Когда молитва во грех

Часто я слышала, что телесных ощущений во время молитвы надо избегать. И точка. И никакого руководства, как именно это сделать, я не услышала. Избегать как? Бояться, ненавидеть или задавить, задушить? Но ведь та самая телесная оболочка тоже участвует в молитве непосредственно. Попробуйте её, негодную, оставить дома и прямиком отправиться в храм! Не выйдет…
Да и сама молитва – «есть духовно-душевно-телесное усилие человека, содействуемое благодатью Божьей, при общении человека с Богом» – так сказал мне очень верующий человек Н.П. Кормаков.

У меня же  ранее часто, теперь всё реже, имели и имеют присутствие телесные и душевные чувства, возникающие в процессе молитвы - жар, озноб, вдохновение, желание воспарить - так всегда реагирует моя слабая плоть на высокое и прекрасное, чью мощь нельзя впитать, а можно только восторгаться - точно так, как если бы я находилась на концерте классической музыки
И как скажите мне, читать молитву при таких «дарах»?

Не скрою, изначально такие явления, пугали меня. Но потом я стала поступать следующим образом: если понимала, что моя слабая плоть проявляет себя способами описанными выше, я стала говорить так: Господи, принимаю все Дары от Тебя пришедшие. Иные же дары, не от Тебя, я отвергаю".
После этих слов необычные состояния плоти и души постепенно сменялись благодатным состоянием умиротворения и спокойствия, в дальнейшем стали возникать  всё реже. Если вдруг, уже теперь, возникает подобный фон, я его почти не замечаю. Концентрирую внимание на молитве. Ведь если ты идёшь к примеру, по улице и откликаешься на каждый окрик - рано или поздно шею себе свернёшь, правда?
Полагаю, что если после такой возникающей перемены чувств у меня бы осталось чувство  огорчения, сожаления о потерянном состоянии "воспарения", желание к нему вернуться то это и были бы "дары иные".
Но, обретённое спокойствие и умиротворение я воспринимаю, как должное. Благодарю Господа и продолжаю молиться.
Бывали со мной ещё удивительные случаи. Иногда в храме я чувствовала резкий и неприятный запах от кого-либо из прихожан. Я понимала, что не может так пахнуть с физической точки зрения вполне приличный человек с виду, однако…

Когда я чувствовала запах разложения - "запах смерти" – он же запах грехов, я восклицала про себя: " О, ужас! Как дурно пахнет, но ведь и я совсем не лучше. Наверняка, я - такая же." Какая жалость, что мне не приходило ранее в голову помолиться за тех несчастных, и за себя, заодно, о благодати покаяния, об открытии путей исправления! Ведь не случайно же Благодатью Духа Святого мне были поданы "знаки",  не раз было показано, как пахнут грехи человеческие.

Вот что говорит о подобных "знаках",  Николай Павлович Кормаков /http://www.proza.ru/avtor/nsixnsmd/

человек верующий, которому многое открыто, милостью Самого Господа:

«Что касается "знаков", которые может получать человек, то следует помнить, что никакое знание (слово), подаваемое Богом, не возвращается к Нему без прибытка. А это значит, что мы должны проявить старание, усердие и разумность в использовании этого знания для служения Господу.

Какой смысл находится в том, что вы вдруг почуяли "запах смерти" от какого-то конкретного человека?
Если это от Духа Святого, то это должно вызвать у вас либо воспоминание о своих собственных грехах, своей немощи и сокрушение о них, либо жаль и сочувствие к этому человеку и желание помолиться о нем, что и реализовать вы должны через конкретное действие (например, просить Господа о прощении своих грехов и решимость впредь так не поступать, или, например, сжалившись над этим человеком, от всего сердца просить Господа о благодати покаяния для этого человека, т.е. - совершить определенный молитвенный труд).
Если же этот "знак" не от Бога (т.е. от вас самих или от дьявола), то вызвать это может у вас чувство особенности, а еще хуже - чувство превозношения над другими, либо чувство неприязни к этому человеку. И то и другое отталкивает благодать Духа Святого.

Святые советуют любой повод (от Бога или нет) использовать, как повод для милосердия (доброго дела), покаяния, молитвы и тому подобных благочестивых дел для прославления Господа. Если повод был от Бога, то действия человека прославят Бога, если повод был от беса, то он тотчас отбежит, не терпя того, что его искус послужил сотворению доброго дела.

Теперь о том, когда "молитва во грех".
Мой светлой памяти духовник, протоиерей Георгий, всегда, когда я просил его о благословении какого-либо своего начинания (молитвы, поста и т.д.), в первую очередь задавал мне вопрос: "А какая в этом необходимость?". И если я достойно мотивировал это, то давал мне благословение.

Молитва наша должна быть опосредствована необходимостью. Что является для нас необходимостью? Думаю, то, что ведет к жизни и поддерживает ее. А т.к. жизнь, т.е. все, поддерживающее жизнь, подается Господом, то молитва т.о. есть исполнение воли Святого Духа. Это подтверждает и св.Серафим Саровский, говоря, что "лишь по воле Божьей доброе дело человека угодно Богу".

Итак, молитва есть духовно-душевно-телесное усилие человека, содействуемое благодатью Божьей, при общении человека с Богом.

Вам хочется творить добрые дела. Хорошо.
Каким образом человек может творить добрые дела?
1) В первую очередь это делом.
2) Если невозможно делом, то словом.
3) А если невозможно и словом, то молитвой.
Вот такова иерархия добрых дел человека.

А что нам необходимо для жизни? - Исполнение воли Божьей.
Воля Божья открывается нам:
1) через Его законы (телесные, душевные, духовные);
2) через Его Заповеди (Декалог и, например, гл.5 - гл.7 Ев. от Матфея);
3) через Его волю, открывающуюся по обстоятельствам и сердечному чувству, всегда согласную слову Божию.

Есть и общий признак согласия твоего доброго дела воле Святого Духа. Это дело, следующее искреннему сердечному импульсу любви к Иисусу Христу, выражаемое часто через чувства сострадания, сочувствия, сопереживания другому человеку (вспомните слова Спасителя: "что сотворили нуждающимся - Мне сотворили").

Ну а если угодить Богу возможно лишь исполняя волю Божью, то грехом таким образом является то, что воле Божьей противится. И действительно: "грех есть беззаконие (противозаконие)", - утверждает Дух Святой устами апостола Иоанна, а т.к. закон утвержден Богом, то грех есть противление воле Божьей. Поэтому грех это не только ошибка (или как дословно переводят с греческого: "промах по цели"). Грех и ошибка это не одно и то же: грех это всегда ошибка, но не всякая ошибка есть грех (пример: поиски Иисуса Божьей Матерью и св.Иосифом вне храма, когда Он там остался после Пасхи в 12-летнем возрасте, не является грехом, но лишь безгрешной ошибкой).
Также и относительно вреда человеку: грех всегда приносит вред человеку, но не всякий вред является грехом (например, яд вреден для человека, но иногда он спасает его от земной смерти), более того: безвредное неоказание добра человеку является грехом, как и выразил то Дух Святой устами апостола Иакова. Грехом можно назвать лишь вред, приносимый человеку в вечности, а это как раз совпадает для человека с нарушением им воли Божьей.

Итак, грех есть противление воле Божьей.

От начала же грех исходит от дьявола, потому грех т.о. есть следование воли дьявола, воле Божьей противящейся. А значит "молитва во грех" есть молитва, исполняемая с дьяволом. И действительно: "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех" (Пс.108:6-7), - восклицает пророк Давид Духом Святым.
Т.е. молитва человека будет ему во грех, если при этом им управляет бес ("стоит над ним нечестивый"), а он думает, что дело его правое, когда на деле "правость" эта исходит от дьявола (это и значит в библейской символике: "дьявол стоит справа (одесную) его").
Бывает такое, например, когда человек клюет на уловку дьявола, молясь под впечатлением гнева, или разжигаемый похотью, или из чувства тщеславия, или из чувства самонадеянности, т.е. находясь под действием страсти.

Итак, "молитва во грех" есть молитва под наваждением дьявола.

Жаль только, что тут разные действия человека, называются одним и тем же словом: "молитва", т.к. молитвой по существу (т.е. согласно библейской символике) можно назвать лишь искреннее и непосредственное общение с Богом, в чем да поможет Он нам Сам Своею благодатью».


Спасибо, Николай Павлович за возможность опубликовать Ваши мысли.

Далее мои рассказы.

