Укол 14-й Не пейте ртуть!

 
Пациент: Октавий Тантал
 
Диагноз: Ртутное отравление
 
Симптомы: Непреодолимое влечение к навороченному символизму при общей затуманенности мыслей и хронической аляповатости при их передаче на письме.
 
Ртуть

Октавий Тантал
 
"Когда над нами ангел воспарил
в изогнутом лазоревом пространстве,
в хмельном любовным кураже и пьянстве,
он крыльями глаза свои прикрыл.
 
Тогда ты мне шептала блажь и чушь,
одетую в батист и шёлк поэмы,
клубились змеями у наших ног проблемы
и вскрики прерывал звонками муж.
 
По родинкам твоим я страсть учил,
зубрил холмы, округлости, вершины,
а за окном рычали зло машины,
и шаркали понуро москвичи.
 
Но пробил час, упало веко века.
У ангела родился ангелок.
В шкафу немеет позабытый Блок
и свалена в чулан библиотека.
 
Но родинок я помню звездный путь...
По жилам катится любви-отравы ртуть."
 
 
Чуть было не начали с «опять двадцать пять». Но потом подумали, что в свете наших предыдущих высказываний это, пожалуй, будет повтор. *)
 
Поэтому начнем издалека. Причем обращаться будем не столько к автору, которого наша критика все равно "не убеждает", сколько к читателю, случайно наткнувшемуся на приведенное выше произведение и на наш отзыв.
 
Итак. Сегодня у нас на игле автор Октавий Тантал. Которому мы уже имели честь высказать ряд замечаний. Мол, увлекается автор излишним символизмом и грешит смысловой неточностью. За что и были посланы им далеко-далеко.
 
После этого автор значительно участил свои публикации, видимо, решив доказать злобному и «неубедительному» критику Графу, что у него есть-таки что показать народу (см. выше).
 
Есть. Те же крылья, только в профиль. *)
 
Отдельные интересные рифмы, отдельные оригинальные образы. И все та же общая сырость и недокрученность. Потому что некогда нам. Мы в таком восторге от удачных мест в своем произведении, что на неудачные просто пилюем. Если вообще их замечаем.
Тем более что всегда найдется отзывчивый читатель. Который отзовется именно на эти удачные места. Тем более что сюжет-то - про любовь!
 
Но недаром же кто-то сказал, что от великого до смешного – один шаг. И здесь автор этом шаг отважно делает.
 
Давайте посмотрим, как это ему удалось.
 

    «Когда над нами ангел воспарил…»

 
Должны вам признаться, что уже одно упоминание этого пернатого существа вызывает у нас дрожь по всему телу. И тут вызвало. Но, сказали мы себе, погоди судить-то. Почитай дальше. Однако предчувствия нас не обманули.
 
Итак, воспарил. А где?
 

    «в изогнутом лазоревом пространстве»

 
Красиво. Но мы лично не понимаем, что и как. Он в небо воспарил? А до этого где находился? И как можно небо изогнуть? Заметьте, не выгнуть/вогнуть, а ИЗОгнуть. Как
прутик?
 
Для справки:

    Большой толковый словарь

    ИЗОГНУТЬ, -гну, -гнёшь; изогнутый; -гнут, -а, -о; св. что.
    1.
    Согнуть, придавая чему-л. вид дуги или волнистой линии; сделать изогнутым. И. гвоздь, проволоку.
    2.
    Наклонить (шею, спину и т. п.), придав дугообразную форму. И. корпус, спину, шею, туловище. Котёнок изогнул спину дугой. < Изгибать, -аю, -аешь; нсв. Изгибаться, -ается; страд. Изгибание (см.).

 
Дальше больше.
 

    «в хмельном любовным кураже и пьянстве»

 
Кто пребывал в этом безобразии? Ангел?*)
 
«Хмельное пьянство» - это покруче «масла масленого».
 

    «он крыльями глаза свои прикрыл.»

 
Так и хочется продолжить: … и навернулся! Потому что коню понятно – если пернатое существо в полете прикроет глаза крыльями, то махать ему будет нечем и, следовательно…. шмякс!
 
ЗЫ: глагольная рифма, она и в Африке, и лазоревом пространстве …- глагольная.
 
А в это время….
 

    «…ты мне шептала блажь и чушь,
    одетую в батист и шёлк поэмы»

 
Неужели вот так вот и шептала - целую поэму? Т.е. «большое эпическое стихотворное произведение»? В данном случае состоящее исключительно из блажи и чуши? Круто!
 

    «клубились змеями у наших ног проблемы»

 
Ужос!
 

    «и вскрики прерывал звонками муж»

 
Как эротично-романтично! Но давайте все-таки разберемся – кто и что прерывал.
 
По определению, прерывать можно что-то непрерывное. Стало быть, она вскрикивала непрерывно. При этом умудряясь шептать «большое эпическое стихотворное произведение». Во дает!
 
ЗЫ: После "проблемы" надо бы запятую.
 

    «По родинкам твоим я страсть учил»

 
Допустим.
 

