Преподобный Иларион Великий

Одним из ближайших учеников преподобного Антония Великого или, по крайней мере, одним из первых подвижников его круга был преподобный Иларион Великий.
Преподобный Иларион родился в 251 году в селении Фавафе недалеко от Газы. Родители его были греками, совсем юным они отослали сына в Александрию для завершения эллинистического образования, где он получил классическое среднее образование язычника, пройдя неплохую, видимо, школу риторики, потому что вскоре начал довольно успешно ораторскую практику, неизвестно, правда, на каком поприще – адвоката или учителя красноречия. Там же он познакомился с христианами, принял крещение и, как положено благочестивому неофиту, резко отодвинул все языческие радости и усердно посещал христианские собрания. Это был самый разгар гонений Диоклетиана, которые, в Египте, как известно, приняли особенно яростный характер. Поэтому обретение новой веры грозило немалой опасностью для юного подвижника. Стремился ли он в то время пострадать за Христа, или это казалось ему не его путем, неизвестно. Мы знаем, что ему захотелось подражать святому Антонию, и Господь привел его к знаменитому монаху.

Произошло это около 306 года, святой Антоний совсем недавно вышел из своего двадцатилетнего затвора. Напомним, что результатом предыдущего периода жизни святого Антония было обретение бесстрастия. Поэтому замечания на предмет «строгости нрава святого, строгости обличения и ревности в увещании» оставим на совести блаженного Иеронима Стридонского, написавшего житие святого Илариона. Можно предположить, что блаженный Иероним перенес свои черты на облик святого Антония. Но что, по-видимому, соответствует действительности, - юный Иларион очень остро почувствовал, насколько расхищает благодать духовно недисциплинированное человеческое сообщество, поэтому с некоторыми, скорее всего, сочувствующими ему монахами, он покинул святого Антония ради большего уединения. Чему он мог научиться у святого отшельника за два месяца? Антоний Великий ведь и учить-то не любил, а больше утешал приходивших к нему. Молодого Илариона еще утешать было рано, он и подвига не начинал. Но двух месяцев постоянного и внимательного пребывания со святым человеком достаточно для того, чтобы понять, к чему нужно стремиться, каким должно стать ему самому лет через тридцать-сорок. Кстати, вот другая, более поздняя интерпретация ученичества святого Илариона у преподобного Антония: «Он пробыл некоторое время при святом Антонии, присматриваясь к его равноангельской жизни, усердным и частым молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательности и иным подвигам иноческого жития». То есть молодой подвижник, несомненно, перенял у преподобного чисто внешние детали его подвига. И, повторимся, конечно же, он напитался неповторимым ароматом святости преподобного.  Юноша был очень уверен в помощи Божьей и, возможно, в какой-то степени в своих силах (по молодости), поэтому он отправился на самостоятельный труд к себе на родину и, раздав бедным и родным причитавшуюся ему часть имущества, поселился в семи римских милях (около 10 км) от города Маюмы. Он с самого начала был склонен к предельному нестяжанию, об этом говорит тот факт, что святой Антоний дал ему кожаную одежду, - у него не было даже теплых вещей.
Обстоятельства уже в юности обрекли его на кочевую жизнь – в той местности было много бандитов, поэтому он постоянно перемещался между озером, болотом и морем. Господь хранил его. Однажды, когда ему было 18 лет, его хотели ограбить, но ночью в темноте не нашли. А днем грабители его спросили, словно шутя, что бы он стал делать, если бы подвергся нападению. “Нагой не боится разбойников”- ответил юноша. - “Но ты можешь быть убит” – “Могу. Потому и не боюсь, что приготовил себя к смерти”. Разбойники искренне покаялись. В старости святой Иларион признался себе, что смерти все-таки боится. Конечно, этот страх смерти был Божьим даром и свидетельством его смирения.
Приступив к самостоятельному подвигу, святой Иларион начал с «умеренной» аскезы – то есть, проведя день без пищи, он подкреплял силы небольшим количеством инжира, со временем это количество уменьшалось, а период поста увеличивался; одет он был весьма скудно – грубая власяница и кожаный плащ преподобного Антония, - плащ, надо думать, старенький, ведь разбойники на него не позарились, жил же он довольно долго в шалаше, а потом построил себе из кирпича-сырца домик, в который можно было только вползти, и там он прятался от непогоды. Спал подвижник на голой земле.
