Умение видеть осень, бабье лето

ОСЕНЬ

 БАБЬЕ ЛЕТО
Но лето кончается, уходит от нас. Проводите его добрым поэтическим словом.
А ведь осень тоже приходит не сразу. Она высылает впереди себя замечательного
гонца – бабье лето!   А что такое бабье лето?
Конечно же, мечта об ушедшей любви, о молодости.

Удивительно интересное время - осень. Листва опадает, она совсем не такая,
как была летом. Взгляните на её окраску: жёлтая, голубоватая, палевая,  оранжевая или красная. Есть, конечно, и зелёные листки и зелень хвои. Бабье лето настолько необычное время по состоянию  природы, что хочется снова и
снова писать о нём. У меня не проходит и года, чтобы не появилось несколько стихотворений о бабьем лете.
Солнцем осени согрето,
Вскинув радужную бровь,
Наступает бабье лето –
Запоздалая любовь.

Сколько нежности и ласки
Всем нам дарит неспроста,
Те же звуки, те же краски –
Да пора уже не та!

Осень – пора раздумий. Осенью как бы подводишь итог всему сделанному.
А вслушайтесь, как шуршит сухая опавшая листва… Разве это не повод
для творчества?
Лист клёна на моей ладони,
Как друга верная рука,
А лес в густом тумане тонет,
А лес качается слегка…

А вот астры ещё горят в садах, а где-то цветёт душистый табак.
Осень хотя и «унылая пора», но всё же «очей очарованье»!
Пушкин отлично подметил два этих различных качества. Именно
они и дают возможность для размышлений  и для красочных стихов.
Это надо уметь почувствовать: начинается поворот жизни, поворот мыслей,
и он должен высказываться другими словами.


И вот, уже перед глазами другая картина осени –  стихи Николая Рубцова.
Осень! Летит по дорогам
   Осени стужа и стон!
Каркает около стога
   Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
   В зарослях пасмурных ив
 Лошадь идёт к водопою,
   Голову вниз опустив.
 Мелкий, дремотный, без меры.
   Словно из множества сит,
 Дождик озябший и серый
   Всё моросит, моросит…
 Жнивы, деревья и стены
   В мокрых сетях полутьмы,
 Словно бы ждут перемены –
   Чистой, весёлой зимы!

Здесь меня поразило прежде всего описание дождика: озябший и серый.
Это не часто случается, что поэт замечает не просто идущий дождь.
Чаще всего дождь в стихах описывают как нудный, надоедливый, моросящий.
Но вот озябший и серый! Это надо уметь заметить.
Я специально выписал полностью эти строки.
Тут видна большая наблюдательность поэта  и  его любовь к самой теме.
Для него осень не просто опавшие или опадающие листья. По дорогам летит
стужа и стон, озябшие вороны как бы ищут себе убежища возле стога.
А вот –  скользкая дорога и пасмурные ивы, мокрые сети полутьмы.
Вроде бы ничего особенного, сюжета нет, а картина деревенской осени
нарисована ярко, зримо!  Для создания подобных картин многословие и
не нужно. Вспомните хотя бы строки Некрасова:
Поздняя осень, грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели…

Всё, больше об осени нет ни слова. Но этого вполне достаточно, чтобы представить то, где происходит всё дальнейшее действие стихотворения. Талантливый поэт чувствует, до каких пор надо описывать картину осени.
Где-то важно дать широкое полотно, а где-то дать лишь несколько штрихов.
Это чувство меры – большое умение! Поэт должен владеть им в совершенстве.

Осенняя палитра очень богата. Она не хуже летней, хотя в ней нет бодрящей весенней свежести. Но зато она требует к себе очень пристального внимания.
Надо уметь почувствовать: начинается поворот жизни, поворот мыслей, и он
должен высказываться другими словами. Любить осень дано не каждому.
Есть такие состояния природы, которые наиболее дороги автору. Вспомним, что Пушкин любил осень, Блок – зиму. Лермонтов, насколько я помню, не описывал зиму, разве что в «Песне о купце Калашникове». Но есть авторы, относящиеся
с благоговением ко всем временам года.


