5 16

5. Понятие и содержание инновационных процессов
Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. сово-купности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии мас-штабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).
Инновационные процессы представляют собой крайне специфические объекты управления, требующие использования специальных приемов и методов подготовки и обоснования управленческих решений. Их специфика проявляется в следующем:
• комплексный характер процесса, предусматривающий необходимость выполнения большого числа взаимосвязанных разнородных работ — от проведения исследований до продвижения нового товара на рынков;
• низкий уровень технологической регламентации процесса вследствие его однократности и не повторяемости;
• неопределенный, вероятностный характер процесса и связанные с этим риски его участников;
• персонифицированный характер творческого труда участников процесса, определяющий высокую степень зависимости конечных результатов от индивидуальных условий и потенциальных способностей ис-полнителей;
• высокие темпы морального устаревания научно-технической информации, полученной в результате творческого процесса;
• нематериальный во многих случаях характер конечных и промежуточных результатов труда, выра-жающихся в новой научно-технической информации, сложность возникающих в инновационном процессе отношений собственности.
Факторы, влияющие на инновационный процесс:
; экономические
; технологические
; политические
; правовые
; социально-психологические
; культурные
; организационно-управленческие.
Этапы:
1. инициация инновации:
постановка целей, задач
поиск идей
технико-экономическое обоснование
2. маркетинг инноваций:
анализ среды
анализ рынка
СВОТ-анализ
поиск инвестора
выбор альтернатив
3. производство инноваций:
материализация идей в вещественной форме
4. реализация инноваций
5.продвижение
6. оценка экономической эффективности
7. диффузия инновации




16. Бизнес-планирование
Бизнес-планирование – это процесс описания и прогнозирования планируемых действий в бизнесе, а также анализ вероятности наступления желаемых событий и появления желаемых результатов.
Поэтому в процессе бизнес-планирования нужно различать четыре основных подпроцесса:
1. Прояснение и описание бизнес-идеи.
2. Сбор необходимой информации для анализа бизнес-проекта.
3. Проведение анализа на осуществимость бизнес-идеи и реализуемость бизнес-проекта.
4. Подготовка описательного документа – бизнес-плана.
В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких задач, как:
1) подготовка заявок существующих и вновь создаваемых предприятий на получение кредитов;
2) обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
3) открытие нового дела, определение профиля будущего предприятия и основных направлений его коммерческой деятельности;
4) перепрофилирование существующего предприятия, выбор новых видов направлений и способов осуществления предпринимательской деятельности;
5) составление проспектов эмиссий ценных бумаг;
6) выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
7) финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса (банкротства).
В рамках планирования решаются следующие задачи:
; распределение ресурсов предприятия;
; приспособление к внешней среде путем выявления различных вариантов деятельности предпри-ятия;
; обеспечение эффективной внутренней деятельности предприятия, учитывая сильные и слабые стороны своего развития;
; формирование структуры организации с использованием опыта прошлых стратегических решений и развития нового мышления управленческого персонала.
СТАНДАРТЫ:
; Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);
; Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);
; Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);
; Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;
; Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
; Министерства финансов РФ;
На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:
1. Титульный лист.
2. Резюме/Вводная часть.
3. Анализ положения дел в отрасли.
4. Сущность проекта.
5. План маркетинга.
6. Производственный план.
7. Организационный план.
8. Финансовый план.
9. Оценка рисков.
10. Приложения.
Разработку полноценного бизнес-плана инновационного/венчурного бизнес-проекта можно начинать с момента, когда бизнес-идея окончательно «вызрела» и получила материальное воплощение в виде ПРО-МЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА ПРОДУКЦИИ и технологии производства или в виде технологии оказания услуги.
Если существует только бизнес-идея или изготовлен ЛАБОРАТОРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОДУКЦИИ, то необходимо завершить экспериментальную стадию проекта и лишь затем приступать к разработке бизнес-плана.
Технология разработки бизнес-плана инновационного/венчурного бизнес-проекта отличается от раз-работки бинес-плана традиционного бизнес-проекта тем, что требуется более подробное описание новшества, нового продукта, новой технологии, а также сбор убедительной аргументации в пользу успешности выведения нового продукта на рынок.
Также спецификой бизнес-плана инновационного/венчурного бизнес-проекта является то, что его пользователями (оценщиками бизнес-проекта) будут являться венчурные инвесторы. Поэтому содержание и оформление бизнес-плана инновационного/венчурного бизнес-проекта должно являться формой активной презентации бизнес-проекта, направленной на представление бизнес-проекта венчурным ин-весторам.


Рецензии