Работа в каменоломне. Ницше - одним файлом

ночная вахта – искусство и ночь – разум – отношение к жизни – теорема о ранге – авантюра – мудрость Силена – из любви к правдивости – небывалый мороз – поэт и скульптор – несколько «если бы» для Ницше – Ницше в саду – утро на пять – одиннадцатый том – угодить богине – срединный мир – комфорт странников – внутреннее море – новый фронт – сойти с ума – преследуемый – похвала с оговорками – под землей – перемена образа жизни – мой вожатый – одинокие алмазные скалы – годовщина – химера – сомнительное утверждение Лютера – хроника обычного утра – не упоминать Гартмана – Пёс и конь – по ту сторону пролива – письмо Ницше – видеть невидимое – о пользе сочинений Ницше – три филистера – неудавшийся визит – последние почести – избегая приключений – проблемы с верификацией – героизм правдивости – участь животного – странное поведение Ницше – последствия кризиса – будь тем, кто ты есть – работа в каменоломне –  иллюзорность внешнего мира – ты не философ

==========================================

НОЧНАЯ ВАХТА

свеча,
латинский словарь
и Саллюстий
по левую руку,
по правую –
стакан и бутылка
грога.

ты – моряк.
перед тобой – бескрайнее
море.

воля твоя не спит,
и голова кружится больше
от желания овладеть
совершенным слогом,
чем от действия
алкоголя.

––––––––––––––––––––––––
     «Довольно странно, что при этой способности разлаживаться от самых малых, до предела разбавленных доз алкоголя, я становлюсь почти моряком, когда дело идет о крепких дозах… Написать, а потом еще и переписать за одну ночную вахту длинное сочинение на латыни, с честолюбием в слоге, стремящемся подражать в строгости и сжатости моему образцу Саллюстию, и потягивать за латынью грог самого тяжелого калибра – это, уже в бытность мою учеником почтенной Шульпфорты, вовсе не противоречило моей физиологии…». – Ф. Ницше. «Ecce homo». «Почему я так умен. 1».


ИСКУССТВО И НОЧЬ

загляни человеку в глаза и увидишь ночь – такую, какой не увидишь в глазах зверей. искусство – это цветок, чьи корни прячутся глубоко в ночи. самый хитрый зверь не может отыскать этот цветок – как и самый хитрый человек. ум и хитрость – мерцающие свечи, которыми люди пытаются осветить ночь. но тот, кто ходит со свечей, никогда не создаст в искусстве ничего стоящего.

––––––––––––––––––––––––––––
     1. «Эта ночь видна, если заглянуть человеку в глаза – в глубь ночи, которая становится страшной; навстречу тебе нависает мировая ночь». Г. В. Ф. Гегель. «Иенская реальная философия».
     2. «Ученость, осознанное знание и многознание – сущий тормоз на пути развития современных искусств: ведь всякий рост, всякое становление в царстве искусства должны вершиться в глубокой ночи». – Ф. Ницше. «Греческая музыкальная драма».


РАЗУМ

промышленник
нефтедобытчик
роет скважины
тянет трубы
осушает глубины
оставляя
после себя
пустоту

–––––––––––––––––––––––
     «Этот сократизм презирает инстинкт, а, значит, и само искусство». – Ф. Ницше. «Сократ и трагедия».


ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ

если ты увидел жизнь как она есть
ты увидел Чужого

монстр хищный неуязвимый
пожирающий индивидов
прожигающий их своим соком
насквозь

испугавшись ужаснувшись
ты поспешишь загородиться от него
киноэкраном
словно щитом Гефеста

а восхитившись позволишь ему
соединиться с тобой
в чудовищном невероятном экстазе
вберешь в себя частицу Чужого
сам станешь Чужим
как лейтенант Эллен Рипли
в одной из серий
этой захватывающей
франшизы

–––––––––––––––––––––––––––
     1. «Трагедия, возникшая из глубокого источника сопереживания, по природе своей пессимистична. Жизнь для нее совершенно ужасна, а человек совершенно глуп». – Ф. Ницше. «Сократ и трагедия».
     2. «Дионисийское искусство... основывается на игре с опьянением, экстазом». – Ф. Ницше. «Дионисийское мировоззрение».


ТЕОРЕМА О РАНГЕ

Ранг человека определяется степенью его независимости. Ранг общества определяется рангом тех, от кого зависят все остальные.
 
––––––––––––––––––––––
     1) Теорема о ранге матрицы – теорема линейной алгебры.    
     2) «Есть слово, которое в век “равного права для всех” звучит неприятно: это ранговый порядок». – Ф. Ницше. Черновики и наброски. Апрель-июнь 1885.


АВАНТЮРА

авантюра начинается там
где предпочитают опасность

где ходят опасными путями
мыслят опасно
и ложатся в постель
только с опасными женщинами

авантюра уворачивается
от красивых рук
раздающих благословение

авантюра
поддается всем искушениям
кроме одного
искушения безопасностью

––––––––––––––––––––––
     «К папе: у тебя красивые руки. Руки человека, раздавшего много благословений». – «добрый европеец: “Я совершил все преступления. Я люблю самые опасные мысли и самых опасных женщин”». – Ф. Ницше. Наброски и черновики. Осень 1884 – начало 1885.


