Точка опоры в оценке верлибра

Публикуем разбор, сделанный по нашей просьбе Юлией Малыгиной.

=======================================
Юрий Вигнер. http://www.stihi.ru/2014/06/08/4339
точка опоры

я ищу точку опоры
но не ту которую искал Архимед
ищу куда бы поставить ногу
хотя бы пятку или носок
я всегда мечтал быть таким же
спокойным уверенным
как первый помощник Спок
однако для этого нужна
точка опоры пусть небольшая
а лучше размером с поле
но похоже земля вся раскуплена
каждый клочок огорожен
на каждой изгороди
надпись
«частная собственность»
=====================================

Лично для меня поэзия состоялась ровно тогда, когда моя мысль продолжает работать после прочтения. "После просмотра документальных фильмов тоже такое бывает, так что же, называть и их поэзией?" - разумно возразит мне читатель этой статьи. "Нет" - отвечу я. Моя задача не дать определение или сделать открытие. Моя задача найти внутри себя отклик, сравнить его с багажом приобретенных знаний и облечь в мало-мальски грамотную и понятную форму. Я считаю, что алгеброй проверять гармонию бессмысленно, но забавно. Делать это не собираюсь. Но и сердцем я стихи не пишу, не читаю, не рецензирую. Все дальше написанное - только от ума. Кому-то и горе.

Верлибр - крайне "капризный" текст. Создать поэзию там, где нет рифмы и размера - не самая легкая задача. Потому что когда нет рифмы, сказать, что слово именно для сохранения рифмы (что тоже не самое лучшее, но хотя бы честное заявление) - нельзя. Каждое слово в верлибре должно быть взвешенно. Некоторые авторы избавляются не только от знаков препинания и заглавных букв, но и от предлогов, междометий, частиц. Оставляют только значимые слова. Все остальные слова, как служебные, в верлибре можно додумать. Если мысль продолжит работать. С другой стороны, вместе с различным прочтением всего текста, профессионалы стараются избегать разночтений внутри него. И здесь, несмотря на отсутствие запятых, автор не даёт повода подозревать его в не владении формой. А вот то, что в эту форму автору "нечего было положить" - для меня свершившийся факт. "Потому что" на пути аргументации будет ещё много. Но я настаиваю на отсутствии того, что в творчестве принято называть "душой", а по факту - мало-мальской разработки накопленного багажа опыта, знаний, умений. Вместо интересной мысли - мнение, вместо мира переживаний - неточные высказывания, вместо верлибра - текст записанный с разбиением на строки.
Весь смысл текста, взятого для рецензии можно свести к фразе: " я не могу найти точку опоры, потому что все давно куплено, схвачено, запатентовано, оплачено".
На мой взгляд, мысль слишком проста и публицистична, чтобы быть закованной в верлибр. В лучших образцах верлибра, которые мне доводилось видеть, написанная мысль всегда была длиннее, чем записанная. Из по-настоящему удивительных образцов удавалось вытягивать два, а то и три прочтения. Не скажу, что совсем полярные истории удавалось рассмотреть, но разнообразие было. "Размотать" же представленный образец в какую-то другую сторону кажется мне невозможной задачей. Обсуждать, тем паче осуждать саму идею, заложенную внутрь текста, представляется мне делом странным и неблагодарным. Но указать на отсутствие разнообразия "прочтения" заложенной мысли, оттенков значений - я просто обязана.
Думая о тексте я поймала себя на одном определении: "эстетствующие панки". Думаю, что именно так я бы обозначила целевую аудиторию этого произведения. Кроме того, и сам автор очень четко ограничил её. Во-первых - формой изложения мысли, во-вторых - заложенным смыслом, в-третьих - Споком. Это персонаж огромной медиа-истории, нашедшей своё воплощение едва ли не вовсех жанрах искусства. Спокоен или уверен персонаж; или и то, и другое; и чем одно отличается от другого, если так должно найти отражение в характере - остается только на совести автора. Лично для меня слишком тонка грань отличия между спокойствием и уверенностью, чтобы характеризовать персонажа. Тем более - персонажа поэтического. Героя, если хотите.
Не менее туманны представления об Архимеде. Мне кажется абсолютно не точной формулировка первых строк. Потому что Архимед не искал никакую точку опоры. Он действительно сказал что-то вроде: "Дайте мне точку опоры и я переверну Землю". Но связано это высказывание было с открытием. Которое связано с рычагом и так далее, не буду отклоняться в сторону. Так вот, в этом высказывании лично для меня выведена точнейшая метафора. Буквальное прочтение и искажение её кто-то посчитает натяжкой, мол, я передергиваю. Но именно доведя мысль до абсурда я хотела показать: есть неточность. Неточность в художественных текстах, на мой взгляд, всегда возникает там, где описание сводится к общим словам, литературным штампам и трактовкам. Вот как раз привлечение Архимеда и вольная трактовка его высказывания, для меня, сильнейшая неточность. Почему трактовка? Потому что "искал", если бы было "не ту, о которой говорил Архимед" - я бы не заострила внимания на этом моменте. И это первое место, с которого начал "сыпаться" текст.
Герой ищет точку опоры с помощью ноги. Не пары ног, а именно ноги. Долго ли удастся герою простоять на ней? Может ли одна нога быть точкой опоры? Но герой идёт ещё дальше. Он говорит: "хотя бы пятку или носок". И здесь, на мой взгляд, самая большая неточность, которую допустил автор. Во-первых, пятку или носок? Это же совершенно по-разному: стоять на том и на другом. На пятку вообще сложно опираться. Но автор записывает: "хотя бы". На мой взгляд, крайняя безысходность "хотя бы" совершенно не подразумевает "или". Если есть "хотя бы" никакого "или" быть не может.
Лично для меня стихотворение началось с этого места:
"точка опоры пусть небольшая
а лучше размером с поле
но похоже земля вся раскуплена
каждый клочок огорожен
на каждой изгороди
надпись
«частная собственность»"
"А лучше" - ещё одна неточность. Например: "я купила сегодня пару туфель, а лучше бы - шкаф с туфлями". Конечно, больше всегда лучше, чем меньше. Тогда к чему это "а лучше"?  " Точка опоры пусть небольшая, а лучше - размером с поле".  Никакого нового смысла, неожиданного прочтения от этого "а лучше" мы не получили. Обычно "пусть....а лучше" строится по принципу: описание объекта + усиление описания.  Сравните: ".а моментами говорят: «содержание даже вредно, его нужно совсем изгнать», или: «не нужно обращать внимания на содержание: там, где оно есть, пусть, а лучше если совсем его нет..."(А.В. Луначарский "Эстетика").
Из-за неточностей, простоты мысли, многословия текст для меня не состоялся, как поэтический. А из-за отсутствия новизны - текст утратил и художественность. Лично для меня.