Верую

Одна очень хорошая женщина, которой я посоветовала обратиться к Богу и читать молитвы в той жизненной ситуации, которая у неё сложилась, сказала мне такие слова:
- Вам хорошо, вы – верующая, а верующие люди и живут дольше, и всё у них в этой жизни получается лучше. Жаль, что я не из их числа…
После этого я хорошенько задумалась: а, действительно ли, я из числа верующих? Имею ли право причислять себя к таким людям?
Кто такой верующий? В глазах обывателя, далёкого от веры, верующий – почти Святой. Честный, порядочный человек, живущий по законам Божьим.
Или, наоборот, человек, который не пробовал сам исполнять Заповеди Божьи, в жизни своей очень далёк от веры, но, тем не менее, старательно наблюдает за верующими со стороны, открыто признаёт, что все верующие – лицемеры. И говорит, примерно,так:
- Все вы, верующие, в храмы ходите, о грехах своих плачете, а сами только за порог – и давай грешить по новой! И ругаетесь от души, и соседей своих поносите почём зря, осуждаете и обманываете, не стесняясь. Чем по храмам ходить, да плакаться, неужели нельзя взять себя в руки и не повторять своих плохих поступков?
Боюсь расстроить категорию таких «справедливых» граждан, но без помощи Божьей самостоятельно справиться со своими недостатками, укоренившимися привычками или, говоря по-церковному – страстями, самому человеку невозможно, сил не хватит. Усилия собственной воли, конечно же, пригодятся. Но без помощи Божией – никуда.
Ведь борьба со страстями, которые провоцируют верующих на неблаговидные поступки, предстоит долгая и нелёгкая.
К тому же часто верующему человеку борьба со страстями так застилает глаза, что они уже и света белого не видят и как жить дальше, уже не знают.
И снова Бог приходит к нам на помощь.
Вспоминается мне одна история, что довелось однажды услышать. Одна молодая девица прибежала в слезах к бабушке:
- Что делать, бабушка? В храм хожу - там легко, хорошо. Выхожу, опять берусь за старое – чуть заденут меня  - слова обидные говорю, гнева своего, и то сдержать не могу, не говоря уж о гордыне. И как же  мне жить, такой никчёмной?
А бабушка слёзки-то её платочком утёрла, да за икону и убрала. А сама говорит:
- Это твой подарочек Богу – светлые слёзки о твоих грехах. Никакая ты ни никчёмная, раз дорогие подарки дарить умеешь. Как жить, спрашиваешь?
Запомни самое главное: Зла людям не делай.
Поступки добрые совершай. Да не считай их, всё равно мало будет. О недостатках своих Богу молись, чтоб исправил тебя, да и сама не зевай, трудись над собой.  Чуть, дело какое полезное предстоит – сразу про Бога вспоминай: «Господи, благослови!» У Бога помощи больше проси и главное, молиться не забывай.
Вот такие мудрые слова сказала бабушка той девице.
Их бы в золотую рамочку, да на стену!
А в нашей жизни часто бывает всё совершенно по-другому.  Утром помолились –  и свобода до вечера!  Какое там благословение? Про Бога вспоминаем в крайнем случае. В храме - и то про Него забываем. Главное  - поставить свечу…
Один раз довелось наблюдать мне такую картину.
В храм вошла женщина, лет сорока с небольшим, с ребёнком лет десяти.  В облике её читалась важность  и прочное знание жизни – что по чём.  Встав в очередь в свечной лавке, не простояв и пары минут, она окликнула работницу:
 - Мне свечку надо, возьмите деньги!
Старушка, стоявшая впереди, возмутилась:
- Куда спешишь, за мной будешь.
Женщина со злостью и достаточно сильно шарахнула кулаком по прилавку:
- Нигде нет порядка!
Очередь двигалась медленно. Всю эту картину наблюдал пожилой мужчина, стоявший за женщиной в очереди. Немного помолчав, он спросил её:
- Деточка, а ты для кого свечку поставить пришла?
- А вы что, же не знаете, выражение даже есть такое - Богу свечку поставить.
- Я спросил ни кому именно, а для кого. И правильный ответ -  для себя.
За упокой ли, за здравие близких – всё равно для себя. Всё добро, что для других совершаешь, оно всё равно для себя, во искупление грехов. Думаешь, Богу темно без  твоей свечки, нужна она Ему шибко? Это тебе темно без Бога.  И, выходит, что ты просить Его пришла – не оставь блуждать в темноте. А где ж это видано, чтобы просьбу начинали с удара кулаком?
- Да в эту вашу церковь, хоть не ходи! Свечу зайдёшь поставить на пять минут, так не дадут же! Моралью замучают! – женщина схватила ребёнка за руку и вышла из храма  прочь.
Мне же очень понравилось, как побеседовал тот мужчина с прихожанкой – по –доброму, по-отечески.

Есть замечательная притча:
«12. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, оставил едва дышавшим, и снова поспешно продолжал путь свой. Прошедши немного, он встретился с блаженным Макарием, который приветствовал его так: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец, удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня?» Старец сказал: «Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты — великий служитель Бога, напротив того другой, не знаю какой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я и прибил его». С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Они пошли вместе. Дошедши до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец идольский идет вместе с блаженным Макарием, очень удивились этому. Жрец принял Христианство, а потом и монашество; наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к Христианству.
По этому случаю сказал авва Макарий: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей» с.655.
/ святитель Игнатий (Брянчанинов). "Отечник". Глава 58
азбука . ру /otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/58 /

Возвращаясь к вышеприведённой истории о женщине, которой «не дали» поставить свечу, искренне верю, что она посетит церковь снова.
Может, в следующий раз этой женщине уже захочется подольше постоять в храме, помолиться. И Господь Своей щедрой рукой постепенно начнёт наполнять её опустевший сосуд любви – её сердце. А где любовь – там и вера.
Господи, не оставляй нас, верующих. Веди нас по жизни, подавай руку помощи через молитвы, благословение, через Твоих Святых. Чтоб каждый верующий мог с достоинством произнести в любой жизненной ситуации: «Верую!» и доказать это на деле.














Да будет не во грех моя молитва

Всё начинается с любви. Посмотрите, как дитя любит свою мать. Смотрит на неё и испытывает радость. Просит защиты и поддержки и только потом уже учится проявлять любовь и заботу. Правда, есть неблагодарные дети, которые всю жизнь остаются на уровне просителей. А, получив желаемое, быстро забывают о свершённом  для них Господом маленьком чуде.  И говорят: «Само собой получилось! Обстоятельства сложились»…
Неблагодарность – тоже грех.
И я стараюсь благодарить Бога как можно чаще:
«Господи, прими мою благодарность за то, что в сердце моё, далеко не самое светлое из тех сердец, которые Ты сотворил, спешат лучи Божественного света, лучи Твоего Величия, которые позволят видеть мне Твоих людей такими, какими их задумал сам Господь, и в каждом рассмотреть частицу света.
О, Боже, что я могу предложить Тебе? Я так далека до совершенства, я так далека до Тебя. А ты так близок, лишь надо сделать шаг к Тебе».
Новый шаг, далеко не первый на тернистой дороге верующего человека, но неизбежно приближающий к милосердию Бога. И этот шаг молитва.
Иногда молиться не получается вовсе. Я говорю не о нашей лености или занятости, когда молитву просто невозможно начать. Первый раз я услышала об этом явлении, когда «молитва не идёт» в ранней юности. Одна знакомая женщина жаловалась: как начинаю за сына молиться, так «молитва не идёт». Тогда я подумала, что она немного «не в себе». Не ужели молиться трудно? Знай, слова себе не путай. Читай уважительно и внимательно.
Было мне на тот момент 20 лет. И читала я тогда только молитвы «Отче наш» и Николаю Угоднику. Но не за кого-то из близких, а только ради выражения почтения ко Святым.
Прошло немало времени. Судьба свела меня с замечательным человеком - моей подругой, Татьяной. От неё я очень многое узнала о вере. Она-то мне и предложила совместно молиться ( но находясь на разной территории ) за наших мужей.
И вот, когда я начала молиться за её супруга, я в полной мере ощутила, что «молитва не идёт». Я испытала состояние лёгкого шока. Такое было со мной впервые. Муж её будучи крещённым, храм на тот момент не посещал, свободное время посвящал спорту и придерживался, как большинство мужчин, правила: бери от жизни всё. То есть, я молилась далеко не за праведника…
Оказалось, что в таком случае, если человек, за которого ты читаешь молитвы сам не молится, не исповедуется и не причащается, трудности неизбежно будут возникать. И молящийся должен быть духовно подкованным. А кто из верующих может сказать это про себя?
Я обратилась за советом к Николаю Павловичу Кормакову. Вот, что он мне сказал:
«Если решился на молитву за кого-то так, что готов и душу свою положить за него, то тогда все труды молитвенные и их последствия принимаешь покорно со смирением.
Молитва есть соединение с Господом, поэтому в Его власти быстро восстановить твои силы или дать тебе возможность претерпеть малые страдания.
Одного святого старца просила его духовная дочь помолиться за свою подругу, которая в это время тяжко мучилась в родах: "Мне ее так жалко!", - воскликнула она. Скорбно взглянув на нее, старец заметил: "А меня тебе не жалко?". Затем, встав на колени, он воздел руки в молитве. Через минуту, он уже валялся на полу, скорчившись от болей в животе. Все старания девушки успокоить его боль были тщетны. Прошло достаточно времени. Наконец, он сел на полу, вытер рукой крупными каплями стекавший с его лица пот и тихо произнес: "Все. Родила".
"Молиться это кровь проливать", - говорят святые отцы Церкви».
( Н. П. Кормаков.  Любовь к Иисусу Христу - первое, потом молитва! http://www.proza.ru/2015/01/28/1252)