МУДРОСТЬ СИЛЕНА

прогуливаясь среди холмов Энгадина,
Ницше чувствует, как у него вырастают крылья.
взмах – и он поднимается к Солнцу.
по пути он бросает очки, и они падают вниз,
сверкая.

внизу их ловит Силен – и осторожно кладет на траву.
он знает: тому, кто сейчас вверху,
они еще пригодятся.

––––––––––––––––––––
     «Очнувшись от опьянения, он видит повсюду ужас или абсурд человеческого существования; ему это мерзко. Теперь-то он понимает мудрость лесного бога». – Ф, Ницше. «Дионисийское мировоззрение».


ИЗ ЛЮБВИ К ПРАВДИВОСТИ

в рассказе одного итальянского писателя
кто-то, вполне здоровый человек,
попадает в клинику
и постепенно,
в силу не относящихся к делу причин,
перемещается с верхнего этажа
(для «практически здоровых»)
на нижний,
к умирающим.

что-то похожее происходит и с духом,
который вначале тешит себя
прекрасными образами,
а потом
из «любви к правдивости»
учится видеть вещи такими
как они есть,
опускается
ниже и ниже,
и ему остается сделать
всего один шаг,
чтобы отказаться
от любых иллюзий скрывающих,
абсурдность существования.

сделавший этот шаг либо умрет,
либо сделается сверхчеловеком, –
конечно, еще вопрос,
остается ли в сверхчеловеке
что-то от человека, –

но так или иначе,
сделавший этот шаг выживает:
он не ужасается существованию
и не смеется над ним – он его принимает.


–––––––––––––––––––––––––––––––
     1. «рассказ одного итальянского писателя» – Д. Буццати. «Семь этажей».
     2. «Прежде всего эти вызывающие отвращение мысли об ужасе и абсурдности существования требовалось обратить в представления, с которыми еще можно жить: таковы представления о возвышенном как художественном укрощении ужасного и о комическом как о художественной разрядке отвращения, вызванного абсурдом». – «В актере мы узнаем дионисийского человека… но именно как сыгранного для других дионисийского человека. Прообраз для него он пытается обрести в аффекте возвышенного или аффекте смеха. Он минует красоту и при этом не ищет истины. Он остается парить где-то между ними». – Ф, Ницше. «Дионисийское мировоззрение». с. 216.


НЕБЫВАЛЫЙ МОРОЗ

Ницше идет по канату, протянутому над Ниагарой.

ему не нужен шест. в руках у него флейта.
он что-то наигрывает.

он призывает богиню огня, но на зов
отвечает другая.

землю сковывает мороз.
водопад замерзает.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––
     1. Ниагарский водопад замерзал в 1912 и 2014 годах.    
     2. «Так и возникает та фантастическая и кажущаяся столь непристойной фигура мудрого и исступленного сатира, который одновременно есть «простак» в противоположность богу; он – отображение природы и сильнейшего из ее влечений, даже их символ и одновременно возвеститель их мудрости и искусства: музыкант, поэт, плясун и прорицатель в одном лице». – Ницше. «Сократ и греческая трагедия».


ПОЭТ и СКУЛЬПТОР

у ворот культуры лежит камень.
на камне сидит человек.

Роден примостился поодаль
и делает зарисовки.

Ницше подпирает голову кулаком
и облокачивается правым локтем
на левое колено.

Роден комкает лист, бросает его в кучу
других мятых листов и начинает
рисунок заново.

он еще не решил, как назовет
будущую скульптуру.


–––––––––––––––––––––
     1. «И вот первая же философская проблема сразу ставит мучительно неразрешимое противоречие между человеком и богом и подкатывает его, как каменную глыбу, к воротам всякой культуры». – Ф. Ницше. «Рождение трагедии». 9.
     2. «Ты истины жених?... О нет! Поэт – и только!» – Ф. Ницше. «Солнечная злость» // Стихотворения и фрагменты стихотворений. Осень 1884.


НЕСКОЛЬКО «ЕСЛИ БЫ» ДЛЯ НИЦШЕ

если бы здоровье позволяло Ницше по утрам
пить крепкий кофе Lavazza,
читать газету «Бизнес-Балтия»
(она сменила закрывшийся «Телеграф»),
смотреть в записи игры чемпионата мира по хоккею
(а вечерами – прямую трансляцию),
курить на балконе,
глядя, как уличный кот отыскивает на лужайке
место, где справить нужду,
возможно, тогда Ницше не думал бы,
что в основе своей мир – это страдание,
и не грезил бы о сверхчеловеке, –
он жил бы размеренной жизнью рижского обывателя
и не сошел бы с ума
(для разнообразия он мог бы иногда
за утренним кофе читать что-нибудь философское,
например, «Ницше» Делёза
или свое собственное «Рождение трагедии»).