Самую большую проблему для него представляли бесовские нападения. Каких только помыслов не предлагали ему духи тьмы! Иларион боролся с ними прилежной молитвой, воздержанием от еды по три-четыре дня, физической работой. Подчеркивается, что он старался изгонять помыслы из глубины сердца. Ему являлись призраки и привидения: «плач детей, рыдания жен, рыканья львов, шум и смятение. Во время искушения он осенял себя крестным знамением, вооружился щитом веры и, пав на колена, принес Богу молитву». Преподобный Иларион обессиливал, - призраки не иссякали. То он видел возле себя обнаженных блудниц, то раскошные яства, то воющего волка, то дерущихся гладиаторов, причем тот, кого убивали, падал к ногам святого и умолял похоронить его. Временами было так тяжко, что он даже бил себя со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым… я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве».
Он держался очень стойко и изо всех сил стремился обращать ум к Богу и ни на что более. Через два десятилетия он в этом преуспел.
С этого времени (около 330 г) началось общественное служение Илариона Великого. Проведя в отшельничестве более двадцати лет, преподобный стал молитвенно помогать приходившим к нему и просившим исцеления. Вознаграждения он не принимал.
Обращались к нему самые разные люди – крестьяне, военные, спортсмены, высокопоставленные вельможи. Некий кандидат (военный чиновник) императора Констанция с детства одержимый, выпросил у императора эвекции (командировочные удостоверения, позволявшие пользоваться государственной почтой), честно объяснив императору, что едет лечиться к преподобному Илариону. Естественно, тот его исцелил. Во время его посещения преподобного случилась одна интересная вещь – он заговорил на сирийском языке, которого прежде не знал. Аналогичный случай мы находим в жизни нашего афонского современника Старца Паисия (Эзнепидиса). Действительно, Господь всегда один и тот же! Военный чиновник хотел отблагодарить святого Илариона большой суммой золотых денег, но получил от него ячменный хлеб и добродушное, но назидательное замечание: «Те, которые питаются подобным хлебом, золото ценят не больше грязи». Вообще, плату, которую ему предлагали за исцеления, он советовал раздать нищим и причины долгих болезней нередко усматривал в том, что человек большие деньги тратил на врачей, вместо того, чтоб раздать нищим. Следует сказать, что бессребреничество было отличительной чертой не только древнего монашества, но и всей древнейшей церкви. В частной жизни не только рядовые верующие, но и праведно жившие вельможи и даже императоры на себя тратили немного, одевались скромно, ели просто и мало, а все сэкономленное раздавали бедным. И канонизировали их, по большому счету, не столько за заслуги перед церковью, сколько за праведный образ жизни. По этому же принципу (праведный образ жизни) в древности выбирали священников и архиереев. Известны церковные иерархи (например, святитель Спиридон Тримифунтский или святитель Иоанн Милостивый), которые, подвизаясь, прежде всего, на поприще помощи нуждающимся и живя по Христу, еще будучи мирянами, стяжали благодать чудотворения. Такие люди есть и в нынешней Церкви, но поскольку они еще живы, разглашать их подвиги неуместно. Конечно, во главе этого дивного воинства Христова стояли и стоят подвижники, подобные святому Илариону, то есть отвергшиеся всего совершенно.
Постепенно возле святого Илариона стали селиться иноки.
Слово «монах», как известно, происходит от слова «монос», что значит – «один». Самые древние монахи свои духовные подвиги проводили в одиночестве, реже они поселялись по 2-3 человека, строили сесбе небольшую халабудку (по-другому сложно назвать домик из пальмовых листьев или саманного (соломенного) кирпича, нередко однокомнатную, больше похожую на гроб, чем на жилье, - такую, что в ней можно только кое-как укрыться от непогоды, - иногда к строению лепились одна-две крохотных каморки для хранения еды и рукоделия.
Из жития понятно, что у монахов преп. Илариона имелись небольшие огородики и виноградники, но заводить деньги, даже в небольших количествах, считалось душегубительным делом. «Он имел отвращение, особенно к монахам, которые с некоторою изменой своим обетам берегут собственность на будущее и соблюдают бережливость или в издержках, или в одежде или в чем-либо другом, что преходит с веком.» Он ощущал запах скупости, исходящий от вещей таких людей и даже от того, что росло у них в огороде. Следует заметить, что по запаху предметов, к которым прикасался человек, святой мог определить, «каким он демоном охвачен».
