Одиссей и волшебница Кирка 17 глава

                17.
               
          
        Долго плыл наш корабль по безбрежному морю.
        И никто не мог помочь моему злому горю.
        Вдруг ещё один остров показался вдали,
        и к нему мы скорее вперёд погребли.
        То был остров Эеи(1), где Кирка (2) жила.
        О её красоте молва в округе слыла.
        Она – дочь Гелиоса(3), чудным был её дар,
        и горят в её доме свечи, словно пожар.
        Разделил я товарищей на две группы людей,
        Эврилох(4) с одной группой пошёл к Кирке скорей.
        У дворца той волшебницы ходили волки и львы,
        гостям руки лизали  и были очень умны.
        Это Кирка смогла тех зверей укротить,
        а иначе живыми людям с ними не быть.
        Увидала волшебница вдруг незваных гостей,
        и позвала их в дом, как радушных друзей.
        Их вином напоила, подмешав в него трав,
        своим жезлом, коснувшись под влиянием чар,
        обратила их в грязных, не умытых свиней,
        сохранив только разум, бросив им желудей.
        Среди них смог спастись лишь один Эврилох,
        лишь его не смогла застать Кирка врасплох.
        Он отстал от друзей на пороге дворца,
        не видал он такого золотого крыльца!
        Прибежал со слезами на корабль Эврилох,
        с ужасом всё поведал и молил, чтоб помог.
        Мы отправились к Кирке, думал я, как помочь,
        ведь уже был закат, надвигалась и  ночь.
        По дороге Гермеса(5) я вдруг повстречал.
        Тот, услышав рассказ, что мне делать сказал.
        Он мне дал чудо корень от Киркиных чар,
        чтобы был мне безвреден её чудный отвар.
        Она, встретив меня, в дом к себе пригласила,
        своим дивным вином меня она угостила.
        Чашу с вкусным вином когда я осушил,
        она жезлом коснулась и сказала: «Как мил!
        А теперь отправляйся в хлев к своим ты друзьям,
        и там с ними валяйся, уподобляясь им сам».
        Я в ответ обнажил из ножен свой меч,
        смертью ей пригрозил и велел: «Не  перечь!».
        «Кто ты?!»,- Кирка воскликнула, удивлённо взглянув.
        «Чарам ты не поддался, вина отхлебнув!
        Ты, наверно, прославленный Одиссей?
        Мне Гермес говорил, что придёшь без затей.
        Спрячь назад в свои ножны ты свой острый меч,
        и я сделаю всё, чтоб тебя уберечь».
        Повелел ей поклясться я клятвой богов,
        и пошёл отдыхать, не сказав иных слов.
        А на утро Кирка устроила пир,
        били всюду фонтаны, играло множество лир.
        И от яств с угощениями ломился весь стол,
        но не ел Одиссей, был печален и зол.
        «Что с тобою такое? Почему ты грустишь?
        Или ты никогда меня не простишь?»
        «Не могу есть и пить без моих я друзей.
        Ты скорей их верни, преврати их в людей».
        И тогда приказала она свиней привести,
        мазью с зельем их смазала и сказала: «Прости».
        Тут же все обратились они снова в людей.
        Заиграла вкруг музыка, стал всем веселей.
        Целый год проживали мы во дворце,
        но настала пора, вспомнил я об отце.
        По родным и по дому я затосковал,
        возвратиться на Родину я им всем обещал.
        Но сказала мне Кирка, что вернёт нас домой,
        если прежде к Аиду я сойду, как герой.
        Там у тени Тиресия(6) мне спросить о судьбе.
        Скажет мне прорицатель, кто поможет в борьбе.
        А от сборов и шума проснулся Эльпеонор(6),
        что на крыше дворца ещё спал до сих пор.
        Он во сне позабыл, как высок был дворец,
        для его юной жизни наступил здесь конец.
        Ненароком упал он на землю с него,
        мы его все оплакивали, и кляли смерть его.