НИЦШЕ В САДУ

каждое дерево в этом саду – загадка,
и плодоносят они загадками.

Ницше гуляет по саду, рвет плоды,
взвешивает их на ладони,
принюхивается, легонько надкусывает.

сегодня выпал хороший день: он здоров
(насколько можно быть здоровым
в его положении).

побродив по саду, он устраивается
на лужайке и с удовольствием
слушает, как трещат загадочные кузнечики,
перекликаются загадочные птицы,
как переспевшие загадки падают с ветвей.

–––––––––––––––––––––––
     «Тысячи загадок вокруг интересовали бы, а не мучили нас, будь мы достаточно здоровы и веселы сердцем». – Ницше. Черновики и наброски. Лето – осень 1884.


УТРО НА ПЯТЬ

если накануне ты прибрался в квартире,
а утро выдалось ясным и теплым,
то, заваривая кофе, чувствуешь себя на «пять»,
ну, может быть, на «четыре с плюсом»,
и уж точно на «пять», когда,
налив хорошо настоявшийся кофе в чашку,
открываешь эссе Петера Слотердайка
«Мыслитель на сцене»,
посвященное «Рождению трагедии» Ницше.

в такое ясное майское утро со вкусом и ароматом
Gran Riserva, одного из лучших,
как утверждает реклама,
купажей Lavazza,
поглядывая,
на распустившуюся за окном сирень
и дремлющего кота,
медленно читая, осторожно перелистывая страницы,
чувствуешь себя скорее Аполлоном,
чем Дионисом.

––––––––––––––––––––––––––––––––––
     «Кофе Лавацца Гран Ризерва это как источник неиссякаемой энергии. В нём сконцентрирован огромный резерв бодрости, ароматов и вкусов. Больше всего удивляет ощущение поступления сил, которым может обладать только сверхчеловек». – http://123zvoni.ru.


ОДИННАДЦАТЫЙ ТОМ

двенадцать из тринадцати обещанных томов Ницше
стоят на полке по правую руку.
всего удобнее доставать одиннадцатый –
не нужно тянуться,
рука совершает естественное движение,
в конце которого,
пальцы ложатся на корешок,
прохладный на ощупь.
цвет, кажется, называют терракотовым.

открыв наугад,
попадаешь на лето-осень 1884 года
и читаешь: «это скепсис демократического века,
отвергающего высший вид человека».

переводчик перевел фразу Ницше в рифму,
может быть, сам того не заметив.
не удивительно –
в русском языке «век» и «человек»
ходят рядом.
взять, хотя бы, примеры
из Державина, Радищева, Мандельштама.

размышляя над этим, я замечаю, что в моем уме
мирно соседствуют фразы Уитмена
и фразы Ницше,
хотя первый из них воспевал
демократию, массы,
а второй видел цель истории
в воспитании элиты, аристократии.

но, может быть (думаю я), те и другие идеи
соединяются не в моем уме,
а в моей душе или сердце,
если так можно выразиться, –
ведь слова «душа», «сердце» давно уже
под подозрением и даже полностью
выведены из употребления.

душа и сердце проницательнее ума
и видят что-то общее, сходное
в стихах Уитмена и афоризмах Ницше.

возможно, конечно, дело в том,
что и душа, и сердце
не знают логики, закона противоречия,
поэтому она или оно
может любить одновременно
и «Листья травы»,
и «Опыт переоценки всех ценностей».


УГОДИТЬ БОГИНЕ

все дело в том, чтобы вынести истину,
чтобы у тебя достало на это сил,
чтобы ты не бежал
от ее взгляда, образа, лика,
чтобы в полной мере сознавал,
что значит быть человеком.

строжайшая диета: ничего сладкого,
ничего утешительного,
никаких баюкающих ритмов
(вроде этого),
никаких зачаровывающих иллюзий.

если ты на это способен, тогда,
после гибели всех богов,
останется все же одна богиня –
богиня Невыносимого,
и она согласится быть твоей Музой.

–––––––––––––––––––––––
     «Все проблемы, связанные с истиной, упираются, стало быть, в вопрос о выносимости невыносимого…» – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».


СРЕДИННЫЙ МИР

есть срединный мир – за него и держись.
забудь о том, что есть глубина и высь.
обустройся в этом срединном мире,
где дважды два навсегда – четыре.

––––––––––––––––––––
     1) «В этом и только в этом междумирье или в срединном мире… осуществляет себя обычная человеческая судьба». – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».
     2) «Призрачно всё // В этом мире бушующем, // Есть только миг, // За него и держись». – Л. Дербенёв. Песня из кинофильма «Земля Санникова» (1973).


КОМФОРТ СТРАННИКОВ

ограничиться только видимым,
обоняемым, осязаемым, слышимым.
покомфортнее устроиться в этом мире.
жить по принципу наименьшего кратного.
не доверять надеждам, предчувствиям.
быть довольным своей квартирой.

––––––––––––––––––––––––––
     «Комфорт странников» (правильнее «Приют странников») – используемый в прокате перевод названия фильма «The Comfort Of Strangers» (1990) по роману И. Макьюэна.


ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ

если подумать если только подумать
если подумать как следует то окажется
что наедине с самим собой обретаешь
то что искал в общении с другими и
даже больше намного больше

обретаешь если получается снарядить
корабль для плавания по внутреннему
морю это не так-то просто с первого раза
может и не получиться но не отчаивайся
прилаживай доски снова и снова

и вот концы обрублены вокруг тебя волны
берег уже не виден но ты не одинок на
борту команда из мертвых душ все эти
живописцы писатели музыканты
мыслители они помогут тебе выдержать
любую бурю из тех что разыгрываются
внутри

можешь доверять им надежная команда
каждый потерпел когда-то крушение
их опыт незаменим

–––––––––––––––––––––––––––––––––
     «Однако для вступившего в психонавтический круг социальная смерть становится неизбежной». – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».


НОВЫЙ ФРОНТ

притворяясь серьезным, воображаешь море,
придумываешь меланхолию,
а на деле веселишься,
как щегол, вырвавшийся на волю.
презираешь общее, любишь единичное.
не-трагичное, как учит Ницше, –
это умноженное на себя трагичное.

––––––––––––––––––––––
     «Статически скульптурное противостояние Аполлона и Диониса может снова стать живой схваткой – при условии, что фронтом дионисического будет признан не один лишь трагический спектакль, но также (и прежде всего) скромная игра не-трагического». – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».


СОЙТИ С УМА

Ницше сошел с ума,
вообразив себя Дионисом.
а мне любопытно,
каково это – быть Ницше?
так тоскливо
оставаться самим собой…
лучше уж тронуться головой.


ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ

меня преследуют гарпии рифмы
и размера, то ли ямбического,
то ли хореического.
я швыряю в них камни,
машу руками,
но они кусают меня и гонят дальше.
я бегу, словно Ио,
куда-то вдаль, к перешейку,
миновав который, попаду в страну,
откуда уже не будет возврата,
в край без пафоса,
в край несходящей улыбки.
дочитав «Мыслителя на сцене»,
я стану еще одним Сашей Черным,
Алексеем Жемчужниковым,
Петром Потемкиным,
в лучшем случае – еще одним Диогеном.


–––––––––––––––––––––––
     «Он [Диоген] демонстрирует счастливое состояние человека, которому нечего сказать, и живет экзистенцией, игриво ускользающей от всех заданий и миссий…» – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».


ПОХВАЛА С ОГОВОРКАМИ

нового человека,
и жизнь,
и физиологию,
и отдельную личность
пел Уитмен.

«как славно, – думал Ницше,
слушая его пение. –
вот только зачем он
приплетает сюда
демократию, массы и женщину».


ПОД ЗЕМЛЕЙ

твои песни, Уитмен, – это песни Просвещения.
ты думаешь, что от твоей спички занимается новый день.
ты уверен в себе, как весенний цветок или большой пестрый петух.

а Ницше – это спелеолог, забравшийся глубоко в подземные лабиринты,
где самый яркий факел кажется маленькой свечкой в беззвездной ночи.

есть Просвещение дня и Просвещение ночи.

Уитмен, любовник Тела, певец Души, ты исследовал не все пространства.
ты погружался в реки, поднимался в горы, но никогда не спускался под землю.
войну, которую ты вел, завершил другой.


ПЕРЕМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ

провести лето в застенке понятий,
выстроенном двумя философами,
а потом выйти наружу и радоваться,
что можешь не мыслить, а говорить.


МОЙ ВОЖАТЫЙ

выбирая между аполлонизмом и дионисизмом,
я склоняюсь на сторону дадаизма. передо мной
вырастает призрак мсье Антипирина: в руках
его – то ли огнемет, то ли огнетушитель (с точки
зрения дадаизма, разницы никакой – так же,
как и с точки зрения дикого дионисизма, то есть
дионисизма, еще не укрощенного аполлонизмом).

мсье Антипирин, мастер фейерверков, будет отныне
моим Вергилием, моим вожатым в тех краях, по
которым странствовали когда-то Ницше и Уитмен.

–––––––––––––––––––––––––––––
     «Первое небесное приключение месье Антипирина» (1916) – дадаистская поэма Тристана Тцары.


ОДИНОКИЕ АЛМАЗНЫЕ СКАЛЫ

Уитмен и Ницше – алмазные скалы.
они стоят вдалеке друг от друга,
но голос их так громок,
слух так чуток,
что они могут переговариваться.

«привет, одинокий!» – говорит Ницше.
«привет, товарищ!» – говорит Уитмен.

–––––––––––––––––––––––
     «Стена их самодостаточности должна быть из алмаза, чтобы ее нельзя было ни разбить, ни разрушить, так как всё, человек и природа, обращено против них». – Ф. Ницше. «О пафосе истины».


ГОДОВЩИНА

25-го мая исполнится 145 лет
с того дня, как Ницше прочел
свою вступительную лекцию
в университете Базеля.

