Вудсток, помидоры и соул

Вудсток, помидоры и соул.

Памяти великого Джо Кокера.

Джо Кокер, ставший символом поп-соула, не меньше шести раз выступал в Москве…
Его неожиданный взлет в 1969 году на фестивале в Вудстоке был подобен свету яркой кометы, которая скрывается где-то в неведомых пределах космических просторов,  и вдруг появляется на видимом участке звёздного неба, и вот уже сияет, восхищает,  удивляет!..
Да и кто до того самого прекрасного дня в 1969 году знал этого английского парня?..
Джо Кокер (англ. Joe Cocker; полное имя Джон Роберт Кокер, англ. John Robert Cocker; 20 мая 1944 года, Шеффилд, Англия — 22 декабря 2014 года, Кроуфорд, Колорадо, США) — английский певец, работавший в жанрах блюз и рок.
Кавалер ордена Британской империи.
Его визитной карточкой стал низкий хриплый баритон, такой привычный для всех в последние годы…
Его песни, его баллады…
Summer in the City
My Father’s Son
Unchain My Heart
 You Can Leave Your Hat On
Now That the Magic Has Gone
N`oubliez jamais
Up Where We Belong…
 Up Where We Belong  из фильма«Офицер и джентльмен» получила премию «Оскар» как лучшая песня года, а также премию «Грэмми»...
В 2008 году журнал Rolling Stone включил  Джо Кокера в список «100 величайших певцов в истории»…
Джо Кокер был младшим сыном государственного служащего Гарольда Кокера, проживавшего в  тихом пригороде промышленного Шеффилда.
Джон Кокер, стал Джо еще в раннем детстве, потому что в мальчишеских играх любил называть себя Ковбоем Джо
Из-за финансовых затруднений Джо пришлось бросить школу и пойти работать помощником монтера-газовщика. 
Но мечта о славе не давала покоя. Тем более, что сценический опыт у подростка уже был, и немалый: старший брат, у которого была своя скифл-группа, играл в пабах и выпускал Джона-Джо с собой на сцену, когда младшему брату едва стукнуло 12. Научившись нарезать резьбу и герметизировать стыки, Кокер вечерами выступает в местных пивнушках под псевдонимом Вэнс Арнольд (Vance Arnold) в составе группы «The Avengers». В состав репертуара входили в основном песни Чака Берри и Рэя Чарльза. Начало его карьеры, как певца приходится на 1961 г.

В 1963 году, Кокер и его команда выступают на сцене Шеффилдского сити-холла перед концертом «Rolling Stones». По словам очевидцев, их выступление было очень убедительным. Тогда же Джо окончательно расстается с газовыми датчиками и автогеном.

В 1964-м он подписывает контракт с Decca, звукозаписывающей компанией, и выпускает свой первый сингл с первым ремейком — это была битловская I’ll Cry Instead. И хотя на гитаре играл Джимми Пейдж, а Кокер еще не успел пропить свой прекрасный голос, пластинку никто не заметил и контракт с ним был расторгнут.
Тем не менее,  Кокер не сдался. Избавившись от псевдонима и продолжая мыкаться по пабам,  в 1966 году, он вместе с Крисом Стейнтоном (Chris Stainton) создают группу «Grease Band» и часто выступали в Шеффилде, а также гастролируют по северу Англии, играя афроамериканский ритм-н-блюз и соул.

Это было меткое название: звук группы, за который отвечал старый друг, клавишник Крис Стейнтон, действительно был grease — «жирный». Сочетание хриплого голоса Кокера, четкого ритм-энд-блюзового аккомпанемента, фальцетных подпевок и духовой секции, не могло не зацепить публику, занятую массовыми экспериментами по расширению сознания.

В 1968-м написанная Кокером и Стэйнтоном Marjorene, доведенная до совершенства продюсером Денни Корделлом, наконец попадает в четвертую десятку британского чарта. К тому моменту Grease Band благодаря тому же Корделлу уже работает в Лондоне, в знаменитом «Марки-клубе».

Чуть позже, тоже в 1968 Кокер записывает собственную версию битловской «With a Little Help from My Friends», которая в ноябре достигает вершины национального хит-парада продаж.

