От Кончуры до Каспия

Соберусь-ка не наспех я
С Кончуры и до Каспия
Белокрылою чайкою
Полететь над водой,
Чтобы вспомнить забытое
И столетьями скрытое
Наяву, а не байкою –
Водный путь основной.

С Кончуры до Торгоши – чуть,
Дальше к Воре проходит путь
Подлинней, поизвилистей,
Но дорога красна.
Воря с Клязьмой сливается,
Путь ещё больше нравится,
Без ухаб и не илистый.
В душах просто весна.

Вот Ока – её дивный стиль –
И просторы – река Итиль,
Что славянской рекой слыла,
Знали «реку славян».
Она Каспию нравится,   
Это Волга-красавица,
Что Великой всегда была.
Всё другое – обман.

Постепенно раскрылась суть:
Есть на Волгу короткий путь -
В Наугольное волоком
От Торгоши-реки.
Кунья-речка бежит в Дубну,
Та ведёт с собой не одну,
И - по Волге, как толоком,
Всем чертям вопреки.

И мерцает другая суть,
Что вдоль Волги – древнейший путь,
Что, возможно, до Киева
Изначальная Русь.
Здесь торговля шла бойкая
По воде, а не с тройками,
Было царство здесь Диево.
Утверждать не берусь.

Знаю я, что для Рюрика
По уму, а не дуриком,
Любым был, несравнителен
Русский север-восток.
Не случайною прихотью,
По святому наитию,
Православной обителью
Кончуры стал исток.

От священного места свет
Шёл по рекам немало лет,
И вставали красивые
Церкви по берегам.
Духа первенства здесь исток,
И не кончился этот срок.
Мы, от стойкости сильные,
Не подвластны врагам.

30 декабря 2014 г.

       * Кончура; (ударение на последнем слоге) - правый приток реки Торгоши, длиной около 15,5 км. Протекает в городе Сергиев Посад и делит его на две части. В низовьях реки устроены Вифанские пруды. Раньше Кончура была  судоходной.
       * Река Торгоша протекает по территории Сергиево-Посадского района. Исток находится в 3 км от Сергиева Посада. Впадает в Ворю (левым притоком), которая, в свою очередь, впадает в Клязьму. Протяжённость реки - около 42 км. В XIII веке река была судоходной и являлась частью речного торгового пути.
       * Воря - левый приток реки Клязьмы, протекает по территории Сергиево- Посадского, Пушкинского, Щёлковского, Ногинского районов Московской области Исток -  болото у озера Озерецкое (Сергиево-Посадский район).
       * Речная система бассейна Волги включает 151 000 водотоков: ручьёв, рек и временных водотоков общей протяженностью 574 000 км, в том числе реки Кончура-Торгоша-Воря-Клязьма-Ока.
       * Великий Волжский торговый путь (Волжско-Балтийский, Меховой путь, путь «из варяг в хазары» «из варяг в арабы», «из варяг в персы», «из варяг в булгары», Великий Волжский серебряный путь)- магистраль, связующая север и юг Восточной Европы,  возник еще в VIII веке до н.э. Это самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси. Его расцвет – во 2-й половине IX в. Обеспечивал экономическое благосостояние Руси, Волжской Булгарии, Хазарского каганата.
       * «Когда-то река Воря «входила в древний Яузский водный путь, который связывал между собой Москву, Владимир и Тверь. Из Москвы реки плыли вверх по Яузе до Мытищ, где был первый волок до Клязьмы. Затем лодки плыли по Клязьме, Воре и ее притоку Торгоше до второго волока у села  Наугольного (рядом с Сергеевым Посадом). Там лодки перетаскивали в речку Кунью, приток Дубны, которая впадает в Волгу». «Затем в начале XVI на речках начали строить мельницы, и судоходство прекратилось». [Сергей Странник. 21 января 2012 г. Первое письменное упоминание о такой мельнице на реке Воре, около Барково, относится к 1393 г.  [Красноармейск и окрестности http://moscow. rogaine.ru/149-2010-07-06-16-14-54. 06.07.2010].
       * Около Мытищ - Болшева был первый волок (длиной примерно 7 км).
       * «О древности этого пути академик С. Б. Веселовский пишет: «Яузский путь существовал, вероятно, с незапамятных времен, задолго до существования Москвы». Заметим, что благодаря этому водному пути были связаны торговыми отношениями не только издревле возникшие в бассейне этих рек такие поселения, какими были Танинское (будущие Мытищи) или Пирожная гора (Красноармейск), но и древние города Руси, какими уже тогда, в XII-XIII вв., были Владимир, Тверь и молодая, быстро растущая Москва. Пик активности этого пути, вероятно, приходится на времена, когда Русь пришла к христианству, а княжеский престол переходил из Киева во Владимир, а затем - в Москву». [Красноармейск и окрестности http://moscow. rogaine.ru/149-2010-07-06-16-14-54. 06.07.2010].   
       * «В XIV-XV вв. на Воре уже находились селения Никольское, Путилове, Муромцево, Михайловское, Барково, а там, где в Ворю впадает река Талица, был древний городок, где с проезжающих взималась торговая пошлина (Царевское городище). Археологи утверждают, что в городке стояла сторожевая башня. Но от всего этого остались лишь земляные валы. На этом месте теперь находится деревня Лепешки (впервые упоминается как Лепешкино в Списках дворцовых сел и деревень XVI - XVIII вв.)». [Красноармейск и окрестности http://moscow. rogaine.ru/149-2010-07-06-16-14-54. 06.07.2010].
       * «С Днепра был возможен переход на другой торговый путь Восточной Руси — Волгу. Переход этот осуществлялся волоком с верховьев Днепра на верховья Волги и с Днепра на Угру (приток Оки) и по Оке — на Волгу. Верхняя Волга и Ока были основными транспортными магистралями Владимирского, Суздальского, Рязанского княжеств. А с расширением и укреплением Московского государства в XVI в. и завоеванием Казани в 1552 г. и Астрахани в 1556 г. Волга получает значение главного торгового, пути и служит общеевропейской дорогой Восток — Запад, открывшей возможность торговли между странами Европы и Азии». http://retro.infoflot.ru/doc/historyfleet.html История речного флота России от древности до советской власти.  [Красноармейск и окрестности http://moscow. rogaine.ru/149-2010-07-06-16-14-54. 06.07.2010].
       * Дий, Дый, Див – языческий бог Неба. Ночного неба: «Это Дый застилает очи, это Ночь застилает разум». (А. Асов). «Бог неба и дневного света согласно «Слову святого Григория» в поучениях против язычества, а также «Дыевому служению» и «Слову и откровению святых апостолов», он же птица-Див из «Слова о Полку Игореве». Возможно, бог небесных вод. Поскольку Дэв в переводе с санскрита означает «Бог», то Див может быть сопоставлен с Родом как одно из его имен, значащее абстрактное «Бог» [Языческие боги славян. Дмитрий Гаврилов, Алексей Наговицын;  http://cosmograph.ru/culture/god/]. В стихотворении его упоминание указывает на период язычества славян.
      * Слово «толок» упоминается в значении «мостовая», как в словенском языке.


Рецензии