Из Илиады

В Гомеровской «Илиаде» есть один очень странный эпизод - канун поединка Гектора и Ахилла. Вот цитата (стих 22):

"Так размышляя, он ждал. А Пелид подходил уже близко,
Грозным копьем пелионским над правым плечом потрясая,
Весь Эниалию равный, воителю с веющим шлемом.
Медь вокруг тела его далеко пламенела, подобно
Свету огня или ярким лучам восходящего солнца.
Гектор, увидев его, задрожал и не смел дожидаться.
А устремился бежать, за собою ворота оставив.
Следом погнался Ахилл, доверяясь ногам своим легким."

Далее пространное перечисление окрестных достопримечательностей мимо которых бегут герои и наконец:

"Так они город Приама три раза кругом обежали,"

Подытожим:
под южным солнцем
тяжело вооруженные, в медной броне воины,
"нарезали" ТРИ КРУГА вокруг ГОРОДА
и не рухнули от усталости, а принялись сражаться.

А каков же периметр этого города?
Там укрылось изрядное войско, женщины, старики, дети, скарб, скот,
провиант на всю компанию. Гомер упоминает дома, святилище, приамов дворец. Он, кстати, настолько внимателен к деталям, что иногда рассказ напоминает бух. отчёт. Сказано три раза обежали, можно верить - три. Как это возможно? Оба героя в статусе людей, не богов.

Аналоги Илиады существуют в других культурах.
Кельтская версия не столь эпохальна и многолюдна. Интересующий нас эпизод прагматичный народ привел с соответствие со здравым смыслом и понятием воинской чести. Бывалый воин не может пуститься наутек от одного лишь вида поединщика. В кельтском варианте беглые любовники закрылись в небольшом форте и герой "нарезал круги" вдоль стены ВНУТРИ форта, успевая отстреливаться из всех бойниц, сопротивляясь множеству нападавших, что было уже не так далеко за пределами человеческих возможностей. Но все же...

Замечательно, что никаких вопросов этот эпизод не вызывает в самой фантастической - индийской версии Илиады - Рамаяне. В ней герои сражаются на летающих машинах и "бегство" перед началом поединка индийского аналога Гектора вполне оправдано. Самолет очень уязвим на взлёте. Принимая  бой, взлетающий летчик вынужден удирать от врага,накручивать круги, набирая высоту. Это нормальный маневр.

Но тут возникает другая странность:
люди об этих тонкостях воздушного боя узнали лишь к середине 20 века, а Рамаяна была впервые переведена на английский в 1789 году. Даже переводчик не мог знать этих особенностей и как-то подкорректировать. Выходит именно индийцы ближе всего к оригиналу события, а греки и кельты честно передали детали непонятного рассказа, адаптировав его к реалиям своей действительности...


Рецензии
Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м

если рассматривать современное географическое положение - можно предположить
диаметр 10 километров /вид из космоса/

так что по тем временам крепость можно было обежать и 33 раза)))
/а вот какое вооружение было-/лёгкое или тяжёлое/ и сколько оно весило история пока умалчивает/

Сергей Киселёв 2   16.12.2014 18:55     Заявить о нарушении
100 м???
Ну это даже для огорода маловато.
Где же там святилищу уместиться,
дворцу Приама?

10 км уже можно бы за город счесть.
Обежать его 3 раза - 30 км.
Помнится в студенческие годы бегала 3 км
налегке по московской осенней прохладце - только бы отдышаться после...
А тут по словам Гомера
"Медь вокруг тела его далеко пламенела" -
стало быть доспехи медные,
да меч (в ту пору еще не стальной, стало быть весьма тяжелый),
да щит - порядочно все это должно было весить.

Фелиссия   16.12.2014 20:59   Заявить о нарушении
Фелиссия, Тора, Веды, Илиада, Одиссея... - источники многомерных сакральных знаний, облечённых в форму исторического эпоса. Точно так же, как и наши народные - волшебные - сказки. Поэтому исключительно буквальное их восприятие непродуктивно. Люди, которые создавали эти потрясающие произведения, находились, мягко говоря, не в обычном состоянии. В принципе в любом историческом "узловом" событии, если его рассмотреть "отстранённо", можно найти сакральный смысл. История как бы "задним числом" нам всё время хочет сказать что-то очень важное. Когда я впервые читал Одиссею, то сразу ощутил (увидел) в ней духовное руководство к действию в настоящем времени. История с Одиссеем трансцендентна.

Валерий Ветер   18.12.2014 23:15   Заявить о нарушении
Да, "Улисс" абсолютно мистическая вещь.
Путешествие - жизнь - инициация...
Илиада нечто другое.
Хотя и в ней есть мистический аспект,
но все же чувствуется и реальная, историческая основа.
А сакральный смысл, да в любом событии есть.
Да и что такое жизнь, как не духовная практика...

Фелиссия   18.12.2014 23:53   Заявить о нарушении
Историческая основа почти всегда используется для передачи сакральных знаний...
Разве Гомер мог знать, что думал Одиссей, когда решал очередную проблему, возникшую на его пути? Но тем не менее не только все действия, но и мысли главного Героя "Одиссеи" чётко изложены и в них имеется вполне определённый смысл.

Валерий Ветер   19.12.2014 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.