Империя в последней войне - картины Павла Рыженко

Первая посмертная выставка работ Павла Рыженко «Империя в последней войне» в зале Российского военно-исторического общества (Лаврушинский переулок, дом 7, стр. 1, проезд до станции метро "Третьяковская") продлена до 18 января.

События, которым она посвящена – Первая мировая война, падение Российской Империи  - революция и гражданская война в России, убийство Царской Семьи.
Павла Рыженко, без сомнения,  можно назвать выдающимся художником нашего времени. Трудно сделать однозначные выводы, какие из его полотен являются главными, а какие – второстепенными: каждое отражает определенный этап нашей истории и взгляд на него не мимолетный, а проникающий в душу. Когда зритель возвращается к картине, с течением времени восприятие становится все глубже, и творческий замысел художника по-новому раскрывается при мысленной беседе с героями сюжета. Полотна создают эффект не просто присутствия, но участия в каждом из событий, заставляют зрителя задавать себе вопрос, где и на чьей стороне оказался бы он сам, сообразно с историческими событиями и личным духовным состоянием.

Пример – «Прощание с конвоем». Государь Николай II после того, как генеральская верхушка потребовала от Него отречения, на станции Дно надеется получить поддержку у конвоя, но уже из окна вагона видит состояние недавно верных ему воинов. Они, повязав на грудь алые банты, лихо отплясывают чечетку.

Впечатление такое, словно Павел сам видел глаза преданного приближенными и даже личной охраной Государя.
Один из офицеров конвоя стоит спокойно и гордо – он свой выбор сделал, большинство – от стыда не могут поднять глаза, еще один упал на колени перед Царем.

Другой пример – картина «Дворник». Тихо падают листья с лип. Дворник метет осеннюю землю. Стол с самоваром: хозяева только что пили чай и незаметно ушли. А за решеткой осеннего сада притихло, притаилось «чудовище» — бесноватые с красными бантами и винтовками. Смерть уже стоит за спиной у старого солдата, но он метет. Он продолжает Служить. Эта картина нашла следующий поэтический отклик.

Дворник. 1918 год (Надежда Радченко)

 На картину П. Рыженко

          "Наши были часы сочтены"
                (А.Ахматова)

Как будто только-только здесь в саду
 Неспешно завтракали господа.
Но по России в том неистовом году
 Пронесся смерч. Исчезло навсегда
 Дворянских гнезд уютное тепло -
Подобно листьям осени сухим,
Дворянство русское по свету размело.
Иль колесом война прошлась по ним.

Сад опустел. Лишь дворник, как и прежде,
Старательно метет в саду аллеи,
О господах уехавших жалея,
Их возвращенья в тщетной ждет надежде.

Еще покуда не разграблен сад.
Но листья желтые
                летят,
                летят,
                летят...

http://www.stihi.ru/2010/01/14/2167

Анастасия Рыженко после перехода Павла в Вечность продолжает дело супруга, повествуя зрителям о запечатленных сюжетах через призму истории нашей великой, но многострадальной отчизны.

Глубокая вера, любовь к Родине и надежда на возрождение Святой Руси, доскональное знание истории в сочетании с высоким уровнем исполнения в стиле классического реализма – все это воплощено в полотнах Павла Рыженко, которые художник с помощью данного ему Богом таланта сделал духовным отражением истории и проповедью любви к Вере, Царю и Отечеству языком живописи.

Фонд, посвященный творческому наследию Павла Рыженко: павел-рыженко.рф


Рецензии
Видела д/фильм о его творчестве.

Вечная память р. Божьему Павлу...

Наталья Данилова Кусова   26.06.2015 16:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.