1. Хвостоносые против свисторотых. Тайны МиМ

СТАЛИН, ВОЛАНД И КИНГ-КОНГ
Борьба "Воландовой шайки" против "сталинских соколов" в рукописях "Мастера и Маргариты"
................................

1.Хвостатые чудища против воландовых свистунов

МНОГИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ НАСТАИВАЮТ НА ТОМ, что в образе Воланда Михаил Булгаков отразил черты властителя Страны Советов – Иосифа Сталина, то есть прообразом дьявола во многом являлся Отец народов. Таким образом, мол, писатель показал сатанинскую суть большевистской власти.

На самом деле это ерунда.

Первое возражение достаточно очевидно. Воланд со свитой действует в одно время и в одном месте со Сталиным, что уже само по себе исключает отождествление одного с другим: ведь ни о каком «раздвоении личности» в романе речи не идёт. Дьявол был нужен Булгакову для сопоставления его деяний со сталинскими, но ни в коем случае не отождествления! Это – параллельные, а не пересекающиеся миры. Их можно сравнивать, но нельзя смешивать.
 
Особо следует отметить, что в течение двенадцати лет, на протяжении которых создавался «роман о дьяволе», взаимоотношения этих двух миров не оставались неизменными. Сначала писатель сталкивал их напрямую, заставлял сталинскую власть бороться против сатаны всеми подручными средствами. Да и Воланд не оставался сторонним наблюдателем. Так, 6-7 января 1934 года Булгаков пишет вариант сцены первой встречи мастера (в ранней рукописи он назывался поэтом) и Воланда, где оказывается, что нечистая сила освободила героя из сталинского концлагеря:

«Ватная мужская стёганая кацавейка была на нём. Солдатские штаны, грубые высокие сапоги. Весь в грязи, руки изранены, лицо заросло рыжеватой щетиной. Человек, щурясь от яркого света люстр, вздрагивал, озирался, глаза его светились тревожно и страдальчески.
Маргарита, узнав хорошо знакомый рыжеватый вихор и зеленоватые эти глаза, приподнялась и с воплем повисла на шее у приехавшего…
В комнате наступило молчание, которое было прервано словами хозяина дома, обращёнными к Фиелло:
-Надеюсь, вы никого не застрелили?
-Обращайтесь к коту, мессир, - отозвался Фиелло.
Хозяин перевёл взгляд на кота. Тот раздулся от важности и похлопал по кобуре лапой.
-Ах, Бегемот, - сказал хозяин, - и зачем тебя научили стрелять! Ты слишком скор на руку.
-Ну, не я один, сир, - ответил кот».

Таким образом, подручные «князя тьмы» не только освобождают возлюбленного Маргариты, но и убивают нескольких сотрудников лагеря – надо думать, охрану.
Кроме того, Коровьев и Бегемот также поджигают некое «пустынное учреждение» рядом с Мясницкой улицей, в котором угадывается здание ОГПУ на Лубянской площади. В общем, конфронтация дьявольских сил и советских «органов» налицо.

Судя по черновикам 1931 года (которые Булгаков предварил эпиграфическим "Помоги, Господи, кончить роман"), противостояние Воланда и сталинских правоохранителей было намечено уже тогда. Вот отрывок из набросков главы 1931 года "Полёт Воланда", где нечисть сталкивается с преследующим её конным эскадроном и милицией на мотоциклетках:

"- Об чем волынка, граждане? - спросил Бегемот и для официальности в слове "граждане" сделал ударение на "да". - Куда это вы скакаете?

::::::::::::::::::::::::::::::::::

Кота в Бутырки? Прокурор накрутит вам хвосты.

