Рождественский вертеп
С тех пор , как святитель Димитрий Ростовский написал свою "Рождественскую драму", появилась традиция различным образом сценически обыгрывать эти события. Одним из таких спектаклей является рождественское вертепное представление. Желающие вполне могут организовать его в своей семье. Различное по форме, оно всё-таки имеет некоторые общие правила. Для семьи больше подходит спектакль не игровой, а кукольный. Для этого делается деревянный или картонный ящик. Лучше, если в нем будет два уровня. Наверху может располагаться восьмиконечная Вифлиемская звезда. Ниже, в верхнем ярусе - декорация пещеры, где родился Христос, а в нижнем ярусе - декорация дворца царя Ирода. Ярусы разделены между собой, и в полу каждого из них делаются прорези, чтобы можно было управлять куклами или фигурами. Хорошо, когда ящик с дверями, и на них можно укрепить подсвечники. Представление для большей реальности принято проводить вечером в тёмном помещении при горящих свечах. В верхнем ярусе действуют святые персонажи, а в нижнем - разные. Куклы делаются исходя из навыков и возможностей организаторов, подача событий тоже разная. Кто-то поёт все сюжеты, а кто-то читает их речитативом. Простор для творчества огромный.
Впервые я такой спектакль увидел в семье Чернецовых. И мама, и папа в этой семье много лет руководят хорами ,и дети у них тоже очень хорошо поют. Вертеп у них, правда, был в один ярус, но куклы были сделаны мастерски : с глиняными головами, самобытными одеждами и проволокой для управления руками. Волхвы были вместе сшиты и пастухи тоже, они появлялись , как один персонаж. Сорок минут пролетели на одном дыхании. Волхвы путешествовали за звездой и приходили к царю Ироду во дворец, пастухи кланялись младенцу Христу, а Ирод "жестокий, безумный", отдавал приказ воину избить младенцев. Плакала "госпожа Рахиль" - собирательный образ матерей убиенных младенцев ,и приходила страшная, костлявая смерть забрать царя Ирода к себе. Удивительные, хорошо поставленные детские голоса дополняли величие происходящего.
Я в то время работал преподавателем в воскресной школе Никольского храма г. Зеленограда. Идея самому что-то сделать мелькнула - и погасла. Но прошёл год , и неизвестный мне благодетель принёс в храм готовый двуярусный вертеп, сделанный по всем правилам этого жанра. "Не обязательно петь"- подбодрил меня Чернецов, и я быстро нашёл в сборниках для воскресной школы сценарий попроще. Он был просто в стихах, смерти и "госпожи Рахиль" там среди персонажей не было. Вопрос с куклами мы решили просто: скопировали рисунки из Рождественской детской книжки, потом наклеили их на картон и вырезали снизу картонные ручки. Репетировали долго. Андрей Викторович Чернецов сказал, что иногда на задней стенке ящика делается окошко и заклеивается чёрной марлей. Тогда виден силуэт фигуры, и ею легче управлять, но у нас этого не было. За ящиком было мало места, а персонажи всё время норовили двигаться как-то косо. Кстати, при малых размерах ящика куклы могут играть и за его пределами. Держащий куклу прячется в тени или за занавеской, а саму куклу направляет в светлое пространство. Так, у нас ангел летал перед вертепом. Из песнопений спели тропарь Рождеству и "Богородице дево,радуйся". Времени не хватало, репетировать пришлось не только в храме, но и у нас дома; чтобы не забыть текст, его укрепили на обратной стороне ящика.
И вот настал Рождественский вечер в воскресной школе. Как всегда, спел хор, дети почитали стихи и поиграли в игры. В заключение, когда уже смеркалось, мы зажгли свечи и объявили о начале спектакля. Изрядно развеселившиеся к этому времени зрители затихли. Мы спели "Царю небесный" и начали представление. И теперь уже у нас шли волхвы с пастухами и прославляли Христа, а царь Ирод злобствовал на троне, гоняя своего слугу взад и вперёд. И время тоже, как и тогда, пошло совершенно необычно. В зале была абсолютная тишина, которая даже как будто сгустилась, когда ангел известил Иосифа и Марию с младенцем Христом об опасности. Мы с детьми отыграли представление и спели тропарь Рождеству. Нам аплодировали и, покидая зал, высказывали тёплые отзывы. Ко мне подошёл Андрей Чернецов и сказал: "Удивительно, что у вас кукла сделана плоской, но всё равно она живёт и играет". Его оценка была очень приятна для нашего начинающего православного театра. Мы потом ещё не один раз показали это представление, радовались сами и радовали своих зрителей, переживая с ними вновь и вновь Рождественское повествование, и согревались в своих сердцах светом Вифлиемской звезды.
Свидетельство о публикации №114121409992