Медитация на мысли Василия Розанова 698

"Все политики, радикальные и не радикальные, как равно "учащаяся молодежь" и та огромная по массе доля русской политики, которая примыкает к ней, руководит ею, вдохновляет ее, - изумительно не психологична, не спиритуалистична. Я скажу более и смелее: она удивительно не лична, мало несет лица в себе и сама невосприимчива к лицу человеческому. Как это произошло, очень понятно. Подобно тому, как врач вечно вращается около рецепта, вечно озабочен рецептом, и от этого нет ничего реже, как встретить во враче глубокого биолога, с интересом и чуткостью к тайне, загадке и внутреннему закону организма и жизни, так точно и политики, вечно озабоченные проблемами массовой жизни человечества, вечно ищущие рецептов для уврачевания классовых, сословных, государственных, социальных ран, и не смотрят на лицо, и не интересуются им, просто не видят его. Для них человек - не душа и не биография, а только "единица социального строя", штифтик великого органа, развивающего социальную музыку. И только. Встречаясь друг с другом, они нисколько не интересуются прошлым друг друга, а только читают "флаг" нового встречного человека и, смотря по этому флагу, или пропускают встречного в "друзья" свои, или становятся во враждебное к нему отношение. Флаг, - и не более, не глубже. Самые слова "друзья", "дружба" совершенно не применимы сюда, и это не по аскетическому вовсе мотиву, как предполагают и утверждают, не от того, что "для великих политиков умерло ничтожество дружбы", - вовсе нет. Мотив гораздо проще, жизненнее и - увы! - огорчительнее: они не способны к дружбе, они слишком психологически бедны, бесцветны, безличны для нее, ибо дружба есть великая связь двух резко вычерченных индивидуальностей, дружба невозможна без богатого развития индивидуализма, и "расцветает" обычно только там, где есть свободные и спокойные условия для роста лица человеческого, для роста характера человеческого, не в смысле крепости, закала, а в смысле особливости, отступления от общей нормы, уединения от общей нормы. Всего этого нет в суете, шуме и опасности политики."
  Василий Васильевич Розанов "Черный огонь"

С интересом и с чуткостью к тайне -
Мы всё чаще - видим - одно -
Что всех слепит нас - не случайно -
Скрыв - идеей - "святое лицо"*!

*О святости лица говорили многие. Цицерон называл лицо зеркалом души. К сожалению, уже с начала своего развития люди, собираясь в многочисленные стада, стали приобретать черты странного и чудного механизма, в основе своей лишенного индивидуальности и светлости человеческой души. Особенно эти тенденции резко расширились в 20 веке, когда человек ощутил во всем мироздании некую программу, заложенную во всё живое на земле, и в космосе, и с этого момента, еше большего открытия чудес науки, человек испытал глобальное потрясение, как и недоверие к миру, в котором он и сам существует, зная только малую часть тех законов и правил, которые предопределяют его судьбу! вот с! (-:*


Рецензии