Как-то в один из погожих дней... 1

Как-то в один из погожих дней января на Патриарших прудах один человек,имя которого я утаю,получил некий план и нашел то,чего не мог найти,плутая вокруг да около цели своего визита,битый час.Человек,о котором я говорю,не был мастером,но тоже писал роман и был,как это принято у людей творческих профессий,подпольным человеком или,иначе,творцом,как многие и многие его собратья,принадлежащие к так называемым соломенным паукам или мистикам "Золотого осла"Апулея,то есть к тем,кто владеет искусством мгновенных перевоплощений или тем,чем владеют дети,когда играют.Нет,не зря один умный человек сказал:"Будьте как дети",а другой умный человек добавил:"Хочешь быть счастливым-будь им"...Однако пора рассказать о романе,который писал "человек без имени"...
 Роман назывался "Бродячая собака",но описывал он не всем известный"Кабачок 13 стульев",а кабачок с 13 свечами и перчаткой на обруче,некоего человека,город Ершалаим и странные события в Петрограде и Иудее накануне Нового года.
  А началось все с картины великого летучего голландца "Виноградники в Арле",а вернее,с ее "белого солнца пустыни",замеченного моим героем в силу странного впечатления,следуя за которым "по логике вещей",герой был вынужден переключиться на чудеса,которые творил Сын Человеческий,и дать им простое житейское объяснение.
  Начал он с "брачного пира в Кане" и объяснил это первое чудо тем,что мир не без добрых людей,и что люди не звери,и что когда закончилось вино,на стол поставили воду,без которой странника в пустыне ждет неминуемая гибель-мир пустыня...
  Потом были чудеса исцеления,похожие на чудо из кинофильма"Праздник Святого Иоргена",и чудеса исцеления верой или обращения двух историй в одну,через слух,взгляд,прикосновение.Еще было кормление многих и многих пятью хлебами и рыбой.Ну да,человек так устроен,что,идя в дальний путь,он,как на пляж,всегда берет с собой припасы,которые потом может обменять на святые крохи...
  Потом ему почему-то вспомнилась история о блуднице,и он почему-то представил себе,как Сын Человеческий идет в Ершалаим вслед за "золотым ослом",на котором сидит женщина.Он и Она смотрятся как на картине голландца "Собираясь работать",картине,которая плавно переходит в картину,где Он и Она лежат у стога сена и где Он,замечтавшись,меняет ход мировой истории,сочиняя "Соловьиный сад",который почему-то стал "Гефсиманский садом" с невинным поцелуем.Как это произошло,не знает никто,кроме автора,потому что хлеб,урожай,соломенные шляпки и веночки всегда в моде у людей простого звания,которые верят в жизнь и то,что в каждом человеке есть частичка Барона Мюнхаузена.И поэтому человек может залезть в подвал и умереть и воскреснуть в то время,как другой человек,слушая и не слушая его близких,пойдет и отопрет этот подвал и позволит человеку,сидящему в нем ,выйти и справить нужду,несмотря на то что его уверяли,что там уже пахнет.Нет,обычный человек не может пить и есть и справлять нужду в одном месте. Здесь я умышленно не говорю о картине голландца"Едоки картофеля" потому,что чудо есть чудо,а чучело есть Страшила из "Волшебника Изумрудного города"-города на Неве,города Петрограда и Невского проспекта,по которому прогуливался нос майора Ковалева и по которому бродил,снимая проституток в поисках Незнакомки,поэт Александр Блок,из кабака в кабак,мимо "Бродячей собаки",о которой уже после Октября он скажет:"Почему он с ними?..И в белом венчике из роз". И это "почему?"Блока,замечательно знавшего творчество М.Волошина и Н.Гумилева,и их дуэль на Черной речке ляжет в основу поэмы "Двенадцать",стихотворения "Пушкинскому Дому",в роман с подвалом дворника Тихона,в романы "Мастер и Маргарита" и "Доктор Живаго" и разрушит и создаст мир и страну...Кто есть кто?.. Или ,как говорил Михал Сергеич,автор перестройки:
"Кто есть ху?",потому что,как сказал один брюнет:
"Уж рельсы кончились,а станции все нет".
   История ветрена,как ветер,этот камикадзе мира идей,в котором ежик в тумане оказывается Бедным Йориком и Гамлетом,и осликом Иа одновременно.Кто может?..Кто знает?..Три карты,три "черепа"Ван-Гога,три лица посетителей "Бродячей собаки",и тройка,семерка,туз,и странная старушка,спешащая в банк,и странности интернета,и все смешалось в доме Облонских,когда Воланд(Иешуа проявленного мира скрытого порядка)и его свита покинули Москву,а Иван Бездомный начал философствовать и писать стихи,стараясь дать возможность Мастеру и Маргарите пройти по лунной дорожке за Понтием Пилатом и Иешуа,и проявить наш мир,и вернуть из его небытия Берлиоза,и зачерпнуть воды из источника нескончаемого света,за которыми следуют цветы подсолнухов,с которыми боролся Ван-Гог как с ложными солнцами звездной ночи мироздания,освещаемого лунными масками творческого огня Мастера,и выстрелом в живот от открывшейся истины...Да,это был роман,роман,который писался в живую,где знаки,образы,сказочные тропы,колдуны и волшебники-все помогали автору,приходя в его домик под вишнями,домик по сакурой,на семи ветрах,на семи холмах,за тридевять земель,в тридевятом царстве-государстве,в подвале "Бродячей собаки".В том самом подвале,в которм творили,любили,играли модернисты Серебряного века-ландыша:великого цветка Весны,переходящей в изумрудное Лето,золотую болдинскую Осень и снежную,морозную Зиму с метелью,которая лепит на стекле кружки и стрелы Нового года.
  Да,все было именно так:странная звезда Давида со зверем внутри,синий бант Кота Леопольда,Коктебель,ловушка "Египетской марки"О.Мандельштама,"Звездный венок",архиепископ Крымский,Святой Пантелеймон,Колонтай и Игорь Северянин-творец гениальной пошлости эгофутуризма "Черного квадрата" Малевича...Да,все было и все есть,как есть "Красный уголок"в Третьяковке на Крымском валу,недалеко от Октябрьской площади с памятником вождю мирового пролетариата в центре.
  А вообще меня удивляет то,что отец Федор,разделав стул с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым,приобрел двенадцать стульев генеральши Поповой у инжинера Бунша и раздолбал их на берегу Черного моря...Улыбайтесь ,господа,улыбайтесь!..
   А золотой ключик у черепахи Тортилы,а заветная потайная дверца за нарисованным очагом в каморке папы Карло,и хотя все течет и изменяется,история,сочиненная и сочиняемая в подвале,-вечна,потому что пишет ее осел Моисей-летописец с золотыми зубами из,не побоюсь это слова,популярнейшего мультфильма о богатыре Алеше Поповиче.
  Ну вот,собственно и все,,за исключением ролевых игр с героями,которых я хочу представить в нескольких сценах,и с диалогами и монологами в полифонии бытия слова.
  Итак,герои:Профессор,Писатель,Сталкер,Зона,Незнакомка и Ветер истории (он же Вольный ветер)и Собака,и Вода,и Комната.

