Квартальный Отчёт Осень Обзор Артозаврика

Виват участникам. Не в моих правилах писать разборы абы как, если обязательны пояснения, то придется подробно. Сразу предупреждаю: критика жесткая, по возможности по существу. Собственно, с той же меркой я подхожу и к своим стихам (и далеко не все из них дотягивают до идеала). Так что те, кто собрался обижаться, могут не читать, собственного спокойствия ради.

Что касается оценок - это вообще вещь страшно субъективная, ничего даже близко к объективному у меняя не получится.


1. Мое

2.  БОРИС СКРИПНИКОВ   "Осенняя грусть"
Зонтов многовато, да. Но не сказать, чтобы это сильно портило стихотворение. У меня почему-то произведение ассоциируется с картиной, написанной брутальными такими мазками. Ну и, разумеется, дождик распелся "ни О чем". "Нипочем", к слову, пишется слитно -такой вот экскурс в сторону.
Минус стихотворения в неуникальности темы. Даже при наличии лейтмотива цветных зонтов, который прошивает все произведение. Согласитесь, стихов про осень и дожди написано превеликое количество, а читать хорошо написанные, но однотипные вещи скучновато. Ищите яркую тему, используйте язык образности (у вас это получается) - пересядьте на другое место, чтобы видеть мир со своей, уникальной точки зрения.


3. ВАЛЕНТИНА  КАЛЁВА   "Бабье лето"
Когда я начал читать стихотворение, меня немного заклинило - почему-то я был уверен, что время действия - глубокая поздняя осень, начало зимы. Откуда тут астры, багрянцевый клен?
Само-то стихотворение - чисто сентябрьское. Сначала подумал, что это мой бзик - за окном самый конец декабря, город замело снегом и все такое. А потом понял: сбил с толку меня эпиграф, в частности "диалог у новогодней елки".
При этом в первом абзаце нет никаких прямых намеков, какая именно "красота" пришла в город - это может быть и ясное солнечное сентябрьское утро, и... пушистый, мягкий снег, падающий тяжелыми хлопьями.
По самому стихотворению особых придирок нет, разве что уже упомянутое в других обзорах "полиняет костюм, говорят". Ну и, как и в предыдущем произведении, хорошему в целом стиху нечем выделиться в ряду однотипных.
А, еще - в преддвериИ!


4. ВЛАДИМИР  СОРОЧКИН  "Полувзгляд"
Мысль стихотворения так и осталась мне не ясна, повествование туманно и расплывчато, полно не всем понятных намеков  лишних деталей. Вспоминается анимация в стиле стимпанк - много разных непонятных элементов, деталей, клапанов, кнопочек, но, если воспроизвести в реальном мире - агрегат работать не будет.
Стихотворение не работает. Нужно убрать лишние детали и добавить те шестеренки, которых не хватает, чтобы колеса крутились.


5.  ЛАНА СТЕПАНОВА  "Ноябрьское"
Стихотворение вышло настроенчески-медитативное, довольно цельное по части использованных образов (самый шикарный из которых - "а солнце медузой дрожит", как по учебнику, выставлен завершающим аккордом), но для чистой пейзажной лирики этого все еще маловато - либо вся картинка должна быть соткана из таких же изумительных образов, как последний, либо пейзаж должен служить иллюстрацией для рассказываемой истории. Имхо, пейзажная лирика в чистом виде - один из самых сложных жанров.
Парочка придирок:
1. "ни снега, ни лютой зимы, ни вьюги напевов хмельных  -
предчувствие только одно, одно приближение их."
В словосочетании "предчувствие только одно" смысловой акцент делается на "одно", здесь это главное слово. В то время как по контексту главным должно быть "предчувствие", но тогда и построение фразы должно быть следующим: "одно только предчувствие".
2. Художник-маньяк, окрашивающий все серым - ну, маньяки бывают разные, может существовать и такой, но, как по мне, не слишком выразительный троп.


6. ЛЕДИ ДОЖДИК "Усталое лето"
Лето устало, полетело отдыхать на юга, а потом (почти сразу) ему "взгрустнулось", и оно вернулось доделывать неоконченные дела, чтобы потом улететь уже окончательно.
Не совсем верно указаны мотивы возвращения. Одно дело - вернуться, вспомнив, что остались неоконченные дела, доделать их и свалить насовсем. И совершенно другое - вернуться почти сразу, потому что "что-то давно я там не была, как там без меня астры поживают?" Указанный мотив возвращения больше подходил бы, если с момента отбытия прошел действительно долгий срок, применительно к данной истории - год, например. Тогда да - соскучилась, вот и вернулась, встречайте, родимые.


7. МАРГАРИТА  ШУШКОВА «Обычная осень»
Тот же эпиграф, что и у Валентины Калевой, но без уточнения произведения, откуда взят. И первая же строчка с размаху окунает читателя в ведро с охряной краской осени: "Что происходит на свете? Обычная осень!"
Однако дальше не следует ничего нового, все это где-то уже читалось, и по многу раз. Технически стихотворение написано грамотно, но, к сожалению, это опять серийная штамповка.