:::::::::::::::::::::::::::::::::

Свист.
...и стая галок поднялась и улетела.
- Это свистнуто, - снисходительно заметил Фагот, - не спорю, свистнуто! Но, откровенно говоря, свистнуто неважно.
- Я не музыкант, - отозвался Бегемот и сделал вид, что обиделся.
- Эх, ваше здоровье! - пронзительным тенором обратился Фагот к Воланду, - дозвольте уж мне, старому регенту, свистнуть.
- Вы не возражаете? - вежливо обратился Воланд к Маргарите и ко мне.
- Нет, нет, - счастливо вскричала Маргарита, - пусть свистнет! Прошу вас! Я так давно не веселилась!
- Вам посвящается, - сказал галантный Фагот и предпринял некоторые приготовления. Вытянулся, как резинка, и устроил из пальцев замысловатую фигуру.
Я глянул на лица милиционеров, и мне показалось, что им хочется прекратить это дело и уехать.
Затем Фагот вложил фигуру в рот. Должен заметить, что свиста я не услыхал, но я его увидал. Весь кустарник вывернуло с корнем и унесло. В роще не осталось ни одного листика. Лопнули обе шины в мотоциклетке, и треснул бак. Когда я очнулся, я видел, как сползает берег в реку, а в мутной пене плывут эскадронные лошади. Всадники же сидят на растрескавшейся земле группами.
- Нет, не то, - со вздохом сказал Фагот, осматривая пальцы, - не в голосе я сегодня.
- А вот это уже и лишнее, - сказал Воланд, указывая на землю, и тут я разглядел, что человек с портфелем лежит раскинувшись и из головы течет кровь.
- Виноват, мастер, я здесь ни при чем. Это он головой стукнулся об мотоциклетку.
- Ах, ах, бедняжка, ax, - явно лицемерно заговорил весельчак Бегемот, наклоняясь к павшему, - уж не осталась бы супруга вдовою из-за твоего свиста!"

Здесь тоже, как мы видим, в результате столкновения силовых органов с "воландовой шайкой" не обходится без жертв - причём жертв, совершенно не причастных к "разборке".

Впрочем, далее и сами органы в долгу не остаются. В главе «Пора. Пора!» черновой редакции «Великий канцлер» (лето 1934 года) чекисты обстреливают Воланда со свитой, наблюдающих за пожаром с вершины здания Румянцевской библиотеки:

«Дым уже пеленой тянулся через улицу, дыбом стояли лестницы в дыму, бегали люди, но среди бегавших маленькая группа мужчин в серых шлемах, припав на колено, целилась из винтовок. Огоньки вспыхивали, и сухой весёлый стук разносило по переулкам.
У статуи отлетели пальцы, от колонны отлетали куски. Пули били в железные листы крыши, свистали в воздухе.
-Ба! — вскричал Коровьев, — да ведь это в нас! Мы популярны!
-Пуля свистнула возле самого моего уха! - горделиво воскликнул Бегемот».

Второе столкновение происходит позже, когда свита вместе с Маргаритой и её возлюбленным собирается сесть на коней и покинуть столицу (глава "Ссора на Воробьёвых горах"):

«…Азазелло обратился к Воланду:
-Извольте полюбоваться, сир, — засипел он с негодованием,  указывая корявым  пальцем  вниз на реку.
Три серые, широкие к корме, лодки, сидя на корме, задрав носы кверху, как бритвой разрезая воду, разводя после себя буйную волну с пеной, гудя пронеслись против течения и, разом смолкнув, пристали к берегу.
Из всех трёх лодок высыпались на берег вооруженные люди и по команде «бегом!» бросились штурмовать холм. Лица их были как лица странных чудовищ, с огромными глазищами серого безжизненного цвета и с хвостом вместо носа.
- Э... да они в масках, — проворчал Азазелло. Прибытие людей более всего почему-то расстроило Бегемота. Бия себя лапами в грудь, он разорался насчет того, что это ему надоело, что он даже на лошадь не может сесть спокойно и что все эти маски ни к чему, что он раздражён!"

Булгаков описывает бойцов в армейских противогазах - типа БН или в изолирующем противогазе КИП-1. Поскольку Азазелло обращает внимание лишь на "маски", речь идёт, скорее всего, о красноармейцах конца 1920-х - первых лет 1930-х годов: чуть позднее боец химвойск Красной Армии 30-х годов носил уже также в комплекте олифованный защитний комбинезон, который, несомненно, привлёк бы внимание нечисти.