                Сцена первая.

-Итак,ваш ход,маэстро,-сказал Профессор и передвинул пешку с е2 на е4.
-Ооо...Это классика,-заметил Писатель и улыбнулся.
Сталкер смотрел в окно.Падал снег.
-Хотите,я угадаю,о чем вы думаете?..-обратился к нему Писатель.
-Нет,не хочу,-последовал ответ в Комнате,где паучки развешивали серебряные нити,а Незнакомка,дыша духами и туманами,грелась у огня камина.
-Однако это странно.
-Что странно?..
-Вы,я,Профессор...и снег,белый снег за окном Комнаты.
Не думайте об этом,сказала Незнакомка и добавила:-Это просто ветер перемен...Это Ветер,Сталкер.
-Ветер Зоны,гуляющей по Воде,-добавил Писатель и посмотрел на Собаку,мирно спящую в углу,и сделал ответный ход.
-Вот и нет больше "золотого миллиарда"человечества,-сказал Сталкер и улыбнулся.

                Сцена вторая.

-Профессор,что говорит наука о жизни?-спросила Незнакомка,листая журнал.
-Наука молчит,-ответил Профессор и ,передвинув слона,добавил-Слоны идут,наука молчит и ждет,что скажет искусство.
-А ему есть что сказать?-обратилась Незнакомка к Писателю и ,не дожидаясь ответа,прноизнесла:-Сталкер,вот кто может ответить и нарушить молчание,которое золото или нет...
-Или да,-быстро ответил Писатель и,немного помолчав,добавил:-Распятие-это казнь,которая была и которой не было.Казнь восставших рабов и казнь,при которой человек,сохраняя ясность сознания,смиряется,удерживая себя от желания,и выходит из игры,давая миру время и место для выхода из безвыходной ситуации.
-Так значит...
-Да...-ответил Писатель.-Эта Комната и есть распятие,через которое он прошел.
-Не он,а Дикобраз,-ответила Комната и уточнила:-Дикий образ безумия,о котором уже,наверное,можно сказать:маска,я тебя знаю.


                Сцена третья.

За окно падает снег,в Комнате стоит украшенная игрушками и лампочками елка,а Профессор,Писатель и Сталкер гонят "народный самогон"по рецепту Незнакомки от "Бродячей собаки",повиливающей хвостиком от счастья,потому что "счастье-это когда тебя понимают".
-И все?
-И все.
 


Рецензии