В 50-й РА. Заметки энергетика. Окончание

 6.  В 1983 году мне пришлось, фактически, выполнять дела главного энергетика армии.Замом Командующего по РВО был (сменивший Н.А. Жукова) Прокопеня В. А.  Виктор Александрович был требователен до жестокости и подчёркивал это,  к решению служебных вопросов подходил бескомпромиссно,  только однажды я удостоился его похвалы, когда привёз из командировки результаты комиссионного расследования причин массового выхода из строя кабельной ЛЭП-10 кВ ,  наспех проложенной в одном из полков 32-й рд. Мы представили 2 толстых тома с осциллограммами, фотографиями и описаниями срезов образцов кабелей (потрудился представитель военной приёмки изготовителя), графиками, таблицами и т.п.  «Вот так нужно расследовать", отметил он на очередной планёрке.
 2 тома я поставил в шкаф, уверен, что никто их не читал. Командировок стало меньше, но появилось много чиновничьих забот, отвлекающих от основных дел, вот типовой рабочий день:
   На работу пришёл пешком (для этого настоящие начальники требуют машину у дежурного по управлению, хотя живут не далее 1км от штаба).
8.30- 8.35 – уясняю обстановку у нашего дежурного по оперативно-техническому пункту (ОТП), пришедшего полчаса назад. Пораньше пришёл и неофициальный дежурный по нашему управлению,  начальство не может обойтись без стука каблуков и бодрой команды «Смирно!» по утрам.
8.45- 9.05 – получаю документы у «вредных» придирчивых секретчиц и запираю свой секретный чемодан в сейф.
9.05- 9.15- при необходимости оформляю командировочное предписание (оно будет подписано сходу, если в план поездки включены вопросы, не имеющие прямого отношения к моим обязанностям, предусмотрено проведение лекций для личного состава подразделений, употреблены слова «анализ», «методика», «система» ). Если офицер по перевозкам в хорошем настроении, решается вопрос заказа ж.д. билетов.
9.15- 9.40- планирование. Здесь нет предела вдохновенным замыслам начальников: планы на месяц (спец. журнал), на год , по отделу, по службе .Сейчас даю только перечень мероприятий на следующий месяц (за это время сидящий за противоположным столом представитель смежной службы Лёша Хомичев изучил 2 листа своего же отчёта из прошлогоднего тома).
9.40- 10.10- звоню в Москву в назначенное представителем ГУЭРВ время. С грустью думаю, что собранные  для него сведения никому не нужны, а возможно и не совсем достоверны (телефонныё звонки вообще занимают много времени).
10.10- 11.00- помогаю оформлять очередной стенд .Вот «солдат несёт отличную службу на трансформаторной подстанции».Ба! Да это вроде бы год назад уволенный водитель одного из замов по РВО? А вот данные по коэффициентам неповеренных приборов ,не уверен,  что Лёша не высосал их из пальца.
11.00-12.00- Представление генералу на утверждение  протоколов проверки знаний…, проведенной  инженером отдела. Я тоже когда-то оформлял их задним числом, но он пошёл дальше, тренируя на подписях свою левую руку. ( А как изобретательны в оформлении журналов инженеры частей!).
12.00-13.30- самое время вызова на совещание (хотя официально с 13.00-обед) к  НШ  А.П Волкову (пришёл , покомандовав 7-й  рд, к службе РВО и энергетикам в частности – относился благосклонно) или его заместителю, или даже к Командующему (Яшину Ю.А.) по какой ни будь  «стройке века» (забор, фонтан, очередной  запасной КП),-ничто не обходится без энергетиков.
До 14.00-обед, в расположенной рядом столовой он однообразен. Разнообразили его бутылкой пива ( в кои то веки завезли!) только бесстрашные Саня Д. или Витя П.
14.00-14.30- изучаю «Методику количественной оценки…» техники при её проверке. Сам грешен аналогичными изысками, но эта методика уж слишком громоздка. Продолжить спец. подготовку не удаётся -  начинаются вводные с мест, это по делу, или потребовались срочные ответы на заумные вопросы начальников, или нужны данные за последние 5-10 лет по травматизму заму КА (его почему-то называли «тёщей»),  или нужно срочно доложить В.А. Прокопене (с проектом приказа о наказании виновных) о ЧП на технике (при Н,А. Жукове  в этом случае требовалось представить схему и проект Указания ГИ по этому вопросу).
14.30- 15.30- уточнение обстановки. Это связано с десятками звонков по телефонам (местному, дальнему, ЗАС) и может продолжаться до конца дня. Задаю вопрос на один из «нижних» ОТП  об устранении неисправностей по нашим системам. Молчат.Устанавливаю срок доклада. С трудом дозваниваюсь до них снова-  данных нет (дежурный заменился). Подозреваю, что никто ничего и не выяснял, разыскиваю энергетиков…Ничего ,скоро  у них проверка, разберёмся.
15.30-16.00- нужно поработать по мат. тех. обеспечению. Им у нас занимаются либо чапаевы, либо плюшкины (хотя зовут их Григоренко, Аксёнов, Рыков), но все умеют затыкать рот командирам частей краской , уголком и т.п., и пудрить мозги начальникам количеством перегруженных на базе МТО вагонов. (Снабжение- искусство, делают его- артисты, ЭВМ здесь бессильна).
16.00-17.00- отработка справки по экономии электроэнергии на Военный Совет. Об этом лучше бы - стихами .На это уходит у нас не менее трёх дней в месяц, сколько красивых диаграмм можно сделать из трёх цифр: расход, лимит, экономия. Глядя на них, большие начальники интуитивно чувствуют подвох, но в чём - не знают.
17.00- 17.30- подготовка документов на подпись Главному:
-в красные папочки положить бумаги на утверждение,
-в синенькие- основание для утверждения, «входящие»,
-проверить, что всё завизировано Замами.
Эта высочайшая штабная культура привезена нам из Москвы.
17.30- 17.45- совещание. Жуков проводил его со всеми, Прокопеня-  с начальниками ,но иногда по несколько раз за день. Выскакивая оттуда, начальники едва успеют озадачивать подчинённых. Сидя у Прокопени , желательно корчить умную и внимательную рожу (меня он за непроизвольную ухмылку зло отчитал).
17.45- 18.00- дождавшись подписанных у начальников документов, сдаю секретный чемодан. Готовим забежавшего в отдел шефа (Сергеева) к совещанию на ОТП, там начальников отделов будут сечь за незнание истинного состояния дел (провокатором выступит дежурный по ОТП). Не разобравшись с «Геологом» и «Юристом», на ходу пререкаясь с Лубенцом и Покровским, шеф на совещание опаздывает.
18.00-19.00- ждём прихода шефа с ОТП. Предвидим, что подать как следует скудные знания обстановки он не сумеет, и злимся, что нельзя уходить по домам.
19.00- 19.15- приходит недовольный нами шеф и ставит задачи, дело доходит до пререканий, но если кто-то показал (с намёком) воблу, Н.Д. быстро сдаёт чемодан и идёт с нами в кафе Дома офицеров, где мы желанные гости.
20.30-  пришло время услышать ( жалобный? Злобный? ) голос жены.