Но продолжим:

"Тем временем люди из первой шеренги из каких-то коротеньких, но зловещих ружей дали сухой залп по холму, отчего лошади, приложив уши, шарахнулись, и Маргарита еле усидела, а вороны, игравшие в голой роще перед сном, вдруг камнем стали падать на землю".
 
Кстати, о лошадях: раз уж Воланда со свитой атаковали газами, лошади тоже
должны были носить противогазы - образца ещё 1925 года. Эту деталь Булгаков, увы, не отметил.

но идём далее:

"Тут же густое ворчание и всхлипывание послышалось высоко в воздухе, и первый аэроплан с чудовищной скоростью, снижаясь, бесстрашно пошел к холму. За ним сверкнул, потух, опять сверкнул и приблизился второй, а далее над Москвой запело и заурчало целое звено.
-Этого я видеть равнодушно не могу! — воскликнул Бегемот и, проорав на коней: «Балуй!» - обратился к Воланду: - Дозвольте,  ваше сиятельство, свистнуть.
-Ты испугаешь даму, — сухо усмехнувшись, ответил Воланд.
-Ах, нет, умоляю! Свистни! Свистни! — попросила Маргарита.
Лицо поэта пожелтело, и он задёргал щекой, глядя на приближавшихся и враждебных людей.
В то же мгновение Бегемот сунул пальцы в рот и свистнул так, что вся округа зазвенела, в роще посыпались сучья, из Москвы-реки плеснуло на берег, швырнув лодки в разные стороны.
Но бесстрашные маскированные продолжали свой стремительный бег вверх и дали второй залп.
-Это свистнуто, — ядовито сказал Коровьев, глядя на Бегемота, — свистнуто, не спорю, но ежели говорить откровенно, свистнуто неважно!..
-Я не музыкант, — обиженно отозвался Бегемот и подмигнул Маргарите.
-А вот дозвольте, я попробую, — тоненько попросил Коровьев и, не дождавшись ответа, вдруг вытянулся вверх, как резинка, стал в полтора раза выше, потом завился, как винт, всунул пальцы в рот и, раскрутившись, свистнул.
Свиста Маргарита не слыхала, но она его видела. У неё позеленело в глазах, и лошадь под ней села на задние ноги. Она видела, как с корнем вывернуло деревья в роще и швырнуло вверх, затем берег впереди наступавших треснул червивой трещиной, и пласт земли рухнул в Москву-реку, поглотив наступавшие шеренги и бронированные лодки. Вода взметнулась вверх саженей на десять, а когда она упала, железный мост по левой руке беззвучно прогнулся в середине и беспомощно обвис. Без всякого звука рухнула крайняя башня Девичьего Монастыря вдали.
-Не в ударе я сегодня, — сказал Коровьев, рассматривая свои пальцы.
-Свиньи! — воскликнул Воланд снисходительно и сел на коня.
За ним то же сделали остальные, а Азазелло поднял вздрагивающего поэта на коня...
И кони тут же снялись и скачками понеслись вверх по обрывам.
Последнее, что видела Маргарита, это звено аэропланов, которое оказалось над головами, и настолько невысоко, что в переднем она ясно разглядела маленькую голову в шлеме.
Тут же что-то мелькнуло в воздухе, и близко в роще ударил вверх огонь, и грохнуло так, что оборвалось от страха сердце.
Кони были уже на верхней площадке. Второй аэроплан бросил бомбу поближе, в клочья разметав деревья и землю.
-Нам намекают, что мы лишние, — вскричал Коровьев и, пригнувшись к шее жеребца, прокричал тоненько:
-Любезные... гробят!
В то же мгновение воздух засвистал в ушах Маргариты, исчезла Москва со своим дымом и Воробьевы горы — навсегда».

Итак, боевые действия в черновых набросках романа куда масштабнее, чем забавная перестрелка с котом в «нехорошей квартире». «Нечистые» убивают (топят в реке) красноармейцев. Со стороны последних дело доходит даже до использования отравляющих веществ.

