1 12

1. Инновационность и предпринимательство. Предпринимательское управление, направленность на поиск новаций
Инновационность. Однозначного понимания данного понятия в науке не выработано.
1. Инновационность – научно-техническая новизна продукта, который через рынок присваивается обществом (акцент на научно-техническую новизну). Появление товаров, обладающих научно-технической новизной обеспечивается творческой предпринимательской деятельностью экономических субъектов, выводящих новинки на  рынок. Основатель направления – Йозеф Шумпетер определил инновацию, как:
• Создание нового товара.
• Создание нового метода производства.
• Открытие нового рынка.
• Открытие нового источника факторов производства.
• Создание новой организации отрасли.
Степень научно-технической новизны как определяющий признак инновационности, оценивать прежде всего технические и технологические аспекты объектов и уровень предпринимательской активности и успешности, обеспечивающий внедрение технических и технологических новшеств. Поэтому, данное методологическое направление уместно было бы назвать — предпринимательско-технократическим.
2. Б. Твис, Ф. Никсон и многие другие зарубежные и отечественные:  инновация — это товар, появляющийся в результате рыночных и научно-технических предпосылок. Соответственно он должен иметь две стороны — научно-техническую (качественную) новизну и рыночную востребованность. Инновационность – свойство общественно полезного продукта обладать одновременно научно-технической новизной и рыночной востребованностью.  Поэтому, условно, данное методологическое направление можно было бы назвать рыночно -технологическим.
3. Современное направление, которое исследует циклическую динамику социально-экономических систем, а в рамках концепции циклической динамики ставит вопросы об   инновационном развитии систем. Опирается на стремительно развивающуюся метатеорию  циклического развития систем. Н. Д. Кондратьев. Исходя из данной методологической позиции, инновационность — это системное свойство. А раз так, то:
• инновационность объекта всегда следует рассматривать  в рамках его системных взаимодействий.
• оценка инновационности объекта должна  производиться не как оценка его внутреннего свойства, а как степень влияния объекта на  внешние по отношению к нему объекты или системы.
• инновационное развитие системы — это не просто «улучшение отдельных показателей» системы — это изменение качества, или даже принципов внутрисистемных взаимодействий, и как следствие — необра-тимое преобразование системы.
Инновационность может иметь две формы — потенциальную и фактическую.
Фактическая  инновационность объекта определяется тем реальным вкладом, который он вносит в качественное преобразование социально-экономической системы.
Потенциальная инновационность объекта отражает предельно возможные качественные преобразования подсистем, а также внутри- и межсистемных взаимодействий, которые могут произойти при максимально благоприятных условиях для продвижения соответствующего инновационного объекта в системе.
Предпринима;тельство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Главными отличительными признаками предпринимательской организации являются: гибкость, адаптивность, динамизм, способность к непрерывным изменениям и обновлению.
Такое понимание и определение предпринимательства и предпринимателя легло в основу подхода, получившего название предпринимательское управление. Этот подход формируется как одна из наметившихся на пороге 21 века тенденций в управлении, одна из новых разрабатываемых концепций, наряду с другими новыми подходами, например, виртуальным управлением.
Термин "предпринимательское управление" начал использоваться в зарубежной литературе по менеджменту примерно в середине 80-х годов. В частности, в книге Питера Друкера "Предпринимательство и инновация".
Предпринимательское управление - это управление в условиях неопределенной и нестабильной внешней среды, характеризующееся стремлением к изменениям, поиском новых возможностей и высокой степенью риска в их реализации.
Цель –  постоянный поиск новых возможностей: в одном случае - для получения прибыли, в другом - для реализации новых идей, инноваций, в третьем - для развития организации, в четвертом - для умножения богатства общества и т.п.
Для достижения этой цели предпринимательское управление, как и любой другой вид управления, предполагает систематическую деятельность по реализации функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Особенность предпринимательского управления состоит в изменении роли функций и соотношения между ними.
Отношение к инновациям. Здесь выделяются следующие типы предпринимателей:
; изыскатель, это высшая степень инновационной деятельности, нахождение на острие научно-технического прогресса, проведение пионерных НИОКР
; инноватор, систематически осуществляет нововведения, но не всегда лидирует в области НИОКР и инноваций в своей сфере
; последователь, осуществляет имитацию нововведений, т.е. заимствует разра¬ботки других предприятий
; консерватор. вводит новшества в основном в целях обеспечения конку¬рентоспособности.
Предприниматель-изыскатель реализует в своей деятельности остро наступательную стратегию, предприниматель-инноватор — умеренно наступательную, предприниматель-последователь — имитационную, предприниматель-консерватор — реактивные инновации, придерживается оборо-нительной стратегии.





12. Классификация фирм по инновационному поведению
Компании по-разному участвуют в инновационных процессах, их деятельность различается по степени активности действий. Отечественный ученый Л. Г. Раменский предложил классифицировать предприятия и компании по четырем типам инновационного поведения: предприятия-виоленты (виолентное поведение); предприятия-патиенты (патиентное поведение); предприятия-эксплеренты (эксплерентное поведение); предприятия-коммутанты (коммутантное поведение).
Аналогичная классификация предложена швейцарским экономистом Х.Фризевинкелем, который проводит аналогию инновационного поведения компаний с поведением в животном мире: виоленты - львы, слоны, бегемоты; патиенты - лисы; эксплеренты - ласточки; коммутанты - мыши.
1. Виоленты – крупные компании, которые работают в стандартном бизнесе, применяют силовую стратегию, обладают крупным капиталом и высоким уровнем освоения территорий, крупносерийный и массовый выпуск, лозунг – недорого, но прилично.
; гордый лев – динамично развивающиеся компании, с четкой концентрацией и перспективным ассортиментом продуктов (высокое качество по доступной цене)
; могучий слон – менее динамично развивающиеся, большая диверсификация, устойчивы, мощный финансовый и произв. потенциал, работают с успешными товарами
; неповоротливый бегемот – чрезмерно диверсиф. компания, нет динамичности и сил.
2. Патиенты (хитрые лисы)  – ориентация на узкий сегмент рынка, удовлетворение потребностей, сформированных под влиянием моды, рекламы (дорого, зато хорошо)
3. Коммутанты – средний и мелкий бизнес, ориентированы на удовлетворение местного, национального спроса, приспосабливаются к местному спросу
- серые мыши – приспосабливаются, не инновационные
4. Эксплеренты – пионеры, изобретатели
- ласточки – небольшие, венчурные, главная цель – создание новых продуктов, риск (лучше и дешевле, если получится)


Рецензии