Календарь поэзии. 7 декабря

Сегодня - НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ литературного и культурного значения:

7 декабря 1860 года умер русский публицист, историк, лингвист и поэт, сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, один из идеологов славянофильства Константин Сергеевич Аксаков.

7 декабря 1910 года (24 ноября по ст.ст.) в Вышнем Волочеке, Тверской губернии родилась Екатерина Александровна Фурцева — советский государственный и политический деятель; секретарь ЦК КПСС (1956-1960), министр культуры СССР (с 1960); депутат Верховного Совета СССР третьего-пятого, седьмого-восьмого созывов. Прошла путь от ткачихи фабрики «Большевичка» до члена Президиума ЦК КПСС. Скончалась 24 октября 1974, в Москве.

7 декабря 1919 года было присвоение звания Академический театр Большому, Малому, Художественному в Москве, Александринскому (теперь - имени Александра Сергеевича Пушкина), Мариинскому и Михайловскому (теперь - имени Модеста Петровича Мусоргского) в Петрограде.

7 декабря 1922 года в редакции журнала «Молодая гвардия» прошла встреча пролетарских писателей, от которой ведется отсчет времени РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей).

7 декабря 1958 года начал работу I Учредительный съезд писателей РСФСР.

**

Константин Сергеевич Аксаков (29 марта [10 апреля] 1817, с. Ново-Аксаково, Оренбургская губерния — 7 [19] декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

В селе Аксаково (или Ново-Аксаково) провёл первые девять лет своей жизни. В 1826 году подростком его отвозят в Москву. В 1832 году пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом словесного отделения (факультета) Московского университета. Профессорами на нём были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырёв, только что вернувшийся из-за границы. Словесность преподавал профессор П. В. Победоносцев, отец будущего обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.
Кружок товарищей К. С. Аксакова состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, И. Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассека, Белинского. В середине 1830-х годов к ним добавились Грановский, Боткин, Тургенев, Катков.

В 1837 году, в связи с отъездом Станкевича за границу распался его кружок и Аксаков примкнул к иному кружку — славянофилов: А. С. Хомяков, Киреевский, Ю. Ф. Самарин. В 1838 году Константин Аксаков отправился в Берлин. Здесь Константин влюбился в цветочницу, однако чувства не были взаимными и он на всю жизнь остался холостяком.

Аксаков, прежде всего, спорщик, полемист. Ему не свойственно быть и думать «как все». Не случайно его лингвистическая деятельность начинается «критическим разбором» (как тогда называли рецензии) грамматики Белинского (1838). Вышедшая позже грамматика Буслаева тоже была страстно и критично «разобрана» Аксаковым (1859).

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1852 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьёй Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобождённая Москва».

В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобождённая Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящён «Опыту русской грамматики».

Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря 1860 г.

**

Мой друг, любовь мы оба знали,
Мы оба в сладостном огне,
Друг к другу страстию пылали,
И я к тебе, и ты ко мне.
Царило сладкое безумье,
Лилися слезы, взор горел...
Но наконец пришло раздумье,
Полет любви отяжелел.
Улыбка злая промелькнула,
Извив насмешливо уста;
Она о многом намекнула,
Что впереди. Вдали сверкнуло...
Свет новый озарил места.
Счастлива ты, моя подруга,
Что так же гордо, как и я,
Сосуд любовного недуга
Разбила вмиг рука твоя.
Так, мы не стали дожидаться
Тех вялых бесполезных дней,
Когда любовь начнет скрываться,
Когда обманы нужны ей.
И неспособны мы, как дети,
Одно мечтать, одно любить
И детски в собственные сети
Себя самих всегда ловить.
Смеемся мы теперь с тобою
Над тем, что было счастьем нам.
Разрушен, тешит нас собою
Хвалы когда-то полный храм.

**

Да, я один, меня не понимают,
И людям-братьям я чужой.
Напрасно высказать себя стараюсь:
Для них не внятен голос мой.
Да, я один; так отрекусь от мира,
Свои мечты в себе я заключу,
И пусть, непонятый, в юдоли света
Я жизнь свою пустынно провлачу.
Да, я один; надежды разлетелись;
Не передать, не высказать себя!
Хоть грустно мне, но грусть моя спокойна,
С покорностью свой жребий принял я.
Пусть я один; но чудные мгновенья
Ко мне зато слетают с вышины:
Предчувствия, неясные виденья
И грустные и радостные сны.

**

Я с детства ненавидел хор —
согласный строй певцов.
И согласованный напор
отлаженных гребцов.
И общность наклонённых спин.
И общий водопой.
Живу один. Дышу один.
Плачу одной судьбой.
Один пришёл. Один уйду.
Один спою свой гимн.
А яблоки в моём саду
легко отдам другим.

**

АКРОСТИХ

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя;
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою.

**


Рецензии