, надо все время себя чем-то подпитывать, и жить в этом — это ни секунды покоя не знать. А только работать, сомневаться, умирать от тревоги, и так — всю жизнь. А рядом на обочине сидят твои близкие и пыль глотают, а ты все кормишь своего каннибала», — признавалась Образцова в одном из интервью.

О ЯПОНИИ И СТРЕМЛЕНИИ ОТДАТЬ ВСЕ РОССИИ

В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.

Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!

Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.

ГОСПОДЬ ЭКЗАМЕНУЕТ НАС И ЕСЛИ МЫ СТОЙКИ В ИСПЫТАНИЯХ-ИСПРАВЛЯЕТ СИТУАЦИЮ

 Вы ни о чем в своей жизни не жалеете?

Е.О.: Были ситуации, развязки которых от меня, к сожалению, не зависели. Мой самый любимый режиссер Франко Дзеффирелли хотел снимать меня в "Тоске", но сначала отложил эту затею, так как только что я снялась у него в "Сельской чести", а потом уже не смог собрать денег на фильм. Помню и еще одно страшное разочарование. Я несколько лет просила Клаудио Аббадо записать со мною "Реквием" Верди после того, как на 200-летии La Scala я впервые спела его вместе с Миреллой Френи, Николаем Гяуровым и Лучано Паваротти. Наконец, Аббадо договорился о записи. Я прилетела. На следующий день мне в отель никто не позвонил. Я удивилась, но собралась и пришла в театр. А там уже полным ходом идет запись, "мою" партию поет Ширли Веретт! Аббадо объяснил, что из СССР не пришла требуемая контрактом телеграмма с разрешением работы для меня. У меня тогда случился припадок, я прорыдала всю ночь. На следующий день был концерт в пользу Дома Верди, где проводят последние дни престарелые и одинокие оперные певцы. Я пела сцену судилища из "Аиды" с Пласидо Доминго и проклинала не жрецов, а чиновников. Когда мы закончили, в зале повисла мертвая тишина. А потом публика взорвалась овацией. Я уверена, что господь экзаменует нас, когда случаются какие-то несчастья. И если мы стойки в испытаниях, исправляет ситуацию.
 Вы не планируете написать мемуары?

Е.О.: Я хотела бы написать автобиографическую книжку и, наверное, когда-нибудь это сделаю - уже очень много лет веду дневники. Пишу, когда у меня есть какие-то сильные впечатления. Раздражена или увлечена, пережила прекрасный день, влюблена или страдаю.
Однако Образцова написала книгу о тайнах вокала.
 
Светлая память Елене Образцовой.
14/01/15

ЕЩЕ И ЕЩЕ О ПЛАНЕТЕ ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА(И ВСЕ РАВНО БУДЕТ МАЛО!)

 

И продолжение темы Лучшей Кармен мира:
http://www.stihi.ru/2015/01/14/3342
О да, любовь вольна, как птица. Елена Образцова

Огромную роль в судьбе Е.Образцовой сыграла Галина Вишневская. Их отношения претерпели сложную эволюцию. Во многом они были антиподами. Утверждают, Вишневская говорила, что простила всех, кроме Образцовой. Но сама Елена Васильевна как истинная ленинградка по духу(впрочем, Вишневская тоже была ленинградка-блокадница)никогда плохо не отзывалась о своей Наставнице.

См.  http://stihi.ru/2014/11/13/10202
Ошибка Галины Вишневской   

----------------   
 


Рецензии