Я же, в свою очередь, спросила Бога, как мне молиться за мужа подруги? Получила ответ. Так как я молилась и молюсь об их семейном благополучии, то перед началом прошения читаю святые молитвы, а потом прошу Господа об укреплении семьи:  рабы Татианы и венчанного ей супруга во Христе раба Сергия.
То есть, Господь подсказал укрепить мою молитву упоминанием Его Святого Имени.
Итак, как оказалось, молитве надо учиться. Чем чаще у нас получается молиться, тем ближе мы ощущаем себя к Богу. Бывает, что начинаем чувствовать особо опытными молитвенниками, хотя, таковыми не являемся. Начинаем себе льстить и попадаем в сети прелести – самообольщения, высокого мнения о себе, лести в наивысшей степени.
Господи, не устаю благодарить Тебя за то, что ты избавил меня от этой «лжесвятости», даруй прозрение и другим молящимся, насколько их молитва далека от идеала и даруй новых сил для  совершения молитв, которые приблизят нас к Тебе, а не отбросят от тебя в другую сторону!
Иногда молящемуся кажется, что он особенно хорошо помолился, будто поднялся в гору. Осталось всего лишь преодолеть спуск по другую сторону и вот уже перед тобой откроется дивный вид равнины и встретит там тебя Сам
Христос с дарами за молитвенные труды…
Но наступает следующий день и с вершины горы тебя сбрасывает не ураган, а лёгкое дуновение ветерка. Выходит, не крепко стоял на ногах? Лежишь и стонешь у подножия горы, и не видать совсем её вершины, и скрыт от глаз твой результат  молитвенных трудов.
Однако, падая с вершины, ты ухватился за цветущий кустик, возникший у подножия горы, и если бы не он, ждала тебя погибель. Ведь за спиной твоей внизу разверзлась пропасть. И только результат твоих молитв не дал скатиться вниз. Всего лишь несколько шагов, неосторожных движений и хищная пропасть готова тебя поглотить.
Ещё не единожды поднимешься ты на вершину, и не единожды скатишься вниз! А у подножия горы уже цветущие деревья и мягкая трава – всё от твоих молитвенных трудов. Но всё равно, зовёт тебя вершина. И душа твоя уже не ждёт награды за молитву, но как и ранее, стремится ко Христу. И нет конца её стремленью.
Молитва. Что она для нас? Легко ли даётся, сама ли в душу просится, или идёт благодаря усилию нашей воли? Когда можно молиться, а когда нельзя?
Бывает, услышишь о том, как другой молится или рассказ, как он побывал в святом месте и уже себе места не находишь.
Вот и меня вчера, буквально скрутило от такого рассказа. Скрутило от глада духовного – так захотелось горячо помолиться!
Признаться, думалось мне всегда, что молитва – ключ ко спасению и присутствует в ней одновременно сила и Слава Божия. И очень удивилась, когда узнала, сто молитва может быть и во вред.
Желание молиться – вещь хорошая. Но ведь молитва может быть очень разной, молитвой можно и навредить, слышали про такое?
Честно говоря, услышала совсем недавно и сильно удивилась. Везде только и говорится, что о пользе молитвы, выходит молитва может и навредить?
Оказывается, человек по мере своего воцерковления, совершает молитву всё чаще и чаще. Кого-то даже тянет молиться буквально везде – и в дороге, и в магазине. Одна знакомая с ужасом призналась мне, что, однажды, выйдя из дома по делам, решила помолиться, но, основательно  погрузившись в молитву, лишь перед окончанием её заметила, что давно миновала свой дом и теперь стоит напротив мусорного бака с пакетом мусора и …
- Выходит, я читала молитву на помойке? Наверно, Господь не примет такой молитвы, и даже сильно рассердится на меня…
Очень надеюсь, что Господь не рассердится за это на ту славную женщину. Ведь она молилась от души и по недоразумению попала в такие обстоятельства.
Но бывает в жизни и совершенно, наоборот, когда молиться не хочется ни в какую. Ведь кто-то в особенно счастливые моменты своей жизни забывает о молитве. Но потом, спохватившись, начинает совершать молитвенный труд сначала опираясь на силу воли, а потом уже несколько легче.
Так или иначе, молитва  становится неотъемлимой частью нашей жизни.
И здесь, как оказалось, главное не впадать в состояние прелести. Лести самому себе в наивысшей степени.
Ведь бывает и так, что человек, вознося молитвы, постепенно начинает искать не общения с Богом, а всего лишь сладостного духовного состояния и преследует только эту цель в молитве. Вот тогда молитва способна не приблизить, а, напротив, удалить от Бога.
И вот тут, как оказалось, многие молящиеся начинают считать себя праведниками, благодатными молитвенниками и, чуть ли, уже не Святыми.
Сама же я стараюсь чаще благодарить Бога:
«Господи, благодарю Тебя, что благодатью Своей Ты избавил меня от гордыни и лести самой себе во время чтения молитвы».
Как хорошо, что подобная глупость – о собственной святости никогда не посещала меня.
Но разок, помнится, гордость одолела и меня. Даже не гордость, а сверхрадость без меры. Но Господь с присущим Ему чувством юмора, тут же поставил меня на место.
А случилось, собственно, вот что. Я ехала в элетричке. Поначалу не обратила внимания, что через проход от меня на соседней скамье расположились два друга, развесёлые такие зеваки. Я достаю из сумочки по инерции зеркальце, посматриваю в него – в порядке ли я? И замечаю, что друзья одобрительно кивают, делают какие-то игривые замечания в мой адрес. А я достаю Акафист Святителю Николаю и начинаю про себя читать.  И сама не замечаю того, как радуюсь  больше положенного и чувствую, будто возвысилась над толпой – ведь не приметивный детективчик  перед глазами, а совсем другое, духовное! И тут один из парней старательно рассматривает обложку, складывает знакомые буквы в слова и с ужасом толкает друга в бок:
- А с виду – нормальная девчонка, вроде…
То есть, я угодила в ненормальные. Всё верно. Какой нормальный верующий будет радоваться чрезмерно оттого, что читает молитвы, в отличие от окружающих? Для верующего это должно быть абсолютно обычным действием. И феерия здесь ни к чему.
Стало мне тогда стыдно, и я покаялась пред Господом. Несколько позже, посетила храм.
Помню, был зимний праздник Николая Чудотворца. Шла исповедь. И вот – подходит моя очередь. Приношу покаяние, душа в смятении. Хор торжественно поёт. И вдруг, священник, принимавший у меня исповедь, стал подпевать хору. Поначалу, я немного растерялась, умолкла. Как же так? Он, что перестал слушать меня?
Но меня слушал Сам Господь! И Господь всего лишь хотел мне показать, что при искреннем покаянии нас, грешников, на небесах поёт хор Ангелов.
Припомнились мне и слова одной певчей из церковного хора:
- Храм у нас маленький. Во время службы мы поём дуэтом с другой девушкой. Но очень часто, когда идёт исповедь, я, обладая музыкальным слухом, явно слышу, как вместе с нами поёт мужской хор! Высокие, красивые мужские голоса…
Закончив свою исповедь, я отошла в сторонку. Храм небольшой. Я то и дело, поглядывала на священника, не начнёт ли он снова подпевать хору. Но тот удивительный священник больше не пел.
Как же чудесно, когда сердце поёт от любви к Богу!
Господи, Благослови всех нас и того удивительного священника!
И научи нас молиться. 
Да будет не во грех моя молитва!




Священник. Он – слуга Иисуса.

Как-то моя матушка поведала мне совершенно секретную информацию, которую её знакомая получила «из первых рук» - то есть из уст священника. Подошла к нему по какому-то своему вопросу и тут узнала такое…
Оказывается, посуду, вымытую с вечера, на ночь необходимо накрывать белым, чистым полотенцем, иначе её «нечистые языком вылизывают».
- Неужели, это правда? – вопрошала меня матушка шёпотом.
- Если трезво рассудить, - сказала я важно, - ночным визитёрам, как сущностям нематериальным, вряд ли будет помехой простое белое полотенце. А вот молитва и крёстное знамение были бы весьма кстати, - улыбнулась я. – Мам, а ты что, и, правда, поверила?
- Но ведь священник сказал, в церкви! – ответила мама.
Полагаю, вы в полной мере прочувствовали, какое доверие испытывают люди к словам священника.  Это очень ответственный труд  - быть священником. Но как говорит один известный Российский проповедник Димитрий Смирнов, многие духовные отцы, к сожалению, вещают не по Святому Писанию, а «от ветра головы своея». Не могу не привести ещё одно особо понравившееся мне высказывание того же батюшки: « Нет людей плохих, все люди хорошие, только заблудшие в той или иной степени».
Согласитесь, как хорошо сказано. Легко ложится на душу. Да и я сама, если передаю вам историю того или иного человека, просившего не упоминать его имени, всегда начинаю так : « Один хороший человек»…
Итак, один хороший человек однажды поведал мне, что молиться следует осторожно, что молитва может иногда нанести и вред. И в назидание  мне привёл слова Святителя Игнатия Брянчанинова: « Молитва должна совершаться со вниманием, благоговением и смирением».
 И стало мне совестно, оттого, что мысли мои часто рассеивались во время чтения молитвы. Но тот же добрый человек меня утешил и привёл слова
священника Афанасия Гумерова, насельника Сретенского монастыря:
«Молитва бывает в грех тогда, когда человек совершает ее лицемерно или в состоянии озлобления. Она также может быть в осуждение, когда человек произносит ее с явным небрежением, ибо во время моления человек общается с Богом. Неумелая, рассеянная молитва, если она творится искренне, в вину нам не ставится. Когда ребенок еще не научился хорошо говорить, но очень хочет общаться с отцом, разве родитель будет им недоволен. Совершенная молитва – дело совершенных».
Помню, спросила его позже:
- А можно ли вообще, в мирской жизни научиться читать молитву так, чтобы никаких посторонних мыслей при этом в голове не витало уже никогда?
На что он привёл мне слова Святителя Иоанна Лествичника:
«Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями. Благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу» (Слово 4-е. 92). ...
И тут подумалось мне, что хорошо бы этому замечательному человеку быть священником. Его дальнейшие слова явились ответом на ту мысль, что позвучала у меня в голове:

- Мне советовали учиться на священника. Это один известный духовник монастыря. О нём есть даже документальные фильмы в интернете. И пока я учился (это продолжалось шесть лет с перерывами - я оставался на второй год не один раз) у меня родилось четверо детей. Всё это даже документально можно подтвердить. Но документы ли укрепляют нашу веру? Хотя и они могут способствовать этому, но только если это угодно Богу.
Итак, пока я выполнял послушание, а я очень старался, очень переживал и плакал, когда у меня не получалось... И так я старался шесть лет учиться... и у меня родилось за шесть лет четверо детей... 
Плодами моих слёз явились дети…
(Думаю, этот замечательный человек имел в виду следующее:
Дети явились плодами усердных молитвенных трудов во Славу Божию, часто  сопровождаемыми слезами покаяния и сокрушения сердца. Т.е. Господь, увидев, что этот добрый человек, любящий и проповедывающий Господа сердцем, не готов ещё к пастырской деятельности, утешил его самым дорогим – земными ангелами – детьми.)
Меж тем, тот замечательный человек продолжал свой рассказ:
- Так как я пламенно верил, не сомневаясь в милости Божией,  случились так, что  материальное состояние нашей семьи улучшалось в моменты рождения детей. Правду говорят - "Бог дал детей , Бог даст и на детей"
Так или иначе, но с первым ребёнком мой доход вырос примерно в два раза за год на одной работе. Это было в 2006 году. Был кризис. Следующий ребёнок родился в 2008 году, когда на работе отправляли в отпуск без содержания… Но мне предложили другую работу, и в какой-то период мой доход так же вырос, хотя и не так значительно, как в 2006 году, но многие в тот момент  оставались вообще без работы.
На священника я не выучился. В храме не служу. Вот так уж получилось.
Но главная служба - это конечно каждый отдельный человек. Хотя и храм, и любое сообщество от двух человек и больше - это тоже очень важно... В Евангелии есть понятие «церковь». Это "собрание"... Оно же образное о том, что одни - голова, другие руки, и тому подобное. Каждый выполняет свою задачу и таинственно дополняет счастье друг друга. И в светском обществе каждый делает свою работу. А в сообществе верующих всё это может и должно дополняться жертвенностью и бескорыстием, вниманием и любовью... Таков рай после смерти или после второго пришествия, который не всем доступен здесь на земле (в нашем сердце).
Что происходит в сердце, какие переживания происходят от молитвы, посещения храма - это трудно описать, это долгий труд, да и не всегда будет ясно человеку, который не испытал подобного. А для тех, кто подобного не испытывал, подобные описания могут показаться сказкой и мечтательностью, самовнушением и прочее... Подобное встречается в житиях Святых, хотя в более яркой и сильной форме.
Безусловно, годы учёбы на священника не могут быть напрасны, потому что духовные знания получаемые в том числе и от священников - полезны тем кто желает жить с Богом...
После такого удивительного рассказа, мне было, о чём подумать.
Действительно, очень это служба ответственная – быть священником. Часто от верно сказанного слова служителя Бога зависит дальнейшая судьба человека. А ведь каждому хочется жизнь свою прожить не зря.
Вот ещё одна удивительная история.
Далеко не безызвестная рок-певица в определённый момент жизни потянулась к Богу всей своей душой. Как это часто бывает у новоначальных, хотела отлучить себя от жизни мирской, чтобы ничто не мешало её общению с Богом,
и стала мечтать, как бы ей уйти в монастырь.
Она обратилась к опытному духовнику, который в последствии стал её духовным отцом. Тот старец отговорил её от принятого решения. Так и сказал:
- Монастырь не для тебя. Да и муж у тебя будет такой благочестивый. В храме его встретишь.
Время шло, а муж так и не объявлялся. И вот, как-то она заболела. Температура высокая, с постели подняться невозможно. И именно в этот момент звонит ей подруга и говорит:
- Поехали в Даниловский монастырь!
И предлагает довезти её туда на машине, узнав о том, что подруга приболела.
И вот, после службы в храме, именно в этот день она встретила своего суженного, как обещал ей старец. Кстати, тоже известного рок-музыканта.
Вот его рассказ:
- За несколько лет до этой  удивительной встречи. Я жил и работал в Америке. В Православный храм стал заходить всё чаще. И вот, как-то раз разговорился после исповеди со священником. А он мне говорит: «Вижу, ты жениться собрался, так это не твоя суженная, оставь эту девушку».
А я ему говорю, мол, как же я человека брошу? Мы же несколько лет уже вместе. А он мне: « Не переживай, Господь всё удачно устроит. Она одна не останется, и ты свою суженную встретишь, как полагается».
Так я тогда и не женился. Потом я вернулся в Россию. Вера православная всё больше захватывала меня. И очень сильно стал я просить Бога о том, чтобы Он показал мне настоящего молитвенника нашего времени, чтоб был как старец Серафим Саровский. И сказали мне, что есть такой старец – Николай Гурьянов, насельник Псково-Печёрской Лавры.
Очень захотелось мне съездить к нему. И вот говорит мне один друг: «Я тебя отвезу». И вдруг человек исчезает – раз и нет его. И так несколько человек предлагали меня отвезти к старцу, но результат оставался прежним. Волею судьбы дороги наши расходились. И вот на один из великих церковных праздников поехал я в Данилов монастырь. Закончилась служба. Я вышел из храма и отправился домой. И, вдруг, почувствовал, что хочу вернуться обратно, будто в храме что оставил. Помню, вернулся. Вошёл в храм, постоял  немного.
И тут меня две девушки окликнули. Оказывается, одна из них меня узнала.
Несколько лет назад, сразу поле того, как я уехал в Америку, её взяли солисткой в нашу рок-группу. Но она быстро ушла. Помню, спрашивал у ребят, куда она пропала. Мне сказали, что она ушла в монастырь. А я смотрю – вот она в белом платочке с подружкой стоит, одета не по-монашески.
Мы вышли из храма. Было прохладно. Я предложил пойти выпить кофе. Она рассказала мне, что, действительно, одно время хотела уйти в монастырь. Но один старец ей отсоветовал.  Теперь он её духовный отец. А я посетовал на то, что никак не могу попасть к Николаю Гурьянову. И вдруг, она говорит: «Николай Гурьянов – мой духовный отец».
Вскоре мы вместе поехали к старцу. Он долго беседовал с той милой девушкой, теперь уже - моей невестой. И она спросила его: «Есть ли у меня небесные покровители из Святых?» Он сказал, что есть, и назвал их. Девушка моя удивилась, так как именно этим Святым она читала акафист длительное время.
Тогда я тоже спросил, есть ли у меня небесные покровители. И старец вдруг запел: «Всемилостивая, Пречистая Матерь Бога Нашего – Пресвятая Царица Дева Богородица»…
Слёзы хлынули потоком из глаз. Ведь ни одна живая душа не знала, никому я не говорил о том, что читаю довольно давно Богородичное правило – молитвы Пресвятой Богородице.
Что же касается меня лично, то читая Богородичное правило (у католиков –Розарий, читается по чёткам), сразу понимаешь, с какой любовью откликается Пресвятая Дева Богородица на наши молитвы. Если устал - силы даст. Голоден духовно – напитает. Уныние гложет – Богородица покроет его Своей любовью.
Вот так бы и нам научиться покрывать недостатки друг друга любовью. А если её недостаточно в сердце – молиться Пресвятой Богородице.
Как говорит проповедник Артемий Владимиров: «Богородица быстро откликается на наши молитвы. Но чтобы иметь возможность, дерзновение к Ней обращаться мы должны оставить привычку сквернословить, раздражаться по пустякам и спрятать собственную гордыню, своё «я» под свои стопы – человек без Бога ничего не может! И тогда Пресвятая Дева ответит скорой помощью на наши молитвы».
Милосердный Боже! Помоги всем священствующим и монашествующим. И говори с нами через их уста. Подай нам мудрости Твоей и милосердия, хотя бы каплю в наши омертвевшие сердца. Аминь.




Сила святой молитвы.