Но вернёмся опять к умению видеть.
Это умение связано и с умением чувствовать.
Некрасов в приведённом выше отрывке хорошо почувствовал меру показа осени.
Да, именно в этом стихотворении, потому что в другом стихотворении
(Железная дорога)он даёт более обстоятельное её описание.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…

Невольно возникает вопрос: почему?
Почему описанию осени дано столько места в стихах? Ведь автор дальше
ведёт рассказ совсем о другом. Но вчитайтесь в первую строку:
«Славная осень!»  Это очень важные слова для понимания всего дальнейшего.
Если вы радуетесь осени, значит, надо уметь передать эту радость и читателю.
На слово о «славной осени» он может и не поверить. Автор должен доказать,
что его восхищение не плод творческой фантазии. И вот тут-то как раз и нужна наблюдательность: чем же «славна» осень? И автор убедительно показывает нам это.
Он хочет вас порадовать красотой этой осени! Но красота осени здесь как бы становится контрастом ко всему дальнейшему рассказу.

Поэт должен сопоставлять начало стихотворения с его дальнейшим развитием.
Так что изображение природы может быть и самоцелью, когда вы пишете только о природе; и – деталью, когда стихи посвящены другой теме. В противном случае получится мешанина, чепуха.


Конечно, у другого поэта восхищение осенью будет другим. Да что ходить далеко, возьмём «Осень» Пушкина:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою блистающей смиренно –
Так не любимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной.
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Я привёл здесь лишь одно из «доказательств» того, чем мила осень именно
Пушкину. Но как эти строки близки тому, что сказал Некрасов!
И тот и другой автор стараются показать читателю красоту осени, убедить
в своём чувстве. Но аргументы у них разные. Это говорит не только о различии характеров, но и об умении по-разному воспринимать красоту осени. Надо также отметить, что различия, по которым осень нравится двум этим поэтам, состоит
не в том, чтобы состязаться в умении видеть природу, а именно в различии характеров. Некрасов говорит только о той осени, которую он видит в данный момент, а Пушкин говорит об осени вообще. Это при чтении стихов надо помнить всегда.

Осень, как и другие времена года, никогда себя не повторяет, она всегда хороша или не хороша по-своему. Ведь пишет же Некрасов: «Нет безобразья в природе!».  Описывая осень, поэт должен уметь показать нам не только красоту природы, но
и «безобразье» –  дождь, слякоть, холодный ветер.Конечно, уметь это надо, но можно и не показывать такие вещи, тут всё зависит от настроения.
Стоит отметить, что Некрасов нам показывает, хотя и не называет это прямо, именно бабье лето.

А вот другой пример, как  бабье лето нам показывает О.Берггольц.
Есть время природы особого света,
Неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето
И в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится
Летучая, лёгкая паутина…
Как звонко поёт запоздалая птица! 
Как пышно и грозно пылают куртины.

Мне хотелось показать умение автора замечать именно такие вещи, о которых
у других поэтов я не читал. Берггольц сравнивает осень (бабье лето) с весной.
И это действительно очень схожие периоды в природе! Смотрите, и осенью и весной поют птицы, пусть и запоздалые.  Хотя мы привыкли говорить, что песни осенние  грустные. Тут многое зависит и от традиции их так называть, и от характера поэта. Кроме того, поэт замечает, что и осенью на клумбах пышно и грозно пылают цветы. Заметьте: не цветут, а именно пылают. Но как? Пышно и грозно! Словно
назло грядущей непогоде. Да, я и сам часто замечал буйство осенних цветов в деревенских садиках.

Бабье лето интересно ещё и тем, что не вся листва желтеет сразу. Маскарадный разгул красок создаёт в душе предчувствие чего-то прекрасного, ожидающего нас впереди. Писать об этом удивительном периоде одно удовольствие. Надо только быть очень внимательным к его оттенкам и  к своим чувствам. Это неплохо передаёт стихотворение Д.Кедрина. Вот его начало:
Наступило бабье лето –
Дни прощального тепла.
Поздним солнышком согрета,
В щёлке муха ожила.
Солнце, что на свете краше
После зябкого денька?
Паутинок мелких пряжа
Обвилась вокруг пенька.

Смотрите, поэт заметил муху в щёлке! Удивительная наблюдательность и умение
её использовать в стихах. А кто писал о паутинках осени, да ещё обвившихся вокруг пенька?! Скажете, какая мелочь –  муха, как противно! А стихи эта «мелочь» сделала яркими, живыми, близкими человеческой душе.

