Россия... от Киева до Москвы

              Думаю, что прежде  всего следует уточнить, что Киевскую  Русь за два века её существования никому не удавалось ни завоевать,  ни победить вплоть  до конца XI века. Пока  уже к середине XII-го  она сама не  разделилась на 18 княжеств (по летописной терминологии «земель»), каждое из которых  соперничало и претендовало на статус Столичного княжества, образуя вокруг себя различные союзы.
              В целом, Русь в этот период находилась в процессе соперничества четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от них.
              Примерно с этого времени и происходит деление Руси  на  три части: Великую, Малую и Белую. Так,  например, союз центральных княжеств: Киевское, Владимирское, Суздальское, Московское, Рязанское и Муромское  именовались Великой Русью. Белой изначально именовались северные земли Руси.
              А территории западнее и  южнее Киева, а точнее области:  Черниговская, Полтавская,  Подольская, Угличская, Волынская, а так же области Галиции, Бессарабии и Херсонщины назывались Малой Россией.
              Правда, была ещё и  Чёрная Русь. Находилась она в подчинении у Даниила Галицкого, который захватил всю землю Литовскую и Нальшанскую с городами Гродно, Волковыск, Слоним. Но просуществовала она не долго, потому что вместе с Белой Русью была вскоре завоёвана Великим Литовским княжеством.
              Запустение и оскудение юго-западных  земель  Киевской  Руси стало происходить  в начале XIII века, но не из-за междоусобиц княжеских, а по причине опустошительного  татаро-монгольского  нашествия на Русь в 1237 году  хана Батыя.
              Так, начиная с  1260-х годов  Русь оказалась под властью сначала великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды,  вплоть до 1380 года, до победы над татарами русского войска во главе с Дмитрием Донским.  Татарское нашествие разорило и опустошило города и сёла земли юга России и  побудило славянские народы к вынужденной миграции на восток,  поиску и освоению более надёжных и безопасных территорий в глубине евразийского континента.
              Начиная с 1299 года Киев окончательно утрачивает свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита,  которая вслед за своим приходом переезжает вглубь континента, сначала во Владимир, а потом в Москву. Летописцы отмечают, что после очередного нашествия в 1240 году  в Киеве насчитывалось всего лишь около двухсот домов. Оставшиеся в живых горожане терпели страшную нужду и  бедствие. Кроме этого, по опустевшим землям,  ослабленной и разорённой  степной  территории Киевской Руси безнаказанно хозяйничали   и её  традиционные   враги-соседи:  печенеги, половцы, тюрки и другие  инородцы. Но, всё  же большей опасностью для земель русских оказались не они. Пока татары подавляли свой внутренний мятеж  строптивого Ногая, и им  было не до военных походов, литовцы, воспользовавшись слабостью Руси,  активно начали овладевать этим регионом. На обескровленные, более чем столетним господством кочевых поработителей  юго-западные русские  земли,  пришли новые завоеватели — польские и литовские феодалы.
             Одним из первых, кто начал проводить свою завоевательную политику на Руси был литовский князь Гедимин. Первым его завоеванием стала Черная Русь - местность около города Гродно,самая западная часть Руси.  Затем Гедимин подчинил русские города, ныне относящиеся к Белоруссии: Полоцк, Минск, Витебск и вторгся на Волынь и в Галицию.
             Сил у галицких (русских) князей было настолько мало, что они не могли сопротивляться должным образом  ни то  что  татарам,  литовцам, или полякам, но даже и малочисленным венграм. Тем не менее  Гедимину Галицию не удалось подчинить. Но помешали ему в этом вовсе не  галицкие князья.  Слишком много в ту пору было претендентов на русские земли. И в результате череды мелких войн  за русские территории  между поляками, венграми и литовцами, Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. На очереди был Киев.   
             И вот, в  1321 году в битве на реке  Ирпени  киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, терпит окончательное поражение от литовцев и признаёт  себя вассалом литовского князя Гедимина.
