Не отпустила. Заложник любви и совести

Кубок мира по русской поэзии. Впечатления. Размышления. Диалоги.
Стихотворение 220. "НЕ ОТПУСТИЛА"
Автор: Наталья Санникова
* * *
Не отпустила. Грозилась повеситься.
Он остался.
Больше любила, наверно. Был весь в отца.
Первый. Старший.
Батю не помнили фотокарточки.
Спит пехота
где-то под Курском, лежит вповалочку.
Беззаботно.
Здесь – лебеда, трудодни да пахота.
Сон короткий.
Быстро взрослелось в черной рубахе той.
Бесповоротно.
Ближе к земле – проще выжить, казалось бы.
Он и выжил.
Ниже к земле без единой жалобы –
небо ближе.
Небо держалось, скрипело на избах трех.
И устало.
Вкрадчиво, как проступает на камне мох,
ела старость.
В том году засуха выгрызла дочерна
все живое.
Мать отправлял к городской ее дочери.
Под конвоем.
После до света курил под окошками.
Выла псина.
И тишина ртом немым перекошенным
голосила.
Всех поминала, кому не по возрасту
жмет землица.
И не ослабить тесного ворота.
Не откреститься.
Мать хоронили за тысячу верст. И он
не поехал.
Вязла деревня в осени островом
по застрехи.
Жар ледяной оседал в крови спорами,
белым сором.
Спрашивал землю и небо, скоро ли?
Вышло скоро.
В город свезли против воли. На химию.
Врач в палате
детям сказал: он не помнит имени,
неадекватен.
Все повторяет: откройте ставни, мол,
света мало.
И для чего ты меня оставила
…………………..………………………
Это стихотворение мне нравится всё больше и больше. Оно ведь тоже об избранности и назначенности. Неважно, кто избрал и назначил. Я читаю тему стихотворения как "заложник совести". Но и как избранник, жертва.
"НЕ ОТПУСТИЛА" убивает, не оставляет шанса. Это страшно, потому что узнаваемо. Не отпустила мать, не отпустил сын-инвалид, не отпустила надежда другого - НА ТЕБЯ. Не отпустила всегда "неблагодарная" малая ли, большая ли Родина ... и вот ты - заложник. У кого - у матери, сына, родины? Ни фига. У собственной совести. Подлинная героиня этого стихотворения -совесть человеческая. Много таких заложников я повидала в своих глубинках...То есть, даже и тема глубинки российской отступает перед темой "заложник совести". Сколько всего сразу встаёт перед читающим и узнаЮщим. Например, почему совесть выглядит в стихотворении едва ли не синонимом "слабость"?. Не потому ли, что совесть на неуглублённый взгляд - всегда в проигрыше?... Ну, тут поле для мыслей и горестных замет - немеряное... Оборву себя.
________________________________
Если кому интересно, я постаралась озвучить стихотворение. Не судите строго. Или судите. Вижу ошибки, но чем больше попыток, тем механистичнее прочтение. Как-то так. А самое первое чтение - не смогла закончить.
Ком в горле встал...
Я вдруг многое поняла в судьбе своей семьи. В её истории тоже случилось своё "не отпустила". Спасибо, Автор, за это узнавание и переосмысление истории собственного рода-фамилии.

Ещё из диалога с автором:
 
Знаете, в Вашем стихотворении нет ни грана вранья, и в то же время, оно написано виртуозно. Редкое, редкое качество.
"Если не задыхаешься от любви и боли, стихов не пиши",- сказал один мой любимый поэт. Но ведь так писать, это - разрыв аорты! Я так писала и реально умирала. Такие стихи редки. Особенно на фоне многочисленного словоплетения, изумностей, очевидного вранья в интонации, надуманности изображаемого чувства, заёмности всего и вся и поэтического косноязычия с претензией на "многослойность умысла".
Когда я читала стихотворение вслух, мастерство его исполнения просто смаковалось.
Перетекание смыслов, переливы значений от тезы к антитезе, чудесные рифмы, ритм, имитирующий интонации какого-то из северных(?) говоров, эти повторы - приём, играющий на впечатление живой речи рассказчика...
Создать впечатление живой речи при столь сложных сплошь" копирайтных" авторских(!) рифмах и уникальной ритмике - это мастерство, редкое, поверьте.
Только в живом языке одна мысль, как петли в полотне сцеплена с другой и переплетение их естественно, не натужно и не вычурно.
"Был весь в отца" из первой строфы сцеплено с "Батю не помнили фотографии" (чудесно!) - "под Курском спит пехота... беззаботно" / цепляет антитезу /"трудодни да пахота. Сон короткий"/- / "небо ближе"/ - поддевает крючком петлю /"небо держалось... на избах трех..."/
Так виртуозно работают эти повторы... Насколько они углубляют простоту трагедии и трагедию этой кажущейся простоты...
Я бы много могла сказать о мастерстве. Может, ещё и скажу. Да хоть рифмы перечислить- и то восторг!
....Очень рада Вашему отзыву. Переживала Ваше молчание: может, не в лад-не впопад, думаю... А так хотелось именно здесь не промолчать. И это неумолчание тоже не просто мне даётся.
Знаете, два моих любимых человечка, когда из них уходила жизнь (рак) оба (!) произносили это Ваше "Скоро ли"... Я, с 10-го раза справилась с дыханием на этом месте, когда записывала звук...
Вот, очень хотелось найти стихотворение Варлама Шаламова.
Стихи – это судьба, не ремесло,
И если кровь не выступит на строчках,
Душа не обнажится наголо,
То наблюдений, даже самых точных,
И самой небывалой новизны
Не хватит у любого виртуоза,
Чтоб вызвать в мире взрывы тишины
И к горлу подступающие слезы.
Спасибо Вам!
...Взяла в свой ЛОНГ-лист на 1-е место.

 Послушать в моём исполнении: http://mirmuz.com/mna


Рецензии
представилась война...очень ярко...хотя и не был там...замечательные строки...

Ананьев Сергей   23.12.2014 11:19     Заявить о нарушении
Да, замечательные. Приходите в первые дни Новогодья узнать имя Автора. Спасибо!

Наталья Малинина   24.12.2014 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.