Теофания

Позабыв про земные страдания
Я встречаю тебя - Эпифания!*
И оставив на время сомнения,
И различия в датах рождения,
Я с надеждой к Нему обращусь
И с дарами с волхвами явлюсь.
Верю, завтра, что в белой рубашке,
С Рождеством** побываю вдруг в сказке...
Но в квартиру с морозной я улицы
Возвращаюсь из храма всё ж к Турице!***
Ну а в лифте, я так, между делом,
Начерчу заклинание мелом...
Отпусти мне грехи, дай терпения,
Чтоб нырнуть с головой на Крещение!...

6 января 2015



Историческая справка из календаря © Calend.ru и ru.wikipedia:

6 января - в день, когда восточные христиане отмечают рождественский Сочельник, жители Греции празднуют Богоявление, которое здесь называют Фота (Ta Fota) — дословно «огни» — или Теофания (Theofania). Оно завершает празднование 12 рождественских дней. Элладская православная церковь, живущая по григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными христианами почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день является в Греции выходным. Праздник Богоявления, наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником, посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. - Эпифания).
6 января, западные христиане завершают зимний цикл святочных праздников. У католиков это день Богоявления (по-гречески - Epiphania), который иначе еще зовется праздником "трех святых королей" (так именовались иногда евангельские мудрецы-волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу). Праздник был установлен в память описанного в Евангелиях Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Евангелие от Матфея, глава 3 стихи 13-17, Евангелие от Марка, глава 1, стихи 9-11, Евангелие от Луки, глава 3, стихи 21-22). Свое название он получил потому, что, по христианскому вероучению, во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. Именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5). В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т. е. готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также Святым днем светов, или праздником Просвещения. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым и с Крещением Иисуса в Иордане. /Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции. Представители Армянской апостольской церкви не участвовали в Халкидонском – Четвертом Вселенском Соборе Христианской Церкви 451 года, где было принято раздельное празднование Рождества и Крещения. В Коптской православной церкви Александрии – древневосточной христианской церкви в Египте празднование единого праздника Богоявления перенесено на 7 января и в христианском Египте в V веке 6 января в празднике Богоявления продолжали праздновать Рождество и Крещение/. Таким образом, изначально праздник был посвящен воспоминанию трех евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. В V-VI веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание о пришествии трех волхвов и Крещении Господнем. В средние века в православии праздник именовался также Теофания (греческий эквивалент слова "Богоявление"), а в католицизме - Manifestatio (Явление). Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в православии и католицизме разными путями. В православии праздник Богоявления все более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время в православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника. В католицизме, напротив, праздник Богоявления все более связывался с евангельскими событиями после Рождества. В результате праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления и отмечается в следующее воскресенье за Богоявлением. /После проведения литургической реформы Второго Ватиканского собора — XXI Вселенского Собора Католической церкви (1962 - 1965 гг.), Крещение в ординарном чине римской мессы празднуется в воскресенье после Богоявления, в то время, как католики-традиционалисты продолжают его отмечать 13 января - прежняя Октава Богоявления/. Центральным содержанием Богоявления у католиков является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара (Бальтасара), пришедших с дарами в Вифлеем. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum ("Праздник волхвов"), или Festum regum ("Праздник царей"). Впервые имена волхвов-царей упомянул бенедиктинский монах Беда Достопочтимый (672-735) – «отец английской истории». В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра. Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом». После чтения Евангелия провозглашаются даты подвижных католических праздников. Также в храмах в праздник Богоявления освящают мел, которым потом пишут на дверях храмов и домов латинские буквы "C+М+В.", что иногда интерпретируют как первые буквы имен трех волхвов - Каспара, Мельхиора и Бальтазара (Валтасара); а иногда как первые буквы латинской фразы "Christus mausionem benedicat", что означает "Да благословит Христос этот дом". Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - "эпифанские огни", освещающие "путь волхвов". Согласно Евангелию от Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.(2:1-2)… Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну(2:9-11)». Дары символизировали: золото – как будущему царю; ладан – как новому учителю - первосвященнику и смирна – для бальзамирования тела тому, кто должен умереть принеся себя в искупительную жертву. Волхвами называли у др.русских славян – волшебников или кудесников, предсказывающих будущее, в античной литературе – персидских зороастрийских жрецов и вавилонских жрецов-астрологов или магов - наблюдателей звёзд. Явление Вифлиемской звезды было исполнением «звёздного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге чисел, появления которой означало пришествие Мессии (от иврита – «Машиах», в иудаизме иносказательно «царь»; от др. греческого - «Христос», буквально «помазанник»), посланного Богом - Божьего Сына, Спасителя – в христианской традиции (в иудаизме – потомок царя Давида, для освобождения народа Израиля из-под власти других народов). После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой, после чего, не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев.

