Ungedult des Herzens Ungedult des Denkens

Нетерпение сердца – Нетерпение мысли.

Большой австрийский писатель Стефан Цвайг написал прекрасный роман «Нетерпение сердца», который легко мог стать сентиментальным «романом для горничных», но не стал. Талант Стефана Цвайга не допустил! О чём он?
О специфическом сострадании, которое является лишь своего рода нетерпением сердца, не могущего и не желающего видеть страдание других, но не превратившееся (по Цвайгу) в активную помощь страдальцу.  Я не согласен с Цвайгом в его осуждении таких людей с «нетерпеливым сердцем».  В человеках, генетических наследниках каннибалов, евших друг друга поедом два миллиона лет, это сострадание к чужой боли тоже весьма редко и поэтому заслуживает понимания и поощрения. Другой герой романа, доктор Кондор, представляется Цвайгом как антипод главного героя. Он, де, сострадает активно и как пример его активному состраданию, а не, как у главного героя, нетерпеливому желанию избавить себя от зрелища чужих страданий, он, врач-психиатр, женится на своей пациентке, которой хочет помочь, но не смог вылечить её!
Пример и метод весьма неудачный, на мой взгляд. А если у него, активно сострадающего доктора Кондора, появляется ещё одна пациентка, которую он тоже НЕ МОЖЕТ вылечить имеющимися средствами? Что тогда? Тоже жениться и страдать от двух жён психопаток? А если три? А если четыре? А если мужчина?
Цвайг высказывает интересную и правильную мысль о некотором, особом виде сострадания как «нетерпении сердца», как желании уйти от вида страданий, но рецепт, им предлагаемый, не выдерживает столкновения с реальностью! Но мы сейчас будем говорить не об этом виде «нетерпения», хотя тема завлекательная и ответа однозначного, наверно, и нет-то или он трудно отыскиваем.

«Человек, рождённый женою, краткодумен и преисполнен инферналей.
Как цветок мысль его выходит и опадает.
Убегает как тень и ни на чём разумном не останавливается.»
По-видимости Книга Иова. гл.14

И ещё «Маугли» («Книга Джунглей») Редьярда Киплинга. Эпизодический коллективный герой в этой книге – стая обезьян. Глупые, злобные, трусливые, взбалмошно непоследовательные, лишённые памяти. Но настоящие обезьяны вовсе не такие! Так кого Киплинг изобразил в них?
ЛЮДЕЙ!
Одной из характернейших особенностей мышления очень многих людей является «скородумие». Вроде бы хорошо! Быстро думают! В том-то и вся беда, что не быстродумие, а поспешное и поверхностное, как водомерки, скольжение по поверхности мысли. Поиск быстрых и привычно стандартных полочек в своём сознании. Это не быстродумие, это ОБЪЯРЛЫЧИВАНИЕ. Нежелание напрягаться, нежелание задуматься по-настоящему, а поспешное и нетерпеливое желание уйти от думания. Суррогат мышления – раскладываение всего нового на  давно заготовленные шаблонные полки. Страдают этой мыслительной заразой практически все. Но у некоторых людей, желающих и ЛЮБЯЩИХ ДУМАТЬ, это объярлычивание ими замечается и такие люди начинают тяжёлую борьбу с своей привычной склонностью. Что само по себе уже прекрасно, ибо болезнь обнаружена, симптомы выявлены, надо ЛЕЧИТЬСЯ!!! И лечатся. И почти вылечиваются. Лечение трудное и длительное. ДУМАНИЕМ! Честным, напряжённым и самокритичным! Но это единственный путь к настоящему мышлению, а не объярлычиванию.
17 XII 2014


Рецензии