Обручник

                Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря
                Августа написати всю вселенную (Лк.2:1)*.

— Имя?
— Спаситель из города Отрасль.
— Место рождения?
— Город Дом Хлеба.
Матерь — Мария, а я? Я — Иосиф…
Мы ночевали в пещере… у хлева…

Мир бесприютен со времени оно
В ажиотаже имперских амбиций —
Лишь пастухи и волхвы Вавилона
К яслям вертепа пришли поклониться…

Надо же? вздумалось Октавиану
Подданных всех по Вселенной исчислить?
Писари Рима строчат непрестанно —
Вот, и Твоя, Сын, отмечена Личность…

Вписана в хартию бренного века
Там, где отпала Земли пуповина,
Соединявшая пращура крепко
С красным ошмётком живительной глины…

Вот, и пришлось, как законопослушным,
Нам с Мариам до Давидова града
Путь, несмотря на промозглую стужу,
Выдюжить скромной ослиною тягой.

Светлую миссию, благо, что стар я,
Тихо исполнил в служении отчем:
Благоговея над чистым кристаллом
В девстве Жену сохранил Непорочной.

Душу свою уберёг от разброда,
Вырвав сомненья гнилые из сердца:
Усыновляю! — и к Царскому роду
Твёрдой рукой причисляю Младенца.

19 — 23.12.14
_________________
* В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк.2:1)
Иисус — (ивр. Йешуа) — букв. Спаситель.
Назарет — (ивр. Нацерет или Нацрат) — букв. Отрасль. Пророк Исайя, говоря о грядущем Мессии, называет Его Отрасль, утверждая тем самым Его бессеменное зачатие (Ис.11:1 — 11).
Вифлеем — (ивр. Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба).
Пуп Земли — в Ветхом Завете воспринимался как вершина Храмовой горы, либо вершина горы Гаризим в Сихеме. Христиане его расположение почитают напротив входа в пещеру Храма Гроба Господня — это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом. Древние греки его полагали в Дельфах (Омфал). Собственно говоря, если представить себе Пангею, соединив все берега материков в единое целое, то, наверное, Иерусалим и его окрестности вполне проецируются, как центр Земли. Исходя из того, что Вифлеем находится совсем неподалёку от Израильской столицы, допущение его в качестве места появления на свет не только Христа, но и Адама, мне кажется, не должно восприниматься, как слишком вольное.


Рецензии
Не оставляет ощущение, дорогой батюшка,
что я уже пытался откликнуться на это духоподъёмное произведение, исполненное по форме и содержанию в узнаваемом авторском стиле.
Мои теперешние ассоциации после прочтения уже совсем другие, чем пять-шесть лет тому.

"Мир бесприютен со времени оно
В ажиотаже имперских амбиций —
Лишь пастухи и волхвы Вавилона
К яслям вертепа пришли поклониться..." -

начало впечатляет масштабностью события и задаёт настрой: человечество изнемогало в немощи душевной и беспомощности духовной. Не в славном граде Давидове, а в малоизвестном Назарете, городке Галилейском восхотел Господь иметь Пречистую Себе Матерь. Младенца Христа нашли в пещере и самые учёные люди того времени, и простые доверчивые пастухи, принявшие слово евангельского благовестия без колебаний сердца. Мир не принимал ещё неродившегося Богочеловека и предал Его на Кресте.
Дева Мария даже обручнику Своему Иосифу не сообщила о дивных откровениях, воспринятых Ею от Ангела. Ангел Господень сам явился Иосифу во сне и сообщил, что у Марии родится Сын:
"...родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог".

"...Надо же? вздумалось Октавиану
Подданных всех по Вселенной исчислить?
Писари Рима строчат непрестанно —
Вот, и Твоя, Сын, отмечена Личность..."

"...Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, ОБРУЧЕННУЮ ему женою, которая была беременна."(Лк.2:5)
"Обрученною" - значит, что и в браке Иосиф не был мужем Марии по сути, но Она продолжала только пользоваться его попечением и только считалась его женой.
"Которая была беременна" - не из бессердечия взял Иосиф Деву Марию в далёкое хождение, а потому, чт нельзя было Ее, беременную, оставить одну на долгое время - ведь путешествие в Вифлеем могло оказаться долгим. Мария в Назарете осталась бы беззащитной.

Почему именно "пастухам в поле" Ангел Господень первым сообщил о рождении в городе Давидове Спасителя, Который есть Христос Господь и дал им особый знак - пойти и увидеть самим Младенца в яслях? Да потому, что фарисеям такое было опасно говорить - убили бы сразу, да и не поверили бы люди. А простым пастухам народ поверил, хотя не все. Символично, что именно простые люди стали провозвестниками "Благой Вести" миру, и от них впервые была воспринята вера в Богомладенца, пришедшего спасти род человеческий...