плачь, Швейцария!
ты потеряла величайшего из профессоров!


ХИМЕРА

можешь ли ты остаться в срединном мире,
если закрылся в своей квартире?
срединный мир – это другие,
это контакты, хорошие и плохие.

а если ты избавился и от тех, и от этих,
тебя, скорее всего, унесет в стратосферу –
выше гор, облаков, а, может, и дальше –
за орбиту международной космической
станции

и даже за орбиту планетоида Седна –
туда, где не встретишь ничего конкретного,
единичного, только общее,
где нет раздражающего света Солнца,
где светят лишь далекие звезды.

и в этом пространстве, холодном без меры,
ты снова встретишь свою химеру.

––––––––––––––––––––––––––
     1. «У каждого своя химера» – стихотворение в прозе Ш. Бодлера.
     2. «В этом и только в этом междумирье или в срединном мире… осуществляет себя обычная человеческая судьба». – П. Слотердайк. «Мыслитель на сцене».


СОМНИТЕЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ЛЮТЕРА

«Бог не создал бы этот мир,
если бы подумал о пушках» –
так говорил Лютер.
Но Бог наверняка думал
о пушках – мортирах, гаубицах,
митральезах… Он думал
о пулеметах, танках, кассетных
и фосфорных бомбах.
Бог, без сомнения, думал
и о напалме, – так же, как и о
ядерных взрывах.
Было бы странно полагать
его ум ограниченным.
Было бы странно полагать,
что он не мог вообразить
дронов-убийц, лазер
или баллистическую ракету,
способную доставить
ядерный заряд куда угодно.
Ничего сложного
не было для него в таких
фантазиях.
Бог, без сомнения, думал
обо всем этом
и о многом другом,
чего мы пока даже не можем
себе представить.

––––––––––––––––––––––––––
     «Место из Лютера о том, что Бог не создал бы этот мир, если бы подумал о тяжелых орудиях». – Ницше. Черновики и наброски. Лето-осень 1873. 29 [9].


ХРОНИКА ОБЫЧНОГО УТРА

проснувшись рано,
до полудня я завтракал, пил кофе,
читал программу телепередач
и ветку форума на сайте forumklassika
о Гилельсе, и снова кофе пил,
листал седьмой том Ницше
с набросками того, что позже стало
первым из «несвоевременных»,
а пока задумывалось язвительным
«ответом иностранца» Давиду Штраусу,
писавшему о вере,
и думал об отречении Хуана Карлоса,
о стычках под Луганском,
о роли газа в современном мире
и о том, кто выше
как личность и музыкант –
Рихтер или Гилельс,
и о том, какую роль сыграла
в их сопоставлении
книга Нейгауза и вообще тот круг,
куда вписался Рихтер,
но не Гилельс, обласканный вождем.

давно известно,
что благосклонность цезарей опасна.

и третий кофе заварив, подумал я:
как хорошо быть вне тусовок,
не примыкать ни к тем, ни к этим,
жить одиноко, будто в Метеорах,
считая все, что происходит в обществе,
да и во всей природе, чем-то
вроде фестиваля, спектакля, шоу,
повторяя вместе с Гете, что иначе,
при любом другом подходе,
пришлось бы называть мир неудачей.

тому, кто называть вселенную не хочет
ошибкой, неудачей, остается лишь
жить в соответствии с заветом Гете:
будь зрителем, смотри – и хлопай.

–––––––––––––––––––––––––
     «Я часто говорил и буду еще повторять, что causa finalis всего, что происходит в мире и между людьми, – это произведение драматического искусства. Ибо в остальном вся это чушь абсолютно ни к чему не пригодна. Гете»» – Ницше. Черновики и наброски. Зима !872-1873. 24[8]. (Письмо Гете Шарлотте фон Штайн от 3 марта 1783 года.)


НЕ УПОМИНАТЬ ГАРТМАНА

Ницше пишет на листках: «не упоминать Гартмана» –
и оставляет эти листки повсюду:
на стенах, дверях, столах,
в книгах, карманах.
Карл Роберт Эдуард фон Гартман,
бывший артиллерист, несостоявшийся музыкант,
философ «бессознательного»,
обладатель усов,
очень похожих на усы Ницше,
и большой бороды, придающей ему
патриархальный вид,
чего не скажешь о бритом подбородке Ницше,
проводящий все дни в постели из-за больного колена,
Эдуард фон Гартман, сын генерала,
несостоявшийся драматург, музыкант,
доктор философии,
автор многочисленных статей
на разнообразные темы,
не будет упомянут в очередном эссе Ницше,
как и в последующих его сочинениях –
это гарантируют многочисленные напоминания,
оставленные Ницше,
на стенах, дверях, столах, постели,
в книгах, карманах.
приняты все меры предосторожности,
мыслимые и немыслимые.
хозяйка пансиона, у которой столуется Ницше,
каждое утро приветствует его фразой:
«не упоминать Гартмана!» –
«ни слова о Гартмане!» – с поклоном отвечает ей Ницше,
и они улыбаются друг другу,
как два авгура.

