Критерий справедливости

Увы, понятие справедливости является одним из самых мистических явлений в человеческом сознании. Положение было бы несколько легче, если люди знали хотя бы признак справедливости. Поэтому я начну с него. Но предвариительно мне хотелось бы очертить пространство отношений, к которым имеет отношение справедливость.

За полвека размышлений на эту тему во всех случаях, когда вставал вопрос о справедливости, я отмечал, что он касался лишь распределения общественного продукта или общественной ценности. В самом простейшем случае это была приватизация однородной коллективной собственности – например, дров.

Вспоминаю случай из детства. Нужно было 8 кубометров дров разделить между четырьмя их владельцами «поровну», т.е. справедливо. Так вот, всегда, даже когда 4 кучи дров разыгрывались по жребию, обязательно находился обиженный и, соответственно, виновник несправедливости.  Оно и понятно: с точки зрения каждого, среди четырех куч была наибольшая, которая, согласно вероятности, доставалась не ему.

Этот пример наводит на мысль, что какое-либо решение, затрагивающее интересы группы лиц, считается справедливым, если все члены группы ДОБРОВОЛЬНО признают его таковым (или если никто не возражает против этого решения). Да вот вопрос, как обеспечить такое признание?

В 1974 году журнал "Наука и жизнь" предложил решить такую задачу: богатство, награбленное десятью пиратами, нужно распределить между ними так, чтобы все сочли распределение справедливым (предполагается, что никто из пиратов не имеет приоритета перед остальными). Ответ давался такой: сначала десятую долю выделял первый пират, затем из остатка девятую долю отделял второй и т.д., но окончательное присвоение куч осуществлялось в обратном порядке: первым из десяти куч выбирал десятый пират, потом девятый и т.д.

Так вот, у такого распределения есть сразу два порока: последний пират имеет явое преимущество перед остальными (ибо, с его точки зрения десять куч явно не равноценны и он выбирает себе самую ценную), а кроме того, некоторые ценные вещи достаются не тому, кто ценит их наивысшим образом. Ну и кроме всего прочего такое распределение невозможно для большого коллектива.

Первое мое решение было чисто математическим – оно учитывало ценность каждой вещи отношение в глазах каждого пирата. Решение, найденное с помощью математических методов оптимизации, сводило к минимуму численный дисбаланс между присвоенными богатствами каждого из пиратов. С объективной точки зрения, такое распределение было самым эффективным. Однако полностью справедливым назвать его нельзя. Во-первых, хоть небольшой, но дисбаланс оставался, а во-вторых, каждый пират был недоволен тем, что значительную часть своего решения он вынужден был доверить чужому "дяде" – пусть и научно обоснованному, но навязанному извне алгоритму распределения (или математику).

К счастью, вскоре я нашел и второе решение, в котором математическую работу брал на себя каждый из пиратов. Алгоритм такого распределения выглядел так: сначала нужно выпустить вспомогательные деньги (которые через тринадцать лет отцы постсоветской "перестройки" В.Найшуль и А.Чубайс окрестят "ваучерами", ни разу не упомянув о моем решении, с которым они были ознакомлены) и все их распределить поровну между пиратами, а затем в заранее извещенном порядке продать вещи с аукциона. При таком механизме распределения общественного богатства ни у кого из пиратов нет никаких логических оснований упрекнуть кого бы то ни было из своих товарищей в несправедливости распределения, ведь в случае очевидно неудачного присвоения все претензии нужно предъявлять только к самому себе: плохо разбираешься в ценностях, в конкурентах и аукционной политике (и потому – учись!).

Самое же удивительное состоит в том, что механизм АУКЦИОНА обеспечивает справедливость и при распределении любых иных общественных ценностей! Так, работу нужно предоставить тому из возможных работников, кто согласится выполнить ее за наименьшую оплату (естественно, при гарантии требуемого качества). 

Важно отметить, что для непогрешимой работы института справедливости необходимо, чтобы аукцион применялся при распределении любых общественных ценностей без исключения. Если же распределение какой-то их части осуществляется монопольно, то распределение и всех остальных ценностей будет несправедливым. Так, если вам не позволят участвовать в аукционе работ, то вы понесете определенный убыток в вашем доходе и, следовательно, при покупке вещей в аукционе вы будете ущемлены по сравнению с теми, кто получил работу на привилегированных условиях.

В развитых либерально-демократических странах создание себе привилегии в аукционе считается преступлением. В случае приватизации общественной собственности СССР в качестве самого действенного способа создания себе привилегии власть имущие использовали экономическую безграмотность населения. В результате свои приватизационные чеки (ваучеры), эквивалентные двум легковым автомобилям, большинство граждан продавало за бутылку водки.

