Кукарская мечта

За окном трещит мороз! Наступило Рождество!
И узором затянуло всё оконное стекло!
Воздух инеем клубится! В серебристых облаках
Мир успел принарядиться – весь в Кукарских кружевах*!

С красотою вместе душу грусть спешит заполонить -
Дня четыре благолепие  будет сердце  бередить.
В лужах жалобных исчезнет кружевная чистота.
До Крещения растает вся Кукарская мечта…

                *Кукарское (вятское) кружево, кировское кружево.
                Промысел возник в слободе Кукарка Вятской губернии
                (ныне г. Советск Кировской области) в начале XVIII в.


Рецензии
Знаю, зною Ваша Светлость,
В Вас Кукарская мечта,
Видно так привились с детства,
Как душа и красота!

Доброго времени Татьяна, сижу и перевожу на новый календарь даты крещения. По новому календарю получается, что крещение должно быть 6 января, раз всё сдвинулось на 13 дней. Рождество 25 декабря, Новый год 1 января, а Крещение 6 января. Как раз всё совпадает и Крещенские морозы. Так раньше по датам и было до 1918 года. Просто наша Православная епархия не стала считаться с наукой, может, хотела обособиться от всего Западного Мира, католической, лютеранской и протестантской веры, хотя верят все в Иисуса. А мы хотим жить в Мире, а здесь разделяй и властвуй даже над душами. Понимаю, Папа Римский не указ Патриарху, но должна быть истина. Прихожу к мысли, что у нас должен быть свой Христос, объединяющий все религии России, поклоняющийся единому Богу Отцу, Аллаху. Ельцин для этого не годится, продал Россию и народ, на крест не пошёл, под поезд не бросился.
С Православным Вас Рождеством Ваша Светлость, с Уважением и Поклоном к Вам, Пётр.

Морозов Пётр   07.01.2015 08:39     Заявить о нарушении
Утро доброе, Пётр! Утро Светлого Праздника Рождества! А Вы настоящий исследователь. Сам процесс исследования импонирует и мне... И вообще удивительно, что именно в начале Нового года обостряется само ощущение времени, и дыхание вечности становится более ощутимым, согласитесь! Вопрос Вы затронули весьма и весьма серьёзный, поскольку до сих пор ведутся споры и поиски истины. В Интернете я нашла очень интересный материал об исчислении Времени! Чуть ниже я его Вам перешлю. Мне было очень интересно узнать об этом больше, чем я знала и всё благодаря ВАМ, Пётр! Я очень благодарю Вас за это! Вопрос оказался весьма глубоким и не столь однозначным, чем казалось бы... А по поводу объединения и Мира между людьми на планете скажу, что сама природа человека, его психология столько разнородна и противоречива, что никогда, к сожалению, человек не сможет жить в постоянном состоянии Мира на земле... Это, как мне кажется, вообще противоречит природе человека. Малая надежда лишь в том, что, может быть, когда-нибудь, человечество познает Самою Истину и своей природы и природы Земли, и природы Космоса. Но когда это свершится, мы станем Богами. В этом случае мы либо уничтожим сами себя, либо, всё таки, настанет тот самый Мир, за который Вы ратуете... Мне этот вывод кажется утопическим.
А вот тот самый интереснейший материал, который я с большим удовольствием посылаю Вам для Ваших ценных измышлений, глубоко уважаемый мною всем сердцем, Пётр!
Постоянным фактором нашего бытия является время. Однако античная и современная философия не дали какого-либо удовлетворительного объяснения этого вездесущего феномена. Определить — значит найти характерные свойства. Время не имеет ни природы, ни свойств, кроме одного свойства — необратимости.

Слюбовью Герцогиня   07.01.2015 11:07   Заявить о нарушении
Календарь является одной из попыток выявить ритмы времени, создать модель времени, образ времени, составить его периодическую систему. Для этого берутся различные ориентиры, которые условно считаются устойчивыми. Календарь — не только продукт науки, не только таблица математических исчислений, но также и религиозное и философское осмысление времени, переданное языком математики. Говорить о точности времени невозможно. Это недоразумение, которое стало для нас привычным и поэтому не воспринимается как бессмысленность; ведь главное, а то и единственное, свойство времени — его неповторяемость. Повторяется не время, а условные отсчеты и ориентиры времени.