                ***
Примечания:
1.Эея - Эя - мифический остров, по представлению греков, находился на краю моря,
 на дальнем западе.
2.Кирка-Цирцея, волшебница с острова Эя. Дочь Гелиоса и Персы ( Персииды), сестра Ээта. Кирка очистила аргонавтов от убийства Апсирта (см.»Золотое Руно»).
Спутников Одиссея К. превратила в свиней, а его самогогод удерживала на своём острове. Одиссею Кирка родила сына Телегона. В современном  языке иносказательно
цирцея – обольстительная красавица. («Московских франтов и цирцей
/ Привлечь насмешливые взгляды!..»А.С. Пушкин. Евгений Онегин. V11, XXV11.)
3.Гелиос - Бог солнца, сын титана Гипериона и Тейи, брат Селены и Эос, отец Фаэтона и Гелиад. У Гомера к трём богам – владыкам мирового пространства
(Земля, Небо, Вода) прибавляется Гелиос - всевидящее божество.
В классическую эпоху Гелиос - бог солнечного света, исцелитель слепых и карающий слепотой. С V в. до н.э.Гелиоса отождествляли с Аполлоном.
Гелиос каждое утро с востока выезжает в колеснице, запряжённой  четвёркой быстроногих огнедышащих коней, и вечером спускается в Океан на западе. Ночью Гелиос объезжает землю в челноке, чтобы вновь возвратиться на восток.
4.Эврилох-Еврилох – родственник и спутник Одиссея.
 Он единственный сохранил человеческий облик и не был превращён волшебницей Киркой  в свинью. Позднее на острове Тринакрия Е. уговорил своих товарищей заколоть священных быков Гелиоса и тем навлёк гибель на себя и на других.
5.Гермес-  3.Гермес (Гермий, Эрмий)– сын Зевса и плеяды Майи и олицетворял могучие силы природы, посланец Богов, который  в своих крылатых сандалиях облетел весь мир.
6.Тиресий - сын Евера и нимфы Харикло, отец Манто, знаменитый слепой прорицатель, имя которого связано со сказаниями об Эдипе и другими мифами фиванского цикла. Тиресий юношей увидел двух змей и убил одну их них, оказавшуюся самкой, после чего он превратился в женщину. Через семь лет Т. вновь убил змею – самца, и
к нему вернулся прежний пол. Зевс и Гера задали Т. вопрос, кому любовь приносит больше радостей – мужчине или женщине. Т. ответил, что женщине, и Гера,
разгневавшись, ослепила его. По другому мифу, Т. ослепила Афина, которую он увидел купающейся. По одной из версий, Т. ослеп, так как открыл людям тайны
богов. В ответ на мольбу матери Т., Харикло, боги, которые уже не могли вернуть Т. зрение, наделили его даром понимания языка птиц и дали ему посох, который
сам указывал верную дорогу. Зевс наделил Т. даром превращения и даровал ему долгую жизнь,  равную семи (или девяти) человеческим жизням. Т. жил от времени Кадма, основателя Фив, до падения города. Предвидя грядущее, Т. открыл Эдипу его происхождение, во время похода  Семерых против Фив предсказал, что фиванцы победят, если царь Креонт принесёт в жертву богам своего сына Менекея.
Во время похода эпигонов Т. предложил заключить перемирие и оставить город.
После падения Фив Т. отправился к Дельфийскому святилищу и по дороге умер. После кончины Т. по милости Персефоны сохранил в царстве мёртвых разум.
В гомеровском цикле мифов Т.  предрёк  Одиссею, сошедшему в Аид, что героя постигнет смерть вне моря и из моря (Одиссей погиб от раны,  нанесённой копьём,
имевшим  наконечник из плавника ската). Образ Т. часто встречается в греческой литературе ( трагедии Софокла «Царь Эдип», «Эдип и Колоне», «Антигона», Еврипида
«Вакханки»,  гимны Каллимаха) и искусстве.


Рецензии