            Так описаны эти события в летописи Быховца (хроника Великого  княжества  Литовского до 1506, составлена в середине XVI в.  на  белорусском  языке, важный источник по истории  Белоруссии,  Литвы,  Украины,  России.  Названа по  имени  владельца—помещика И. Быховца): «…князь Гедымин пошол со всеми силами своими до Киева. Обляже город Киев, и Кияне почалися ему боронити, и лежал князь великий Гедымин под Киевом месяц. А затым здумали с собою горожане Киевские, иж моцы великого князя больш терпиты не могли без господара своего, великого князя Станислава Киевского, и услышали то, иж господарь их, князь Станиславль, утек от Гедымина, и войско все их господаря побито, и в них заставы никоторое князь их не зоставил, и оны, змовившися одномыслне, подалися великому князю Гедымину; и шедши з города со кресты: игумены, попы и дияконы, и ворота городовыя отворили, и стретили великого князя Гедымина честно, и вдарили ему чолом, и поддалися служити ему, и присягу свою великому князю на том дали, и били чолом, чтобы от них отчин их не отнимал; и князь Гедымин при том их зоставил, и сам честно в город Киев въехал».
             Поскольку никакой надежды на помощь не было, киевляне подчинились великому князю Гедимину на основе вассалитета: все "имения" были оставлены за ними, а князья киевские стали просто "подручниками" литовского князя Федора  Корятовича из династии  великих литовских князей  Гедиминовичей, которые не боялись жениться на русских княжнах и родниться с прямыми потомками  Рюриковичей из Турово-Пинской земли и тем самым продолжать, хоть и формально, но наследовать правление русскими землями по праву княжеского рода.
           Потому-то (теперь уже литовский) Князь Галицкий и Волынский, король Юрий II Болеслав  из рода Гедиминовичей в грамоте к великому магистру Немецкого ордена Дитриху, от 20 октября 1335 года и называл себя «dux totius Rusi; Minoris» («князь всея Малыя Руси»), т.е. завоёванные русские земли они считали не военными трофеями и не вражеской землёй, а своей Родиной.
           Именно Король Юрий II Болеслав и был последним ЗАКОННЫМ династическим наследником земель Малой Руси. Но, к великому сожалению, он так и не успел оставить после себя потомства, потому что в 1340 году, за попытку ввести на завоёванных русских землях католичество, был отравлен православными галицкими боярами.
           Вот так уже  без своих князей, войска и воевод, русский православный народ, сам, как мог, продолжал сопротивляться нашествию иноверцев, защищая и своё отечество, и свою веру. И свой по родству мог оказаться для них чужим по вере.
           На смену Болеславу Гедимин  был вынужден поставить на  Киев  своего двоюродного  брата Фёдора. Почти все потомки Гедимина и соратники Витовта, неохотно принимали католичество. Литовские князья, завоёвывая Русь, невольно проникались русской  пассионарностью. В результате завоевания Руси, одна часть династии литвинов приняла католичество, а другая сочла для себя более приемлемым православие.
           Католическая церковь усмотрела для себя в этом факте большую опасность. И чтобы окончательно не утратить своего влияния на завоёванных русских землях  на собрании трёх больших посольств – Великого Литовского княжества, Польши и Венгрии, состоявшемся в 1385г. в Крево предложили участникам заключить между собой мирную унию и объединиться в единое государство. Переговоры велись без торопливости, и наконец, к 14 августа были выработаны "Обязательства Ягайло". (Ягайло(1362 — 1434) — князь витебский, великий князь литовский и король польский, под именем Владислав II, внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда и тверской княжны Иулиании).
Основная суть обязательств заключалась в том, что Великий князь за получение королевской короны объединённого польско-литовско-венгерского государства обязан был  принять католичество и обратить в эту веру всех своих родственников и подданных,принявших православие, покрыть нанесенный Польше ущерб от литовцев, отвоевать все захваченные татаро-монголами польские земли, а так же «…Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского».
           На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены основные условия унии:
           1. объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его.   
           2. населению белой Руси (в качестве исключения) была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.  
           3. установить традицию - возводить на польский трон только католика.
           Так, ради "великого мира" среди завоевателей и своей большой должности, православный Ягайло-Яков совершил своё духовное предательство и крестился по католическому обряду, чтобы получить себе новое имя – Владислав, и новую должность. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и все его родственники. Став полноправным властителем объединенной Польши и Литвы  Ягайло приказал и всем нехристианам Литвы принять католичество. В этом и была основная суть Кревской унии.