Блаженный Иероним свидетельствует: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине - юноша Иларион»


«С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял Иларион Великий, росло. Это были, насколько можно судить по тем скудным данным, которые приводит блаженный Иероним, не общежительный монастырь и не лавра, а отдельно стоящие в пустыне келлии отшельников (названные в Житии монастырями). Вероятно, впоследствии у этого монастыря сложился какой-то центр, поскольку блаженный Иероним говорит о его разрушении во время гонений Юлиана Отступника (361-363) и о последующем восстановлении. По мнению Й. Хиршфельда, монастырь И. В. находился близ деревни Дейр-эль-Балах (дословно - Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь монастыря. В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении монастыряря Илариона Великого с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ селения Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997-2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством святого отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи Илариона Великого после их перенесения с острова Кипр. Впоследствии святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви. Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с монастырем Серида, ученика прподобного Варсонофия Великого. (А.Б.Ванькова)
«Взамен строго одиночества преподобный стремится создать иноческую общину. Прежнюю разрозненность среди них он считает вредной для целей истинного подвижничества и дает в обители Газской первый пример общинного иноческого жития. Его община не имела определенных правил, но в одно целое и неразрывное их связывали не правила, а личность основателя монастыря, в большем или меньшем подчинении у которого находились все члены братства» (А. И. Сидоров)
Палестинские иноки активно посещали подвижников Египта. Вскоре с благословения преподобного Илариона по всей Палестине стали возникать монастыри. Ученики уговорили его обойти и утвердить новообразованные обители. С тех пор он раз в году перед сбором винограда посещал своих учеников, чтобы наставить монахов в вере и «воспламенить в них ревность к Богу». Во время путешествия авву сопровождало около 3000 желающих приобщиться к монашеской жизни. Во время одного из таких походов по дороге к своему ученику, он обратил ко Господу целый языческий город (Элусу).
К 63-м годам подвижник был известен по всей Палестине духовными дарами прозорливости, исцеления, изгнания бесов, а также бесчисленными чудотворениями. Вокруг было много братии, и людей, жаждущих его благодатной помощи, приходило все больше. Старец затосковал о безмолвии и о том, «что получил на земле свою награду» в виде славы земной. Два года скорбел преподобный. После преставления Антония Великого в 356 году начинаются странствия преподобного Илариона в поисках безмолвия. Взяв с собой несколько учеников, он сел на осла и покинул место своих подвигов. Около десяти тысяч человек отправилось вслед за преподобным – и монахи, и миряне. Когда они его догнали, аава сказал им: «Я молился Господу и Он повелел мне идти отсюда, чтобы не видеть скорби, имеющей постигнуть Церковь Божию, не смотреть на разорение святых храмов, попрание алтарей и пролитие крови моих чад. Не удерживайте же меня». Что он мог иметь в виду? Возможно, происки набравших силу ариан, но скорее всего, гонения Юлиана Отступника, который в тот момент еще даже кесарем не был, и по приказу которого впоследствии, как уже говорилось, действительно был разрушен центр общин преподобного Илариона.
Почитатели и ученики семь дней не отпускали святого Илариона. В дальнейший путь он взял с собой сорок наиболее выносливых братьев. Они отправились в Египет, где авва общался с подвижниками северного округа и христианами, пострадавшими от ариан. Затем он совершил паломничество к местам подвигов и упокоения святого Антония, и, вернувшись в египетский город Афродитополь, отпустил иноков, оставив возле себя только двух учеников. С ними он удалился к желанному безмолвию в ближайшей пустыне.
