Внушенное обаяние? Судейские размышлизмы

 Судейские размышлялки с Кубка мира по русской поэзии 2014 (ПОКРОВ)
 
Конкурсное произведение 170. "Покров"

Можно ли внушить обаяние читателю на подсознательном уровне? Думаю, можно. Это стихотворение уверенно топает по ТОПам конкурса. Но я его в свой ЛОНГ-32 не выбрала. Права ли? Не знаю. Попыталась объясниться сама с собой.

Пахнет пыльным острогом
вечеров западня.
Тёплым пальцем потрогай
срез холодного дня.
Там, за гладью оконной,
из-за облачных век
на перила балкона
первый катится снег,
собирается в лужи
на клеёнке седой.
Между завтрашней стужей
и вчерашней бедой,
между сумраком ранним
и безмолвием крыш
ты на пару с геранью
на границе стоишь.

  "Не знаю, мне никакие *снеги* не мешают и чувства перепева нет совсем (у меня лично). Так и "На Васильевский остров я приду умирать" можно притянуть" (из диалога).
Можно. Оно само притягивается. И Заболоцкий тоже ("Посредине панели я заметил у ног...") Все мы родом из культуры. Подобную лирику иногда называют "суггестивной". Я в своё время с интересом разбиралась в механизме её воздействия. Она уже на подсознании вызывает ощущение чего-то "давно полюбленного", символы, архетипы, "музыку" любимых стихов. Эти "давно полюбленные" ритмы, образы, интонации остаются в памяти, избитые, но внятные, как обрывки музыкальных фраз, как знакомая рифма. И всё же они вызывают новые подсказки и работу мысли. И ты влюбляешься ещё до осознания: за что, собственно? А при более пристальном чтении оказывается, что и это "смущает", и то "не так". «Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считывать вызванные ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной» (с).

Допускаю, что кому-то текст явится откровением. У меня двойственное отношение к этому тексту: он мне и нравится, и не нравится. Думаю себе: если уж ритмика евтушенковских "снЕгов", так хоть бы этих снЕгов-то не было... Так вот ведь: "первый катится снег". И от сравнения уже никуда не деться. А тут и Бродское "Ни села, ни погоста" непрошенно всплывёт, потому что интонация, состояние лирических героев похожи. И понимаешь, откуда взялось самое первое "очарованье".

Разберу свои впечатления: 1- е впечатление: что-то знакомое, любимое;2 осознание, что давно-давно любишь бродского-заболоцкого-евтушенко (etc) на ту же ритмику;3 понимаешь, что часть "полюбленности" принадлежит им, невольно внушено ими (суггестия пресловутая);4 да, знакомое, да, давно и крепко любимое, но что-то мешает приятию;5 начинаешь разбираться - чтО.

Давно излюбленная ритмика (наложенная на не менее давно полЮбленные тексты и образы-рифмы-мифы-символы ) - это часть обаяния стихотворения. Вы можете и не вспомнить этих ритмов и текстов(!). Но обаяние почувствуете подкорочно. Это и есть суггестия. Любовь внушена Вам уж тем, что объект любви похож на Вашу любовь. Но это - не вполне заслуга автора. Это заслуга его предшественников и Вашего подсознания.

А дальше я, отдавая себе в этом отчёт, пытаюсь отделить то, что "внушено" от собственно, заслуги автора. Оригинальную ритмику и рифмы (снег-век, крыш-стоишь)-отметаем. Это не авторское. Остаётся поэтический замысел - "пограничное состояние и стояние". Хороший. Свой. Иду дальше. А как он воплощён? И тут возникают всяческие "не верю".

