Под Маской Разбор 23 Александр Носачев

Дамы и Господа!
Леди и Джентльмены!
Герои и Героини!

Возобновляет работу наша самая замаскированная публика этой площадки.
Перед Вами - очередное стихотворение и еще один Автор, который желал бы ознакомиться с Вашими мнениями относительно его стихотворения.
Что касается меня - комментировать я, разумеется, буду, но заранее предупреждаю смельчаков: на этот раз у нас очень многа букафф! Готовьтесь. Но только не говорите, что "длинных стихов Вы не читаете". Если Вы их пишете - извольте. (На всякий случай напомню, что "Евгений Онегин", "Витязь в тигровой шкуре" и сонеты Шекспира в совокупности еще длиннее)

Итак, напоминаю: высказаться имеет право любой желающий. Можно сделать это открыто, в виде рецензии под произведением, можно - анонимно. В этом случае текст рецензии направляется на электронную почту
natikodgan@mail.ru

Ведущий выставляет тексты, не называя имени уважаемого Рецензента. Герой под Маской может общаться с рецензентами через ведущего, а может дождаться конца обсуждения, выйти, раскланяться, всем представиться и прокомментировать."Критика критиков" в нашей рубрике приветствуется. В спорах, надеемся, родится истина - и Автор, и Рецензенты, и ведущий почерпнут что-то для себя.
Напоминаем о корректности обсуждений. У нас сознательно нет "штатных рецензентов", чтобы все - и Герой, и эксперты - были в равных правах и могли аргументированно возразить друг к другу. Следует помнить, что человек, вышедший открыто спросить Вашего уважаемого мнения, имеет право рассчитывать на то, что это мнение Вы изложите корректно и по существу. Рецензенты также вправе рассчитывать на то, что Герой не вызовет на дуэль всех и каждого после завершения обсуждения: делать разбор стихотворения - тоже ответственность.
Надеюсь на взаимное уважение всех сторон - и можно приступать к обсуждению.

А теперь - сами стихи.
Да, чуть не забыла: за поимку Героя в Маске приз угадавшему - 500 стихобаллов. Версии можно отправить на электронную почту ведущей - будет засчитан верный ответ, который по времени поступит раньше.

ВНИМАНИЕ!!!
Герой в Маске устанавливает личный приз - 300 баллов за угадывание имени художника (с обоснованием)

/анонс Натико/
/фото из Интернета/
/стихотворение из электронной почты, размещается согласно желанию Автора/
________________________________________________________
_____________________________________
______________________

Автор ждет общие замечания к стихотворению, замечания по композиции, определение жанра. В стихотворении введена полифоничность (или мультиритмика...) - как такое воспринимается.

p.s.
Как читается "Затвердел лица овал"?

_______________________


Портрет

 

I.

 

Мастерская светом полнится,
Подиум, мольбертов ряд;
Без пяти минут художники
За мольбертами стоят.

Свет и цвет, рисунок, тени…
Мастерства почти пять лет
Начинающие гении
Набирались в ремесле.

Но в горячих спорах яростных
Об искусстве – смысл и цель –
Правда, резкая и разная,
Провела водораздел.

Братство, общею скреплённое
Кровью злых военных лет,
В стычке мнений, в непреклонности,
Вдребезги – возврата нет.
 
Время мирное, но в поиске
Света истины святой
По живому голос совести
Бритвой режет: враг и свой.

Не ремесленник-халтурщик,
Выжига, делец, фирмач,
Политический ловкач
Или просто конъюнктурщик,
Он – художник, мой герой.

И в сомнениях, исканиях –
Жар и хлад, добро и зло –
В нём рождалось осознание,
Понимание пришло…

 

II.

 

На исходе цикл; натура
Утончённо хороша:
Профиль и анфас, фактура,
И на вид совсем не дура, –
Необычность типажа.

Полотно давно написано,
Но томится ум и дух:
Есть портрет, – и всё зализано, –
Безупречен, ладен, сух.

Мастерский, а чарования,
Сока жизни всё же нет;             
Что ж, долой все колебания, –
Будет и другой портрет!

Он рутиной осторожною
Сыт по горло, и бедой
Развернулся холст – тревожною,
Грозовою синевой.

