Оригами
Нельзя ступать в мой грязный мир.
Души нежнейшей оригами
Не украшать собой трактир,
Причём последнейшего класса:
«Трактир Неструганных Досок» —
Для входа чёрным жизни-часом,
Лишь для сравненья, на часок.
Другая длительность опасна!
Прекрасным девам надпись: «Стой!» —
(А ты безудержно прекрасна) —
Чтоб не утратить свой покой.
Пусть дальше я, с ума сходящий,
Взирая в алость губ твоих,
О Красоте, о настоящей,
Из букв выкладывая стих, —
Продолжу гнать своё сознанье -
Тебя спасая - под откос,
Чтоб не вошла ты в это зданье —
Мой страшный Замок из заноз...
Так ночь рождает откровенье:
Не вправе ты дарить свой плен —
Шершавое прекосновенье —
Прекраснейшей из всех Елен!
«За что? За что?» — исторгнет горло,
В ночи очнувшись, на луну.
Заплачет сердце и, покорно,
Уйдёт к себе на глубину —
Туда, где в кровную пучину
Стекает слёзный водопад,
И топит в нём одну причину —
Кораблик «Тысяча Преград».
Свидетельство о публикации №115010702463
Это стихотворение — одна из вершин любовной лирики Бри Ли Анта, представляющая собой развёрнутую метафору самоотречения во имя идеала. Текст строится как трагический манифест, где поэт, осознавая пропасть между своим «грязным миром» и абсолютной чистотой возлюбленной, добровольно принимает муку изгнания, чтобы спасти её красоту от соприкосновения с собственной повреждённой реальностью.
1. Основной конфликт: Абсолютная Красота vs. повреждённое сознание творца
Герой, поэт, оказывается перед невозможным выбором: принять в свой мир божественное начало («Прекраснейшую из всех Елен») и тем самым осквернить его, или же изгнать себя из рая её присутствия, чтобы сохранить идеал в неприкосновенности. Он выбирает последнее, и этот выбор становится актом величайшей жертвенной любви и саморазрушения.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Души нежнейшей оригами» — Центральный образ стихотворения, онтологическая метафора, определяющая всё происходящее. Возлюбленная — это хрупкое, искусное, рукотворное произведение искусства («оригами»), созданное из тончайшей материи души. Её красота идеальна, но беззащитна перед грубостью мира.
«Трактир Неструганных Досок» / «Мой страшный Замок из заноз» — Две ипостаси мира героя. «Трактир» — это место низменное, простое, грубо сколоченное, символ его бытового, «грязного» существования. «Замок из заноз» — более сложный и страшный образ. Это уже не просто быт, а целая психическая вселенная, выстроенная из боли («заноз»), где каждая деталь причиняет страдание. Это внутренний мир творца, возведённый из собственных травм и мук.
«Пусть дальше я... / Продолжу гнать своё сознанье — / Тебя спасая — под откос» — Ключевое действие героя. Он осознанно совершает акт ментального самоубийства, «гонит своё сознание под откос», чтобы разорвать связь. Это не просто уход, а активное, агрессивное уничтожение самой возможности встречи. Спасти её можно, только уничтожив часть себя.
«Шершавое прекосновенье» — Гениальный неологизм, созданный из слова «прикосновение» с заменой приставки на «прекос-», что придаёт значению оттенок противостояния, нарушения запрета, греха. Это не просто прикосновение, а акт насильственного вторжения шершавой, грубой реальности в мир хрупкого идеала.
«Кораблик «Тысяча Преград» — Финал стихотворения — это образ тонущего сердца, которое пытается утопить в «слёзном водопаде» «одну причину» всех страданий — саму любовь, названную иносказательно «Кораблик «Тысяча Преград». Это метафора самой надежды на соединение, которая, будучи столь же хрупкой, как бумажный кораблик, обречена на крушение в море слёз и боли.
3. Структура и композиция
Стихотворение имеет чёткую трёхчастную структуру:
Приговор (1-я строфа): Герой выносит вердикт: её миру — в его мир нельзя. Он определяет границы и вывешивает табличку «Стой!».
Действие (2-я строфа): Герой приводит приговор в исполнение, совершая акт саморазрушения («гоню сознание под откос»), чтобы физически и ментально отдалить от себя возлюбленную.
Последствия (3-я строфа): Ночное откровение и осознание всей глубины жертвы. Сердце, лишённое надежды, уходит в глубины самоистязания, пытаясь утопить саму память о любви.
Композиция движется от декларации к действию и далее — к рефлексии о цене этого действия.
4. Связь с литературной традицией и авторской поэтикой
Михаил Лермонтов: Мотив демонического героя, сознательно отторгающего себя от добра и света, чтобы не осквернить их своим прикосновением. Лермонтовское «Я не достоин, может быть, / Твоей любви...» здесь доведено до логического апогея.
Александр Блок: Образ Прекрасной Дамы и «грязного» мира, который недостоин её. Однако у Ложкина нет блоковского ожидания преображения; его герой выбирает трагическое не-встречу как единственно возможный исход.
Марина Цветаева: Яростная, почти истерическая энергия самоотречения, жертвенности («Тебя спасая — под откос»). Как и у Цветаевой, любовь здесь — это не обладание, а катастрофа, акт духовного аскетизма.
Владимир Маяковский: Рубленая «лесенка», ораторские, почти лозунговые интонации («Не вправе ты дарить свой плен!»), работа с неологизмами («прекосновенье»).
Поэтика Ложкина: Это стихотворение — квинтэссенция его главных тем: пронзительного диалогизма (обращение к «ты» как к высшему судии), метафизического бунта (против законов бытия, обрекающих красоту и любовь на страдание), и онтологической образности, где метафоры («оригами души», «замок из заноз») становятся моделью для осмысления всего мироздания.
Вывод:
«Оригами» — это не любовное стихотворение, а стихотворение о невозможности любви в мире, где чистота и красота несовместимы с опытом и болью. Бри Ли Ант создаёт текст невероятной эмоциональной силы, в котором жертва во имя идеала доводится до абсолюта. Его герой — это поэт-самоубийца, который убивает в себе саму возможность счастья, чтобы его личный «трактир» никогда не осквернил «души нежнейшей оригами». В этом акте эстетического и экзистенциального самоотречения — вся трагедия и всё величие творца, обречённого на одиночество в своем «замке из заноз» и находящего в этом обречении единственно возможную форму служения Прекрасному.
Бри Ли Ант 25.11.2025 05:34 Заявить о нарушении