После кончины преподобного Антония было сильное бездождие. Услыхав об авве Иларионе, жители окрестных селений пришли к нему, прося молитв о даровании дождя. Вместе с вымоленным дождем безмолвие святого Илариона закончилось. И он перебрался в Оасимскую пустыню. В это время пришедший к власти Юлиан Отстсупник издал указ о разорении монастыря святого Илариона в Газе, что и было исполнено, а самого подвижника приказано было убить. Гонение быстро прекратилось, а в Оасимскую пустыню к преподобному опять стал проникать народ. Авва отправился искать уединения в Ливийские пустыни, а оттуда на Сицилию. Он поселился с учеником Зиноном, сопровождавшим его из Палестины, возле горы Нихон, но и там его нашли болящие. Благодаря людской молве, любимый ученик преподобного Илариона Исихий, скрывавшийся в период гонений в пустыне, смог обрести своего Старца. Вместе с двумя другими учениками они отбыли в новую пустыню близ далматского города Эпидавра. Но и там, буквально через несколько дней, их нашли люди, по просьбам которых подвижник избавил город от страшного змея, жившего неподалеку и уничтожавшего скот и людей, а также  остановил молитвой море, грозившее затопить город во время землетрясения.
«Бог явил людям Своего раба и прославил его» – говорит автор жития Илариона Великого. Но от этой славы бежит он на Кипр, поселяется невдалеке от Пафоса около 365 года. Однако «по Божию повелению, собрались бесноватые со всей страны, числом до 200, мужи и жены, пришли к подвижнику и, по его молитвам, освободились от недуга. Наконец, он нашел дикое и красивое место среди гор, где «был цветущий сад и заброшенный идольский храм со множеством живших там бесов. Из-за них и труднодоступности места никто не осмеливался приходить к подвижнику»). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым святой Иларион познакомился еще живя в своем монастыре около Газы. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским.
 Пять лет «отдыхал» преподобный от человеческой сутолоки.
И все же однажды к нему опять принесли бесноватого, и с тех пор все стало по-прежнему – народ опять пошел к святому авве. Один из учеников преподобного – блаженный Зинон – умер, а Исихий, по просьбе подвижника, отправился навестить палестинских братьев.
Прозревая грядущую кончину, святой Иларион составил завещание для братии, распорядился своим нехитрым имуществом – Евангелием, писанным собственной рукой, власяницей и куколем – все это он завещал любимому Исихию, и стал готовиться к смерти. «Он начал изнемогать телом» - это было последним испытанием преподобного на земле.
Интересно, что, умирая, он говорил своей душе: «Выйди, душа моя, что ты боишься. Выйди, что ты смущаешься! 80 лет служила ты Христу и боишься смерти?» мы видим, что даже такой великий муж, умом понимая, что ничего ему не грозит, душой все же трепетал перед смертью. Как уже говорилось, страх смертный свидетельствовал «меру возраста Христова». По его просьбе местные жители похоронили святого авву в саду, где он жил, причем, погребение совершилось сразу же после кончины, чтобы тело его не сделали предметом поклонения. Исихий, вернувшись из Палестины, хотел перенести тело учителя на родину. Однако жители Кипра, вдохновляемые огромным количеством исцелений, исходивших от святых мощей Илариона Великого, так стерегли их, что только через десять лет блаженный Исихий смог тайно унести тело. Он перенес мощи в Маюм, где преподобный Иларион основал свой первый монастырь.
«Житие было написано блж. Иеронимом Стридонским в основанном им монастыре рядом с храмом Рождества Христова в Вифлееме около 391 г., то есть всего 20 лет спустя после смерти святого. Хотя историческая достоверность сообщаемых фактов биографии Илариона Великого ранее нередко ставилась под сомнение, так что некоторые исследователи называли это Житие «романом», однако несомненно, что Иларион Великий являлся историческим лицом, а блженный Иероним помимо собственных представлений о том, какими должны быть монах и монашеское делание, располагал и свидетельствами очевидцев, в первую очередь учеников Илариона Великого. Сочинение также основывалось на не дошедшем до нас энкомии свтителя Епифания Кипрского, лично знавшего Илариона Великого. Вскоре после написания Жития был сделан его перевод на греческий, о чем сообщает сам Иероним. Данные об Иларионе Великом также приводятся в «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10; V 15 - эти известия мало что добавляют к сведениям Иеронима) и в сб. Apophthegmata Patrum (2-я пол. V в.)  (А. Б. Ванькова)
Использованная литература:
Блаженный Иероним Стридонский «Житие преподобного отца нашего Илариона Великого»,  Творения, том 4
Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых», октябрь
А. И. Сидоров  «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества»
А. Б. Ванькова «Иларион Великий» статья из «Православной Энциклопедии», том 22
(Статья публикуется в журнале "Монастырский вестник")


Рецензии