           Однако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Особенно те литовцы, которые уже связали себя с православием. И поэтому дальнейшее завоевание русских земель проходило преимущественно под флагом наступления католической церкви на православие. Кревская уния запустила процессы не только включения русских земель в состав Великого княжества Литовского, но явилась началом целенаправленной государственной политики, обслуживающей интересы католической церкви, поставившей своей целью вытеснение православия из южных русских земель.
           Таковыми  были  последствия  пассионарного  разрыва между Европой и Россией, произошедшего в 1054 году, порождённого захватнической и агрессивной политикой католической Папской церкви.
           Постепенно  днепровские земли из центральных земель Киевской Руси стали превращаться в восточную окраину сначала Литовского княжества, а позже  и всего соединенного Польско-Литовского государства. Вот с этого времени в исторических документах  европейских государств захваченные русские земли уже перестают именоваться европейскими монархами, как земли Малой Руси. Они их начинают считать СВОИМИ.
           Между тем Столица Византийской империи и всего христианского православия, Константинополь, в 1453 году  была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II Великолепного. Это  событие ознаменовало окончательное падение Восточной Римской империи, последний византийский император  Константин XI Драгаш пал в битве.
           И хотя татарские правители продолжали свои опустошительные вторжения и наносили материальный урон Руси, всё-таки  большую  угрозу для русской соборности или, как писал Лев Гумилёв,  пассионарности русских,  представляли не они, а набирающая силу католическая Речь Посполитая.
             Утратив Киев, в качестве своей столицы, а Константинополь, как свою духовную родину, Россия, вместо того, чтобы окончательно раствориться и рассеяться под натиском двойного ига, не только не отчаялась, но напротив, сплотилась и усилилась, определив православие своей главной  духовной ценностью, а Москву - единственной  наследницей и преемницей  Византийского престола. Такое духовное сплочение позволило русским во главе Московского княжества  достичь такой военной и политической мощи, с которой уже не могли совладать, сначала ослабевшие от междоусобиц татарские ханы, а затем и объединённые силы Литовско-польско-венгерского государства.
             Почему же именно Москва сумела завоевать авторитет и объединить вокруг себя Русь, сплотив её в единое государство?
             Ну, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что именно при Великом московском князе Иване III Васильевиче  в 1476 году Москва отказалась от уплаты дани. А в 1480 году, после  знаменитого «стояния на Угре»,  когда хан Большой Орды Ахмат уклонился от сражения с русским войском, благодаря стойкости  Москвы  татаро-монгольское иго на Руси было окончательно свергнуто. В то же время на Московский престол Иван III вступил  будучи женатым на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единственной наследнице утраченного Византийского престола. Тем самым Иван III, Москва и Русь стали прямыми наследниками духовного центра всего православного христианства. Великого князя Московского стали именовать по византийскому образцу царем и автократором (самодержцем).
             Гербом Русского государства становится византийский двуглавый орел, который Софья Палеолог привезла с собой в Россию на своих регалиях. При царе Византийском Константине Великом, принявшим его ещё в 326 году, он именовал  собой знак “симфонии” двух властей, духовной и светской. 
             Русь же с утратой своей Столицы-Киева, и падением Константинополя - II-го Рима, не растворилась среди бескрайних просторов среднерусской равнины и окончательно не распалась, а вопреки мечтаниям её многочисленных врагов, наоборот, став единственной наследницей православия, духовно окрепла, и обрела себе новую Столицу-Москву, ставшую теперь единым центром духовной и светской  власти России.  Всё с точностью, как и мечтал Константин Палеолог Великий.И, видимо, совсем не случайно с тех пор за Москвой  закрепилось  определение «Третьего Рима». И не смотря на то, что Россия - государство светское - в духовном (пассионарном) смысле значение и роль Москвы, как новой Столицы и центра мирового православия, остаётся не утраченным и сегодня. 

             Чтобы суметь ответить на вопрос: «С  чего начинается Родина?», прежде следует  обратиться  к истории жизни своих предков.  Для начала нужно принять в наследство политую их кровью родную землю. Вспомнить их имена и их подвиги.   
             Сначала нужно научиться их стойкости и бесстрашию,  их умению бороться, защищать и отстаивать право жить на земле своих предков и исповедовать свою веру.
             Чтобы понять «с чего начинается Родина?» - нужно всегда помнить и знать о цене, которую заплатили твои предки за право называть землю, где ты, их потомок, родился - СВОЕЙ  Родиной.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.