8. МАРТА ЖУРАВЛЁВА  "Осенняя история"
Одно из лучших в подборке, гармоничное и очень образное. Кому-то из обзорщиков не понравилось "небо ... накопило нежности в вымени", а как по мне - очень зримо. Хотя даже в таком произведении не обошлось без бессмысленных эпитетов, не добавляющих (имхо!) никакого смысла к образу. Например: "эту просьбу небо ОТКРЫТОЕ услыхало..." Не могу заявить, что эти слова на 100% лишние, пустые, но тем и сложна работа с образностью: чуть смелее ассоциация - и уже часть читателей задумчиво чешет репу. А другая часть аплодирует стоя.
Из непонравившегося - "остывали залы певучие". Видимо, имелся в виду лес (или нет?).
"Слякоть ... наносила краски ... мокрыми перьями" - все-таки краски художники имеют привычку наносить кистями, а не перьями. Хотя сейчас картины малюют и пальцами, и носами, и хоботами, и куда менее подходящими инструментами - кто во что горазд.


9. НИКА ВОДОЛЕЙ "Вышивала девица свадебный рушник"
В данной подборке это произведение стоит особняком - все остальные в той или иной степени написали про осень и одиночество. Оно как иголка среди ржавых гвоздей, и сравнивать тут чутка сложней. Впрочем, мои оценки и без того очень субъективны.
Хорошо передана атмосфера ожидания неизвестного. Придирки мелкие:
1. "Вышивала девица крестиком узор,
Сердце  растревожено,  затуманен взор." - в конце первой строки хочется поставить знак препинания несколько более весомый, нежели запятая - во второй строке речь уже о другом. Можно поставить точку, точку с запятой, не будет ошибкой и тире или двоеточие.
2. "Без любви не нужно ей  злата, серебра…" - на месте автора "злато-серебро" я написал бы через дефис; запятая более к месту при при продолжении списка: злата, серебра и драгоценных каменьев.
Оба пункта не ошибки, на усмотрение автора.
3. "Пожалеет  матушка, и терпеть велит" - запятая не ставится, т.к. идут однородные члены: "матушка пожалеет и ... велит". Это уже ошибка, поправлять надо.
4. Насчет слюбится-стерпится: согласен с предыдущими обзорщиками, порядок нужно поменять. Тем более, что перестановка ни на ритме, ни на рифмах не отразится.
5. "Образочек, вот держи  -  пусть Господь хранит!" - булыжник во чистом поле. Выкорчевывать надо!


10. ПОЛОНИНА ИРИНА "Почти по Е.Шварцу"
У меня сложилось впечатление, что автор не вполне управляет развитием сюжета: некоторые повороты явно обусловлены наличием заранее придуманной рифмы, много вводных слов, которые лишь затыкают ритмические дырки. Но в целом сюжет выстроен до логического конца, это хорошо.
Опять же, ассоциация из стимпанка - сложный агрегат для каких-нибудь химических опытов: в местах неплотных стыков вырываются клубы пара, что-то примотано подвернувшейся под руку проволокой, скотч и изолента тоже в деле, все дрожит и побулькивает, аппарат грозит развалиться - но работает!
Вот и пусть работает.


11. СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА  «Ветра шалый свист»
Вроде и образы яркие, и ритмическое решение подходящее, но... Ясно, что "сердца крик", но нет цельности, монолитности - все равно что дом, построенный из округлых валунов, но без цемента. Каждый из этих валунов сам по себе весом, но такой дом долго не простоит - развалится.
Все-таки я большее удовольствие получаю от чтения стихотворений-историй, с цельным, логически выверенным сюжетом - без него любые, самые мощные тропы ничего не значат. Но автор отлично владеет словом - это факт.


12.  СТАСЬ НЕКРАСОВА "Я улыбаюсь"
Несмотря на некоторые ритмические вольности, это стихотворение - одно из наиболее мне понравившихся. Может, даже, лучшее. Больше сказать мне нечего.


13.  СУЛАМИФЬ 7   "Цветаевское"
Конгломерат красивых слов, не более.
Автор знаком с ритмом и рифмой - это хорошо. А теперь дайте читателю внятный сюжет!


14. ТАТЬЯНА ШКОДИНА "Одиночество"
Татьяна, ПОПРАВЛЯЙТЕСЬ! Это первое и самое главное.
По стихотворению мне сказать нечего, кроме того, что оно мне понравилось.




И, против обыкновения, разберу и свой стих - то, что, как мне кажется, не получилось.

1. В финальный вариант не вошло 3 или 4 четверостишия, не слабые, но - лишние. Обычно я пишу так, чтобы нельзя было изъять ни строчки без потери цельности. Здесь же получился эффект лоскутного одеяла - сегменты сшиты грубыми стежками, с логическими обрывами. В первую очередь это касается строк "Я так влюбился в эту жизнь, что каждый раз долбит по темени!" Это самый заметный выделяющийся лоскут.
2. Тенёта. Всегда считал, что тенетА. Спасибо Марте Журавлевой за устранение пробела в моих знаниях - уже ради этого стоило подать заявку на конкурс (и вообще писать разборы в жутчайшем цейтноте). ТенЁта - сети, в единственном числе, кстати - тенЁто.
Что касается летающих по осени осени паутинок (это молодые, только что народившиеся паучки так ищут себе новое место обитания, незанятое их сородичами) - по той информации, что нашлась в интернете, их называют "тенётник".
Соответственно, эту строку в стихотворении придется поправить, благо это не особо сложно.
3. Насчет концовки: она действительно слабая. Откровенно слабая. Я просто "бросил вожжи", сказав все, что хотел и не найдя ничего более подходящего. Позор мне, ага.


Рецензии