––––––––––––––––––––––
     «Гартмана вообще не упоминать». – Ницше. Черновики и наброски. Осень 1873 – зима !873-1874. 30 [14].


ПЁС И КОНЬ

На заборе сидит пёс
И, как конь, жует овёс.
А лошак скулит, как пёс:
Кто-то съел его овёс.

––––––––––––––––––––––––––
На заборе сидит пёс
И, как конь, жуёт овёс.
А корова на чердак
Забралась курить табак.

     Ф. Ницше. Черновики и наброски. Сентябрь 1871. Пер. А. Жеребина (?).


ПО ТУ СТОРОНУ ПРОЛИВА

в составе американской дивизии
Ницше высаживается на пляже Омаха.
худшего места для высадки
трудно придумать:
именно здесь немцы проводили
учения по отражению десанта.
но американские и английские генералы,
пославшие Ницше на пляж Омаха,
ничего не знали об этих учениях.
они не получили от разведки
никаких донесений.

история предстает перед молодым солдатом
в виде ветра, штормовых волн, песка
и огня пулеметов.

здесь опасно. Ницше, однако, в восторге.
он видит, как рождается мировая трагедия
и думает: «этот опыт будет не лишним».

вжавшись в скалу,
на вершине которой расположены
немецкие доты,
Ницше торопливо набрасывает что-то
в записной книжке.


ПИСЬМО НИЦШЕ

господин Ницше
Вам пишет обычный русский филистер
я восхищаюсь Вашей фантасмагорической философией
и это доказывает господин Ницше
что и филистер может постигнуть высокое
оригинальное экстремальное
вместе с Вами я взбираюсь на горы
и погружаюсь в термальные источники
злой и веселой мудрости
я не отстаю от Вас господин Ницше
случается даже подставляю плечо протягиваю руку
в этих горах так легко оступиться
в этих кипящих источниках
так легко захлебнуться обвариться
но мой филистерский здравый смысл
помогает нам избежать ловушек
господин Ницше
уверяю Вас за Вашей философией будущее
она станет широко востребованным товаром
на рынке культуры
а вступительная тема из поэмы Штрауса
«Так говорил Заратустра»
будет на слуху у каждого школьника
и каждой школьницы
не сомневайтесь господин Ницше
все к лучшему
утренняя заря займется
весна придет
и лед тронется


ВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ

ласточки и стрижи – существа, которые
последними видят ушедшее за горизонт солнце.

философ – это большой быстрый стриж:
в сумерки он поднимается высоко-высоко
и видит то, чего не видят другие люди.

––––––––––––––––––––––––
     «Подняться так высоко, как поднимается мыслитель, в чистую атмосферу Альп и снегов, туда, где нет уже туманов и завес и где основная сущность вещей выражается в резких и застывших формах, но с совершенной понятностью!» – Ф. Ницше. «Шопенгауэр как воспитатель». 5.


О ПОЛЬЗЕ СОЧИНЕНИЙ НИЦШЕ

прошлое влечет нас на дно
будто 36-фунтовое ядро
привязанное к ногам Дантеса
а сочинения Ницше
(прежде всего «О пользе
и вреде истории для жизни»)
это острый нож
который помогает нам
обрезать путы
освободиться от груза

и вот мы уже в открытом море
впереди Монте-Кристо
остров сокровищ остров будущего
великолепного как россыпь
бриллиантов и изумрудов

легким шагом мы
взбираемся на вершину
и с улыбкой глядим оттуда
на поденщиков жизни
разводящих внизу огонь
чтобы приготовить
свой жалкий завтрак

мы благодарим Ницше
как Дантес благодарил аббата

время все заносит песком
покрывает мхом
все кроме следов тех
кто отважился рискнуть
чтобы победить
время

–––––––––––––––––––––
      «Он с минуту глядел на них с кроткой и печальной улыбкой человека, сознающего свое превосходство». – А. Дюма. «Граф Монте-Кристо». Т.I. Ч.2. II.


ТРИ ФИЛИСТЕРА

если бы Давид Штраус,
Эудард фон Гартман
и Фридрих Ницше
встретились где-нибудь
на Унтер-ден-Линден,
это была бы встреча
трех веселых филистеров,
из которых третий
(без бороды,
но с большими усами)
признался бы двум первым
(гладко выбритому
и бородачу),
что когда-то смотрел
на происходящее в мире
неправильно –
тосковал по чему-то великому
и напрасно чурался
филистерства:
«я упирался, но история
все равно притащила
меня сюда,
на эту аллею.
я теперь такой же, как вы,
друзья. я излечился:
пью пиво, болею за «Байер»,
летом езжу отдыхать
в Испанию
и надеюсь, что Шумахер
как-нибудь выкарабкается.
а ведь раньше
меня бы это нисколько
не волновало –
ни футбол, ни Шумахер,
ни летний отдых в Испании.
тогда я был болен,
а теперь все иначе.
мне только что сделали
томографию –
результаты сверх ожиданий!
я записался на марафон,
собираюсь участвовать
в любительских
велогонках.
как я рад, что влился
в мировой процесс,
что история не оставила
меня на обочине!
самый правильный способ
существования –
это жизнь en masse, –
так говорил Уолт Уитмен –
вы, конечно, слыхали
о таком американском
филистере? я уже перевел
«Листья травы»
на немецкий и подыскиваю
литературного агента.
увы, приходится зарабатывать
литературным трудом –
пенсия мне больше
не полагается.
но я не расстраиваюсь –
быть здоровым гораздо важнее:
тогда все видишь
в правильном свете.
похоже, что и ваше здоровье
под стать моему.
друзья, позвольте я вас
обниму!»

