Никос Казандзакис. Искушение апокрифами
Почти Евангелие, кроме Казандзакиса, писали многие авторы. Вот лишь короткий список: «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, «Посторонний» Альбера Камю, «Война конца света» Варгаса Льосы, «Евангелие от Иисуса» Жозе Сарамаго, «Иуда Искариот» Леонида Андреева. В той или иной степени авторы хотели показать свою историю Великого Мученика.
Предисловие к роману Казандзакис заканчивает словами: «Эта книга не является биографией. Это — исповедь борца. Публикуя ее, я выполняю свое предназначение, предназначение человека, который много боролся, много страдал и на многое надеялся в этой жизни. Я уверен, что любой свободный человек, прочитав эту книгу, полюбит Христа больше и чище, нежели раньше». В итоге же роман был внесен Ватиканом в Индекс запрещенных книг, а самого Казандзакиса после смерти православная церковь (а Никос был православным) запретила хоронить на городском кладбище; в итоге он был погребен за пределами Ираклиона – своего родного города.
Такая реакция христианских церквей была достаточно предсказуема. Дело в том, что Казандзакис основал свое повествование не только на Библейском каноне Нового Завета – он также использовал некоторые апокрифы – тексты, не признанные на Вселенских соборах. В романе и Христос, и Апостолы, и особенно Иуда показаны в непривычном для изучающих Новый Завет виде.
На протяжении века (или нескольких веков) до появления Иисуса приходило много пророков, которых считали Мессиями, которые учили иудеев, и которые за это были распяты. Читая пророчества Ветхого Завета люди понимали, что уже появляются знаки, приближающие приход Мессии, и каждый новый распятый приближал иудеев к спасению.
Когда же начал учить Иисус, когда он начал исцелять калек и воскрешать мертвых, и когда глас вопиющего в пустыни Иоанна Крестителя – нового Пророка Исайи – призвал Иисуса, тогда уже не оставалось сомнений, что Мессия пришел.
Христос называется в Библии как камень, который отвергли строители, и который сделался главою угла. Христа можно действительно представить как некий камень, в которого вошли лучи всех предыдущих лже-Мессий, объединившись в распятии, и из которого лучи Истины преломились и вышли с другой стороны в виде множества новых учений. Эти учения, искажаясь сквозь [тусклое гадательное стекло], были записаны в евангелиях (благовествованиях), посланиях и апокалипсисах (откоровениях). Для более «правильного» толкования учения Иисуса были отредактированы четыре Евангелия и остальные книги Нового Завета, которые и вошли в Библейский канон церкви, созданной Апостолом Павлом. Остальные книги были уничтожены, лишь немногие были спрятаны и спасены таким образом, а учения, расходившиеся с единственно верным учением, ушли в тень, стали тайными – гностическими.
В «Последнем искушении Христа» Иисус описывается как простой (но от рождения необычный) человек, которому присущи все людские страхи и желания, стремления и мечты. Иисус так бы и остался обычным человеком, если бы в возрасте 12 лет он, находясь с родителями в Иерусалиме, не начал учить старейшин и учителей Слову Божию. Некий Дух сошел на Иисуса, и маленький мальчик перестал быть собой, и говорил то, что слышал – то, что ему нашептывалось неизвестным голосом.
Также на Иисуса периодически нападали приступы эпилепсии – болезни, которая всегда считалась одержимостью бесами, и именно из-за нее Иисус долго не мог понять, кто же с ним говорит – Бог или дьявол. Иисус до конца боролся со своими видениями и голосами, до конца не принимал Господа.
Достаточно непривычно в романе представлены Апостолы. Иуда является самым близким другом Христа, ведь он – бесстрашный зелот, который сражается за независимость Израиля от Рима. Иуда, в отличие от остальных Апостолов, которые в книге показаны трусливыми и непостоянными учениками, всегда обнадеживал и поддерживал Иисуса. Ну а в конце книги Иуда по просьбе Иисуса и из-за своей любви к Иисусу, и из-за любви к Израилю, предает Иисуса, и, таким образом, позволяет сбыться пророчествам, о которых писали Пророки. А ведь действительно, если Иуда сделал то, что должно было случиться (на вопрос, был ли прав Лютер в своем учении о Провидении, Иисус мог бы ответить так: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»), и если из-за него мир оказался спасенным от греха и смерти, то Иуда уж никак не может быть в Аду. Иуда, как и Авраам, выполнял волю Господа, принося в жертву Христа, как и Исаака. Слова Летова из известной песни могут и должны оказаться пророческими: «Но Иуда будет в Раю, Иуда будет в Раю, Иуда будет со мной…»
«Последнее искушение Христа» было написано в 1955 году, гностический апокриф «Евангелие Иуды» (Кодекс Чакос), написанный на коптском языке, был найден в 1978 в Египте и опубликован в 2006 году. Сам же папирус методом радиоуглеродного анализа датируется 220-340 гг. Самое же раннее упоминание об апокрифе относится ко 2 веку н.э. – в трудах Иринея Лионского и Епифания Кипрского. Так вот, в этом апокрифе черты Иуды и остальных Апостолов во многом совпадают с теми чертами, которые и были описаны в романе Казандзакиса. Вот лишь несколько цитат из апокрифа:
1) Ответил Иисус, сказал:
- Ты станешь тринадцатым и будешь проклят остальными поколениями;
2) Ты же превзойдешь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты
принесешь в жертву.
3) И они встретили Иуду, они сказали ему:
- Что делаешь здесь ты?! Ты ученик Иисуса!
Он же ответил согласно их желанию. И Иуда взял деньги, он предал им Его.
В 1988 году был снят фильм, в основу сюжета которого был положен роман Казандзакиса (Никос Казандзакис написал сценарий к фильму). Режиссер картины Мартин Скорсезе снял в огромной степени рельефный фильм: в нем, как и в романе, создается атмосфера присутствия и соучастия тем великим событиям (и складывается удивительное ощущение, что так всё именно и было!) – как это обычно и получается с произведениями магического реализма.
Естественно, фильм был скандальным, боты от церкви высказывали обвинения в богохульстве – ведь в последних сценах Христа ждало его последнее искушение.
Свидетельство о публикации №114121310470