Доверия к Богу, порой, нам всем не хватает. Зато, к целителям у нас отношение особое.
Одна женщина вместе со своей сестрой повела к «бабушке» лечить племянника. Пошла она почти против собственной воли, сестру пожалела. Уж больно та просила составить ей компанию.
Пришли они к целительнице. Увидела она у старушки дома множество икон. И решила помолиться. Читала молитвы «Отче Наш» и «Богородице, Дево». Только потом заметила, как старушка недовольно на неё косится. Потом знахарка махнула рукой в сторону женщины и прошептала:
«Уйди, болезнь, на того, у кого нету».
Племянник женщины выздоровел через день. А вот дочь той женщины, находясь в это время в другом городе, слегла с той же самой болезнью.
После подобного рассказа так и хочется воскликнуть:
 - Господи, где же сила Твоя, неужто совсем рабов своих не защищаешь?
Так почему же «не помогла» молитва той женщине?
Молитвы – это не заклинания, произнося которые мы становимся всесильными  - подобными Богу. Только сильному, опытному духовному подвижнику под силу одолеть неприятеля.
Вот, что сказал мне по этому поводу искренне верующий человек, ранее прошедший целый ряд духовных метаний, по имени Александр (Сорокин-Российский):
 - Самый драгоценный дар Господа - это наша вера. Она должна полностью принадлежать Ему. А тут человек сам отдаёт эту веру колдуну. Поскольку он идёт к этому колдуну, значит, верит. Хоть на треть, но верит. А, значит, отдаёт то, что надобно отдавать Господу.
Выходит дело, женщина сама сунула голову в капкан. Сама отдала драгоценную веру свою колдуну. Нельзя быть чуть-чуть беременной, нельзя слегка сунуть голову в кипяток. В духовном мире действуют такие же жесткие законы, как и в физическом. Представьте себе человека, который нарочно кладёт голову на рельсы и молится "Господи, помилуй".
Читал и такие истории, что бесновались и тяжело болели дети в домах верующих людей. А когда учиняли обыск, находили талисман или иной магический предмет, магическую литературу и проч. Ведь  даже безобидный "талисман от сглаза" неугоден Господу Иисусу Христу. Ибо Он - "Бог Ревнивец", Он хочет, чтобы мы полностью принадлежали Ему. Так же, как и мы хотим того от любимого человека.
К слову сказать, против нападок тёмных сил хорошо помогает молитва «Да воскреснет Бог». И, безусловно, сама вера в Бога. Вера в то, что Он рядом и защитит.
После слов Александра, мне вспомнилась грустная история, услышанная случайно. Один мужчина знал пару спортивных приёмов и был достаточно крепок и силён. Отправляясь к другу на свадьбу вместе со своей девушкой, был уверен, что сможет её защитить. В том же ресторане, где справляли  свадьбу, гуляли люберецкие парни. Девушка вышла подышать воздухом. Её парень подоспел во время. Её уже почти усадили в свой автомобиль ребята из Люберец…
Девушку он отбил. Но долго потом ещё восстанавливал своё здоровье.
Почему спортивные приёмы борьбы не защитили парня?
Как же так получилось?
Нельзя не учитывать определённых вещей:
На чужой территории соблюдай чужие правила.
Не надо провокаций. Помни об осторожности.
Знание нескольких приёмов – это ещё не владение мастерством в совершенстве, особенно, если силы не равны.
Практически, изменённый вариант истории женщины, решившей помолиться в логове у колдуньи.
Помню, меня по наивности моей, ранее также интересовали и приёмы целительства, и всякие там заговоры.
Помню, спросила у Бога напрямую – что такое заговор? Он ответил – заговор – это игра. Он привлекателен для тебя, пока молитва твоя недостаточно крепка. Но ведь в любой игре можно как выиграть, так и проиграть. Проиграть по крупному. Иногда ставкой бывает жизнь, а точнее –душа… Когда молитва твоя окрепнет, поймёшь, что любой заговор по сравнению с ней - детская считалочка.
То есть, всё очень и очень серьёзно.
Женщина, побывавшая у целительницы, не смотря на плачевную ситуацию, ещё легко отделалась.
Вот, что рассказывал о подобных посещениях один молодой мужчина:
«К колдунам я обращался несколько раз. Пошёл ради интереса. Потом, конечно, сильно пожалел. Они мне и воду "заряжали" - потом была серия жутких ссор в семье. И там, у экстрасенсов, висели иконы, а заговоры были с придыханием, с только смахивали на молитву. Некоторые колдуны делали пассы, "накачивали" меня энергией. Всё это довело меня до серьёзного лечения нервов, приёма нейролептиков и антидепрессантов, которые посадили мою печень. Подробно вспоминать тот ужас не хочется. Только исповедь и Причастие спасли.
Особую роль сыграла молитва.
В церкви я сразу же почувствовал себя легко и спокойно. И не было такого момента, чтобы в храме почувствовал себя некомфортно».

Представляете,  а у меня такие моменты были…
Иногда (крайне редко) в церкви я чувствую мерзкий запах, запах разложения, или, как говорят - "запах смерти", исходящий от кого-либо из прихожан. Вроде приличный человек стоит и не может так от него пахнуть, однако...
Как же поступать, когда появляются такие "знаки"? Раньше меня это явление очень пугало. Я задала свой вопрос Николаю Павловичу. И он ответил:
«Что касается "знаков", которые может получать человек, то следует помнить, что никакое знание (слово), подаваемое Богом, не возвращается к Нему без прибытка. А это значит, что мы должны проявить старание, усердие и разумность в использовании этого знания для служения Господу.
Какой смысл находится в том, что вы вдруг почуяли "запах смерти" от какого-то конкретного человека?
Если это от Духа Святого, то это должно вызвать у вас, либо -воспоминание о своих собственных грехах, своей немощи и сокрушение о них, либо - сожаление и сочувствие к этому человеку и желание помолиться о нем, что и реализовать вы должны через конкретное действие (например, просить Господа о прощении своих грехов и решимость впредь так не поступать, или, например, сжалившись над этим человеком, от всего сердца просить Господа о благодати покаяния для этого человека, т.е. - совершить определенный молитвенный труд).
Если же этот "знак" не от Бога (т.е. от вас самих или от дьявола), то вызвать это может у вас чувство особенности, а еще хуже - чувство превозношения над другими, либо чувство неприязни к этому человеку. И то и другое отталкивает благодать Духа Святого.
Святые советуют любой повод (от Бога или нет) использовать, как повод для милосердия (доброго дела), покаяния, молитвы и тому подобных благочестивых дел для прославления Господа. Если повод был от Бога, то действия человека прославят Бога, если повод был от беса, то он тотчас отбежит, не терпя того, что его искус послужил сотворению доброго дела.
( Н. П. Кормаков.  «О знаках, молитве, добрых делах и молитве во грех».
http://www.proza.ru/2015/01/06/1771)

Итак, молитва, молитва и только молитва. За ближнего, за себя, за мир во всём мире. И при исходящем злосмрадии, и при чистом благоухании – даре Господней Благодати. Молитва покаянная, хвалебная, благодарственная. Молитва и в горе, и в радости. При нуждах и благоденствии. И помоги нам, Господи!













Вера и неверие

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле жизни. Есть, конечно, счастливчики, которые не морочат себе голову. Живут для того, чтобы жить, то есть ради самого процесса. Но ведь и процесс может проистекать по- разному. Но чаще всего жизнь  современного человека – сплошной стресс. Чтобы выдержать натиск реалий необходимо научиться расслабляться. А как мы расслабляемся? Пивко, компьютер, чтение детективов и т.д. А в тяжёлых случаях – алкоголь и наркотики.
А иногда так устанешь за день, что доползёшь до кровати и завыть хочется – завтра будет всё то же самое – работа-дом-работа. Эдакий своеобразный «день сурка». И лезет в голову вопрос :
А для чего всё это, если в итоге всё равно – смерть? Где он, смысл жизни?
Андрей, будучи программистом, очень уставал на работе. Настроение его становилось всё мрачнее с каждым днём. И всё чаще он задавал себе вопрос : для чего он живёт? Есть дом, семья, достаток. Но он не чувствует себя  при этом счастливым.
Списав подобное копание в себе на чрезмерное напряжение, он стал искать способы, как от него избавиться. И нашёл. Товарищ посоветовал ему записаться на курсы йоги. Удалось ли Андрею избавиться от негатива таким образом? На какое-то время   - да. Но ожидаемой гармонии не возникло. Через некоторое время окружающий мир стал его тяготить более прежнего.
Однажды, в мрачном расположении духа он дождался ближайшей электрички и отправился в пригород   навестить своего товарища.  Стоя в электричке, Андрей поймал себя на том, что против обыкновения,  с интересом заглядывал через плечо сидевшему перед ним мужчине. Тот был средних лет интеллигентного вида, седовласого, с бородой и чуть сутулого
- Молодой человек, присаживайтесь!
Андрей вздрогнул. Предложение исходило от попутчика, в книгу которого он заглядывал без зазрения совести на протяжении нескольких остановок. Он был так увлечён, что не заметил, как место освободилось.
Андрей присел. Он успел перемолвиться парой фраз с незнакомцем, когда тот решил выйти в тамбур:
- Интересуетесь? Возьмите, почитайте, - мужчина настойчиво протягивал ему свою книгу.
Проехали пару станций. Собеседник не появлялся. Вот и следующая станция. Поезд остановился. Вадим  отвлёкся от чтения и посмотрел в окно. По перрону шёл, как ни в чём ни бывало, его недавний попутчик, оживлённо о чём-то беседуя с молодой женщиной.  Андрей подскочил  от неожиданности. Пулей он выскочил из вагона.  Надо успеть отдать книгу!
 Он видел издалека, как мужчина со спутницей спускаются в подземный переход и последовал за ними. Ни в переходе, ни на выходе Андрей не обнаружил таинственного незнакомца. Наверное, интуиция подвела,  и он свернул в переходе просто не в ту сторону. Но, как оказалось – в нужную.
Андрей  растерянно посмотрел вокруг. Метрах в трёхстах от него возвышалась церковь с золотыми куполами. Колокольный звон завораживал. По выражению Андрея, ноги сами понесли его к церкви.
До этого момента ему приходилось бывать в храме крайне редко – свадьбы-крестины, не более. Он зашёл в свечную лавку. Замешкался у входа.
Но тут его приветливо окликнула работница лавки :
- Мужчина!  Не стойте в дверях, проходите! А я смотрю книжечка у вас про Серафима Саровского. Возьмите и поставьте её Серафимушке.  Кстати, у нас в храме и ковчег с частицей  его мощей  имеется (г. Реутов Казанский Собор).
Особенно поразило Андрея, то, что покинув  храм, он почувствовал необычайную лёгкость. И куда девалась недавняя депрессия?
В храме он попросил Преподобного Серафима «прояснить сознание, помочь понять, в чём смысл жизни». Затем он почтительно склонился и приник головой к мощам старца. Каково же было удивление Андрея, когда подняв голову, он ощутил, необыкновенное тепло в области сердца, даже жар и лёгкий ни с чем не сравнимый аромат.
- Аромат растаял, а вот тепло я чувствовал ещё очень долго, - осторожно поделился Андрей со мной, - да и некоторое сходство уловил в облике Преподобного со своим недавним попутчиком. Когда же это необыкновенное чувство прошло, то мысли мои приобрели «особый позитивный настрой»! И я ощутил необыкновенную радость!
Здесь мне хотелось бы добавить, что беседуя однажды с Господином Мотовиловым – будущим подвижником веры, Преподобный Серафим Саровский сказал ему следующее:

« Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована нам, на небесах, плачущим здесь, на земле? Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами, батюшка, дело, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова... Что еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?
Я сказал:
- Теплоту необыкновенную!
- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... какая же может быть тут теплота?
Я отвечал:
- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит...
- И запах,- спросил он меня, - такой же, как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию...

И батюшка Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:
- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да»...

Привожу адрес, по которму можно подробно ознакомиться с их беседой в оригинале: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm

Возвращаясь к рассказу Андрея, должна сказать вам: к товарищу он в тот день так и  не поехал. Потрясённый, он отправился  домой. Сидя в электричке, он продолжил чтение книги, теперь уже уверенный на все сто, что она оказалась у него не случайно.
Вскоре, он узнал ответ на вопрос, мучивший его довольно долго : для чего живёт человек? Серафим Саровский для  познания смысла жизни предлагал «стяжать  Святой Дух» т.е накапливать Божью благодать.
Теперь Андрей часто вспоминает, как ни чем не примечательным утром, он сделал свой первый шаг к Богу.
Казалось,  и не было для этого серьёзных предпосылок. Не было ни жизненных потрясений, ни активно настроенных верующих людей, способствующих обращению  Андрея. Но было на то благословение Господне…
А часто в жизни бывает совсем по-другому.
Как не рассказывай неверующему о Боге, какие доводы ни приводи, он останется холоден к твоему повествованию, а то и посмеётся.  Это натолкнуло меня на мысль : не мы выбираем Бога, а Он выбирает нас.
Иногда даже великим подвижникам Бог не даёт тех даров, которые из Его щедрых рук получают люди, находящиеся
В начале пути познания веры и Бога.
Хочу рассказать вам об одной своей знакомой. Пока она колебалась, стоит ли делать шаг навстречу Богу, Он сам сделал к ней шаг, так же поступила и она, но до конца сама этого не осознала. Хотелось бы, чтобы её осознание не затянулось на долгие годы, тем самым сведя старания Творца на нет…
Инна родилась в семье атеистов. Сама она убеждена, что в Бога не верит. Два года назад она потеряла любимого человека. Была она в полной растерянности : как же так? И утвердилась во мнении : Бога точно нет. Иначе, Он бы не допустил подобной несправедливости - весна, всё пробуждается к жизни, а тут такая нелепая смерть…
 Естественно, об особых днях поминовения усопших знакомая моя и понятия не имела. И вот снится ей вскоре сон.
Пришёл к ней домой тот, кого она горячо оплакивала. Сажает она его за стол. А стол-то пустой! А любимый на неё так жалобно смотрит, потому, как голоден.
Известно, если покойный просит еды, или стакан воды - это он просит поминовения в церкви. Об этом я и сказала Инне. Но серьёзно она к этому не отнеслась.
Как водится, она закрутилась. Вспомнила об этом через пару недель, когда сон её повторился.  В этот день у неё был выходной и она решила «покормить» возлюбленного по-своему.  Купила продукты и понесла их в церковь. Решила поставить на канон для усопших. Пришла в церковь. А там, как оказалось, как раз особый день поминовения – Радонница…
Вот она и записочку за него подала и свечку поставила. И сама за него молилась своими словами.
Помню, спросила я её :
- Теперь то ты веришь, что Бог есть? Он сам подсказал тебе то, что надо было сделать.               
- Просто, сон в руку, - пожала она плечами, - не суди строго, ну нет во мне этой вашей веры.
Позже она мне  рассказала  некоторые события своей жизни. И я загрустила.
Оказалось, что не так страшно, когда вам говорит кто-то из соседей : « Ну нет во мне этой вашей веры!»  Страшно, если ваш сосед при этом оказался священником…
 Вот эта грустная история :
- Десять мы с родителями жили в частном доме, три квартиры которого принадлежали нашей городской епархии. Когда-то давно частный  дом продавался,  мы купили там квартиру, а остальные квартиры приобрела церковь. Все десять лет жизнь священнослужителей была перед нашими глазами. Мама дружила с соседками-матушками, я играла с их детьми.
 Однажды мой папа даже как-то  выпивал с отцом Павлом, который был его сверстником. И тот, приняв хорошо на грудь, признался ему,  что  «ТАМ… ничего нет!»   Отец Павел с семьей сейчас живет  в С-Петербурге,  построил кооперативную квартиру, имеет дорогую машину…
Страшно услышать такое от священника! Видимо, здесь сработало профессиональное выгорание. Хотелось бы посмотреть этому священнику в глаза! Хотя, зачем?
Зачем, если я видела другие глаза!
Обычно подходя на исповедь, испытываешь некоторое волнение. Робеешь и от того, что приходится перечислять все свои ошибки и недостойные поступки, и от чрезмерной строгости священника. В этот раз исповедь проводил молодой священник. Когда я его увидела, у меня сразу пропали и страх, и смятение.
 Глаза молодого священника просто сияли. Сияли любовью к Богу.
В них светилась светлая вера  в Бога, в Его милосердие, в Его способность сотворить для нас чудо.
А разве не чудо, что я видела, как этот священник чествовал небезызвестного нам старца Серафима Саровского! Когда священник исполнял ему хвалебные песнопения, он даже прикрыл глаза от переполнявшего его чувства любви к Богу и к старцу Серафиму!
Надо сказать, что фраза Серафима Саровского о смысле жизни : «Стяжайте Духа Святого»  запала мне в душу. Но как реализовать то самое стяжание?  Точного ответа я так и не нашла.
И вот, о чудо! Вернувшись домой из церкви, после праздничной службы в честь Серафима Саровского и включив  православный канал  я услышала выступление протоиерея  Евгения Попиченко / телеканал «Союз»,   программа «Православный календарь»/, который передал всем нам, пребывающим в поиске смысла жизни, духовное  завещание старца Серафима :  « Стяжайте дух мирен», т. е., накапливайте благодать Господню.
Отец Евгений даже подсказал способы накопления благодати :
1. Чтение Евангелия.
2. Пребывание  в молитве. 
3. Исповедь и Принятие  Святого Причастия.
4. Необходимость творить добро и  подавать милостыню.

И подумалось мне в тот момент, что накапливаемую Божественную Благодать необходимо сохранить подольше...
И для того, чтобы сохранить эту благодать, необходимо осознание своих ошибок - грехов перед Господом, борьба с ними. И непременно - сотворение добрых дел.

Позже, из уст Н.П. Кормакова я услышала удивительные слова, которыми тороплюсь с Вами поделиться.
О грехах:
"Грех - есть противление воле Божьей.
Поэтому грех - это не только ошибка (или как дословно переводят с греческого: "промах по цели"). Грех и ошибка это не одно и то же: грех это всегда ошибка.
Но не всякая ошибка есть грех (пример: поиски Иисуса Божьей Матерью и св.Иосифом вне храма, когда Он там остался после Пасхи в 12-летнем возрасте, не является грехом, но лишь безгрешной ошибкой).
Грех всегда приносит вред человеку, но не всякий вред является грехом. (например, яд вреден для человека, но иногда он спасает его от земной смерти).
Но безвредное неоказание помощи человеку является грехом.
Грехом можно назвать лишь вред, приносимый человеку в вечности, а это как раз совпадает для человека с нарушением им воли Божьей".

