6 17

6. Понятие конкуренции
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объектив-ными условиями:
; наличием множества равноправных рыночных субъектов;
; полной экономической обособленностью каждого из них;
; зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
; противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
; формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
; организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаи-модействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
; создание конкурентоспособной продукции;
; сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
; создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производ-ства.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
; обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить при-быль;
; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производите-лей;
; дифференциация  товаропроизводителей  (одни   выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
; давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соот-ветствии со спросом и нормой прибыли;
; ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
; стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Классификация:
; функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
; видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
; предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
; ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
; скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены по-требления товара
; незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (под-делка).
Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с не-предсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
; конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам
; конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка
; конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей
; конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства
; конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики
; конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.






17. Понятие лизинга, франчайзинга
Лизинг — это инвестиционный инструмент, позволяющий предприятию, не привлекая собственные ресурсы, произвести модернизацию основных фондов и получить новое необходимое оборудование или другие непотребляемые предметы.
Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.
Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Предмет лизинга — могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (кроме земельных участков и других природных объектов, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения). Предмет лизинга, переданный в пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя (лизинговой компании). Лизингополучатель становится владельцем предмета лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей.
Преимущества лизинга
1. Лизинг не предполагает единовременное привлечение крупных сумм собственных средств для за-купки предмета лизинга.
2. Лизинговые платежи распределяются наиболее удобным способом для лизингополучателя и соот-ветствуют срокам, когда компания уже начала получать прибыль от использования предмета лизинга, и он уже окупается.
3. Лизинг позволяет экономить денежные средства за счет налоговых преференций (налог на прибыль, зачет НДС, налог на имущество).
4. Лизинг является единственным способом применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. За счет этого балансовая стоимость имущества уменьшается в 3 раза быстрее и как следствие уменьшается сумма налога на имущество.
5. График погашения задолженности (график лизинговых платежей) отличается гибкостью. Лизингополучатель не производит выплат до ввода предмета лизинга в эксплуатацию.
6. Предмет лизинга может учитываться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. Если балансодержателем является лизинговая компания, то лизингополучатель получает возможность улучшить структуру своего баланса, за счет учета предмета лизинга на забалансовых счетах (кредит или прямая закупка этого не позволяют сделать).
7. Также, если предмет лизинга находится, на балансе лизинговой компании, у лизингополучателя от-сутствует необходимость переоценки основных фондов (в части предмета лизинга).
8. По окончании срока лизингового договора, лизингополучатель имеет возможность получить пред-мет лизинга по нулевой стоимости.
9. Договор лизинга составляется, как правило, на 2-3 года, что примерно соответствует сроку окупаемости предмета лизинга. В случае если предметом лизинга является оборудование с большим сроком окупаемости, то договор лизинга может быть заключен и на 5-6 лет. Не все кредитные организации готовы к таким срокам.
10. Получение финансирования через лизинг, значительно проще и намного реже требуется залоговое обеспечение. Так как лизинговая компания будет являться собственником имущества до окончания срока лизинга.
11. Из-за своей простоты, доступности и эффективности лизинг позволяет лизингополучателям поддерживать фонд средств производства в соответствии с современными требованиями рынка, что дает значительные конкурентные преимущества.
В туризме в лизинг передаётся чаще всего различное технологическое оборудование с высокими тем-пами морального старения, дорогостоящие машины, автомобили, морские и речные суда, самолёты, верто-лёты, вычислительная техника, а также здания, сооружения и т.д.
Франчайзинг – это организация бизнеса, при которой компания-владелец бренда (франчайзер) пере-дает независимой фирме (франчайзи) право вести аналогичный бизнес, использовать торговую марку и реа-лизовать продукт. Франчайзи при этом остается самостоятельным юридическим лицом.
Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.
Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
 Франчайзинг в туризмепредполагает выгодное для обоих партнеров сотрудничество: франчайзер по-лучает развитие и распространение своих технологий, а франчайзи – готовый турбизнес.


Рецензии