Эксплуатация -человека человеком-

Я рассматриваю вопрос эксплуатации исключительно потому, что в самом пропагандистском мировоззрении – марксизме – он занимает положение особого жупела, которым пугают больших детей и совращают их на добровольное рабство на благо знающих «истину» хозяев мира.

В марксизме под эксплуатацией человека человеком понимается изъятие у работника той части произведенного им продукта и, следовательно, стоимости, которая произведена исключительно благодаря средствам производства, принадлежащим капиталисту. Например, спицами вязальщица вяжет за день 1 пару носков и зарабатывает на этом 1 доллар.  А предприниматель предложил ей работать у него на фабрике не спицами, а на вязальном станке, благодаря чему она стала вязать по 10 пар носков в день с общим доходом вязальщицы и капиталиста 10 долларов в день. Понятно, за 1 доллар работница работать к капиталисту не пойдет, но и капиталист не оставит ей весь доход (10 долларов). Так что в результате распределения прибавочной (благодаря средствам производства) стоимости – 9 долларов – работница получит за свою работу, например, 1 доллар дополнительно (а в сумме 2), а капиталист поимеет 8.

Так вот, с точки зрения Маркса и его последователей, 8 долларов, которые присваивает себе капиталист, есть безнравственная ЭКСПЛУАТАЦИЯ капиталистом вязальщицы. По убеждению марксистов, 9 долларов прибавачной стоимости (помимо 1 доллара – стоимости не механизированного труда) созданы исключительно вязальщицей и поэтому должны целиком принадлежать ей. Три огромных тома своего «Капитала» Маркс написал исключительно для доказательства того, что вязальный станок и 8 долларов прибавочной стоимости, присвоенной капиталистом, вязальщица должна у капиталиста экспроприировать, или попросту отнять силой!

И вот такое – СИЛОЙ! – решение отношений между людьми Маркс, а за ним и сотни миллионов его последователей считают СПРАВЕДЛИВЫМ. И это несмотря на то, что отношения между вязальщицей капиталистом были ВЗАИМНО ДОБРОВОЛЬНЫМИ!!! Без капиталиста вязальщица вязала одну пару носков в день. Капиталист предложил ей использовать принадлежащий ему вязальный станок и при этом по сравнению с ручным трудом он пообещал вдвое увеличить доход вязальщицы! Плохо ли?!

Если вязальщица сочла, что капиталист собирается ее объегоривать, «эксплуатировать», то она была вправе (в либеральном обществе) отказаться от сотрудничества и могла продолжать себе зарабатывать по 1 доллару в день, а капиталист либо поискал бы другую вязальщицу (и, скорее всего, нашел бы, ибо желающих при тех же затратах труда зарабатывать вдвое больше хоть пруд пруди), либо, если таковых вдруг найти не удалось бы, сел бы за станок сам и за милую душу в одиночку зарабатывал бы столько же, сколько 10 вязальщиц.

В мирном, либеральном обществе дальнейшее развитие событий могло быть и другим – например, вязальщица сама придумала бы и построила свой вязальный станок. Возможен и пятый-десятый вариант, но в любом случае общество развивалось бы и, главное, люди не убивали бы друг друга.

Однако мирная жизнь является неразменной ценностью далеко не для всех людей. Не знаю, откуда растут ноги у зависти – то ли из животной агрессивности, то ли из обостренного эгоизма, но у многих народов это качество распространено чрезвычайно. И рассмотренная выше вязальщица не откажется от «унижающего ее человеческое достоинство» сотрудничества с капиталистом, нет. Но, держа за пазухой камень, начнет уговаривать других вязальщиц отнять у капиталиста не только станок, не только его богатства, но и саму его жизнь! И вот что удивительно: капиталист им противостоять не может! Оказывается, пролетариат сильнее его, ибо их, люмпенов – тьма, а капиталистов, умеющих строить станки или организовывать производство, единицы...

Ну да развивать модель пролетарской революции я здесь не буду. Мне важно показать, что существуют ДВЕ справедливости. Первая, как теперь говорят, «по понятиям»: если сила на моей стороне, то любое мое решение по делению-распределению общей или общественной собственности является справедливым. Вторая: любое решение, которое стороны приняли добровольно и не вводя друг друг в заблуждение, является СПРАВЕДЛИВЫМ, и ни о какой «эксплуатации человека человеком» речи здесь быть не может!

Вообще-то говоря, это еще вопрос, кто кого эксплуатирует (хищнически): капиталист рабочих или рабочие капиталиста. Первое возможно лишь при госкапиталистической диктатуре – когда, как в СССР, рабочим запрещено открывать собственное дело и у них нет иной возможности, кроме как работать на капиталиста-хозяина. Второе – когда рабочие своим давлением на капиталиста опускают его норму прибыли ниже средней. Это в конце концов приводит к тому, что капиталист лишается возможности развивать свое производство нормально и национальная экономика в целом деградирует.