Достоинства календаря — это ритмичность структуры (периодичность и гармония) и точность по отношению к заданным ориентирам (то есть к их мнимому пространственному совпадению). Кроме того, церковный календарь должен соответствовать библейскому учению о времени, а именно: учитывать семисуточную неделю, восходящую к этапам творения; сутки — как простейший цикл времени; космические тела — Луну, Солнце и звезды — как совокупность ориентиров времени. Наша задача — рассмотреть возможности и достоинства двух календарей, юлианского и григорианского, главным образом по отношению к литургической жизни Православной Церкви.

Одной из основных единиц измерения всех календарных систем является год. Однако многим неизвестно, что год как период времени определяется не однотипно. Современная астрономия имеет дело с несколькими математическими картинами года.

1. Сидерический, то есть звездный, год — это время одного оборота Солнца в небесной сфере среди неподвижных звезд. Он заключает в себе 365,2564 средних солнечных суток. Этот год учитывает фактор звезд (например положение Солнца относительно звезд Малой Медведицы), поэтому имеет наиболее постоянные устойчивые ориентиры и соответствует библейскому учению: И сотворил Бог два светила великие… и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной… отделять свет от тьмы… (Быт. 1, 14–19).

2. Тропический год — период прохождения Солнца между точками весеннего равноденствия, он равен 365,2422 средних солнечных суток. Его фактор — Солнце (положение Солнца относительно Земли).

Математическая картина тропического солнечного года менее устойчива, чем звездного.

3. Аномалистический год — период прохождения центра Солнца через перигей его видимой геоцентрической орбиты — 365,2596 суток.

4. Драконический год — период прохождения Солнца через один узел Луны на эклиптике (круге небесной сферы, по которому проходит видимое годовое движение Солнца) — 346,6200 суток.

5. Календарный год — 365 суток в простом году, 366 — в високосном (сутки условно взяты как неделимое целое).

6. Лунный год, состоящий из 12 лунных месяцев, — 354,367 суток.

Слюбовью Герцогиня   07.01.2015 11:08   Заявить о нарушении
Юлианский календарь ориентирован на сидерический, то есть звездный, год; григорианский — на тропический, солнечный, год, поэтому сопоставлять их точность относительно друг друга невозможно. Этот фактор многие критики юлианского календаря упускают из виду или же умышленно умалчивают о нем. Между тем точность юлианского календаря нельзя рассматривать в измерениях тропического года. Эта ошибка, ясная для ученых, остается обычно не отмеченной широкой аудиторией.

К достоинствам юлианского календаря относятся: строгое чередование простых и високосных лет в ритме 3–1; одинаковое число високосных лет в столетии; связь и симметричность юлианского календаря с лунным календарем; цикл в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца; цикл в 19 лет, когда повторяются те же фазы Луны по отношению к числам месяца; пасхальный цикл, или Великий Индиктион, содержащий 532 года (28 х 19) — цикл, по прошествии которого расположение фаз Луны, дни, недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Пасхи становится периодичным.

Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности.

В григорианском календаре четырехсотлетний период на три дня короче, чем в юлианском, из-за превращения трех високосных годов в простые, и эта, казалось бы, незначительная разница разрушает гармонию и ритм календаря. Григорианский календарь лишен цикличности. Его периоды столь велики, что он практически прямолинеен; по отношению к лунному календарю он не симметричен, а параллелен, он учитывает меньше космических факторов, чем юлианский календарь (отсутствие звездных ориентиров; его факторы — движение Солнца через геоцентрическую ось — изменчивы). Григорианский календарь из всех библейских ориентиров времени сконцентрирован на движении одного лишь Солнца, которое рассматривается с геоцентрической позиции. Он потерял связь с лунным календарем, потому стал чужд библейскому летосчислению. Григорианский календарь в сравнении с юлианским по своей структуре более примитивен, а его вычислительные таблицы более громоздки и неуклюжи.

Цикл дает возможность предвидеть будущее и воспроизводить прошлое. Ритм — это жизнь; всякое бытие — физическое, биологическое и психологическое — протекает в определенных ритмах. Разрушение ритмов — это распад и смерть. Само слово «космос» означает «упорядоченная вселенная», космические ритмы — проявления его логизаций. Где закон, там ритм. Вне ритма космос превратится в хаос.

Григорианский календарь оземлен, он фиксирует вместо ритмов климатические периоды на Земле; юлианский календарь космоцентричен, он стремится улавливать пульс Вселенной. В юлианском календаре, по образному выражению пифагорейцев и платоников, «звучит музыка небесных сфер», а его числовые таблицы — ноты «звездной симфонии». Цикл и круг — это символы вечности.