Так в окопах, в ожидании
Боя, в миге тишины
Ощущается дыхание
Жизни, смерти – и войны.

Бой – так бой, и с жаркой страстностью
Кисть бросается в полёт:
Только главное, не частности, –
Остальное подождёт!

Всё, что думалось, что мучило,
Злой бессонницею жгло,
Обнаженною, искрученной
Правдою на холст легло.

Не зализанностью ровною –
Смелой щедростью мазка,
Проницательной, любовною, –
И тверда, быстра рука…

Облик скучный, даже безразличный,
Виденный до тошноты,
Вывернулся страшной, непривычной,
Грязною изнанкой красоты.

В ней, за маской наработанной,
За фасадом без лица,
Строй души увидел подлинный –
Серость… пустота… гнильца.

Ради истины без жалости
Вскрыл души её изъян:
Жить хотела, даже в малости
Не платя по векселям.

Мало счастья в жизни встретила –
Где уж, всё себе одной;
Под глазами тень отметила
Нездоровой желтизной.               

Грязь палитры к грязи жизненной
Без раздумия пришлась,
А в глазах неизгладимая,
Мрачно-серая, глубинная
И голодная тоска.

Не по хлебушку, хоть бледность
Матовая на лице –
Нет любви, а так хотелось,
Нет любви – вокруг не те.

Молода, но повидала   
Всякое, из всех мастей;
Нет любви, а так искала,            
Нет любви – вокруг не те.

Было время, нежной девочкой, –
Чистой, доброй, – ты была;
Синенькой красивой ленточкой
Мама косу заплела.

Материнскою заботою
Каждый ласкан завиток,
И повязан мягкий, шёлковый,
Светлый, в цвет волос, платок…

Годы шли, уже пожарищем
Радость детских именин;
Губы ярко-вызывающе
Окунулися в кармин.

Чью-то жизнь сжигала попросту,
Не ценя ни слёз, ни слов;
И не раз вязанку хвороста
В жар костра бросала вновь.

И улыбки нет доверчивой, –
Затвердел лица овал,
Редко ямочки беспечные,
Взгляд высокомерным стал –

Жёстким, цепким, без тепла.
У виска же голубая               
Жилка тонкая, живая
Беззащитно пролегла…

Звонок… кругом в молчании толпится
Весь курс… и робость, тишина на лицах:
Незавершённый, но портрет живёт
И смотрит – так, что биться сердце, биться
Тревожно начинает и зовёт
Бежать… кричать… искать… стремиться…

 

III.

 

Сеанс закончился; кокетливо натурщица,
Прихорошившись, подошла.
Взглянула, вздрогнула и зло сощурилась…
Потом, поникнув, прочь пошла.

Её портрет живой жестокой правдою
Как зеркало души, и отражалось в нём
Всё, что таила, что скрывала, прятала,
Себе порой не признаваясь в том.

Домой вернётся – там пустынно и темно;
Без сил заплачет, рухнув на кровать,
Без милости, и будет лишь в окно
Луна бесчувственно и холодно сиять.

Урвать кусочек дармовой могла,
Вихрь удовольствий закружить спешила,
От жизни счастье чашей полною ждала,
А жизнь всё била, била, била… била.

И знает Бог один, нужна ли так была
Та правда, что Художник ей поведал:
Не принесла душе спокойного тепла,
Ни исцеления, ни тишины, ни света…

Но если в истине добра недостаёт,
Она крушит, как нож от гильотины;               
И холод красоты бичом сечёт –
Нещадно-равнодушно – до кончины;
И яркий свет безжалостный всё жжёт,
Лишь пепелище оставляя и руины……


Рецензии
Здравствуйте, всем! Попробую внести свою лепту в обсуждение. Не буду сейчас говорить об идее, уже много сказано на этот счёт интересного, позволю себе несколько замечаний как раз по технике, о том, что цепляет, а где-то и режет глаз.
Ну, на мой взгляд - стихотворение затянуто, особенно 1-ая часть, не имеющая особой сюжетной нагрузки. Но больше всего, что не понравилось, что расстраивает - это постоянная смена размера! В принципе, если автор не делает это специально, то это считается поэтической ошибкой (и на многих конкурсных площадках такой сбой не принимают на конкурсы и пишут в правилах приёма).
В первой части, к примеру -

Мастерская светом пОлнится,
Подиум, мольбертов ряд;
Без пяти минут худОжники
За мольбертами стоят.