Эту тему «мелочей» невольно хочется продолжить, художественно развить!
Ведь и бисер и стеклярус – тоже, вроде бы, мелочь, пустяк. А в руках умелого человека они превращаются в произведение искусства. Посмотрите на них в музеях, полюбуйтесь.
Надо и в стихах уметь для любой мелочи найти  и место, и нужные слова –  создать для «мелочи» необходимое окружение.

Красоту стихам придают только мастерские находки автора, умение вставить
нужное слово в нужное место строки. Но для этого надо обладать не просто талантом версификатора, но и умением чувствовать слово, его внутренний
смысл, его звучание в соседстве с другими словами.  Посмотрите, вот как
к теме бабьего лета подходит другой талантливый автор – Пастернак:
Лист смородины груб и матерчат.
В  доме хохот, и стёкла звенят,
В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опалён.

Удивительно, какие стороны этой начальной поры осени могут нам показать внимательные авторы! Пастернак говорит о заготовке овощей на зиму.
Тоже кусочек повседневной жизни, кусочек быта, как и у Кедрина. Но как
это расцветило тему, наполнило её запахом и вкусом: смородина, уксус
(маринад), гвоздика.  Именно бытовые детали и рождают национальную форму поэзии. Почему же авторы интернета так боятся  этого?  Только от неумения чувствовать красоту стиха, видеть все мелкие детали осенней поры,
непонимания внутренней наполненности русского слова. 

Почему так приятно читать стихи разных авторов об одном и том же времени года?
Да только потому, что в бабьем лете они умеют находить массу красивых деталей. Это не просто «хрустальный день», как у Тютчева, не просто «славная осень»,
как у Некрасова. Нет, они видят, что осень не только время года, но ещё и время деятельности человека, его подготовка к наступлению зимы. А сюда входит и время уборки урожая, и сенокос, и заготовка овощей и фруктов. Но осень – это ещё и время свадеб.  Надо видеть не только то, как готовится к зиме природа, т.е. всем известный листопад, увядание красок, но и деятельность нас, людей.
Мы тоже часть природы и этого  забывать нельзя!   

Вот, как описывает свадебную пору  Твардовский в поэме  «Страна Муравия»:
Стоят столы кленовые.
Хозяйка, нагружай!
Поспела свадьба новая
Под новый урожай.

Поспела свадьба новая
Под пироги подовые,
Под свежую баранину,
Под пиво на меду,
Под золотую, раннюю
Антоновку в саду.

Только вслушайтесь в звучание каждого слова, каждой строки!
Здесь не просто собраны все приметы свадебной поры, нет.
Это и гимн осени: новый урожай, свежая баранина, золотая антоновка.
А кто из современников знает смысл слова «подовый», когда автор говорит
о пирогах?  А ведь это нижняя часть деревенской печи! Слово, которое  было
широко известно в русских сёлах. Подовые пироги самые вкусные! 
Я не впервой читаю эти строки и снова восхищаюсь ими. Здесь мастерство автора проявилось в полную силу. Конечно, одному поэту невозможно создать цельный портрет бабьего лета, но все вместе взятые авторы могут! Но и в таком случае для будущих поэтов остаётся   немало богатого материала для творческой работы.  Так проявите своё мастерство, своё умение видеть прекрасное.

В заключение приведу стихи Арсения Тарковского «Перед листопадом» (1929 г.)
Посмотрите, сколько интересных, никем ещё не использованных образов рождается под пером чуткого человека, сколько всевозможных раздумий дарит ему сама природа. В самом первом куплете мы встречаем такое сравнение, как «оторопь жёлтой листвы». Такое можно только увидеть-пережить, а не придумать; как и «шорох осени» – его можно лишь услышать-ощутить…
Вчитайтесь в эти строки:

Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь жёлтой листвы под окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моём.

Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потёмках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.

Если считаться начнём, я не вправе
Даже на этот пожар за окном.
Верно, ещё рассыпается грваий
Под осторожным её каблуком.

Там, в оконном тревожном покое,
Вне моего бытия и жилья,
В жёлтом, и синем, и красном – на что ей
Память моя? Что ей память моя?



2013 – 2014 г.


Рецензии
1-Хорошая подборка и разбор+

2-http://www.stihi.ru/2015/09/29/1560
а это моя" Золотая осень.Бабье лето".
Просто,конечно,но про "бабу на сносях"
не встречала)))
с теплом.

Астра 5   28.10.2017 08:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.