    «зубрил холмы, округлости, вершины»

 
Кто тут третий лишний? Правильно, "округлости". Ибо холмы и вершины – это как бы из географии, а округлости – из совсем другой оперы.
 

    «Но пробил час, упало веко века.»

 
А автор взял и рифму поменял. С мужской на женскую. А зачем?
 
«Упало веко века» – прикольно. Даже слишком. Ибо в любовном стишке такой вот «лист Мёбиуса» воспринимается именно как отдельно стоящая диковинка, а не как органично вписавшаяся метафора, усиливающая общую образную схему.
 

    «У ангела родился ангелок”

 
Это у того, который давеча навернулся с высоты, будучи в нетрезвом состоянии? А как что-то вообще могло родиться у бесполого существа? Это покруче девы Марии и непорочного зачатия.
 
И как это невероятное рождение связано с концом века? А если бы век продолжался, то «ангелок» не родился бы?
 
Можно предположить, что автор имел в виду что-то типа:
 
«Прошли годы, у тебя родился ребенок…»
 
Но выражаться просто и доходчиво для автора западло. Надо завернуть что-то такое этакое. Вот и завернул. Не особенно заботясь о логике повествования или анатомии ангелов.
 

    «В шкафу немеет позабытый Блок
    и свалена в чулан библиотека»

 
Вроде, и ничего так фраза. Но дьявол - как и ангел - он в деталях.
«Неметь» - это скорее становиться немым, нежели быть немым. Разницу улавливаете? Получается, что бедный позабытый Блок вот уже много лет утрачивает дар речи или чувствительность. Немел, немел, но так пока и не онемел.
Но чем же он так провинился? Почему вся библиотека свалена в чулан, а Блок один томится в шкафу? Типа - в одиночном заключении.
 

    Но родинок я помню звездный путь...
    По жилам катится любви-отравы ртуть.

 
Тут претензий нет. Хотя нам лично такой пафос и не очень.
Однако общий сухой остаток стиха выглядит довольно удручающе. И даже весьма удачная рифма «учил-москвичи» его не спасает. То, что должно было быть этаким романтично-эротично-трагичным экскурсом в прошлое, в лучшем случае воспринимается как интересный прикол и эксперимент. А в худшем - как тяп-ляп на скорую руку.
 
И снова вопрос к автору? Куда торопимся? Ведь все уже в прошлом? И если это прошлое так запало в душу - ну, посиди ты лишний часок, доведи до ума. Но нет, недосуг автору. Ему поскорей опубликовать хочется - «даешь восторги, лавры и цветы!»
 
Вот за эту-то торопливость мы и решили выписать автору укольчик.
 
А вдобавок - наш традиционный отклик.
 
Не пейте ртуть!
 
Под мухой как-то ангел воспарил
В изогнутое лоно атмосферы.
И – навернулся. Каменной фанерой.
Зажав глаза в объятьях белых крыл.
 
Такую вот ты мне шептала муть,
Сойдя с ума в оргазме непрерывном,
И что-то там про доллары и гривны,
Хотя и выпили всего чуть-чуть.
 
Не слушал я – я родинки считал,
Сбиваясь каждый раз, как хмырь из мифа,
Известный всем под именем Сизифа,
Хотя и звался я тогда «Тантал»…
 
Летит по небу красный крокодил.
С испугу век сомкнул навеки веки.
Я – Блок. И в психбольницу угодил,
Отдельно от других в библиотеке.
 
Ребенок наш трехглазый – просто жуть!
Не смешивать бы нам любовь и ртуть…
*)


Рецензии
Можно предположить, что автор (Октавий) спутал ангела с шестикрылым серафимом, которому парой крыл глаза прикрыть и не навернуться - не проблема. Опять же, во власти серафима (но не ангела) придать пространству любую нелинейность, а допплеровское смещение квантов в сторону лазоревости, (согласно Википедии Blueshift) — это всего лишь повышение частоты кванта, которое наблюдается, в частности, при его попадании в более сильное гравитационное поле.

Выводы автора (Графа Тимофеева) о непрерывности вскриков неубедительны.
Вскрик сам по себе дискретен, а мужнины звонки, совпадавшие по времени со вскриками, прерывали их, создавая, как минимум, рингтон наподобие «а-у-а-а-а-ой-дзинь, ой-дзинь, ой-дзинь».

Опять же, неоправданно игнорируя чудеса природы, автор (Граф Тимофеев) отрицает, что родинки (де-факто выпуклости) могут сложиться сценарий сериала «Звёздный путь»,
который литературный герой, обладающий навыками чтения текстов Брайля, вполне мог изучать и, презрев отвлекающие факторы – звонки со вскриками – запомнить («Но родинок я помню звездный путь»).

Должен попенять автору (Графу) за неполноту разбора.
Осталось непонятным куда упало веко, почему только одно (век одноглаз по природе или тому есть другие причины), повредилось ли при падении, поднял ли кто упавшее и куда дел?

Питон22   25.12.2014 11:44     Заявить о нарушении
*)))

Ваше замечание слишком короткое (менее 5 символов). Напишите более развернутое замечание.

Граф Тимофеев Тт   05.01.2015 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.