И вдруг сразу -

Свет и цвет, рисунок, тЕни… (не хватает одного слога)
Мастерства почти пять лет
Начинающие гении
Набирались в ремесле...

И далее -

...Время мирное, но в пОиске
Света истины святой
По живому голос сОвести
Бритвой режет: враг и свой.

И далее опять другой размер. Зачем?

Не ремесленник-халтурщик, (не хватает слога)
Выжига, делец, фирмач,
Политический ловкач
Или просто конъюнктурщик, (не хватает слога)
Он – художник, мой герой...

Добавление пятой строчки - не здорово, и с чем рифмуется "герой"? Ни с чем. С предыдущим катреном? Со словом "свой"? Странно.
А далее опять прежний размер. Зачем так скакать?
Я бы сделала как-то так (навскидку) -

Не ремесленник - халтурщик он,
Выжига, делец, фирмач,
Лепит тупо коньюктурщину,
Политический ловкач...

Во 2-ой части опять та же история - смена размера -

На исходе цикл; натУра
Утончённо хороша:
Профиль и анфас, фактУра,
И на вид совсем не дура, –
Необычность типажа.

Полотно давно напИсано,
Но томится ум и дух:
Есть портрет, – и всё залИзано, –
Безупречен, ладен, сух.

То есть пятая строчка - то нет, то один размер - то другой, это как-то неряшливо, незаконченно, как будто не доделано, а набросано в черновике. В смысле техники - ну просто хочется этот стих доработать, обточить, улучшить...

"Мастерский, а чарования,
Сока жизни всё же нет..."

Есть "очаровываться", есть "чаровница", есть "очарование", есть даже "чары", а вот "чарование" - такого слова нет.

Вот как-то так. Ну ладно, больше распространяться не буду, автора распознать не пытаюсь, даже отдалённо в голову не приходит, кто бы это мог быть.

С уважением, ваша Тата.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 08:41     Заявить о нарушении
Есть слово "чаровал", в поэтической речи употребляется.
Может быть
"Точный, а очарования,
Соки жизни всё же нет"...

По поводу перемен ритма спорить не буду - не по праву, хочу только сказать, что я лично такие перемены в ритме и восприняла как художественный прием. И укороченная строка - такая же часть "ритмической игры" в данном случае.
На конкурс он вряд ли подойдет из-за большого количества строк, Татьяна. Разве что на конкурс больших произведений. Но мне кажется, игра с ритмом правомерно. Остальное обсуждается, думаю, Герой отреагирует в электронной почте.
Спасибо за такой подробный разбор ритмического рисунка, Тата!
Будем рады приветствовать на других обсуждениях.

Натико   25.12.2014 09:14   Заявить о нарушении
Ух ты ж! Я уже хотела стихотворение убирать в наш архивчик, сборник "Под Маской", а тут такие рецензенты пришли)))

