Чаепитие с татьяной

ВЛАДИМИР ИЛЬИН


«ЧАЕПИТИЕ С ЗАКАТОМ»:стихи/ Татьяна Березняк.- Кировоград: "Имэкс-ЛТД", 2014. - 132 с.

Кажется, всё главное и лучшее, положительное, сказано – самой Татьяной Григорьевной в “Попытке автобиографии”, заключающей книгу, и Василием Леонидовичем Дроботом – в предисловии.
В.Л. ещё и, по обыкновению, процитировал одни из самых лучших, удачных строк Т.Г.
Но главное, пожалуй, в двух словах названия предисловия – “Весне навстречу”.
Это сказано прицельно точно и определённо, по-моему, и об Авторе, и о книге…
Женщина, которая идёт навстречу весне – в любое время года и жизни своей – при этом пишет стихи…  А ещё та, у которой “душа зелёная” и для которой  – “Мир зелёной масти”  и светит ей “зеленоглазая звезда”… Отсюда, наверное, и отклик на стихотворение Владимира Сорокина «Женщина-иволга» и его строки»: “Ты – птица, притворившаяся женщиной, / Ты – иволга на иве золотая…” (с.85). И ещё – отклики на стихотворения Тютчева, Ахматовой, Цветаевой, Тарковского…

С чего начинается письмо, поэзия? Да с того, что хочешь, не можешь не выразить, не передать словами то, что видишь, слышишь, о чём думаешь, что любишь, переживаешь, всё то, чему радуешься, чем живёшь, но более всего то, что болит.
У каждого – по-разному, различная мера и соотношение всего этого. У Т.Г. явно преобладает весна, похоже, вечная, земная и небесная…

И созвездий пушистые ветви
Надо мною, как вербы шумят… 

А на земле, казалось бы, – “океан любви и поэзии”? Казалось бы…
Вот тут где-то покидаешь свой парусник, свою «Бригантину», ступаешь на берег реальной жизни, завершаются опьяняющие забавы версификацией и начинается поэзия. Если, конечно, начинается… Когда “Темнеет гладь реки…” .

Т.Г., похоже, исключение в некотором роде, потому как сумела ни с чем не расставаться!
“Наблюдение за птицами” – вот что оказалось ей по душе, близко ее природе. Думаю, более, шире, значительнее, чем в буквальном смысле… И, выходит, – наблюдение за словом также…
Проносишься мимо, как бешеный ветер
С пронзительным криком стрижа!
Как мне удержаться? Я – хрупкая ветка,
Черкнувшая робко скрижаль…

Причин тому множество, главные – генетика, наверное, самое жизнь, насыщенная событиями, встречами, общением с интересными людьми, и, разумеется, любовь, постоянная, хроническая, похоже, влюблённость в жизнь. А ещё – его Всевеление случай: оказалось, что в здании санэпидстанции, в Кировограде, а на самом деле – Елисаветграде!, где Т.Г. проработала ~35 лет, “…в XIX веке располагалась конно-почтовая станция, где в 1824 году останавливался Пушкин по пути из Одессы в Михайловское, через полгода – Мицкевич (в Одессу из Петербурга)”… 

Чудное название у этой книги – «ЧАЕПИТИЕ С ЗАКАТОМ»! Как имя у человека – когда оно его имя…  И стихотворение это хорошее – одноименное (с.72).
И красочно оформлена книга – общий дизайн, иллюстрации Андрея Липатова, и предисловие В.Л. Дробота, о котором уже говорено…

Есть, и еще немало таких в книге удачных, чисто лирических, тонких стихотворений, например: Молодо-зелено (13), Веселье мартовской метели (19), Масленица (22), И голос Моцарта беспечный (23), Люблю тебя, люблю! (38), Произнесу ль проклятье небесам…(49), Предчувствие осени (53), В морских глубинах (59), И снова Крым. И августа начало (62), Попытка полета (70), Мой телефон затих… (75), В зените осени (особенно – первые две строфы, 76), О, мой воскресный терренкур!.. (тоже, особенно 2 первые строфы, 77), Памяти Ассы (82) и Зимний пейзаж без Ассы (89), Вечереет … Полоска заката… (90), От снега белого, как чистый лист…(93), Сезонная депрессия (96), Повстречаться с тобою… (98), Темнеет гладь реки… (101)…
И прекрасно завершающее стихотворение «К жизни» (104): “Я – хрупкая ветка, покорная ветру…” и, снова, в который раз – “Я – птица на ветке…”/
И еще много задерживающих чтение строк…

Но… Но не всё, не везде – так… Судя по всему, “фестивалит” Т.Г. вовсю и тусуется тоже (сама признается – в открытую!). Другому (мне, например) это бы мешало, оглушало, а для Т.Г. – это, похоже, естественная среда обитания, творчества…
Но тишины, мне кажется, ей все-таки иногда не хватает. Нет-нет – и слегка “базарює”,  забавляется будто, играется, и “шумят” тогда слегка стихотворения – шумные они получаются, облегченные, игривые, забавные, несколько показные (Т.Г. сама пишет: “душа напоказ…”), но, мне кажется, в ущерб поэтичности. И, кажется, не для себя они написаны и не для тебя, читающего, а сразу для многих, а то и для всех… А лирика – это скорее, когда ты и я. Или – некто и нечто… Не в клубе и не стадионе…

Толку от частого использования таких слов, как душа, судьба, любовь, любимый, страсть, сердце, счастье, печаль, тоска, боль и т.п. – почти никакого, даже напротив…
Вот – примеры таких стихотворений, строк:  заглавные – С именем твоим (с.7) и Тебе, играющему в гольф (8), Воспоминаний поезд скор… (18), Нет, никто столь счастливым не был… (15), Влюбиться – какая мука!.. (16), Я знала, что твоя любовь – беда… (37)…
И некоторые другие – стихотворения, строки…

Но это, конечно, дело вкуса, и в этом – никакой беды. Только – больше бы внимания, сосредоточенности, самоцензуры, внутренней тишины, работы, конечно…
Успеха, удачи, Татьяна Григорьевна, и мира нам всем!..


                Владимир Ильин, до 17.11.2014


Рецензии