Анна Галанина. Великодержавное. Лит. -крит. эссе

 БОЛЬ, ВИНА и ВИНОВАТОСТЬ

Продолжаю оформлять судейские заметки с Кубка мира по русской поэзии 2014.
 Я выделила для себя три "гражданских" стихотворения. "Тише, Танечка", "Безымянное", "Великодержавное". Ещё "Шурави", но о нём написала отдельно. Я бы из всех трёх условно говоря "антимилитаристских", отметила бы последнее, как впервые добавившее в тему чувство "виноватости". Боль, жалость, критику равнодушия - мы видим часто. А ощущение "виноватости" при непричастности к тем, кто сеет "поле минное",  это больше, чем общая "антимилитаристкость" "Безымянного". Ну и по поэтичности тоже. И по самобытности вкупе с уважением к читателю: при наличии многослойности отсутствуют "непонятки -несуразности", которые отмечаются в "Танечке". Нет и некоторого ощущения де жа вю, как от "Безымянного" (тема "Я убит подо Ржевом", "А меня вчера расстреляли")

Конкурсное произведение 113. "Великодержавное"

ВЕЛИКОДЕРЖАВНОЕ

Сны пошли неброские. Великодержавные.
Хутора днепровские, велики все ржавые…

Надо же, приснится же… Но виднее дальнее -
солнце крутит спицами, днями и педалями.
За оврагом - рощица, речка-водолазка. Там
на ветру полощется знамя цвета галстука.
Казаки-разбойники, где луга некошены…
Там, где мы с тобой никем не бывали брошены.
Друг за друга стенкою, не в почёте жадины,
тормозить коленками и плевать на ссадины,
наше дело правое, и не бьют лежачего…

Время всё поправило и переиначило.
Были мы Чапаями – стали генералами,
наши битвы спаяны не своими ранами,
зреет поле минное, где прошли каникулы,
в грозы соловьиные чьи-то дети – криками…
Что ж во сне хоронится, словно виноватая,
наша вело-конница – войско конопатое...

Из прочитанных мною стихов конкурса, приближённо претендующих на "гражданскую лирику",  это без преувеличения, показалось самым "живым".
Для меня оно всё - работает. Начиная с заголовка. И как работает...
Всё стихотворение - многослойное поэтическое высказывание. Это лирика, одновременно тонкая, душевная и социально значимая, актуальная лирика. 
В  стихотворении - до боли знакомые и не отболевшие ещё в памяти "мифы" отнюдь не "греческого" звучания и наполнения: чапаев/пионеры/знамя-цвета галстука/днепровские хутора-лиманы/пионерские лагеря... Как сказал бы О.М - "выпуклая радость узнаванья".
А как замечательно работает зачин стихотворения! Сразу включает все "шесть" чувств и ещё будит подсознание. Вспомнила и даже нашла цитату Бахтина: "Организация звукового тела произведения не может быть оторвана... от... социального события общения" автора с читателем.
Поясню, к чему вспомнила: составная рифма в зачине /великодержавные - велики все ржавые/ восхитительна для меня не только копирайтностью, но и тем, что хлёстко бьёт по нервам + сразу настраивает на тональность общения с читателем. Именно на уровне подсознания бьёт, самой организацией звука. 
Это очень интересно, когда "творянин" работает на уровне семантизации морфем.
В "великодержавное" я слышу
-великая держава
-великая ...ржа
-велик держа

Это непередаваемое ощущение, когда найденное слово так слоится и работает на тему! Семантическая радуга! Такое возможно только в поэзии. Это пример, когда прозой это непередаваемо, либо передаваемо длинно-нудно-скучно.
 Вспомнила из предыдущего конкурса "Сон прораба". А из контекста заголовок приобрёл дополнительный подкорочный смысл: "сон-про-раба"!
Просто смакую такие находки!
Ещё одно поразившее поэтическое высказывание, срабатывающее на подсознание:

Были мы Чапаями – стали генералами,
наши битвы спаяны не своими ранами,
зреет поле минное, где прошли каникулы...

Образ Чапая, непосредственно участвующего в боях и противопоставление - генералы, чьи битвы спаяны не своими (!) ранами (великолепная антитеза).
"Зреет поле минное" - блестящая поэтическая находка, работающая в контексте днепровских хуторов на 200 %. Прямое попадание...
Что ещё нравится: способ определения возраста героев (от 10 до 14, вероятно): "на ветру полощется знамя цвета галстука". Применён яркий образ, а не прямое выкладывание блюда на стол с кулинарными рецептами)...
 
 Стихотворение горькое в контексте нынешних реалий, но то, как поэтично и невлобно подана его гражданственность - меня  привлекло и порадовало.

Послушать в моём исполнении:
http://mirmuz.com/mna


Рецензии
Наталья, мне очень понравилась ваша статья. Хороший анализ текста. К сожалению, я не нашёл самого стихотворения на "Мирмузе" в вашем исполнении, но зато послушал, как Вы прочитали другой стих - "Шурави". Замечательно!

Виктор Байгужаков   13.06.2016 03:29     Заявить о нарушении
Спасибо Виктор! В журналах "Венский литератор", "Рецензент", в "Московском комсомольце" (электронная версия) можно почитать другие мои работы: эссе, критические и иронические, статьи и вступления к книгам.
http://www.stihi.ru/2010/01/09/6284 (ироническое эссе)
http://www.stihi.ru/2011/02/10/7706 (т.н. эссе из серии "опыты герменевтики")
http://www.stihi.ru/2007/12/17/163 - вступление к книге
- характеристика творчества поэта А.Ю.А.


Наталья Малинина   13.06.2016 18:57   Заявить о нарушении
Ссылка на эссе о стихах А.Ю. Аврутина: http://www.stihi.ru/2016/06/13/7929 (выше не отобразилась)

Наталья Малинина   13.06.2016 19:05   Заявить о нарушении
С большим интересом всё прочту, в том числе вашу характеристику творчества Анатолия Аврутина. Я знаком с его некоторыми стихами и я даже знаю, что критика относит этого автора к так называемой "Западнорусской школе поэзии" (к ней также относятся, если мне память не изменяет,Вениамин Блаженный,Николай Шипилов, Татьяна Дашкевич и т.д.).

Виктор Байгужаков   14.06.2016 14:25   Заявить о нарушении
Кстати, "Венский литератор" мне попадался в интернете, а вот о журнале "Рецензент" я раньше даже не слышал. Вообще, надо будет поискать. Я стараюсь по возможности отслеживать критические отзывы на современную русскую поэзию, чтобы иметь для себя более-менее объёмную "картину" происходящего. Понятно, что всё охватить нереально, но я пытаюсь (шутка!).

Виктор Байгужаков   14.06.2016 17:52   Заявить о нарушении