––––––––––––––––––––
     en masse (франц.) – все вместе.


НЕУДАВШИЙСЯ ВИЗИТ

Фридрих Ницше измученный одиночеством делает над собой усилие и отправляется к дому Эдуарда фон Гартмана адрес которого он узнал накануне

«дома ли господин магистр» спрашивает он служанку и та отвечает «господин магистр дома но они больны и никого не принимают»

«как обидно» говорит Ницше «ведь я тот самый профессор из Базеля который когда-то осудил его взгляды на роль личности в мировом процессе и теперь я хотел бы исправить свою ошибку я хотел бы принести господину магистру свои извинения может быть у него все-таки найдется для меня время учтите я проделал немалый путь приехал издалека я уверен что»

«в другой раз господин профессор» говорит служанка и закрывает дверь


ПОСЛЕДНИЕ ПОЧЕСТИ

теперь, когда не осталось надежд
победить историческое сознание,
когда мечты Ницше о культуре и
гармонической личности кажутся
бредом, воздать должное Ницше
можно только одним способом –
антикварным: прочитывая каждое
утро по десятку страниц из
полного собрания его сочинений.


ИЗБЕГАЯ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

прочитав конрадовское «Зеркало морей»,
Ницше подумал, что жизнь обошла его
приключениями, и что он отчасти сам
в этом виноват, сделавшись философом
и отшельником.


ПРОБЛЕМА С ВЕРИФИКАЦИЕЙ

по совету Уитмена,
Ницше зарегистрировался на Фейсбуке.
он думал, что такое дистанционное общение
будет намного терпимее, выносимее,
чем разговор вживую.
однако он не хотел вступать в общение анонимно,
и поэтому не только зарегистрировал аккаунт
на свое полное имя,
но и попытался его верифицировать,
в чем ему было отказано – незамедлительно.


ГЕРОИЗМ ПРАВДИВОСТИ

река времени играет человеком словно бревном
то прибивает к берегу то отрывает от берега
крутит переворачивает и несет в открытое море
напрасно он воздевает к небу свои руки-сучья
река делает с ним что хочет

и она будет делать с ним что ей захочется
пока он не перестанет обманывать самого себя
пока не сделается правдивее проще

тогда и река времени переменит свой вид
она сделается чем-то другим

тогда этот ужасный абсурдный поток становления
станет всего лишь забавной игрушкой юлой
которую отважный герой
будет запускать и останавливать
по своему усмотрению

–––––––––––––––––––––––––
     1) «Медленно переворачиваясь, оно поднимало кверху длинную обнаженную ветку, подобную руке, воздетой к небесам с немым проклятием ненужному и грубому насилию реки». – Дж. Конрад. «Каприз Олмэйра».
     2) «Героизм правдивости… заключается в том, чтобы в один прекрасный день прекратить быть игрушкой времени». – Ницше. «Шопенгауэр как воспитатель». 4.


УЧАСТЬ ЖИВОТНОГО

бывает что привяжешься к уличному коту
кормишь его общаешься с ним
а потом появляется еще один кот
не такой красивый как этот
с разорванным ухом очень пугливый
видно немало ему досталось в других местах
он наверное долго скитался по кварталу
пока не нашел такой дом
где о приблудных котах заботятся
и теперь тебе приходится
кормить и второго кота
и постепенно ты привязываешься к нему
а он привязывается к тебе
бежит навстречу
и трется о туфли и джинсы
но он видно неудачник по жизни
однажды ты замечаешь
что он хромает на правую переднюю лапу
и с каждым днем все сильнее
ты пробуешь посадить кота в сумку
и отвезти в кошачью лечебницу
но он не дается
громко мяучит вырывается
так что в конце концов
ты от этой мысли отказываешься
и теперь вид этих кошек тебя не радует
а печалит
ты думаешь о том как мучительно
их существование
как это ужасно
страдать не умея объяснить себе
причины страдания
кошки ведь не могут от него отстраниться
они не способны найти в себе
что-то вечное неизменное
парящее над рекой становления
ввыси в безопасности
и ты чувствуешь облегчение
когда бедолага-кот исчезает
и не появляется день второй третий
а потом ты о нем забываешь
первый кот по-прежнему бодр и весел
болячки его не донимают
и ты начинаешь день с того
что выглядываешь в окно
вид кота свернувшегося на лужайке
или капоте припаркованной
возле дома машины
как бы говорит все в порядке
можешь варить свой кофе
и читать свои умные книги

––––––––––––––––––––––––––––
     «Более глубокие люди во все времена испытывали сострадание к животным именно потому, что последние страдают от жизни и все же не имеют силы обратить жало страдания против самих себя и истолковать метафизически свое бытие; вид бессмысленного страдания возмущает нас до глубины души». – Ницше. «Шопенгауэр как воспитатель». 5.


СТРАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НИЦШЕ

Ницше наливает в бокал вина
алкоголь ему пить нельзя
он включает танцевальную музыку
слушать танцевальную музыку
ему нельзя
он поет кричит прыгает
занимается сексом
с девушками и парнями
петь прыгать кричать
заниматься сексом ему нельзя
он выдвигает себя в кандидаты
на пост губернатора
ввязываться в политику ему нельзя
он записывается в космонавты
он хочет стать покорителем Марса
испытывать перегрузки при старте
ему нельзя
вопреки предписаниям
своего врача
Ницше заменяет все «нельзя»
своевольными «можно»
мечта о свободе овладевает им
с такой силой
что он выходит из себя
и теряет всякую осторожность


ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА

поначалу Ницше экономит на дровах,
но дела в Базельском университете идут все хуже –
финансовый кризис приводит к сокращению пенсии,
поэтому ему приходится экономить и на свечах.
зимние ночи он проводит в полной темноте.
в его комнату не заглядывают даже звезды.
он передвигается по комнате на ощупь –
это не так-то просто,
но Ницше не унывает и продолжает
свои несвоевременные размышления.
«было бы странно» думает он «если бы дело философа
зависело от наличия внешнего освещения.
да, здесь темно, хоть глаз выколи,
но мой ум при мне,
и я не должен придавать этому никакого значения».


БУДЬ ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ

Ницше не знает, кто он такой –
философ, художник или святой.
он хочет быть и тем, и другим, и
третьим и очень досадует на то,
что окружающие принимают его
за профессора филологии на
пенсии.


РАБОТА В КАМЕНОЛОМНЕ

     Ницше был единственным работником в каменоломне, а Басё был единственным человеком, наблюдавшим с сочувствием за его работой. Ницше досадовал, что камни, на которые он дробит породу, тут же превращаются в пыль. «Из таких камней ничего не построить! – с горечью восклицал он. – К тому же моя работа не производит никакого шума. Только подумать – я машу этой киркой, стучу отбойным молотком с утра и до ночи, но птицы вокруг поют как ни в чем ни бывало, и никто не заворачивает сюда с большой дороги посмотреть, кто и зачем производит эти странные звуки. Потому что этих звуков попросту нет. Я работаю в тишине». – «Что ж, – сказал Басё, которому надоели жалобы Ницше, – пойдем, я отведу тебя туда, где можно и вправду увидеть нечто великое». И он отвел его к небольшому пруду и усадил рядом с собой на берегу. Долго сидели Басё и Ницше, и наконец в сумерках что-то мелькнуло, и вода в пруду дрогнула. «Теперь ты понимаешь?» – спросил Басё. Ницше посмотрел на пруд, на Басё, пожал плечами и спросил: «Это всё?»

–––––––––––––––––––––––––––
     «А бывает и так, что какой-нибудь могучий человек наносит удар, который не оставляет следов, угодив в твердые каменья; короткий резкий звук, и все кончено. И о таких, словно приглушенных событиях, история тоже не может сообщить почти ничего». – Ницше. «Рихард Вагнер в Байрейте». 1.


ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ВНЕШНЕГО МИРА

когда Ницше сошел с ума, в его мозгу произошел как бы крах плагина,
отвечающего за связь мышления с внешним миром.
система обработки данных зависла,
а потом перед глазами философа и вовсе появился пустой экран,
словно подтверждая учение Канта
о том, что весь мир – это фикция, грандиозный обман.


ТЫ НЕ ФИЛОСОФ

Ты где-то служишь? – Ты не философ.
У тебя есть жена, любовница? – Ты не философ.
У тебя есть дети? – Ты не философ.
У тебя есть друзья? – Ты не философ.
Ты ходишь на выборы, голосуешь? – Ты не философ.
У тебя есть собственный дом? – Ты не философ.
Ты во что-то веришь? – Ты не философ.
Ты что-то любишь? – Ты не философ.
Ты что-то ненавидишь? – Ты не философ.
Но утешься: ты можешь считать себя живым существом.

––––––––––––––––––––
«Все то, в чем я, как философ радикально мыслящий, нуждаюсь radicaliter [настоятельно], – свобода от службы, от женщины, от детей, от друзей, от общества, от отечества, от родного угла, от веры, даже чуть ли не свобода от любви и ненависти…» – Ф. Ницше. Черновики и наброски. 1886.


Рецензии
спасибо за ницше

Владимир Смирнов-Рыбацкий   03.01.2015 16:14     Заявить о нарушении
рад, что понравилось.

Юрий Вигнер   03.01.2015 19:05   Заявить о нарушении