Система. Побочное действие. Противопоказания

С самого раннего детства пресекаются любые попытки быть самостоятельным: нельзя ничего трогать, не нужно оказать помощь взрослым, потому, что придется только все переделывать, нельзя делать то, что не делают другие, так как «люди так не делают»…Потом мы ведем ребенка в детский сад. А там, как и в любой системе, существуют установленные нормы поведения, распорядок дня, расписание занятий. Всё, все решения приняты, ничего не нужно придумывать, ты в «надёжных» руках, можешь расслабиться.
Тебе сообщат, когда ты должен рисовать, когда писать буквы, играть с другими детьми, а когда отправиться на прогулку и не важно, что ты этого не хотел и это вообще не твое, зато это удобно взрослым. Ведь гораздо труднее каждый день отвечать на новые вопросы, ориентироваться на индивидуальный путь растущего человека, видеть, что у него может не быть сегодня настроения творить, возможно, этот день он должен провести с мамой, потому что осень, дождь, немного грустно и так хочется говорить с самым любимым и надежным другом о своих чувствах. Но это не главное, главное – система, она сама решит за тебя, что и когда ты должен делать и что чувствовать.
Волевые качества как проявление сильного характера все реже встречаются у современных людей. Но мы сами способствуем этому: не имея возможности принимать решения, получив систематизированную жизнь, человек утрачивает способность что-либо решать вообще.
Школа, колледж, ВУЗ, работа…
В итоге наступает сначала частичная, а потом и полная атрофия чувств, волевых качеств и какой-либо индивидуальности.
Пустота внутри… тебя просто нет. Ты – продукт системы, ты – часть огромного механизма, тебя используют. Конечно, и ты не остаешься в стороне: работаешь, получаешь зарплату, тратишь деньги на себя, свою семью, однако нет удовлетворенности от жизни…
Счастлив человек, имеющий хобби, ведь зачастую именно в занятиях «для себя» мы можем приблизиться к своему внутреннему Я. Однако и хобби может быть навязано культурой и быть проявлением невротичности или слабости характера: мужчина должен заниматься спортом или увлекаться автомобилями, а женщина – рукоделием или кулинарией. Если все наоборот, это будет вызывать в лучшем случае неодобрение.
Но многие люди не имеют таких занятий. И тогда, мы получаем тревожную личность, человека, который, оставаясь наедине с собой, чувствует пустоту, и он не в силах ее заполнить.
Если внутренний мир человека представить в виде уголка природы, то можно сказать, что зачастую внутренний мир современного человека представляет собой пустыню. Да, там тепло, просторно, даже солнечно, но пусто, безлюдно и все время мучает жажда… жажда чувств, переживаний, творчества, единения с близкими людьми.
Что же делать? Как изменить внутренний пейзаж? И можно ли вообще что-то изменить?
Чтобы превратить пустыню в оазис, приспособленный для жизни, мы должны сделать невозможное. Нам понадобится вода (вдохновение), почва (внутренний стержень), растения (творчество). Но вода просочится в песок, почва без воды не станет плодородной, растения не приживутся… А это значит, что взрослому человеку будет необычайно трудно найти путь к себе, стать тем, кем он мог бы стать, если бы не давление со стороны системы. Значит, мы должны действовать с самого раннего детства, чтобы не допустить превращения нашего внутреннего оазиса в пустыню.
Вырабатывая навыки ухода за собой, правильного питания, уборки дома, помощи родителям, вежливого общения, не забывайте о том, что все это придумано когда-то людьми, которые могли ошибаться. Изучите культуры других стран и народностей и вы увидите, насколько ваши правила имеют свой национальный характер: то, что для вас имеет здравый смысл, абсолютно не имеет его в другой стране. Поэтому не ругайте, не унижайте ребенка, если он не подчинился вам, не заставляйте его выполнять то или иное правило, спокойно объясните ему, почему нужно делать именно так, и не забудьте делать так сами, иначе он будет противиться или не поверит вам, и вы получите первые признаки отчуждения, непонимания, а это может привести в последствии к полному отдалению от вас ребенка.
Поддерживайте любые проявления творчества вашего ребенка, не спешите исправлять то, что он нарисовал, слепил, вырезал из бумаги, не забывайте – вы уже жертва системы, вы больны системой, но ваш ребенок пока нет.
Не скрывайте своих чувств, научитесь говорить о них, и вы поможете вашему ребенку понимать что с ним происходит в данный момент и ему не придется идти к своему внутреннему Я таким же нелегким путем, каким идете к нему вы. Говорите: я огорчен, я сержусь, мне грустно, я растерян, мне стыдно, я радуюсь, мне страшно, мне весело, я скучаю, мне одиноко, я горжусь, или я хочу тебя обнять, я хочу побыть один, я хочу с тобой провести время и т.д.
Позвольте ребенку жить с той скоростью, которая есть в его природе: не торопите медлительных, не останавливайте активных, иначе есть риск возникновения неврозов, ребенок будет чувствовать, что его не принимают таким, какой он есть.
Стать ближе друг к другу вам поможет какое-нибудь совместное баловство с ребенком: гулять под дождем, забраться в пододеяльник, рисовать ногами, поменяться на время игры ролями «родитель - ребенок», придумать новую игру. А лучше предоставьте возможность придумать как шалить ему.
Любуйтесь своим ребенком чаще: если вы ежедневно будете уделять любованию хотя бы пару минут, вы не только получите непередаваемое удовольствие от созерцания (рассмотрите лицо ребенка, волосы, погладьте по голове, посмотрите как он двигается, подумайте от какого члена семьи достались те или иные внешние и внутренние качества), но и приблизитесь на один шаг к себе, вспомните каким были в детстве, полюбите своего внутреннего ребенка и наконец-то позволите себе стать свободным.


Рецензии