Весной 1969 года «Grease Band» отправляются в свой первый тур по США. Альбом «With a Little Help from My Friends» был выпущен вскоре после прибытия в Америку и занимает 35-е место в американских чартах.

В августе 1969 года выступление Джо Кокера стало одним из суперсобытий фестиваля в Вудстоке:
апатажная высадка на сцену с вертолета (охрана боялась, что не сможет провести экзотических англичан через полумиллионную толпу), и изумление публики при виде невысокого парня, эпилептическими рывками двигавшегося по сцене и отхватывавшего две одинаково хриплые октавы вокального диапазона. Ослепшие от бликов, испускаемых звездами из фольги, наклеенными на ботинки эксцентричного англичанина, «дети цветов» были убиты наповал. Музыка была под стать, особенно запомнились  ремейки Let’s Get Stoned Рея Чарльза (через пару десятков лет они споют дуэтом), написавшего эту песню в честь излечения от героиновой зависимости, и антивоенный гимн Боба Дилана I Shall be Released.
Дебютный альбом Joe Cocker, появившийся незадолго перед этим и болтавшийся в конце первой сотни альбомов, после Вудстока стал платиновым. Такая же участь ждала второй LP, изобретательно названный Joe Cocker! — не перепутайте. Оба хороши, но вершиной периода стал двойной альбом Mad Dogs and Englishmen («Бешеные собаки и англичане»), который Кокер записал в 1970-м по следам полуторагодового концертного тура.  Группа Grease Band была формально распущена, но ее состав только усилился и расширился, переиграв на этой пластинке практически все тогдашние хиты, в том числе вошедший в постоянную концертную обойму Send Me a Letter («Пришли мне письмо») от группы Box Tops. Кстати, живой альбом — это важно: мастер каверов всегда был куда сильнее на сцене, чем в студии.

 В следующем году Кокер уже широко гастролирует по Америке. За 56 дней, вместе со своей свитой, состоящей из более сорока человек, Кокер объездил 48 городов и дал 52 концерта.

После «Бешеных псов» Кокер впадает в депрессию длиной в два года. Утешителем становится героин. В 1972-м последовала неприятная история с высылкой из Австралии, виной тоже были наркотики, к счастью легкие, и дебош в гостинице. Опасность героиновой зависимости Кокер понял всего за год, но, как это очень часто бывает с вылечившимися наркоманами, стал пить.

В 70-е годы Кокер испытывает проблемы с репертуаром, в котором преобладали перепевки песен других исполнителей. Кокер регулярно появляется на сцене в состоянии лёгкого подпития. По причине злоупотребления алкоголем его некогда мощный голос превратился в предельно хриплый баритон.  Но этот самый предельно хриплый баритон очень  нравится всем. 
В студии он записывает еще один суперхит. В 1973-м You’re So Beautiful («Ты так прекрасна»), написанная барабанщиком Beach Boys Деннисом Уилсоном, стала номером пять в Англии. Примерно в это же время журнал Rolling Stone опубликовал репортаж с концерта, где красочно описал, как Кокер блюет прямо на сцене, — с живыми шоу пришлось на время расстаться. В 1975 году в телепрограмме Saturday Night Live шоумена пришлось выпустить перед камерами в компании Джона Белуши. Комик передразнивал маниакальное поведение упоротого британца, исполнявшего позапрошлогодний хит, выписывая пальцами и откляченным задом немыслимые загогулины. Успех был ошеломительный, но не совсем такой, как хотелось бы. Позже певец сказал в одном интервью: «В Америке я стал мультяшным персонажем, но мои европейские фанаты меня не предали. Даже когда я был в самом штопоре и во время турне кидался ботинками в публику, они продолжали меня любить. Это помогло мне вновь сфокусироваться».

Все десятилетие дела его шли не слишком хорошо: был и почти миллионный долг перед записывающей компанией, и провал пары альбомов, и даже ночевки в канаве. Великолепные музыканты «жирных» лет разбежались: его гитарист прибился в один из составов Маккартни, одна из бэк-вокалисток вышла замуж за Криса Кристофферсона и стала звездой кантри, а Крис Стейнтонс сделал карьеру сессионщика-тяжеловеса.