"...Вписана в хартию бренного века
Там, где отпала Земли пуповина,
Соединявшая пращура крепко
С красным ошмётком живительной глины...",

встречал, батюшка, утверждение, которое меня сбивает с толку: дата рождения Христа определена "приблизительно" (самым ранним называется 12 год до н.э. - год прохождения кометы Галлея - Вифлеемской звезды), а самым поздним - 4 год до н.э. - год смерти Ирода Великого).

"...Вот, и пришлось, как законопослушным,
Нам с Мариам до Давидова града
Путь, несмотря на промозглую стужу,
Выдюжить скромной ослиною тягой..."

Кратчайший путь в Вифлеем пролегал прямо на юг через Самарию, но его холмистая местность оказалась бы особенно трудной для Марии, которая находилась на позднем сроке беременности. Другими факторами, позволившими избежать этого маршрута, были враждебные самаритяне в регионе, которые могли представлять угрозу для двух путешественников, и понимание того, что им будет сложно найти жилье.

Вероятно, Иосиф выбрал более безопасный и удобный маршрут, который вел на юго-восток через долину Изреель и далее на восток в долину реки Иордан. Продолжая путь на юг к Иерихону, они, вероятно, поднялись через Иудейскую пустыню в Иерусалим и далее в Вифлеем. К концу их трудного перехода пара должна была пройти не менее 150 км и большая часть этого расстояния - по труднопроходимой местности.
Почему на осле? Да бедный был Иосиф и не имел средств, чтобы нанять колесницу, да на лошадь или верблюда беременной Марии было и не взобраться...
"Промозглая стужа" - декабрь был на дворе, а для Израиля зимой +13 - +15 - это как в Питере "промозгло" при минусах в конце осени...

"..Светлую миссию, благо, что стар я,
Тихо исполнил в служении отчем:
Благоговея над чистым кристаллом
В девстве Жену сохранил Непорочной..." -

Здесь автор ведёт повествование от первого лица.
Есть предание, что Дева Мария оставила храм в 14 лет. Рождение её празднуется 8 сентября. Благовещение ей было 25 марта, а 25 декабря (по григорианскому календарю) она родила Иисуса. Значит, ей было 15 лет, когда она родила Христа.

Опять же, по преданию, Иосиф прожил 110 лет. Умер до выхода Христа на проповедь или до Его распятия. Значит, на момент Рождества Христова Иосифу Обручнику должно было быть около 80 лет. А предание о его долгой жизни основано на многочисленных апокрифах.
Встречал странные "околобогословские" споры о том, были или нет у Иосифа Обручника и Девы Марии общие дети после Христа...Ересь какая-то...У Богочеловека были братья и сёстры, но сводные (по земному отцу - четыре сына и две дочери от первой жены Иосифа). Для меня этот вопрос закрыт...

"...Благоговея над чистым кристаллом
В девстве Жену сохранил Непорочной..."

Это в наши дни 75-летние старцы умудряются "делать" детей от молоденьких "поклонниц" или суррогатных матерей. А в новозаветные времена с нравственстью было строго, а с медициной - плохо...

"...Душу свою уберёг от разброда,
Вырвав сомненья гнилые из сердца:
Усыновляю! — и к Царскому роду
Твёрдой рукой причисляю Младенца."

Богобоязненный Иосиф и секунды не мог бы даже помыслить " с гнилыми сомнениями в сердце". Сам Ангел Господень, как посол Божий по особым поручениям" передал ему устное Божие Откровение и волю!

Пресвятая Дева Мария происходила по плоти (по отцу св. Иоакиму) из священнического рода Аарона, а по матери из царского рода Давида, который не был кровным евреем, но происходил из славян (об этом говорит книга Руфь, созвучная Русь). Поэтому и "приставили попечителем" к Деве Марии 80-летнего обручника Иосифа (тоже потомка из рода царя Давида). По этой причине Пресвятая Дева и св. Иосиф отправились в Вифлеем (на родину Давида) для переписи.
Понятно, что Иисус Спаситель не мог иметь "простых" земных родителей - только из знатного и мудрого царского рода.
Заметил, батюшка, в те времена принадлежность к роду "сильных мира сего" не гарантировала потомкам богатой жизни. Это сегодня такое сплошь и рядом...

В итоге, дорогой Отче,
Вы в качестве автора свою половину работы выполнили ДОСТОЙНО
и предложили читателю поработать в статусе соавтора самостоятельно,
чем я и воспользовался с трепетом и уважением!