Булгаков отражает истинное положение вещей в 20-е – 30-е годы, когда страна находилась в перманентном ожидании нападения агрессоров, а среди граждан постоянно нагнеталось жуткое предчувствие войны. С 1927 года пресса нагнетала напряжённость, постоянно публикуя репортажи о военных манёврах и массовой подготовке населения на случай боевых действий, в том числе уличных боёв и газовых атак.

Газовая атака считалась непременной частью будущей войны. Один из распространённых лозунгов тех лет - «Готовьтесь к борьбе против газовой войны». В газетных и журнальных статьях обсуждалось, как поставлена защита от отравляющих веществ на Западе, часто можно было встретить фотографии трудящихся в масках, на парадах отряды Осоавиахима маршируют в противогазах... Секция ПВХО ЦС Осоавиахима СССР и РСФСР массово выпускала специальные пособия - «Будь готов к противовоздушной и противохимической обороне. Пособие для подготовки к сдаче норм “Готов к ПВХО“ первой ступени».

Позже дуэт Ильф-Петров в эпицентр учебной газовой тревоги поместит своего Великого Комбинатора, от которого в этот момент сбежит подпольный  миллионер Корейко. Разумеется, «гражданский пафос» авторов довольно своеобразен:
 
«На великого комбинатора смотрела потрясающая харя со стеклянными водолазными очками и резиновым хоботом...».

Сравните с булгаковским:

«Лица их были как лица странных чудовищ, с огромными глазищами серого безжизненного цвета и с хвостом вместо носа».

Почти наверняка речь идёт не просто о совпадении, а о литературной перекличке-соревновании, которое вёл Булгаков в романе с дилогией Ильфа и Петрова об Остапе Бендере, по-своему переосмысливая многие ситуации, сцены, ходы "Двенадцати стульев" и "Золотого телёнка". Однако это - тема отдельного очерка. Пока же мы остановимся на другой перекличке...

ПРОДОЛЖЕНИЕ тут - http://www.stihi.ru/2015/01/12/6973


Рецензии
Согласен, Сталин не может быть Воландом, почти немцем, просто не дожил до нашего времени, хотя нехорошая квартира находится также и в Кремле, до этого сложно не догадаться. Также довольно очевидно, что Ершалаим - это Москва, дворец Ирода - Кремль и т.д. Но не могу понять, что мешает понять, что Пилат в одном из срезов романа это Сталин. История с Кировым и Мильдой Драуле описана до деталей. Единственный его ученик (Иешуа и Пилат - одно и тоже лицо), бывший налоговик Лаврентий Берия. У него есть лживый дневник. Он действительно подвесил своего учителя, так как веревки срезал тоже он. Булгаков не зря постоянно отправляет нас к мартовским идам и истории с Юлием Цезарем. Он действительно бегал вокруг Сталина, а смерть никак не наступала. Действительно ждал светового сигнала от началника охраны. Сталин действительно умер от укола в сердце.

Сцена, где Сталин сидит в Кремле, а Ураган терзает сад также понятна. Было же предсказание, что за казнь царя к Москве подойдут легионы с римской символикой. Прожектора бегают по небу. Описана бомбардировка. В этой время Питер (Лысый Череп - Голокость, это не только Холокост, но и блокада Ленинграда, прошу заметить блокадную ласточку в романе) находится в оцеплении. Левий взывает к небу, проклинает Бога, ведет свой дневник. Там что-то о реке жизни. Парад Победы до мелочей описан в главе "Понтий Пилат". Только Сталин не смог выполнить роль Жукова. Он и стал Всадником Золотое Копье, он и кричал Ур-ра на помосте. Но если версия с военным парадом перед Голгофой, куда направился всадник с трубой, чтобы там потрубить, Вам ближе, почему бы нет. Действительно, Голгофу нужно было обязательно оцепить двумя линиями обороны, особенно, учитывая, что и народу там не было, это было очень важно.

Маргарита (Россия) же сказала - в этом романе вся моя жизнь.

Илья Уверский   19.03.2018 16:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.