Бывало и хорошее, в том числе ностальгическое шоу «Вудсток в Европе» и концерт в нью-йоркском Центральном парке в 1979 году, где наш герой снова выходит на сцену перед многотысячной ревущей толпой. К началу следующего десятилетия в жизни Кокера появились вторая жена и второй крепкий, а возможно, что и первый настоящий успех.

Вехой на пути обратно к жизни стал и концерт-79 в немецком Рокпаласте. Запись этого выступления — пожалуй, лучшее, что сделано в конце десятилетия, во время которого Кокер приобрел то сочное отсутствие голоса, которое знают сейчас на всех поп-радиостанциях. Потом был совместный хит с джаз-фанк-группой The Crusaders, номинированный на «Грэмми» и исполненный на церемонии награждения. Кардинально изменился аккомпанемент: на смену наждачному ритм-энд-блюзу, причудливому психоделическому соулу и даже регги, на который в начале 1970-х ломились афропоклонники, пришел полированный поп- и софт-рок.

В 1982 г. в дуэте с Дженнифер Уорнс Кокер покоряет американские чарты с медленной балладой «Up Where We Belong», за которой последовали другие песни в аналогичном стиле. Песня «Up Where We Belong», прозвучавшая в фильме «Офицер и джентльмен»,  окончательно вернула Кокера в высшую лигу. Песня стала первым номером в американском чарте Billboard и седьмым — в топе английских синглов.  Дальше посыпалось, как из рога изобилия: «Золотой глобус» за лучшую оригинальную песню к фильму, «Оскар» с той же формулировкой, премия британских кинокритиков, и, наконец, «Грэмми» за лучший поп-дуэт.
А впереди ждал еще один мировой киноуспех You Can Leave Your Hat On («Ты можешь остаться в шляпе») Рэнди Ньюмана, фильм «Девять с половиной недель», знаменитая сцена стриптиза, потом были Unchain My Heart («Освободи мое сердце») Рэя Чарльза, When the Nignt Comes («Когда придет ночь») Брайана Адамса, версия With а Little Help from My Friends, исполненная с Филом Коллинзом и Брайаном Мэем на юбилее королевы Елизаветы II, Summer in the Sity («Лето в городе») группы Lovin‘ Spoonful.
Джо Кокер был одним из немногих вудстоковских «ветеранов», который выступил (и, надо сказать, с успехом) на Woodstock '94. Малоизвестная песня Кокера «Woman to Woman» была переработана рэп-продюсером Доктором Дрэ для Тупака Шакура в суперхит «California Love», который возглавил Billboard Hot 100 и был включён в Список «500 лучших песен всех времён» журнала Rolling Stone. Также эта песня звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto: San Andreas на радиостанции K-DST.
В 2007-м бывший газовщик стал кавалером ордена Британской империи, хотя жить предпочитал в Колорадо. Там он выращивал томаты, разводил скот и держал ресторан.
Последние годы Джо Кокер много болеет. В сентябре 2014 года Билли Джоэл сообщил со сцены, что состояние здоровья Кокера неудовлетворительное. Скончался Джон Роберт Кокер 22 декабря 2014 года от рака лёгких в городе Кроуфорд (штат Колорадо, США),  где жил на уединенном ранчо вместе с супругой…
Вспомним сына своей эпохи - великого Джо Кокера и послушаем  еще раз его такой родной хриплый баритон…

Официальный сайт:
http://www.cocker.com/de-en/home
Фейсбук:
https://www.facebook.com/pages/-/145825968775494
Allmusic:
http://www.allmusic.com/artist/joe-cocker-mn0000149515

(По материалам из открытых источников и СМИ)


Рецензии
- Я песни Кокера любил,
И Боба Дилана, Том Джонса...
И до сих пор их не забыл,
А с ними Битлз, и Роллинг-Стонса...

Потом и АВВА полюбил,
Когда чуть-чуть моложе был...
- Схвачу, порой, аккордеон,
И начинаю петь, как он...

С улыбкой. Саша

Александр Жданов -Добромыслов   26.04.2021 07:25     Заявить о нарушении
Да, это незабываемо! Спасибо, Саша!

Игорь Лебедевъ   26.04.2021 08:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.