При отсутствии насилия (т.е. при взаимно добровольных отношениях) эксплуатация человека человеком есть не что иное как использование ими друг друга: ты – мне, я – тебе. А попытка марксистов бросить тень на капиталиста в его взаимно добровольных отношениях с рабочими вызвана исключительно завистью: почему это он, подлец, имеет больше, нежели рабочий? Ну а кто мешает рабочему самому стать капиталистом (при наличии-то в обществе свободы)? Не сразу, конечно! Сначала лет десять поработать ремесленником-единоличником, «пахать» с утра до вечера да при этом не шиковать. За это время сколотить первоначальный капитал и... в путь!

Конечно, первоначальный капитал может быть создан и преступным способом. Но тогда такому капиталисту нужно ставить в вину не то, что он живет богаче других, а то, что преступник – вор, жулик и т.д. Однако противники капитализма обвиняют капиталиста не за это, а за то, что он живет лучше других!..

Вообще-то эксплуатацию человека человека с использованием принуждения, а тем более насилия правильно было бы называть иным термином. Например, КАБАЛОЙ. Человек, оказавшийся в крайне бедственном положении в связи с болезнь, несчастным случаем, стихийным бедствием и т.п., поставленный на грани жизни и смерти, готов пожертвовать всем, лишь бы вырваться из беды. И вот здесь стервятники не упустят шанс поживиться на чужой беде! Однако это не эксплуатация и не использование человека человеком, а самое настоящее мародерство!

...У моей соседки черепичная крыша обильно покрылась лишайником и по этой причине стала протекать. Пришли шаромыжники и предложили ликвидировать лишайник за... 50 000 франков! Соседка посчитала, что это вчетверо дешевле, нежели заменить всю черепицу на новую, и согласилась. А когда она поделилась своей «выгодной» сделкой с нами, мы ей объяснили, что химикат от лишайника не может стоить столь фантастически дорого. На другой день она убедила рабочих снизить ситоимость работ до 7 000 франков. (Но когда через несколько дней я заглянул в магазин, то оказалось, что химикат стоит всего... 200 франков!) А ведь могла бы заплатить и все 50 000! Эксплуатация? Нет – мародерство на невежестве!...  (Ну а как лечить людей от невежества, вопрос отдельный.)


Рецензии
Кстати, о пиратах... Справедливо - это когда, не разделить награбленное между ними, а пиратов на рею, а деньжата вернуть хозяевам или в случае их смерти их семьям.

Руся Русич Лукоморский   14.12.2014 01:37     Заявить о нарушении
По справедливости оно, конечно, так, но в послевоенной России пираты (как и воры) наделялись духом романтики - в знак противопоставления реальному социализму. Тем более, что задачка-то была антисоветская - ведь о приватизации коммунистической собственности заикаться было нельзя!..

Виктор Сорокин   15.12.2014 00:36   Заявить о нарушении
Этим духом всё настолько ....., что я даже не знаю когда выветрится и выветрится ли вообще.

Руся Русич Лукоморский   15.12.2014 00:40   Заявить о нарушении
Такие эксперименты над целыми народами обычно играют в злую шутку с отсрочкой во времени.

Руся Русич Лукоморский   15.12.2014 00:42   Заявить о нарушении
"Этим духом всё настолько ....., "

Те, кто в 60-х пели песни про пиратов, были людьми миролюбивыми и мечтали об эмиграции.

Виктор Сорокин   29.12.2014 23:26   Заявить о нарушении
Я о шансоне, а не о бардах. Моё взросление проходило в 80-е и я видел со школьной скамьи, что для большинства героями были уголовники ( помню даже мода была такая - фуфайка, кепка и драповые штаны в полоску) и блатные песни, и только небольшой процент слушал Визбора. Мне повезло я вовремя соскочил и мне не пришлось пересесть с школьной скамьи на другую, а затянул меня туризм, спелеология, горы, но это было потом... вначале было слово)

А отсрочка проявила себя во всей красе в 90-тых, когда Робин Гудом считал себя каждый бритый пацанчик в спортивных штанах и золотой цепурой на шее.

Я всегда вспоминаю притчу из Нового Завета: " и насадил Бог виноградник...и оставил вместо себя других...и зарос виноградник терником"

Так всегда с хорошими идеями, всегда найдётся тот, кто захочет их применить во зло или подменить понятие, или придумать ещё какую термоядерную мегабомбу.

Руся Русич Лукоморский   29.12.2014 23:43   Заявить о нарушении
Интересно, и в моем детстве - 40-50-е - героями были воры. (Кстати, оттуда и Высоцкий вырос.) Тогда это было первым и малоопасным противопоставлением коммунистической диктатуре.

Виктор Сорокин   02.03.2015 22:27   Заявить о нарушении