Рецензии
Вот опять те же грабли! О какой точке опоры говорит ЛГ? не о физической же, нет!
О нравственной точке опоры, именно её не хватает ЛГ. Это может быть и любовь,- тоже ведь своего рода точка опоры,- может быть талант, а может быть просто деньги, например в виде стартового капитала, да мало ли что, может быть точкой
опоры. Вот её то как раз, точки опоры, и нет у ЛГ, именно поэтому у него такое ностальгическое чувство, что: земля раскуплена и на каждой изгороди надпись "Частная собственность.
Вывод: Дайте Лг точку опоры, и он тоже станет высоконравственным человеком, или спокойным и уравновешенным бизнесменом

Рашит Потайной   23.12.2014 19:52     Заявить о нарушении
Рашит, а для чего тогда отсылка к Архимеду?
Это понятно, что точка не физическая.
Но моё внутреннее чутьё протестует против записи:" чтобы+или".
И про грабли - можно подробней?
Вы мне ещё про процент справедливости обещали-сь ;-)
"Ты ратуешь за процент справедливости
Который точка
Точка на клеточке
Клетка в тетради
Тетрадь в рюкзаке. "

Юлия Малыгина   24.12.2014 13:39   Заявить о нарушении
я ищу точку опоры
но не ту которую искал Архимед
-----------------------------------
Так вроде автор и не отсылает к Архимеду - наоборот, автору нужна интеллектуальная точка опоры, а Архимеду материальная
Про грабли: Мне кажется прежде, чем начинать разборы, нужно поставить диагноз, а потом уже делать анастезию, и прочее что за этим следует. А то ведь так можно отрезать что-нибудь не то. В общем, критика уместна только тогда, когда критик разобрался с содержанием, причем понимание должно быть ясным В конце концов любой автор, даже графоман, что-то хочет сказать, а вот что? вот это интересно.
(какой процент справедливости? коэфициент правды - это да,есть такая порча. но не на всех влияет (шутка)

Рашит Потайной   24.12.2014 20:10   Заявить о нарушении
Ты ратуешь за процент справедливости
Который точка
Точка на клеточке
Клетка в тетради
Тетрадь в рюкзаке. "
-------------------------------
В этих строчках есть правда, это тоже самое когда говорят: почему земля круглая, потому что гладиолус, или помните повязка на ноге...споллзла

Рашит Потайной   24.12.2014 20:14   Заявить о нарушении
Кстати, что такое содержание с точки зрения поэта? скорее всего это картинка, которая должна вызывать какие-то ассоциации у читателя: вызывает- хорошо! не вызывает-обидно! Тем более эту картинку должен видеть критик

Рашит Потайной   24.12.2014 20:25   Заявить о нарушении
Рашит, во-первых, никто никому ничего не должен.
Во-вторых, да, я приврала. Мне почему-то процент справедливости запомнился, а не процент правдивости))
"Я так и думал, с такими критериями никогда, ничего не определишь, потому что они слишком общие. Нужно что-то более конкретное. Лично для меня важен процент правдивости, а как его высчитывать я конечно поделюсь, но не сегодня.
Собираюсь в командировку,увы

Рашит Потайной 04.12.2014 15:20 Заявить о нарушении правил"
Не появилось время? Зело любопытно.

Юлия Малыгина   25.12.2014 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.