Конфликт между человеком и обществом

Конфликт между человеком и обществом

Социализм обуздывал людей, подавлял их собственнические стремления, противоречащие интересам общества, - общества, стремившегося формировать только коммунистическое мировоззрение и предполагавшего, что путем принуждения и убеждения, навязывая людям самые лучшие формы будущего, смогут получить желаемые результаты. Отсюда с субъективной точки зрения и неприятные впечатления о нем, которые всплывают до сих пор. Социализм ограничил деньги, сузил сферу их действия в жизнедеятельности индивидов. А это у людей, воспитанных веками на товарно-денежных отношениях и понимавших свободу как свободу отношений собственности, породило неслыханную жажду денег, жажду обогащения, но в рамках индивидуальной деятельности и индивидуального потребления, направленных против общества.
 
Такая «жажда» могла сложиться только в обществе с общественной собственностью на средства производства, где все принадлежало обществу, а люди только трудились, чтобы иметь необходимые средства к жизни. И самое главное здесь - это то, что люди впервые отделились от общества и взаимодействовали с ним как индивиды. Индивидуальное четко было отделено от социального, личное от общественного, и их границы были строго очерчены. И каждый знал «свое», « мое» и «общественное». И интересно вот что. В то самое время, когда человек, таким образом, был отделен от общества, были уверены, что люди и общество придут к гармоническому отношению, в то время как, напротив, как раз создавалась пропасть между ними. И этого в советском обществе не восприняли. И эта пропасть создавалась деньгами и развитием самого богатства, стоявшего над людьми. Какая же гармония здесь могла развиваться между богатством, создаваемым общественным трудом, и людьми, так или иначе стремившимся присвоить этого богатства? Может ли сложиться гармоническое отношение между обществом и личностью вообще? Этот вопрос нигде еще не был решен. Ибо общество - это богатство, которое как раз развивалось само по себе через людей. А люди же, в зависимости от своего положения в этом обществе, присваивали этого богатства. Господствующие классы ( а в советском обществе элита) просто персонифицировали это богатство, а трудящиеся просто производили этого богатства. И распределялось оно в зависимости от статусов и места каждого, занимаемого в обществе. А социализм просто хотел этого богатства сделать всеобщим и установить справедливое распределение. До сих пор в сознании людей "справедливость" ассоциируется именно с этим пониманием. Здесь и речи не было о личности и об отношениях людей между собой, которые были просто материальными отношениями. Здесь устранялись отношения собственности как отношения общественные. А отношения между людьми остались материальными, собственническими. А о человеческих отношениях между людьми еще никто не задумывался. Социализм лишь отделил общества от людей, и сделал это при помощи государства. И тем создавал социальные условия для нового развития людей. Общество, ассоциирующееся с богатством и его распределением, и общество как общество людей - это две разные эпохи
В капиталистическом обществе такой границы не было. Здесь каждый был вплетен в собственность, в общественные отношения. Классы и социальные группы здесь знали свое место, и за их пределы не выходили. Каждый здесь мог стать собственником, иметь свой магазин, на крайний случай лавку, бар, создавать свое предприятие. То положение вещей, когда все это было привилегией господствующих классов, ушло в прошлое. Любой рабочий мог быть акционером и стать совладельцем собственности компании. Люди находились в экономических отношениях друг с другом, были слиты со своей деятельностью. Стало быть, они вообще себя не отделяли от экономических и социальных категорий, стало быть, и от общества. А социализм их отделил от этого общества и тем разъединил их, разобщил, привязав каждого к деньгам.
Тем самым социализм впервые отделил людей от общества и тем предоставил их себе, наделил каждого приобретаемыми статусами, званиями и степенями. И они впервые могли относиться друг с другом, как им заблагорассудится, но уже не как лавочники, бармены и собственники. А социальные же различия, воспроизводившиеся на основе разделения труда в обществе, полностью разрушены сегодня и заменены понятием «владелец денег», то есть статусы и профессий становятся чем-то внешним, в то время как деньги становятся основополагающей категорией. Здесь впервые развивались чисто денежные отношения, только которые или возвышали людей, или унижали в полной зависимости от того, как люди их делали. И поскольку «делать деньги» было не привилегией каких-то классов, а всеобщим отношением, доступным каждому, то деньги сравняли всех. Они и их размер стали единственными «экспертами» людей. Анализируя социализм, я не нашел ничего, что бы не сводилось к этому. И не случайно люди с высоким энтузиазмом разворовывали и растаскивали «ничейную» общественную собственность, прикрываясь законами и незаконно. В советском обществе люди в «обогащении» соревновались скрытно. Такое возможно было только в стране Советов. И это скрытое затем просто получило открытую форму. Невозможно излечить болезнь, которая протекает скрытно, она должна быть вскрыта и обнаружится. Теперь она обнаружилась. И если люди не будут ее лечить сознательно, сами, то за них это сделает история, разложив владельца денег. Тогда мало кому поздоровится. Жажда обогащения, сложившаяся здесь, - это беспрецедентная страсть, страсть разрушения, всеми правдами и неправдами оправдывающая себя как необходимость только в период распада.
Только здесь возможна была названная особая форма жажды обогащения, которая, превратив человека и все его отношения к миру в деньги, тем самым впервые породила дух разрушения и тем человека превратила в слепого разрушителя, поставив его на зыбкую почву и превратив его на этой основе в чисто временное и умирающее существо. Тем самым именно она поставила задачу уничтожить эти деньги и освободить человека от их власти. Капитализм же к этому приходит только вслед за нами. Капитализм еще будет ослепляться и мучительно умирать. И если они поймут, как умирал капитализм в постсоветском пространстве, то они поймут, как они умирают и как должны себя спасти.   
Таким образом, индивидуальная деятельность впервые отделяется от общественной системы благодаря власти денег. И последняя противопоставляется первой, то есть стремлениям индивидов противопоставляются интересы общества, противостоящие им как внешняя, принудительная сила. Отсюда деньги становятся политическим инструментом для управления производством и людьми. И хотя на сознательном, идеологическом уровне считалось, что все это направлено на осуществление идеальной конструкции коммунизма, в действительности все зримо и незримо устремлялось на то, чтобы изменить природу человека. Смысл этого в следующем.