Вслушиваешься: очарование больше от своего, авторского или от заёмного, привнесённого чужими интонациями и ритмами? Сколько гармоничного, а сколько не очень "лепого"? Очень напрягла первая же строчка: "пахнет пыльным острогом вечеров западня" - явный перегруз образности, по-моему, и тут же протестное станиславское: "не верю!". Не верю я, что лиргерой познал "запах острога", чтобы так уверенно говорить о нём. Очень уж он ...рафинированный весь, у окна с геранями в квартире с балконом и перилами. Да и язык стихотворения - "ни разу не острожный". Ничем не поддержаннный образ. Это же ощущение «надуманности» от «седой клеёнки» - слишком высокопарный эпитет для клеёнки (снова ощущение неправды)...Некоторой искусственностью веет и от этих строк "между завтрашней стужей и вчерашней бедой". Беда - это непоправимость. А стужа - естественна для «снегопадного» времени. Драматизация стужи не вполне уместна для нашего климата. Опять - "не верю". Недоверие, ощущение неправды влечёт подспудное неприятие. Впрочем не стану вдаваться в дальнейший анализ... Стихотворение привлекательное, но мне этого показалось мало для моего выбора в Лонг-лист конкурса.


Рецензии
Оплавляются свечи
На старинный паркет,
И стекает на плечи
Серебро с эполет.
Как в агонии бродит
Молодое вино...
Всё былое уходит,
Что придёт — всё равно.

И в предсмертном томленье
Озираясь назад,
Убегают олени,
Нарываясь на залп.
Кто-то дуло наводит
На невинную грудь...
Всё былое уходит,
Пусть придёт что-нибудь.

Кто-то злой и умелый,
Веселясь, наугад
Мечет острые стрелы
В воспалённый закат.
Слышно в буре мелодий
Повторение нот...
Пусть былое уходит,
Пусть придёт что придёт.
В.С. Высоцкий

Александра Инина   15.12.2014 20:52     Заявить о нарушении
Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят
Все бессилье гаданья
У меня на плечах.
В окнах фабрик преданья
О разгульных ночах,
Оловянные кровли -
Всем безумный приют.
В этот город торговли
Небеса не сойдут…

(А.Блок)

Ночь идёт — и темнеет
Бледно-синий восток…
От одежд её веет
По полям ветерок.

День был долог и зноен…
Ночь идёт и поёт
Колыбельную песню
И к покою зовёт.

Грустен взор её тёмный,
Одинок её путь…
Спи-усни, моё сердце!
Отдохни… Позабудь.
(И.Бунин)

Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба
Свет, и служба идет.
Лбы молящихся, ризы
И старух шушуны
Свечек пламенем снизу
Слабо озарены.
А на улице вьюга
Все смешала в одно,
И пробиться друг к другу
Никому не дано.
(Б.Пастернак)
…Я -где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я- где крик петушиный
На заре по росе;
Я- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, --
Там, куда на поминки
Даже мать не придет...

(А.Твардовский)

Наталья Малинина   15.12.2014 21:23   Заявить о нарушении
А я вот на клеёнке застопорился. Зачем она здесь?

Русич 2   17.12.2014 16:10   Заявить о нарушении
Это наледь

Александра Инина   17.12.2014 20:35   Заявить о нарушении
Продолжу -

Закричал громогласно
В сине-чёрную сонь
На дворе моем красный
И пернатый огонь.
Ветер милый и вольный,
Прилетевший с луны,
Хлещет дерзко и больно
По щёкам тишины.
И, вступая на кручи,
Молодая заря
Кормит жадный тучи
Ячменем янтаря.
В этот час я родился,
В этот час я умру,
И зато мне не снился
Путь, ведущий к добру.
И уста мои рады
Целовать лишь одну,
Ту, с которой не надо
Улететь в вышину.

Н.Гумилев

Людмила Королева 4   04.12.2015 13:12   Заявить о нарушении
Редактор исказил, а я не заметила: жадныЕ тучи; улетАть в вышину.

Людмила Королева 4   04.12.2015 13:15   Заявить о нарушении
Стать в этот ряд на полном праве, можно только очень выразительно сказав свое слово)

Александра Инина   04.12.2015 17:56   Заявить о нарушении
Гумилёв не на уровне?

Людмила Королева 4   04.12.2015 18:24   Заявить о нарушении
На уровне) я о современниках, которые пробуют писать в том же ритме

Александра Инина   04.12.2015 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.