Первоянварские стансы

Двуликий Янус,  январю дав имя,
давно не впечатляет "римских граждан".
Пересчитав  с довольством чаевые,
они к Меркурию спешат за патронажем.

Последний консул был в 509-ом…
Какой-то Луций Юний Брут был избран.
Год править – это  явно маловато!
На шесть веков, подумать только, список!

Гражданский год – январская отметка.
(Не март и не сентябрь – знак для сельских!)
Что сеять-жать? – и так живем небедно…
Ведь с техникою ладим не по-детски…

Двуликий Янус – маркер: до и после.
Мечта о чуде – тяжкое похмелье.
Был для чего-то нужен новый консул…
Разнообразие – и всё же повторенье.

1 января 2015 года.





Примечания:

В 46 г. до н.э. по воле римского императора изменился подсчет времени.  Юлий Цезарь ввел новый календарь, которым мы пользуемся и сегодня, в нем год начинается 1 января.

Первый месяц года — январь (януарий) был назван в честь римского бога Януса  — Ianus на латыни, Giano — по-итальянски, соответствует этрусскому богу Ани. Янус всегда изображался с двумя лицами (двуликий Янус), потому что он бог  начала и конца, всех переходов из одного места (или состояния) в другое.

Обычно Януса изображали на дверях, воротах и мостах, потому что он был хранителем входов и выходов, отверстий, искусственных или естественных преград.

Он помогал людям совершать переходы, начинать новые дела и завершать старые, разрешаться от бремени роженицам, присутствовал при заключении брака, смерти и при других важных изменениях жизни римлян.

Янус вёл счет дням, месяцам и годам, поэтому на пальцах его правой руки было принято изображать римское число CCC (300), а на левой руке — LXV (65), сумма которых равна 365 — числу дней года.

Считалось, что одна половина лица Януса смотрит в старый год, вторая — в новый.

Меркурий (Mercurius, Mircurius, Mirquurius) — в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли, сын бога неба Цела. К его атрибутам относятся жезл кадуцей, крылатые шлем и сандали, а также часто денежный мешочек. С течением времени  Меркурий сделался богом розничной продажи, всех лавочников и разносчиков. В майские иды купцы приносили Меркурию и его матери Майе жертвы, стараясь умилостивить божество хитрости и обмана, которыми сопровождалась всякая торговая сделка. Недалеко от Капенских ворот находился источник, посвящённый Меркурию. В этот день купцы черпали из него воду, погружали в неё лавровые ветви и с соответствующими молитвами кропили себе голову и товары, как бы смывая с себя и товаров вину содеянного обмана.  Позднее, вместе с торговыми отношениями, культ Меркурия распространился по всей Италии и по провинциям, особенно в Галлии и Германии, где находят много его изображений.

 В архаических обществах  Новый год - это как бы сотворение нового мира. В Месопотамии в третьем тысячелетии до новой эры Новый год встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле). Считалось, что в это время светлый бог неба Мардук, описываемый в поэме «Энума элиш» как «ребенок-солнце», побеждает дракона Тиамат – воплощение мирового хаоса. Мардук разрубает тело Тиамат на две части, из нижней части создает землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека. Во время праздника, продолжавшегося двенадцать дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета.

У древних египтян Новый год также символизировал сотворение нового мира. Его отмечали в период разлива Нила, воды которого смывали все старое, а принесенный ими ил служил основой для будущего урожая и процветания страны.

Еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Киппур) называют «днями тшува» («возвращения» — имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В последующий после праздника судный день евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.

 В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль – от «воплощения Господа» – с началом года 25 марта. Он был весьма популярен также во Флоренции, Пизе, Кельне и Мюнстере. В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря – Рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным. В Англии Новый год долгое время встречали 25 марта и только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января. На территории Франции с 420 по 752 год началом года считалось 1 марта, с 753 по 987-й – Рождество, с 988 по 1563-й – первый день Пасхи. В 1563 году Карл IX повелел начинать год с 1 января, парламент противился этому до 1567 года, а затем все же подчинился нововведению. В Дании и Швеции в прошлом тысячелетии год начинался 12 января (в день окончания праздника «зимней ночи»), в 940 году король Гакон перешел в христианство и совместил начало года с Рождеством Христовым, с 1559 года его перенесли на 1 января. В Испании на эту систему перешли с 1556 года, в Нидерландах – с 1575-го, в Шотландии – с 1600-го, в папской канцелярии – с 1691-го.

В 312 году римский император Константин I Великий ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».

На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.

20 (30) декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января.

Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади были устроены фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов.

см.: http://www.istorya.ru/articles/newyear.php


Рецензии