И мир тесен, и слой тонок

После долгого перерыва еще раз заглянул в 41-й номер журнала "Новая реальность", в котором Александр Петрушкин опубликовал мои стихи:
Интересно, что если на момент публикации (два года назад) имена других авторов журнала мне ничего не говорили, то за прошедшее время по крайней мере четыре из них стали мне своего рода соратниками.

Лариса Махоткина, Николай Римм и Елена Рышкова - резиденты Большого литературного клуба (БЛК), где я теперь вхожу в редколлегию. С Еленой Рышковой мы прошлой осенью договорились, что она станет хозяйкой поэтической гостиной на одном из туров БЛК.
А Наталью Черных мы пригласили в жюри текущего тура Литературного Фестиваля Рунета.

Перечитываю тогдашние публикации коллег новыми глазами.
Стихотворения Ларисы Махоткиной и Николая Римма кажутся предвосхищением позднейших настроений:

"Не ваши обстоятельства крепки,
А наши обстоятельства бессильны.
За нами – тыл, а вы – фронтовики,
И Родина глядит на вас умильно.

Но враг молчит. И от его руки
Давно не гибнут в вашем эшелоне.
Но вам – почет. А мы, тыловики,
В безвестности друг друга похороним..."
                (Лариса Махоткина)

"Мне звонили проводники, сталкеры и прочие гиды.
Мне писали письма все указанные выше лица.
Они, обещая незабываемые приключения и шикарные виды,
Предлагали, за умеренную плату, в ад прокатиться.
Заверяли: проводим, все в лучшем виде покажем,
Будет совсем не опасно – времена тяжелые, туристов везде очень ценят!
Нужно только одеться похуже – там можно измазаться сажей –
И взять для паромщика две монеты по 50 евроцентов.
Я отвечал им так вежливо, насколько хватало воспитания:
Уважаемые господа, право, беспокоить меня больше не надо.
Понимаете, вся проблема в месте моего нынешнего проживания –
Чтобы поехать в ад, мне, для начала, нужно уехать из ада."
                (Николай Римм)


Интересна статья Елены Рышковой "Русская литература в Германии".

Цитирую:
"Русских авторов издают в Германии постоянно и список их имён достаточно велик, во всяком случае, куда больше списка немецких авторов, издаваемых в России. Но тиражи небольшие и поэтому книги не мозолят глаза покупателю, привлекая его внимание своим постоянным присутствием.
Если задуматься, каким образом читатель знакомится с книгой, то окажется, что основным местом знакомства будет школа, затем книжный магазин, библиотека, и обязательно реклама в масс-медиа.
Последовательно проходя по ступеням этих встреч с книгой, я поняла, что имена современных русских писателей вычеркнуты из рекомендуемого немецким обществом списка культурных артефактов. За исключением всего нескольких имен. Я бы назвала их именами массовой культуры. Как ни странно к ним относятся Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Гоголь. Именно они традиционно включены в обязательный список. Эти имена «на слуху» и если спросить обычного гражданина о русской литературе, то он с уверенностью назовет Достоевского и Толстого, даже не прочитав ни одной строки из книг.
В описанной ситуации литература играет свою первую значимую роль – знаковую. Она разъединяет общество на слои и объединяет его, как нацию.
То, что Вы читаете, является отличительным знаком Вашей принадлежности к группе. Всё равно какой - профессиональной, религиозной, политической. Главное, что Вам есть о чем поговорить в этой группе, вас в группе объединяет общее знание культурных артефактов."

Согласен с Еленой: Толстого и Достоевского знают хотя бы по имени. Толстого к тому же - по экранизациям "Войны и мира" и в особенности "Анны Карениной".
Достоевского и Чехова любят в Германии ставить на сцене. При этом к пьесам Чехова режиссеры "вынуждены" относиться бережно - эти пьесы были специально написаны для театра, и в Германии есть давняя традиция их постановок. А из романов Достоевского каждый режиссер кроит то, что кажется ему интересным и актуальным. Публика в Германии принимает любые эксперименты и готова простить режиссерам даже то, что без знания краткого содержания романа происходящее остается тайной за семью печатями.

Сегодня в берлинском магазине-клубе "Ниммерзат" пройдет вечер Александра Кабанова. Александр - тоже резидент БЛК, три года назад он дал замечательный экспертный обзор по лонгу одного из туров http://www.stihi.ru/2011/12/15/8900 .
Как говорится, "и мир тесен, и слой тонок".


Рецензии