6 января — «навечерие» Рождества Христова у русских православных. Русская поговорка: "С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз". Канун праздника в просторечии называется Сочельником, или Сочевником. Это название происходит от особого кушанья из пшеницы, орехов и меда — сочива. Традиция есть это блюдо накануне Рождества родилась в память о Данииле и трех отроках, которые, согласно Евангелию, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы». Впрочем, к ужину приступали только ночью — с восходом первой звезды; до этого момента нужно было поститься. Поздним вечером за столом собиралась вся семья — начиналась «вечеря». Обычно застолье проходило в родительском доме. Для Сочельника готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном. Украшали и деревья в садах — обвязывали стволы соломой. Говорили, что благодаря этому они будут лучше расти. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Девицы также гадали: откуда залает собака, оттуда и жених сватов зашлет. Еще одна примета действовала для всех. Считалось, что если в этот день попариться в жаркой бане — здоровья стократ прибавится. На этот день в народе существовало множество примет. Например, нельзя было уходить из дома — иначе скотина по весне будет плутать по лесам. Говорили также: на святой вечер ткать — несчастью угождать. По многим признакам судили о будущем урожае. Ясный день сулил, что уродятся и овощи в огороде, и пшеница в поле. Звезды в небе предвещали большой урожай черники, иней и глубоко промерзшая земля — урожай хлеба, черные тропинки на снегу — урожай гречи. Говорили, что если Млечный Путь полон звезд — погода будет солнечной.

6 января Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса (в древнерусском языческом пантеоне: Велесъ, Волосъ — божество в славянской мифологии, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии) и Макоши (в славянской мифологии: богиня судьбы и удачи, плодородия и благоденствия; единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов; при перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» замыкает список, начинающийся с Перуна; почиталась как жена громовержца Перуна; была центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна; по толкованию: производное от "ма" - «мать», и "кош" - «жребий» или «корзина для зерна»), Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год. Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника. Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор. С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.
В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления – 6 января, по старому стилю (около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский). Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря. Таким образом, сегодня, Рождество празднуют 25 декабря: Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей - по современному григорианскому календарю («новому стилю»); Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви – по новоюлианскому календарю (который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем); Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви - по юлианскому календарю («старому стилю»), что соответствует 7 января по современному григорианскому календарю. Древневосточные церкви (признающие и исповедующие вероучительные догматы только первых двух или трёх Вселенских соборов: Ассирийская церковь Востока; Армянская апостольская; Коптская православная /празднует единое Богоявление 7 января/; Эфиопская православная; Эритрейская православная; Сирийская православная; Маланкарская православная) празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления (воспоминание Рождества, поклонения волхвов и Крещения). Православие: 7 января (25 декабря - по старому стилю) – Рождество; 19 января (6 января – по старому стилю) – Богоявление или Крещение. Католицизм римского обряда: 25 декабря – Рождество; 6 января – Богоявление (приход волхвов); следующее за 6 января воскресение – Крещение.


Рецензии
Работа Ваша, Андрей, интересна, исторически верна, привильно изложена и, конечно, имеет большое познавательное значение для осведомлённости стихирян.
Мне жаль, что Вы не поняли в моей добавке к рецензии Вашей В.Корнилову о "мелочах", но объяснятся нет смысла. Скажу одно: я не считаю исторически достоверные факты и точные даты их происхождения мелочами, которыми можно принебречь, но люди и их отношения важнее, а даты так трудно запоминаются детьми и стариками...
С уважением и теплом к Вам -Вера

Вера Безымянная   06.01.2016 16:47     Заявить о нарушении
Спасибо! С праздником! Однако, чтобы не быть Иванами не помнящие родства надо знать и помнить даты, например такие как 9 мая и это вовсе не трудно ни детям, не тем более старикам. Вот и о самом Щедреце почитайте: http://www.stihi.ru/2014/12/31/3650

Андрей Пущинский   06.01.2016 19:50   Заявить о нарушении
Андрей, спасибо, но Вы, право слово, педант или не так просты, как кажитесь, кто же говорит об этих датах или вообще о Новейшей истории. Я имела ввиду глубокую архиологическую древность, которая безусловно интересна миллионам людей, но не каждому понятна и доступна в силу возраста и образованности.
Как бы мир не продвинулся во всеобщей грамотности, но безграмотность на Земле ещё очень и очень велика, не говоря уже об образованности.
С теплом - Вера

Вера Безымянная   07.01.2016 03:23   Заявить о нарушении
Ну конечно, правильно, надо учиться, учиться и ещё раз учиться... а не только молиться... с утренней православной улыбкой Рождества!

Андрей Пущинский   07.01.2016 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.