О сотворении добрых дел:
"Каково самое первое дело, которое Господь выделяет среди дел Своих? - любовь к Отцу Своему Небесному. Нам же заповедует учиться от Него. Подает и рецепт стяжания любви к Богу: это, во-первых, уверовать в Господа Иисуса Христа, как в Бога; и, во-вторых, возлюбить Его. Только через любовь человека к Иисусу Христу, Сыну Божьему, его может возлюбить Отец Небесный, а тогда и Иисус «возлюбит его и Сам явится ему», а затем и Отец с Сыном вместе «придут и обитель у него сотворят». «Обитель» эта и есть Царство Небесное, Дух Святой. Таким вот образом душа человека и становится обителью Святой Троицы, Единого истинного Бога. Получив же Духа Любви, творите дела любви тем, кто в этом нуждается и, в первую очередь, тем, кого вам послал Отец Небесный через обстоятельства (и в первую очередь - к мужу, детям и близким своим). Через эти акты любви Дух Святой будет привлекать ко Христу и другие души, умножая таким образом данный Богом талант, «кому в тридцать, кому в шестьдесят. А кому в сто раз».
Без стремления все сильнее и сильнее возлюбить Иисуса Христа «стяжать Духа мирна» не помогут никакие дела, ни даже если человек поселится в церкви у самого алтаря!"
( Н. П. Кормаков.  «О знаках, молитве, добрых делах и молитве во грех».
http://www.proza.ru/2015/01/06/1771, http://www.proza.ru/rec_author.html?nataligr17)

Даруй нам, Господи, хоть каплю Своего милосердия! И не оставь всех нас Своею Благодатью!

Спасибо, батюшка Сампсон.

О том, что батюшка Сампсон «Живый и по смерти» - т. е жив после смерти, говорят совершенно справедливо. Ведь даже в наше время батюшка Сампсон  продолжает совершать свои чудеса, прославляющие Бога именно для тех, кто обращается к нему за помощью. В этом я убедилась на личном примере. Причём, чудеса, которые совершает для нас батюшка, бывают в двух ипостасях - физического и духовного плана.
Если говорить о чудесах физического плана, то хочется сказать о следующем.
У меня двое детей, младший ребёнок страдал аллергией. И я попросила батюшку о его исцелении. Когда я принесла домой фотографию батюшки Сампсона, малыш буквально выхватил её у меня из рук. Я даже испугалась за её сохранность! Но малыш держал её очень бережно. Потом он стал прикладываться к образу старца губами, выражая таким образом почтение к батюшке и приговаривал:
- Деда, хороший, поможет…
И батюшка Сампсон, действительно, ему помог. Аллергия у ребёнка скоро прошла.
Хочется рассказать и другой случай. Один мой знакомый имел привычку пару раз в неделю снимать напряжение после работы при помощи алкоголя. Не скажу, что делал он это часто, но пару раз в неделю случалось. И я попросила батюшку избавить его от этой погубной привычки. В свою очередь, я рассказала своему знакомому про батюшку и пригласила его на могилку к Сампсону. Но знакомый всё откладывал свой визит до поры до времени. Тогда я стала просить батюшку, чтобы он сам пригласил его к себе в гости. И батюшка его пригласил очень необычным образом.
Спустя некоторое время, мне позвонил знакомый. Он спрашивал, как проехать к батюшке. Я спросила, что случилось, в ответ на что он сказал, что потерял к алкоголю всякий интерес. И теперь просто обязан поблагодарить батюшку.
У моей подруги есть в семье дедушка это её свёкор. Ему уже далеко за восемьдесят. Некоторое время у него со здоровьем стало совсем плохо. Он перенёс инсульт и не вставал с постели. Не мог толком ни есть, ни говорить. Подруга принесла ему освящённое маслице на могилке батюшки Сампсона и дедушка стал им лечиться. Теперь дедушка ходит с палочкой. Поднялся после инсульта.
Как-то у мамы подскочило давление. Она попросила помолиться за неё батюшке. Я помолилась. Она через два дня перезвонила мне и сказала, что давление у неё, как у космонавта – т.е. полностью нормализовалось. Я рассказала ей про батюшку Сампсона и она прониклась к нему глубоким уважением.
Кстати, батюшка Сампсон очень необычным способом помог помирить близких и дорогих мне людей - мою маму и моего мужа.
Я слышала о том, что батюшка хорошо помогает в торговых делах. Моя мама уже целый год не могла продать свой гараж, примерно столько же муж продавал машину. Я попросила батюшку о помощи. Вскоре во сне мне явился батюшка и сказал, что не собирается помогать моим родным в этом вопросе, так как они находятся в ссоре между собой. Особенно, большие надежды в плане примирения он возлагал на мою маму, так и сказал:
- Не буду ей помогать, она не мирная!
Повторил несколько раз и строго покачал головой.
Вообще батюшка при жизни всегда говорил, что если человек не мирный, т. е. находится в состоянии конфликта с кем-либо, то у такого человека Господь молитв не принимает.
Я передала его слова маме. Мама удивилась, но сказала:
- Ну, раз батюшка Сампсон так говорит… Ладно, уж, помирюсь я как-нибудь с ним, мужем твоим…
Видимо, в этот раз батюшка Сампсон принял искреннее намерение за реально совершённое действие.
Мама продала свой гараж через неделю, а ещё через три дня муж продал машину.
На почве радостных событий, общение у них наладилось и они помирились.
Вот такой непростой батюшка Сампсон!
Если говорить о чудесах духовного плана, то за ними следует внутреннее преображение человека и он начинает оценивать события своей жизни иначе, уже не с бытовой точки зрения, а с духовной.
То же самое случилось и со мной. И всё благодаря батюшке Сампсону.
Была в моей жизни неприятная ситуация, когда муж потребовал убрать иконы. Они стояли на видном месте. Признался, что они его раздражают.
Часть икон я убрала, но на мужа затаила обиду. И мне не хотелось совершенно не общаться с ним, не молиться за него. И эта ситуация меня очень напрягала. Я обратилась к батюшке Сампсону за помощью.
Очень скоро батюшка приснился мне во сне. Лицо его скрывал широкий капюшон. И только потом я узнала, если батюшка мной не доволен, он скрывает своё лицо. Когда я стала воплощать в жизнь советы батюшки Сампсона, он стал приходить с открытым лицом и я могла видеть его глаза.
Но в этот раз чёрный капюшон полностью скрывал его лицо.  Я думала, он мне посочувствует, а он, напротив, поругал меня! Сказал, что вера сильна не количеством икон, а искренней и чистой молитвой. И за мужа следует обязательно молиться, иначе не видать мне Царствия Небесного.
Сказал, что моей задачей является не то, чтобы отыскать укромный уголок и там молиться в своё удовольствие, а, напротив, мне следует в первую очередь молиться за своего мужа, и если моя молитва звучит вяло, то это равносильно тому, как если бы я пришла в церковь и принесла Деве Марии вялые цветы.
Эти слова батюшки буквально отрезвили меня. И если сравнить то, как я читала молитвы до этих слов батюшки Сампсона, то это просто небо и земля! Никогда не думала, что молитва может звучать так искренне и сердечно.
А моей подруге и вовсе пришли на ум слова сердечной молитвы - в таких случаях говорят, что молитву принёс Ангел:
«Господь Всемогущий и Дева Мария! Помогите мне принести вам самые живые и благоуханные цветы – мои молитвы»…
Это молитвенное обращение она читает теперь каждый день перед началом основных молитв.
 И ещё один совет батюшки крепко врезался мне в память.
Батюшка дал мне очень мудрый совет: « Если между мужем и женой произошла ссора, то не надо осыпать своего супруга грязными словами и ругательствами. Напротив, надо успокоиться, привести чувства в порядок и прочитать про себя молитву, а затем супруга благословить. Вслух же можно сказать ему только добрые слова».
Сначала у меня не получалось это на практике, но потом постепенно получилось. И благодаря батюшке Сампсону у меня пропала всякая охота выяснять отношения, и появилось больше времени для молитвы за родных и близких.
А эти слова батюшки я не поленилась записать, проснувшись посреди ночи:
- Если вы отдаёте близким – тепло, доброе отношение, заботу – т. е свою любовь, а в ответ получаете страдание, то знайте, вы пострадали за Христа, т. к . Он и есть воплощение любви и ваше страдание – дар для Него.
После этих слов мне стало понятно, что даже самая малая молитва за наших близких имеет смысл, и ничего не проходит бесследно. Все  молитвы попадают в обитель Бога Небесного.
Батюшка Сампсон! Спасибо тебе за помощь и поддержку. Спасибо за творческое вдохновение, которое ты мне подарил. И по причине которого я имею возможность поблагодарить тебя, батюшка Сампсон в стихах.
 Эти  стихи для тебя, батюшка Сампсон…
Стихи.
Молила Бога я : «Благих податель,
Даруй мне, Господи,  чудесный сон».
И вот, укрыв чело от глаз, в монашеском наряде
Ко мне явился батюшка Сампсон.

