кое-что можно сделать, но не всегда

зайди на сайт CueTracker и взгляни
на результаты какого-нибудь давнего турнира –
например, International Open 1993-го года –
и рядом с хорошо известными (Хендри, Дэвис,
Пэррот, Эбдон) именами увидишь незнакомые и удивишься –
в который раз – стремительному бегу времени:
прошло всего-то двадцать лет, а эти имена
забыты, как имена античных метателей копья,
легионеров. где эти люди? живы ли еще? и есть ли разница
в ответах «да» и «нет»? печально видеть имена актеров,
спортсменов, альпинистов, летчиков, танцоров,
поэтов забытых, чье имя встретишь лишь случайно
и, встретив, покачаешь головой.

но подожди, не сетуй. перечти, что пишут Пруст
и Рёскин о фигурке, вырезанной на портале
Руанского собора: она затеряна среди других фигур,
обычный камень, пока ты не посмотришь на нее
внимательно, – и этот взгляд вернет ей уникальность.

и это для тебя пример: не пожалей часов и поищи в Инете
сведения о снукеристах, чьи имена тебе встречаются
впервые, – и, может быть, узнаешь многое о них:
национальность, возраст, чем занимались, кроме снукера,
на ком женаты, их предпочтения в рок-музыке,
футболе, гольфе, дартсе, увидишь, может быть, их фото
на Твиттере, Фейсбуке, и если повезет – подружишься,
чтобы узнать побольше.

всего лишь час-другой – и ты вернешь им индивидуальность.
она была потеряна лишь для тебя, для постороннего.
но каждый человек в самом себе – монада,
и пока он жив, он уникален,
а когда умрет, настойчивый искатель способен воскресить его,
хотя бы в памяти, – здесь нужно лишь терпенье.

но если вовсе не останется следов,
это будет так, как будто та фигурка на портале
откололась, свалилась, и те, кому поручено следить
за территорией, отправили куски на свалку, –
не сохранилось ни зарисовок, ни фотографий,
ни описаний. Пруст и Рёскин опоздали,
и время взяло верх над памятью, сочувствием, умом.

–––––––––––––––––––––––
     «Объясняя впоследствии, чему Рёскин научил его, Пруст упоминал один из фрагментов работы «Семь светочей архитектуры». Одна из глав работы была посвящена Руанскому собору, и в ней, помимо прочего, Рёскин подробно описывает отдельно взятую каменную фигуру, вырезанную, как и сотни других, на одном из порталов собора… Для Пруста внимание, уделенное Рёскиным этому крохотному человечку, стало своеобразным свидетельством возрождение и воскрешения великого искусства. Пруст научился тому, как нужно смотреть и как оценивать маленькую фигурку, и тем самым вернул ее к жизни для следующих поколений». – А. де Боттон. «Как Пруст может изменить вашу жизнь».


Рецензии