С добросердечием и полным доверием,

Анатолий Евстафьев   23.07.2023 09:07     Заявить о нарушении
Пожалуй, слегка поспорю, дорогой Анатолий...

"Богобоязненный Иосиф и секунды не мог бы даже помыслить "с гнилыми сомнениями в сердце""...

Во-первых, в иконографии Рождества Христова, в левом нижнем углу иконы изображается бес в виде довольно противного старикашки, похожего на сатира, который пытается смутить праведника и доказать ему, что родить без участия мужчины невозможно. Сам факт этого изображения (а "иконопись - это богословие в красках" - свящ. Павел Флоренский) говорит о соприкосновении Иосифа с миром духовным, то есть мыслительным, пусть и тёмным, но факт соприкосновения этим самым утверждается. Значит, этот мыслительный процесс требует внутреннего преодоления, отчего само значение подвига только возрастает.
Во-вторых, святые отнюдь небезгрешны. Мы недаром исповедуем Приснодеву Марию, как Единственную из всего человеческого рода, не имеющую личного греха. Даже Иоанн Предтеча в сомнениях посылает ко Христу своих учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (ЛК.7:19) - на что Спаситель не даёт прямого ответа, предлагая Пророку самому дорасти до понимания: "И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" (Лк.7:22-23). И это сказано о большем из рожденных женами (см.: Мф.11:11)!
В-третьих, сам факт преодоления сомнения, как мне кажется, опирается в душе праведного Иосифа на самое что ни на есть естественное средоточие человечности: на сострадание и человеколюбие, отчего душа праведника только возносится горе и процветает невиданным светом. Об этом я подробно порассуждал в Дне пятом моих "Оглашенных" (или уже точне - "Опрокинутом аде" - как Вы думаете, не изменить ли мне название на сайте?) как раз в этой самой одноименной главе "Обручник". Мы тогда с Вами попереписывались, и, насколько я помню, у Вас сомнений, кажется, не возникало?
И, в-четвёртых, слово "гнилые", которое вызывает наибольшие недоумения, как мне кажется, своей экспрессией только усиливает момент самоосуждения Иосифа от соприкосновения с соблазном и углубляет покаянную тему.
Но самое главное, что праведник своим подвигом усыновляет Богомладенца, тем самым давая Ему фамилию Давидидов, благодаря чему исполняется пророчество, а само усыновление оказывается большим, нежели рождение. Недаром в таинстве браковенчания есть молитва "за ВОСПИТАВШИЕ их родители!

"Пресвятая Дева Мария происходила по плоти (по отцу св. Иоакиму) из священнического рода Аарона, а по матери из царского рода Давида",

Такая точка зрения существует, но я всё-таки мыслю иначе. В той же главе упомянутой книги есть рассуждение, что Христос и царского (по Иосифу), и священнического (по Богородице) рода:

ИЩУЩИЙ: Но есть мнение, что Сама Матерь Божия принадлежала к роду царя Давида?
СВЯЩЕННИК: Скорее, Она была из колена Левия. Ведь её двоюродная сестра Елисавета была женой первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, ибо клановость в браках была предпочтительной. И то, что во Христе сходятся две линии, царская и священническая, только еще раз выявляет пророческий дух Священного Писания: “ты иерей во век по чину мелхиседекову” (Пс.109:4).
ИЩУЩИЙ: То есть, Христос — и царь, и священник?
СВЯЩЕННИК: Да. Но, если даже предположение о причастности Девы Марии к царскому роду верно, то всё равно наследование в Ветхом Завете идёт по отцовской линии, а не по материнской: “Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его” (Мф.1:2).

И это для меня очень Важно, хотя, насколько это доказательно, судить не берусь, но в Евангелии всё очень конкретно: "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета" (Лк.1:5).

"Давида, который не был кровным евреем, но происходил из славян (об этом говорит книга Руфь, созвучная Русь)"

Суждение мягко говоря сомнительное, ибо славяне к тому времени, насколько я знаю, в самостоятельную группу еще никак не выделились. Руфь была маовитянкой, которые, как и амонитяне происходили от Лота, племянника Авраама, в результате кровосмешения дочерей с отцом.
Можно ещё что-то говорить о Вирсавии, жене Урии Хеттеянина, ибо Соломон по закону левирата был не только сыном Давида, фактического отца, но и Урии, хетта, а этруски, полагают, дали начало скифам, а те - славянам...

Благодарю за содержательную беседу, Анатолий!

А.Т.Пожалуй, слегка поспорю, дорогой Анатолий...

"Богобоязненный Иосиф и секунды не мог бы даже помыслить "с гнилыми сомнениями в сердце""...