Натико   25.12.2014 09:15   Заявить о нарушении
Натико, конечно, мы пока не знаем, менял ли автор размер специально или по недосмотру, в пылу творчества такое бывает, но обычно - если это делают специально, для какого-то усиления или эффекта - то, согласитесь, делают это как-то ритмично, последовательно. На передаче "Вечерние стихи" как-то известный критик Ольга Воронова даже остановила автора и переспросила, специально ли он менял размер, тот (конечно, а что он ещё скажет, кто бы сомневался, подтвердил, что мол специально), в общем, там, на передаче, признанные мэтры и мастера поэзии (коих я очень уважаю и прислушиваюсь) считают постоянную смену размера в течение одного стиха - недопустимым, поэтической ошибкой. И, учась на этой передаче, я когда-то очень хорошо и априори это усвоила. И мне лично ОЧЕНЬ такое явление не нравится. (Может, потому что я бард, всю жизнь пою, пишу песни, занимаюсь музыкой, мне это как бы режет слух.) И я считаю это недоработкой, невнимательностью автора. Но это моё личное мнение. Вижу, многие читатели, в отличие от меня, на это не очень и обращают внимание. А я воспринимаю, как красную тряпку. (И не только я.) Единственный раз в жизни я использовала в стихе разный размер (до сих пор жалею), но гармонично, симметрично, тогда в этом есть смысл! (Не сочтите бога ради за рекламу, просто как пример - http://www.stihi.ru/2013/04/18/7679)
Оххх, что-то я разволновалась. Ну да ладно. А ведь вообще не собиралась писать!!! Просто прочитала ради интереса. И вот не удержалась.
В любом случае, автору будет полезно всё это прочитать, подумать, а может - он и откликнется на мой призыв урегулировать размер? Кто знает...
А стих интересный, надо отдать должное. Вот как-то так.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 09:51   Заявить о нарушении
Герой, конечно же, откликнется, я выставлю его ответ, но от себя могу сказать, что в данном случае, мне кажется, ритм привязан к содержанию. Меняется он не сюжетно и не в зависимости от частей (первая, там, вторая), а в зависимости от хода мыслей персонажей или чтобы выделить какой-то вывод, ударную смысловую часть.
Примерно так.

А задумка, конечно же, интересная... После Вашей рецензии я лично обратила более пристальное внимание на начало. Про то, кем приходится быть художнику, чтобы выжить: "делец, фирмач, политический ловкач, выжига". И тут приходит к нему дама, на которой его просто настигло вдохновение, оказавшееся в тот момент никому не нужным - ни ему, ни ей. Ему - потому что гениальные картины всегда прославляются "когда-нибудь потом" в качестве "портрета неизвестной". А ей - а ей-то зачем, так, одно расстройство. Автор уловил подлинную трагедию, и это важно.

Натико   25.12.2014 10:39   Заявить о нарушении
По поводу ритма: обратите внимание, воспоминания меняются, и ритм меняется. Он привязан даже не к сюжету, а к моменту, который в данную минуту переживают герои стихотворения. Не думаю, что это сбой или ошибка.
Спасибо за подробную рецензию, Татьяна! Подождем реакции нашего Героя, она непременно будет.

Натико   25.12.2014 10:40   Заявить о нарушении
Да, согласна. И жутко любопытно узнать, кто же это.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 10:42   Заявить о нарушении
Да, кстати, "полнится - художники" - не очень-то рифмуется.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 10:44   Заявить о нарушении
Герой на этот раз зашифровался, даже версий никто не высказывает

Натико   25.12.2014 11:05   Заявить о нарушении
И всё-таки залезла в учебники стихосложения. Одна из выдержек на эту тему:
"Использование разного размера (количества стоп) иногда позволяет создавать и разные ритмические рисунки. Важно только, чтобы в строках количество стоп было одинаковым и систематизированным, то есть чтобы все строфы были написаны по ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ же схеме."

Касаткина Татьяна   25.12.2014 11:08   Заявить о нарушении
Колесников? Репин? Бровтман? Но явно мужчина.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 11:22   Заявить о нарушении
Версии приняты, Татьяна)))

Натико   25.12.2014 11:36   Заявить о нарушении
Заинтриговали.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 11:39   Заявить о нарушении
Дык не я - Герои интригуют! Я ж только версии принимаю, дело маленькое, знаете ли)))

Натико   25.12.2014 11:41   Заявить о нарушении
Ах, не томите, Натико! Скоро ли развязка?

Касаткина Татьяна   25.12.2014 11:43   Заявить о нарушении
...а вот версия, что за художник и картина подразумевается, уже одна высказалась.

Натико   25.12.2014 11:43   Заявить о нарушении
От Героя зависит, Татьяна. Может и вообще не выйти - правила это допускают. Тут нет сроков...

Натико   25.12.2014 11:44   Заявить о нарушении
А-а... Понятно.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 11:49   Заявить о нарушении
Иногда быстро выходят, иногда - небыстрое дело, как получится, тут я диктовать не могу.
Но если выйдет - Ваши версии приняты и будут учтены обязательно

Натико   25.12.2014 12:02   Заявить о нарушении
Ну хорошо, будем ждать.

Касаткина Татьяна   25.12.2014 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.