Человек нашедший Бога

Рассказ от Девида Хотча.



Письмо 20.
ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ БОГА

Мне кажется, нет лучшего способа приобщить вас к здешней жизни, такой необычной для вас,
как рассказать вам мои впечатления с мужчинами и женщинами, которых я встречаю здесь.
Я как то говорил вам, что встречаю здесь больше святых, чем философов, и мне хочется
рассказать вам о человеке, который производит на меня впечатление неподдельного святого.
Да, здесь есть маленькие святые и большие святые, так же, как есть маленькие и большие грешники.
Однажды я шел по вершине горы. Я говорю "шел", хотя передвижение делается здесь без всяких
усилий, но это почти то же самое.
На вершине горы я увидал человека, стоявшего в одиночестве. Он смотрел вдаль, но я не мог
видеть то, на что он смотрел. Он был сосредоточен и был в общении с самим собою или с кем-то,
кого я не мог видеть.
Я ждал некоторое время. Под конец, глубоко вздохнув, ибо мы дышим здесь, он повернулся ко мне
и сказал с доброй улыбкой: - Не могу ли я вам служить, брат?
Я был смущен, чувствуя, что, может быть, помешал какому-то невидимому для меня общению.
- Если это не слишком смело с моей стороны, - сказал я, - я бы попросил вас сказать мне,
о чем вы думали, стоя здесь и глядя в пространство?
Я чувствовал, что этого не следовало делать; но мое серьезное желание научиться всему,
доступному для меня, заслуживало прощения, и меня прощали.
У этого человека было прекрасное лицо без бороды и юношеский огонь в глазах. Одежда его
говорила, что он очень мало думает о своей внешности.
Он посмотрел на меня молча и затем сказал: - Я стремился приблизиться к Богу.
- А что есть Бог? - спросил я. - И где Бог?
Он улыбнулся. Я никогда не видал такой улыбки.
- Бог всюду, - ответил он. - Бог е с т ь.
- Что же он такое? - настаивал я, и снова он повторил,
но уже с другим ударением: - Бог е с т ь.
- Что же вы хотите этим сказать? - спросил я.
- Бог есть, Бог есть, - повторил он.
Не знаю, каким путем передалось мне значение его слов, может быть путем симпатии,
но в моем сознании внезапно вспыхнуло, что когда он говорил "Бог есть", он хотел
выразить полнейшее осуществление Бога, какое только возможно для духа;
а когда он говорил "Бог есть", он хотел этим выразить,
что ничего и не существует, кроме Бога.
По всей вероятности, на моем лице отразилось то, что я чувствовал, судя по следующим
словам святого: - Разве вы сами не знаете, что Он е с т ь, и что всё,
что существует, есть Он?
- Я начинаю чувствовать, ч т о вы подразумеваете, - ответил я,
- хотя сам я могу чувствовать лишь очень слабо.
Он улыбнулся и ничего не ответил; но во мне роились вопросы.
- Когда вы были на земле, много думали вы о Боге? - спросил я.
- Всегда. Я очень мало думал о чем-нибудь другом. Я искал Его всюду, но только по
временам вспыхивало во мне сознание о Его истинной сути. Иногда, когда я молился -
а я молился много - во мне возникал внезапный вопрос: чему ты молишься?
И тогда вырывался громкий ответ: Богу! Я молюсь Богу! Но хотя я молился ему ежедневно
в течение многих лет, только временами вспыхивало во мне истинное сознание Бога.
Но настал час - я был тогда один в лесу - когда пришло великое откровение.
Оно пришло не в виде определенных слов, но скорее как безмолвное и без образное чудо,
слишком великое для ограниченной мысли.
Я упал на землю и, вероятно, потерял сознание, так как через некоторое время - как долго,
я не знаю - я пробудился и, поднявшись с земли, стал смотреть вокруг.
И тогда я постепенно вспомнил пережитое; оно оказалось слишком велико,
не по силам моим, когда я его испытывал.
- Выразить в словах это великое, слишком великое для моей смертной природы,
я сумел только в таких словах: "Все, что есть - есть Бог". Это казалось так просто,
а между тем эта простота должна включать и меня самого, и всех существ - людей и животных;
и даже деревья, и птицы, и реки должны быть частью Бога, если Бог есть все.
- С этой минуты жизнь получила для меня новое значение. Я не мог видеть человеческого
лица, чтобы не вспомнить откровения - не вспомнить, что это человеческое существо есть
часть Бога Когда моя собака смотрела на меня, я говорил ей: "Ты тоже часть Бога". Когда
я стоял на берегу реки и слушал шум воды, я говорил себе: "Я слушаю голос Бога".
Когда кто нибудь из моих ближних сердился на меня, я спрашивал себя:
"Чем мог я оскорбить Бога?". Когда кто-нибудь обращался ко мне с любовью, я говорил:
"Теперь Бог любит меня", и от этого сознания у меня захватывало дух.
Жизнь становилась невообразимо прекрасной.
Я был так погружен в Бога и так стремился найти Его, что мало думал о своих ближних
и пренебрегал даже теми, которые были всего ближе ко мне; но с этого дня,
и начал сближаться с моими братьями. И я убедился, что чем больше я искал Бога в них,
тем чаще Бог отвечал мне через них. И жизнь становилась все более чудесной и прекрасной.
Иногда я старался передать другим то, что я чувствую, но они не всегда понимали меня.
И тогда я начал постигать, что Бог намеренно, по причине, известной Ему одному,
скрывал Себя за покровами. Может быть для того, чтобы радоваться, разрывая их?
Если так, я решил помочь Ему, насколько у меня хватит сил, и я стремился помочь другим
людям познать Бога, насколько я сам познал Его. В течение многих лет учил я людей.
Вначале мне хотелось учить всех. Но вскоре я убедился, что это невозможно, и тогда я
избрал немногих, которые назвали себя моими учениками. Я просил их не говорить, что они
мои ученики, но убеждал их передавать другим то знание, которое я давал им.
И, таким образом, не я один, а многие приобщались к тому чуду. которое было передо мной
раскрыто в тот день, когда я стоял в одиночестве, в лесу, и пробудился к знанию,
что Бог е с т ь. Б о г есть".
Сказав это, святой повернулся и оставил меня со всеми моими неудовлетворенными вопросами.
Я хотел спросить его, когда и как он покинул землю, и какое дело он делает здесь, но он ушел.
Может быть, я увижу его снова когда-нибудь. Но увижу я его или не увижу, он дал мне нечто,
что я, в свою очередь, отдаю вам. как он сам хотел отдавать свое знание миру.


Рецензии