Социализм, таким образом, отделив людей от средств производства и жестко ограничивая деньги, подавляет и коренным образом преобразовывает одну из характерных страстей человека, порожденную капитализмом и движущую им – страсть к обогащению. И превращает ее в чисто индивидуальное стремление и тем подрубает корень капиталистического производства, его побудительные силы, сделав эту страсть массовым, всеобщим на основе роста благосостояния людей. Просто нужно иметь в виду, что в капиталистическом обществе, в домонополистический период, страсть к обогащению была слепым стремлением буржуазии как класса. В этом смысле это стремление, будучи экономической категорией, была принудительной экономической силой - машина для создания прибавочной стоимости. Теперь, напротив, это стремление индивидуализировалось в обладании деньгами и стало всеобщим. И в этом виде она уже свертывает мир.
Но особенность этого положения состояла в том, что людей в условиях социализма объединяли коллективы, государство как  общественные формы. И люди, в конце концов, должны были разрушить и их и тем разъединиться. Эта жажда обогащения, будучи чисто индивидуальным стремлением и порождением денег, принимая массовую форму, выступала мощной разрушительной силой, и она же свидетельствовало, что данному строю пришел конец. И нас теперь не интересует, сколько эта система будет влачить жалкое существование без корней или без крыльев.
Но что делать с этой страстью, ставшей массовой, и куда с ней пойти? Очевидно, она характеризовала общества, была внутренней побудительной силой, стимулировала людей к труду. Став же индивидуальной, она просто стала разрушать. Именно эта жажда, порожденная социализмом и стремительно развивавшаяся с распадом социализма, на втором этапе кризиса – в период распада владельца денег, как раз подавляется и ограничивается как массовое стремление в результате накопления денег в руках отдельных людей. И самое большое, к чему может привести это движение – это образование элиты, которая уже не просто свертывает мир, как это делали монополисты в эпоху империализма, а разлагает его в полном смысле этого слова. История, таким образом, в свое время отделила людей от средств производства, сосредоточив его в руках считанных людей. Теперь она деньги сосредоточивает в руках небольшого количества людей. И таким образом она на этом этапе просто бессознательно отделяет людей от денег, тем самым всем показывая, куда они должны идти, чтобы спасти себя от катастрофы.
Это отношение человека к миру сложилось как объективное отношение, которое уже не могло пойти назад и возродиться на капиталистической основе. Это было самой большой ошибкой, которую допустили люди советского общества и за которую они до сих пор расплачиваются дорого.
Если бы все обстояла иначе, тогда социализм в истории не имел бы никакого смысла, и тогда действительно его можно было бы отбросить на свалку как «роковую ошибку истории».


Рецензии