Идише шпрИхвертер - Еврейские пословицы 5090

Их винч дир ДaвИдс пелцл, ЙеhУдес тОес ун БоАзс шрек.*
Желаю тебе шубейку ДавИда, ошибку ЙеhудЫ и страх БоАза.


* ДавИд  означает "возлюбленный" — второй царь Израиля.  Царствовал 40 лет.

"ЙеhудА" означает "будет восхвалять (Бога)". Слово "иудей" произошло от имени      "ЙеhудА". ЙеhудА в Торе – родоначальник одного из 12 колен.

"БоАз" означает "быстрота". По другому мнению – "в Нём – сила". БоАз в ТанАхе – муж Рут и прадед царя ДавИда. (Рут 2:1).


Что подразумевается под "шубейкой ДавИда", "ошибкой ЙеhудЫ" и "страхом БоАза"?
 
Отвечает Рав Овадья Климовский :

Я не знаток идишистских пословиц, но думаю, что все три присловья намекают на красивую женщину.

1. Царь ДавИд в старости не мог согреться никакой одеждой, и в качестве обогрева к нему приставили красавицу АвишАг, которая благодаря своей молодости и невинности могла дать ему тепло. При этом он так и не познал ее, так как не мог жениться на ней. До этого ДавИд исчерпал позволенное Торой количество жен для царя. Это составители поговорки не учли…

2. ЙеhудA считал, что если у женщины скоропостижно скончались два мужа, один за другим — она называется катланит (убийственная, хотя ее вины в этом нет, такова ее физиологическая природа), и нельзя женить на ней третьего. Среди мудрецов ТалмУда существует спор, достаточно для этого двух смертей или трех. Поскольку двое сыновей ЙеhудЫ, женившись на ТамАр, умерли (он не знал, что причиной тому послужил их собственный грех), то отец не хотел отдавать ей третьего сына. Не желая обижать праведницу, он не отказал ей, а велел ждать, пока не подрастет третий сын. Но через несколько лет, когда ШелА (третий сын ЙеhудЫ) достаточно вырос, ТамАр поняла, что ее просто вежливо отставляют. Зная настоящую причину смерти двух предыдущих мужей, она считала себя вправе добиваться возможности войти в семью детей ЯакОва. Видя, что третьего сына ей не видать, она решилась на хитрость. Переодевшись в блудницу, ТамАр села на пути у ЙеhудЫ, и, будучи неузнанной, соблазнила его. Впоследствии, когда стало очевидным, что она носит ребенка, ЙеhудА хотел строго наказать невестку за разврат, но она намекнула ему, что ребенок — его. Несмотря на весь позор, ЙеhудA публично признал свою ошибку, и женился на ТамAр. Красота ее доказывается именно тем, что из-за нее грешили первые два мужа — первый, Эр, из-за того, что не желал портить эту красоту беременностью, а второй, ОнAн, — из вредности, чтобы его потомство не засчитывалось душе умершего брата, как обычно бывает в случае левиратного брака.

3. БоAз, будучи очень почтенным старцем, одним из руководителей народа, не на шутку испугался, когда глубокой ночью обнаружил женщину у себя в ногах. Моавитянка Рут, принявшая иудаизм, пришла к нему ночью по настоянию свекрови, которая была родственницей БоAза. Она надеялась, что если Боаз женится на Рут, это поможет душе ее рано умершего сына. БоAз посчитал, что все должно быть оформлено согласно принятым обычаям, и предложил более близкому родственнику покойного мужа Рут жениться на ней. Родственник отказался, мотивируя это тем, что Тора не разрешает моавитянам, даже принявшим иудаизм, входить в еврейский народ через брак. БоAз же знал, что этот запрет не касается женщин. Рут была одной из самых достойных прозелиток, и в результате выйдя замуж за БоAза, удостоилась стать прабабушкой самого царя ДавИда.

Хотелось бы заметить напоследок, что вышеупомянутое пожелание может быть действительно хорошим, если красавица-жена будет еще и праведницей. Как сказал царь ШломO в конце книги МишлЕй: "Приятность — ложь, а красота — пустое. Лишь Б-гобоязненная женщина достойна похвалы".

С уважением, Овадья Климовский.


Рецензии