И батюшка Сампсон мои ошибки
Оплакать посоветовал не раз.
А мне хотелось тихий свет улыбки
Увидеть в уголках любимых глаз.

Но старца лик от любопытных взоров
Надёжно скрыл широкий капюшон.
Как мне молиься, я узнала скоро
- Молись подолгу, - говорил мне он,

- И не должна звучать молитва сухо
Молитву только сердцем говори,
И не молись прилюдно – показуха.
Молитвой тайный подвиг сотвори.

Молитва – что цветы для Чистой Девы
Согрей молитву ты души теплом.
И ты услышишь ангелов напевы,
Обыдет  Дух Святой Своим крылом.

Благоуханье Райской благодати
Ты ощутишь на самый краткий миг.
И Райские цветы из уст твоих Создатель
С Пречистой Девой вознесут в сады свои.

С обидой научись скорей справляться,
Ведь, Адово приветствие она.
Молитва – меч, и ты изволь сражаться
Воспрянув утром ранним ото сна.

И помни, что войска Христовой рати
Молитвою и верою сильны.
Повержен будет лютый неприятель
На поле битвы истовой войны.

Сампсон мне говорил :
- Благословенье – добро и просто, добрые слова.
И вскоре мне почудилось виденье,
Как новой жизни верная глава:

Смотрела я в глаза его святые -
Монах убрал с лица свой капюшон.
И этот взгляд я помню и поныне.
За всё спасибо, досточудный батюшка Сампсон.

Батюшка Сампсон, спасибо тебе огромное  за то, что помогаешь мне в различных житейских нуждах, и за то, что научил меня как правильно молиться, как сохранить мир в семье, за то, что поддержал   меня добрым словом. Спасибо за благое  слово, батюшка Сампсон.
А всем паломникам, любящим и почитающим батюшку, хочу сказать следующее: когда мы читаем акафист на могилке у батюшки, затем встаём на колени и излагаем свои сокровенные просьбы, позже, когда поднимаемся с колен и прикладываемся ко кресту на могилке батюшки, в этот самый момент сам батюшка нас благословляет! И призывает в помощь Духа Святого, и в этот момент крест на могилке батюшки очень часто благоухает ароматом ладана. Но если вы почувствовали этот аромат, не надо считать себя особенными. Уж если кто и особенный – так это сам батюшка Сампсон.
Спасибо тебе, добрый батюшка Сампсон! Не оставляй нас, Помогай нам и впредь.Веди нас и дальше по жизни своими святыми молитвами.


История одного возвращения в храм

С самого детства мне снилась церковь. Мама у меня тоже – верующая. Но, именно в храм, 17 лет назад, меня привела мама моего мужа. И в этом храме мы с мужем венчались, крестили троих детей. Старшая дочка  приняла здесь первое Причастие.
Но, после рождения младшего сына, постепенно и у меня, и у мужа появилось безразличие ко всему, что касалось веры. Домашние заботы с головой «захлестнули» нас обоих.
Молитва и посещение воскресных служб становились всё реже, и реже, пока совсем не исчезли из моей жизни. Случилось так, что я не была в храме долгих 7 лет.  И вот в моей жизни случилось чудо. Его сотворил его для меня Сам Господь, чтобы я поспешила вернуться в храм.
День, дарованный мне Благодатью Святого Духа, я не забуду никогда. Выходя из метро, я заметила стоящего мужчину, лет тридцати, инвалида. Люди спешили по делам и, торопясь, проходили мимо него. Спуститься вниз по ступенькам с его больными ногами не представляло возможности. Я сначала, к сожалению, тоже быстро пробежала вниз по лестнице. Но, немного погодя, вернулась. Мужчина всё ещё стоял, беспомощно оглядываясь по сторонам.
Возвратившись, я предложила ему помочь спуститься по ступенькам. Я располагала некоторым временем и решила проводить его до трамвайной остановки.
С первых же мгновений нашего знакомства, я ощутила спокойствие и доброжелательность, исходящие от этого человека. Николай (так звали молодого человека) рассказывал  о своей работе  - он был редактором студенческой газеты, о своей семье, расспрашивал о моей жизни. Наша встреча длилась примерно полчаса. Несмотря на свой недуг, Николай запомнился мне жизнерадостным, добрым человеком, живущим интересной жизнью. На прощание Николай взял мои руки в свои и глядя в глаза, сказал, что я  « чистая и светлая », и он очень рад нашей встрече. Чувствовалось, что ему не хотелось расставаться, но он опаздывал на важную встречу, а меня ждала моя работа. Трамвая долго не было, и я остановила такси. Дверца автомобиля захлопнулась. Николай уехал.
Жизнь продолжала своё движение, но я как будто, отключилась от реальности. Подступили слёзы. Ведь на тот период жизни я не считала себя ни «чистой», ни «светлой». Напротив, осознавала, что жизнь моя была направлена на то, чтобы получить как можно больше удовольствий. Я была соткана из эгоизма, раздражения и нетерпимости к чужим недостаткам.
Общение со своими родными и близкими состояло в большинстве своём из критических замечаний. На моей душе были поступки, о которых мне и сейчас стыдно вспоминать.
Вечером я позвонила Светлане – крёстной дочек, с которой я поддерживала связь по телефону. Со слезами в голосе передала ей события случившейся встречи. Помню, как она спокойным, уверенным голосом ответила, что через Николая со мной разговаривал Сам Бог. И что Иисус терпеливо ждёт моего возвращения в храм. Общение со Светланой меня немного успокоило. Но я ещё не спешила к Господу с покаянием.
Вторым звонком к пробуждению совести и желанию заглянуть внутрь себя стали слова нашей средней дочери Полины. Когда мы с мужем приехали забирать её из лагеря, она, подбежав к нам, буквально закричала о том, что ей необходимо пойти в храм и подготовиться к первому Причастию.
И тут мне вспомнилось о том, каким чудесным образом появилась у нас Полина.  Многое я слышала о Божьем промысле в жизни человека. И вот то же самое случилось и со мной. Когда моей старшей дочери было 5 лет, мы не думали о появлении в нашей семье следующего ребёнка, о чём я и сказала своим знакомым. Но человек предполагает, а Господь Бог располагает. Вскоре я увидела сон. Будто, выглядываю в окно, распахнула створки пошире и вдруг, вижу: Сама Богородица подаёт мне маленькое чудо, ребёнка, завёрнутого в одеяльце. Лица ребёнка я не вижу. Но принимаю на руки с самыми нежными чувствами и душевным трепетом. Вскоре я узнала, что в нашей семье будет пополнение. Так у нас появилась Полина.
И вот теперь, после слов Полины, мне стало совестно, видя, как моя дочь тянется ко Христу. Я явно почувствовала, что больше не могу носить в себе бремя отчуждения от Христа. Я нуждалась в поддержке и совете. И я отправилась в храм.
Мне повезло – я получила помощь и поддержку в очень сложный для меня жизненный период. Хотя, путь возвращения в храм был, наверное, немного долгим. Несмотря на душевные терзания, к исповеди я пришла спустя, примерно, 7 месяцев.
Но мало вернуться в храм, молиться, исповедываться. Важно научиться любить Бога через проявление искренней любви к людям. В этом отношении, к сожалению, у меня ещё есть трудности.
Мне хорошо запомнились слова Святого Августина  о том, что человек никогда не найдёт смысла жизни, пока не откликнется на Божью любовь.
Нет сомнений в том, что в жизни каждого человека в какой-то момент жизни обязательно происходит разговор с Богом – через людей, через прочитанную книгу, «случайно» попавшуюся на глаза. А кого-то вдохновляет  личный пример человека, посвятившего себя служению Богу.
Как же важно стараться увидеть Христа в различных жизненных ситуациях и сделать правильный выбор. Ведь неверно выбранный путь приводит к отвержению Бога. К разрушению личности.
Уверена, что тот мой «неверный выбор» - жизнь без веры, наполненная мнимыми удовольствиями, осталась далеко позади.
В данный момент я прекрасно понимаю, что моя вера ещё довольно поверхностная. Но если я нуждаюсь в личной молитве, воскресных службах, чтении Евангелия, нуждаюсь в проповедях священников, чтении религиозных книг, значит, душа моя стремится к познанию Христа.
У Бруно Ферреро есть замечательные слова о Боге: «Если ты увидел Бога в глазах того, кто находится рядом с тобой, ты никогда не скажешь, что Бога не существует». Вот это сейчас меня очень поддерживает – окружающие люди, истинно верующие в Иисуса Христа. Священники, служители храма, исполненные света Божественной Благодати. Помогают духовные песни в исполнении нашей крёстной Светланы и её близких.
Я ещё не знаю, как поведу себя в трудные жизненные периоды. Могу только уповать на Бога, на то, что Он даст мне силы, терпения, мудрости тогда, когда я буду в этом нуждаться. И я молю Его о том, чтобы Он укрепил мою веру. А вера базируется прежде всего на доверии к Богу.
Господи! Помоги мне взрастить в своём сердце безграничное доверие к Тебе, которое возродится родником живой воды и не иссякнет уже никогда!


Рецензии
Весьма серьёзное произведение, Наталия, с уважением!

Жюр22   27.09.2020 19:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.
С уважением.

Наталия Гранковская   27.09.2020 19:29   Заявить о нарушении