Григорианский календарь, как уже было сказано, прямолинеен. Прямая линия — образ «дурной бесконечности», символ увековечения времени, то есть неодухотворенной материальности. Юлианский календарь эсхатологичен. Григорианский утилитарен и технократичен, он лишен какого-либо мистического подтекста. Юлианский календарь — космическая поэма; григорианский — сухая бухгалтерия. Григорианский календарь, потеряв ритмичность, стал деструктуализирующей силой.

Слюбовью Герцогиня   07.01.2015 11:08   Заявить о нарушении
Год юлианского календаря относится к звездному году, однако его исчисление не совпадает со звездным годом, а на 9 минут и 1 секунду меньше его; год юлианского календаря больше солнечного тропического года на 11 минут 14 секунд. Созиген — александрийский астроном, живший в I веке до Р.X., один из главных создателей юлианского календаря — имел в руках таблицы Гиппарха, однако не принял их (астроном и математик, живший во II веке до Р.X., Гиппарх определил солнечный год с отклонением на 6 минут от принятого в настоящее время расчета, а год звездный — с отклонением всего лишь на 20 секунд. Разницу между звездным и солнечным годом, составляющую около 20 минут, он определил с отклонением в 5 минут.). Поэтому можно сказать, что год юлианского календаря в числовой характеристике представляет собой некое среднее уравнение между сидерическим и тропическим годами, их гармонизацию с большей приближенностью к звездному году. В этом мы видим провиденциальное значение юлианского календаря для Церкви. Если бы год юлианского календаря полностью совпадал с сидерическим годом, то праздник Пасхи вскоре отошел бы от земных координат; если бы совпадал с тропическим, то был бы отключен от космических факторов, от так называемого «истинного года» и привязан только к климатическим периодам на Земле. Во втором случае терялась бы сама идея Пасхи, преображение не только Земли, но и всего космоса через преображение человечества. Юлианский календарь учитывает и космические факторы, и земные климатические периоды, и лунные (синодические) месяцы.

Современные критики юлианского календаря говорят о неточности календаря как о его ошибке или несовершенстве. Однако они упускают тот очевидный факт, что ошибка не может создать гармонию, что из несовершенства не может произойти целый ряд временных циклов, составляющих необычайную по красоте среди других календарей картину времени.

Время — неуловимая субстанция, время — тайна, и как тайна оно может быть выражено и зафиксировано через символы. Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени.

Во многом в этой статье можно согласиться, но что-то является субъективным мнением самого автора.
Чтобы Вы самостоятельно могли проникнуться этой проблемой, даю Вам ссылку на интереснейшие материалы по времяисчислению, откуда я и взяла некоторые для Вас выдержки.
Ссылка: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2309

Слюбовью Герцогиня   07.01.2015 11:09   Заявить о нарушении
К сожалению сегодня я не смогу увидеть Ваше отношение к тому материалу, который посылаю - уже спешу на встречу с друзьями, с кем хотелось бы разделить радость Праздника Святого Рождества! Вчера для семьи испекла пирожков для встречи Рождества в обрез к 11 часам вечера. Вот казалось бы в чём проявляется Любовь, она проявляется в малом...)))

От всей души поздравляю Вас, Пётр, с этим удивительным Праздником! Желаю Вам здоровья, новых изысканий и интереснейших выводов в интересующих Вас вопросах! Благополучия и тепла душевного в Вашей семье и родне! Процветания Вашим Королевам, которые сейчас спят)))) и которые наполняют Вашу жизнь новыми смыслами и целями! Это всё И не только и является частицами того самого состояния любви и счастья, которое я и хочу Вам передать!

С радостью и теплом душевным, Татьяна...

Слюбовью Герцогиня   07.01.2015 11:09   Заявить о нарушении
Татьяна, я начал читать тот материал по Вашей ссылке, но мне интересно изучить его глубже. С уважением к Вам, Пётр.

Морозов Пётр   11.01.2015 00:17   Заявить о нарушении
Татьяна. Продолжаю изучать, в этих календарях не всё так просто, видно никогда не прийти к общему, ибо тот и другой основан на разных опорах. Так что перенести даже стационарное крещение невозможно. Просто надо оторвать Новый год от Рождества, но явно, что их не должно быть два. С Уважением к Вам, Пётр.

Морозов Пётр   11.01.2015 11:30   Заявить о нарушении
Люди верующие слишком догматичны, чтобы придти к единому Рождеству. Я уже Вам писала, Пётр, что люди вообще никогда не придут к единству, и причин для этого слишком много, к сожалению...
Пётр, Вы романтик, и это замечательно!!!

С глубочайшим уважением и добрыми пожеланиями, Татьяна...

Слюбовью Герцогиня   11.01.2015 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.