Анатоль Сыс

АНАТОЛЬ СЫС. Великий белоруссий поэт и общественный деятель прошлого века. Судьба свела нас на IX Совещании молодых писателей СССР в Шереметьево в 1989 году. И хотя я сидел в ресторане гостиничного комплекса, где проходило Совещание, за одним столом вместе с ныне известными Дмитрием Быковым и Романом Тягуновым, на тот период чисто по-человечески сблизился только с Анатолем Сысом.
Его комната была прямо напротив моей. Я проживал с какой-то невзрачной парой провинциальных графоманов, которые не пили и не курили. Для меня, конечно, это было невыносимо.
И вот однажды я заметил движение по коридору, уставленному пустыми бутылками вдоль стен. Впереди важно и уверенно вышагивал колоритный детина с засученными по локоть на сильных руках рукавами пиджака. Вокруг была свита человек пять-шесть существенно потщедушней. Это была белорусская группа во главе с Анатолем Сысом.
Не помню как, но я оказался в его комнате, где кроме бутылок и сигарет на видном месте была икона.Сыс пожал крепким рукопожатием мою ладонь, хлопнул меня по плечу и указал на стул.
--- Выпить хочешь, москаль? -- уверенным баритоном спросил он.
----- Конечно! --- ответил я. Стол ломился от закусок и выпивки. Выпивка была разнообразной и дорогой.
----- Ну вот что , Славик, будем после каждой рюмки читать друг другу стихи. Ты согласен? Я кивнул и радостно потянулся за рюмкой. Но не тут-то было. Сильная рука экстравагантного белоруса остановила моё движение. Я замер в недоумении, не ожидал такого порядка действий.
---- А ну , Петрусь, дай-ка нам лист бумаги, --- обратился он на белорусском к кому-то из своих.
---Вот, Слава, давай пиши расписку мне о том, что как только у тебя будет возможность, ты Смоленск отдашь белорусам, --- и подвинул ко мне лист с авторучкой.
----- Напишешь расписку я тебя буду поить весь срок совещания, а приедешь ко мне в Минск и там напою.
Был я молод, тоже шутлив, искренен и хотел выпить, так как беден совсем уж на тот момент оказался, -- вот я и написал расписку, что как к власти приду, отдам Смоленск Белоруссии.
Анатоль обрадовался, как дитя, засучил рукава своего пиджака повыше и мы начали гулять.
В углу, перед иконой, стояли трое из свиты Сыса молодых поэта на коленях и всё время молились за нас с ним. Так он указал. До конца совещания Анатоль угощал меня и опекал. Если кто залупнётся, мол, сразу ко мне. Но всё обошлось гладко. Мы расстались друзьями. Много с тех пор воды утекло.
И однажды я узнал, что Анатоль Сыс умер. Горько стало мне.
А сегодня вот Анатоль Кудласевич, другой мой бульбашский друг, прислал мне ссылку с фото Сыса.
Посмотрел, попечалился и написал вот этот штрих из воспоминаний.
А в ушах так и стоит знаменитое двустишие Сыса, ставшее уже вс емирно известным; "СТОЮ НА АСФАЛЬТЕ У ЛЫЖИ ОБУТЫЙ!
ТО ЛЬ ЛЫЖИ НЕ ЕДУТЬ, ТО ЛЬ Я ****УТЫЙ!
Написано это было при мне.
Спи спокойно, дорогой брат! Я помню о тебе!
А вот насчёт Смоленска пока даже не знаю,что делать....


Рецензии