   Это был год моего планового прощания с военной службой. Были и проверки , и учения,  и сборы, но запомнилась поездка в составе комиссии ( под председательством начальника КП армии) по  командным пунктам дивизий. В нашем распоряжении самолёт. Прекрасная погода. В перерывах (выходной, передислокация)- сауна (на «Геологе»), рыбалка с комарами (на «Ветряке»), уха под дождём(на «Козыре) и др., и я попрощался с энергетиками. Но вот -  последняя «точка» и шампанское  комиссии от её  председателя В.Н.Лихолетова-  как символ (для меня) окончания офицерской карьеры.
Официальное окончание службы отмечено приказами, грамотами, вечеринкой в Доме офицеров (помогал В.А. Покровский- спасибо, пришёл Д.П. Любимов- польщён).
   Ракетные войска были на подъёме. Самоотверженно трудился личный состав и возглавлявшие  его офицеры по становлению и поддержанию в боеготовом состоянии постоянно обновляющихся комплексов. Ничто не предвещало  скорой ликвидации БРК с РСД, многих дивизий,  потом и самой 50-й РА. В новом веке  РВСН, сокращая свой состав, перестали быть ВИДОМ войск.
Нам дороги воспоминания о войсках и частях, где мы в меру своих возможностей выполняли воинский долг. Эти заметки- всего лишь впечатления о событиях и людях применительно к «электрическим» делам, которыми  пришлось заниматься в Управлении 50-ой РА, т.е. б а й к и.


Рецензии