Более чудовищная несправедливость произошла в случае приватизации жилья. Вместо того, чтобы предоставить гражданам РАВНОЕ право на жилище (следовательно с равной рыночной стоимостью) власть имущая элита присвоила себе элитное жилье (которое занимала), рыночная цена которого в десятки раз превышала среднюю. В итоге вся элита, не ударив палец о палец, вмиг стала миллионерами.

И наоборот, если поразмышлять, то во всех случаях несправделивости мы обнаружим монополию на распределение, а в общем случае – насилие в той или иной форме. Таким образом, если распределение общественной (или коллективой) ценности было осуществлено без какого-либо насилия и с помощью честного аукциона, то квалификация такого распределеня как несправедливого есть не что иное, как низкая зависть.

=============

Вся книга здесь: http://proza.ru/2008/04/08/460


Рецензии
"считается справедливым, если все члены группы ДОБРОВОЛЬНО признают его таковым (или если никто не возражает против этого решения)"

Это компромисс. Справедливость не ищет признания, она скорее режет по живому... без компромиссно! Справедливость - это не равный делёж, равный делёж - это функция честности. Справедливость - это функция достоинства. Отсутствие достоинства у людей и вызывает паралич справедливости.

Приватизация была заведомо несправедлива, а "справедливые" ваучеры - фикция.

Прихватизация - это честный аукцион? Если бы, как минимум, каждый ваучер был именным без права его перепродажи то... и то, это было бы не справедливо, в виду того, что разные госпредприятия имели разную ликвидность и перспективы развития. К тому же не было обеспечено... Хотя, что это я, Вы и так всё прекрасно знаете)))

Руся Русич Лукоморский   13.12.2014 00:42     Заявить о нарушении
Моё нахальное замечание.Существует закон самосохранения и так называемая
кормовая цепочка.На этом фоне рассуждения о справедливости и равноправии
бессмысленны.Сама история этому пример.(Если звучит грубо, прошу меня
извинить)

Борис Сазонов   13.12.2014 13:58   Заявить о нарушении
"На этом фоне рассуждения о справедливости и равноправии
бессмысленны"

Какое-то время назад было бессмысленно говорить о самолётах и космических спутниках... могли сжечь на костре, а в некоторых племенах было бессмысленно говорить о том, что каннибализм - это плохо... вас бы попросту съели.

Руся Русич Лукоморский   13.12.2014 14:24   Заявить о нарушении
Мы убивали друг друга в пещерах. Занимаемся этим запуская в космос
корабли и копаясь в генетическом коде. Прогресс правда, всё же есть в
средствах, дубина это одно, а ядерная бомба это надёжнее.

Борис Сазонов   13.12.2014 20:14   Заявить о нарушении
А как же самосохранение и кормовая цепочка?

Руся Русич Лукоморский   13.12.2014 21:20   Заявить о нарушении
Инстинкт самосохранения отвергает справедливость,а в цепочке: трава, червяк, я, вы и ....
Вокруг вас тысячи личностей у каждой есть представление о справедливости
в центре этого представления стоит "Я"

Борис Сазонов   14.12.2014 09:25   Заявить о нарушении
"Приватизация была заведомо несправедлива".
- Но она могла быть справедливой! К тому же, если бы особым преимуществом наделили бы изобретателей (коих тогда в Росси было хоть пруд пруди) и организаторов производства, то всех ужасов перестроичного времени можно было бы избежать.

Виктор Сорокин   15.12.2014 01:15   Заявить о нарушении
Б.Сазонову.
"Существует закон самосохранения и так называемая кормовая цепочка.
Да, идеальной справедливости в голодное время добиться трудно, но про агитацию за нее нельзя забывать никогда. Народ же оказался в полном неведении относительно приватизации.

Виктор Сорокин   15.12.2014 01:19   Заявить о нарушении
Б.Сазонову.
"Мы убивали друг друга в пещерах. Занимаемся этим запуская в космос корабли и копаясь в генетическом коде. Прогресс правда, всё же есть в средствах, дубина это одно, а ядерная бомба это надёжнее".
- Если ничего не делать, то ничего сделано и не будет. А если делать - гарантии тоже нет, но вероятность все же выше нуля.

Виктор Сорокин   15.12.2014 01:25   Заявить о нарушении
Б.Сазонову.
"Инстинкт самосохранения отвергает справедливость".
- Это у животных. И то не всегда - http://www.proza.ru/2008/06/08/41

Виктор Сорокин   15.12.2014 01:41   Заявить о нарушении
Похоже я увлёкся рассуждениями но "Разве мать не отдаст за ребёнка родного
двух чужих, чтобы свой видел солнечный свет?"

Борис Сазонов   15.12.2014 08:45   Заявить о нарушении
Пример на пределе сознания. Тех, кто такие сцены строит в реале, надо к стенке (я не о Вас!). Пример: садизм Путина в отношении братьев Навальных, или в отношении Ходорковского, или в отношении Пусси-Риот..

Виктор Сорокин   02.03.2015 22:31   Заявить о нарушении