Во-первых, в иконографии Рождества Христова, в левом нижнем углу иконы изображается бес в виде довольно противного старикашки, похожего на сатира, который пытается смутить праведника и доказать ему, что родить без участия мужчины невозможно. Сам факт этого изображения (а "иконопись - это богословие в красках" - свящ. Павел Флоренский) говорит о соприкосновении Иосифа с миром духовным, то есть мыслительным, пусть и тёмным, но факт соприкосновения этим самым утверждается. Значит, этот мыслительный процесс требует внутреннего преодоления, отчего само значение подвига только возрастает.
Во-вторых, святые отнюдь небезгрешны. Мы недаром исповедуем Приснодеву Марию, как Единственную из всего человеческого рода, не имеющую личного греха. Даже Иоанн Предтеча в сомнениях посылает ко Христу своих учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (ЛК.7:19) - на что Спаситель не даёт прямого ответа, предлагая Пророку самому дорасти до понимания: "И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" (Лк.7:22-23). И это сказано о большем из рожденных женами (см.: Мф.11:11)!
В-третьих, сам факт преодоления сомнения, как мне кажется, опирается в душе праведного Иосифа на самое что ни на есть естественное средоточие человечности: на сострадание и человеколюбие, отчего душа праведника только возносится горе и процветает невиданным светом. Об этом я подробно порассуждал в Дне пятом моих "Оглашенных" (или уже точне - "Опрокинутом аде" - как Вы думаете, не изменить ли мне название на сайте?) как раз в этой самой одноименной главе "Обручник". Мы тогда с Вами попереписывались, и, насколько я помню, у Вас сомнений, кажется, не возникало?
И, в-четвёртых, слово "гнилые", которое вызывает наибольшие недоумения, как мне кажется, своей экспрессией только усиливает момент самоосуждения Иосифа от соприкосновения с соблазном и углубляет покаянную тему.
Но самое главное, что праведник своим подвигом усыновляет Богомладенца, тем самым давая Ему фамилию Давидидов, благодаря чему исполняется пророчество, а само усыновление оказывается большим, нежели рождение. Недаром в таинстве браковенчания есть молитва "за ВОСПИТАВШИЕ их родители!

"Пресвятая Дева Мария происходила по плоти (по отцу св. Иоакиму) из священнического рода Аарона, а по матери из царского рода Давида",

Такая точка зрения существует, но я всё-таки мыслю иначе. В той же главе упомянутой книги есть рассуждение, что Христос и царского (по Иосифу), и священнического (по Богородице) рода:

ИЩУЩИЙ: Но есть мнение, что Сама Матерь Божия принадлежала к роду царя Давида?
СВЯЩЕННИК: Скорее, Она была из колена Левия. Ведь её двоюродная сестра Елисавета была женой первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, ибо клановость в браках была предпочтительной. И то, что во Христе сходятся две линии, царская и священническая, только еще раз выявляет пророческий дух Священного Писания: “ты иерей во век по чину мелхиседекову” (Пс.109:4).
ИЩУЩИЙ: То есть, Христос — и царь, и священник?
СВЯЩЕННИК: Да. Но, если даже предположение о причастности Девы Марии к царскому роду верно, то всё равно наследование в Ветхом Завете идёт по отцовской линии, а не по материнской: “Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его” (Мф.1:2).

И это для меня очень Важно, хотя, насколько это доказательно, судить не берусь, но в Евангелии всё очень конкретно: "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета" (Лк.1:5).

"Давида, который не был кровным евреем, но происходил из славян (об этом говорит книга Руфь, созвучная Русь)"

Суждение мягко говоря сомнительное, ибо славяне к тому времени, насколько я знаю, в самостоятельную группу еще никак не выделились. Руфь была маовитянкой, которые, как и амонитяне происходили от Лота, племянника Авраама, в результате кровосмешения дочерей с отцом.
Можно ещё что-то говорить о Вирсавии, жене Урии Хеттеянина, ибо Соломон по закону левирата был не только сыном Давида, фактического отца, но и Урии, хетта, а этруски, полагают, дали начало скифам, а те - славянам...

Благодарю за содержательную беседу, Анатолий!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   25.07.2023 20:24   Заявить о нарушении
Почему-то отдублировался текст...
Просттте, Анатолий!
Увы, редактировать нельзя...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   25.07.2023 20:26   Заявить о нарушении
Думаю, дорогой отче,
название можно изменить. А почему я так думаю - пытался сказать в пространном отклике, но одним неосторожным щелчком он у меня "самоудалился". А может, это сигнал мне был - "не мучайся высокодумием - опустись на землю...".

С благодарственным поклоном, дорогой батюшка,
за Ваши труды "не ради хлеба куса, но ради Иисуса"

Анатолий Евстафьев   27.07.2023 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.